Научная статья на тему '2011. 03. 026-027. Риторика униженных и оскорбленных'

2011. 03. 026-027. Риторика униженных и оскорбленных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСТЫ ИНДИЯ / НЕПРИКАСАЕМЫЕ ИНДИЯ БОРЬБА ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ИНДИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 026-027. Риторика униженных и оскорбленных»

государства. Режим в перспективе встретит и идеологические проблемы: если нет реального контроля, то и идеология - это пустая оболочка. Помощь международных организаций, от которой все больше зависит КНДР, имеет оборотной стороной усиление потока информации из внешнего мира. За период голода произошло снижение сложности в экономике и государственных институтах Северной Кореи. Необходима системная реорганизация, которую режим может не пережить.

Таким образом, по мнению Хабиба, происходит упрощение механизма управления. Тоталитаризм - сложная форма социальной организации, которая мобилизует людей с помощью многочисленных институтов, направляемых из центра страны. Чтобы поддерживать это, необходима достаточно большая база ресурсов, и когда она сокращается, то должна сократиться и сложность системы. В случае с Кореей «упрощение» уже происходит de facto. Неизбежное сокращение сложности системы может произойти тремя путями: 1) распад государства на более мелкие политические единицы; 2) лишение доступа к ресурсам определенной части населения (и именно этим путем и идет сейчас Северная Корея); 3) реформирование системы с предоставлением больших политических свобод для населения. У режима КНДР нет возможности избежать сокращения ресурсов, как и нет возможности провести реформы из-за косности системы.

А.А. Лисицына

2011.03.026-027. РИТОРИКА УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ.

2011.03.026. GORRINGE H. Resounding rhetoric, retreating rebels: the use and impact of militant speeches in Tamil Dalit movements // Contemporary South Asia. - Abingdon, 2010. - Vol. 18, N 3. - P. 281-292.

2011.03.027. WEBB M. Success stories: rhetoric, authencity, and the right to information movement in north India // Ibid. - P. 293-304.

В последние несколько десятилетий, отмечает Х. Горриндж (Эдинбургский ун-т, Шотландия), далиты (неприкасаемые) в самом большом южноиндийском штате Тамилнаду сумели организоваться в движение против кастовой дискриминации. В 80-е годы их протест выражался в демонстративных прогулках по улицам, традиционно считавшимся улицами высоких каст, в требованиях об-

служивания в чайных наравне с представителями других каст, в нарушении предписаний ритуальной чистоты: они, например, могли зайти на территорию храма.

Спонтанные выступления со временем вылились в популярное движение далитов за гражданские права «Пантеры освобождения». «Мы должны уметь давать сдачи, это не насилие, это справедливость», - таково было выраженное устами их лидера, Тхирумавала-вана, всеобщее мнение неприкасаемых, лишенных права голоса в кастовом обществе.

В Южной Индии движение неприкасаемых за гражданские права началось несколько позже по сравнению с другими частями Индии, но сразу бурно и противоречиво - для борьбы за общегражданские права, преодолевающие кастовость традиционного общества, приходилось сплачиваться на кастовой основе, а кроме того -не поддаться искушению «лингвистического национализма», широко распространенного особенно в Южной Индии и представляющего всех тамилов детьми их матери-земли, которые на основе родного языка должны слиться в любви и лояльности к родине. Правда, однако, состоит в том, что разные социальные слои общества, выходцы из разных каст говорят практически на разных языках, и тамили высших каст просто недоступен низшим.

Наиболее распространенная практика борьбы «Пантер освобождения» - агитация и пропаганда, эмоционально-взрывные рассказы в основном на три темы: «об ужасах, о войне и о счастливом завершении какого-либо предприятия». Ужасы - рассказы о зверствах и жестокости со стороны представителей других каст в отношении отдельных неприкасаемых (изнасилования, убийства, истязания, другие преступления против личности); рассказы построены так, что у их слушателей вскипает праведный гнев, они не в силах помочь, но они готовы на протест. Так называемые рассказы о войне - повествования о противостоянии неприкасаемых как группы всем остальным, не только кастам, но и правительственным чиновникам, о покушениях на их собственность, землю, и о бездействии чиновников. Истории «со счастливым концом» обязательно заканчиваются моральной победой борца за дело угнетенных; «счастливым» конец считается даже тогда, когда герой погибает, но получает награду в виде общественного признания.

«Пантер освобождения» часто упрекают в том, что они мало делают, а больше занимаются пустой риторикой, но такая оценка, по мнению Горринджа, не совсем справедлива. Они, может быть, и не «дают сдачи», но на своих митингах собирают массы слушателей, формируют некое новое самосознание неприкасаемых. Впрочем, автор находит и минусы в формируемом риторикой «Пантер» новом самосознании. Это - ментальность жертв, работающая от обороны; это отодвигание женщин на второй план в борьбе за гражданские права; и наконец - направленные на непосредственную живую аудиторию, одни и те же положения риторики «Пантер» часто воспринимаются по-разному, из них делаются разные практические выводы, порой приводящие к расколу единства далитов.

Так называемые «счастливые истории» всплывают в статье другого британского автора. О принятом в октябре 2005 г. в Индии законе «О праве на информацию» как средстве борьбы за свои права пишет М. Вебб (Сассекский ун-т, Великобритания). Закон сразу же получил массу сторонников в лице социально активных граждан, знакомых с современными средствами передачи информации (например, Интернет), в которых они публиковали истории успешного применения закона о праве на информацию. Оказалось, что в извечном противостоянии аам адми (простого человека, народа) и бабу (начальства), особенно в случаях поборов, взяток, нецелевого использования отпущенных средств, закон действует на стороне народа. Так, группа «Паривартан» («Перемена») - делийская группа сторонников закона - рассказала о том, как потерявший продовольственные карточки поденный рабочий Нанну смог быстро восстановить их, потребовав от чиновников докладывать ему и чиновнику из проверяющей организации, как продвигается его дело. Другой пример успешного применения закона приводит базирующаяся в Раджастане группа «Маздур кисан шакти сангатхан» («Рабоче-крестьянская сила»): 70 крестьян потребовали документы своего панчаята, из которых они выяснили, что из 146 записанных в качестве произведенных работ 49 - приписки (пять колодцев, семь дорог, шесть начальных школ существовали только на бумаге в отчетах вышестоящим органам о потраченных средствах).

Отмеченная выше практика говорит о новом явлении - своеобразном союзе представителей среднего класса, имеющих доступ к Интернету и СМИ, и социально приниженных слоев общества.

Проблемы последних получают новое (в том числе и языковое, т.к. с местных наречий переводятся на английский и излагаются в связном виде) выражение. При этом важно отметить, что данная практика абсолютно аполитична: властям предъявляются чисто технические требования по выполнению нормативов делопроизводства. Однако не следует думать, что закон о праве на информацию всегда применяется легко и автоматически, со времени его первых успехов практика усложнилась: большой архив успехов собрали его сторонники, но и бюрократия тоже читает их публикации и делает выводы, как обезопасить себя в повседневной практике.

Ю.В. Чайников

ЭКОНОМИКА

2011.03.028-029. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ КИТАЯ И МИРОВОЙ КРИЗИС.

2011.03.028. ПЭЙ ЧАНХУН. Анализ изменений торговой политики и сдвигов в структуре экспорта Китая: 2006-2008 гг.

ПЭЙ ЧАНХУН. Чжунго маои чжэнцэ тяочжэн юй чукоу цзегоу бяньхуа фэньси: 2006-2008 // Цзинцзи яньцзю. - Пекин, 2009. -№ 4. - С. 4-16. - Кит. яз.

2011.03.029. ТЯНЬ МЯО. Влияние мирового экономического кризиса на экспортную торговлю Китая.

ТЯНЬ МЯО. Цюаньцю цзинцзи вэйцзи дуй вого чукоу маои дэ ин-сян // Гоцзи маои вэньти. - Пекин, 2009. - № 9. - С. 12-18. - Кит. яз.

Пэй Чанхун (Институт финансов и торговли Академии общественных наук КНР) (028) отмечает, что со второй половины 2005 г. и вплоть до того, как в сентябре 2008 г. китайская экономика в полной мере испытала на себе воздействие финансового кризиса в США, происходила коррекция китайской внешнеторговой политики. В результате темпы прироста китайского экспорта из года в год замедлялись, структура его претерпела изменения, эти тенденции еще более усилились в первой половине 2008 г. из-за скачка инфляции в Китае. Происшедшие негативные изменения еще более усугубила общемировая рецессия.

В декабре 2004 г. Всекитайское рабочее совещание по экономическим вопросам постановило, что нужно «изменить модель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.