10. Hitler A. Judenparadies oder deutscher Volksstaat // Adolf Hitlers Reden / hrsg.v.E.Boepple. München, 1933. S. 60.
11. Hitler A. Der Zusammenbruch der Novemberrepublik und die Mission unserer Bewegung // Ibid. S. 91.
12. Hitler A. Parlamentariersumpf oder Freiheitskampf // Adolf Hitlers Reden... S. 66; Idem. Die «Hetzer» der Wahrheit! // Ibid. S. l7.
13. Российский государственный военный архив. Ф. 1525. Оп. 1. Д. 11. Л. 11, 7.
14. Rosenberg A. Antisemitismus...// Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd.2. Gestaltung der Idee. Reden und Aufsätze von 1933-1935 / hrsg. T. Trotha v. München, 1937. S. 72; Idem. Der Bolschewismus als Aktion... // Rosenberg A. Blut und Ehre. Bd. 3. Kampf um die Macht. Aufsätze von 1921-1932, hrsg. Т. Trotha v. München, 1938.
S. 372.
15. Rosenberg A. Pest in Russland. Der Bolschewismus, seine Haupter, Handlanger und Opfer. München, 1936. S. 48.
16. Rosenberg A. Deutschland als Bollwerk in euro-paischen Osten // Rosenberg A. Europa und sein Todfeind. Vier Reden über das bolschewistische Problem. München, 1938. S. 5.
Поступила в редакцию 6.06.2008 г.
Artamoshin S.V. The enemy image in Nazi ideology of the Weimar period. The 1920s Nazi ideology was formed under the influence of the First World War consequences and Germany's post-war development. As the enemy image the Jew was thought to be a racist opponent and the Weimar democracy was seen at as a political opponent according to the Nazi ideas of a racist character.
Key words: Nazi ideology, anti-Semitism, racism, criticism of democratic system, German folk state.
КАСТОВЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В ИНДИИ НАЧАЛА XXI в. (НА ПРИМЕРЕ ШТАТА ТАМИЛНАД)
Д.А. Родивилова
Проведенный анализ показал, что на местном уровне в штате Тамилнад разворачивается острое противостояние между средними кастами и бывшими «неприкасаемыми», вызванное укреплением положения последних. Несмотря на предвыборные обещания региональных и общенациональных партий отстаивать интересы бывших «неприкасаемых», в этих конфликтах они редко встают на защиту угнетенных. Таким образом, бывшие «неприкасаемые» по-прежнему остаются удобным «банком голосов», о котором вспоминают непосредственно перед выборами, а не полноценным политическим партнером.
Ключевые слова: каста, политика, панчаят, далит, Тамилнад.
Особенностью индийского общества является наличие кастовой иерархии. Возглавляют кастовую иерархию высшие, или «дваж-дырожденные» касты (в сословной варновой системе - это брахманы, кшатрии и вайшьи).
Самое низкое место в кастовой иерархии занимают бывшие «неприкасаемые», которых также называют зарегистрированными, или списочными, кастами (официальное название с 1936 г., когда колониальными властями был составлен список каст, в отношении которых «чистые» индусы практиковали неприкасаемость), далитами («угнетенные», общепринятое название в научной литературе и средствах массовой информации), хариджанами («дети бога», предложено Мо-хандасом Карамчандом Ганди). Зарегистри-
рованные касты, а также зарегистрированные племена находятся за пределами варновой системы.
Промежуточное положение между высшими и зарегистрированными кастами занимают средние касты, которые в традиционной варновой системе являются шудрами, т. е. земледельцами. Среди них выделяют т. н. «прочие отсталые классы», к котором относят экономически и политически отсталые касты среди средних. В населении страны их доля на 2004 г. составляет примерно 43 % (по данным переписи населения 1931 г. их доля составляла 52 %) [1] . Официальный общеиндийский список «прочих отсталых классов» включает 3743 касты [2]. «Прочие отсталые классы» не являются монолитным
социальным образованием, среди них тоже есть своя иерархия. В Тамилнаде была предложена своеобразная классификация «прочих отсталых классов» с выделением особой группы - «самые отсталые классы». В 1992 г. Верховный суд Индии ввел новое понятие -т. н. «слой сливок» (наиболее экономически благополучные касты среди отсталых, а также их отдельные представители).
Считается, что все четыре варны и, соответственно, относящиеся к ним касты являются ритуально «чистыми», в отличие от зарегистрированных каст и племен, чье прикосновение, а в некоторых индийских штатах, в т. ч. и в Тамилнаде, даже присутствие, оскверняет любого представителя «чистых» каст, т. е. кастового индуса.
Несмотря на развитие рыночных отношений, урбанизацию и распространение западных ценностей, традиционная кастовая структура не прекратила своего существования в современной Индии. Наоборот, каста сумела адаптироваться к новым условиям. Этому способствовало значительное укрепление ее позиций в политической жизни страны. Партии используют касту как «банк голосов» и злоупотребляют ее лояльностью, «замораживая» тем самым кастовую структуру общества. Это неудивительно, т. к. индийская мажоритарная система относительного большинства, предоставляющая до 70 % и более мест партии, получившей всего 30-40 % голосов, практически предполагает использование удобного блока избирателей -касты. Известный ученый Андре Бетейл писал: «Каста безусловно существует в современной Индии. Это можно доказать ее присутствием в политической жизни страны» [3].
Еще в начале 1980-х гг. известный отечественный индолог А.А. Куценков заметил: «Каста - важнейший фактор индийской политики» [4]. С течением времени требуется уточнение - «на региональном уровне». Если на общеиндийском уровне иногда на первый план выходят социально-экономические и другие интересы, отодвигая кастовый фактор на второй план, то в штате каста играет гораздо большую роль, особенно на выборах в панчаяты и другие местные органы самоуправления.
В данной работе мы рассматриваем роль кастового фактора на выборах в панчаяты в 2001-2008 гг. (на примере штата Тамилнад).
Хронологические рамки исследования обусловлены тем, что этот период слабо освоен как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Цель исследования - выявить, насколько велико значение касты как фактора политической борьбы на уровне деревни.
В качестве основных источников при подготовке данного исследования были использованы материалы многочисленных периодических изданий - газеты «Сандей Экспресс», «Индиан Экспресс»; журналы «Индия Тудэй», «Фронтлайн».
Мы неслучайно остановили свой выбор на Тамилнаде в качестве объекта исследования. В 1980-1990-е гг. в Индии началась т. н. «тихая революция» - усиление позиций средних и низших каст в политической жизни, связанное с укреплением их материального благополучия. Известный отечественный индолог Б.И. Клюев писал, что «прочие отсталые классы» свои доминирующие экономические позиции закрепляют в политике» [5]. В Тамилнаде подъем «прочих отсталых классов» произошел гораздо раньше - в 1916 г. началось организационное оформление ан-тибрахманского движения, идеологическим обоснованием которого была идея о том, что брахманы, в отличие от местного дравидийского населения, являются арийцами, пришельцами с Севера. Этому способствовало то, что тамильские брахманы постоянно подчеркивали свое легендарное «арийское» происхождение, и поэтому воспринимались как чужеродный элемент. В итоге это движение достигло больших успехов - небрахманские касты стали важной политической силой. По мнению А. Бетейла, усиление позиций средних каст привело к увеличению роли кастового фактора в политической жизни штата. А. Бетейл писал: «Состав органов власти изменился - по причине резервирования мест, лояльность же по отношению к определенной касте стала главным фактором, обеспечивающим поддержку, или, наоборот, ее отсутствие» [6]. В Тамилнаде до подъема анти-брахманского движения большинство политических лидеров принадлежало к высшим кастам, активизация же средних каст привела к выдвижению лидеров из среды «прочих отсталых классов», которые являлись проводниками интересов своих кастовых общностей.
Численное превосходство «прочих отсталых классов» и ничтожная доля брахманов в населении штата обусловило во многом успех антибрахманского движения. Кастовый состав Тамилнада значительно отличается от общеиндийского: доля зарегистрированных каст и «прочих отсталых классов» в населении штата выше, чем в среднем по Индии - 23,5 и 73,4 % (по другим данным доля прочих отсталых классов составляет 67 % [2]) соответственно (в Индии в целом -18,7 и 32,4 % соответственно), доля же зарегистрированных племен и высших каст, наоборот, гораздо ниже, чем в среднем по Индии - 0,9 и 2,2 % соответственно (в Индии в целом - 9,1 и 38,8 % соответственно) [7].
В Тамилнаде насчитывается примерно 62,4 миллиона представителей «прочих отсталых классов», которые принадлежат к 291 кастовой общности [2]. Доминирующими, т. е. крупными по численности и экономически господствующими кастами, считаются в Тамилнаде тхевары, ваннияры и надары. Они же занимают прочные позиции в политической жизни.
Брахманы в Тамилнаде делятся на смартха брахманов и шри вайшнава, среди которых, в свою очередь, существует большое количество подкаст [6, с. 263-264].
Самыми крупными кастовыми общностями среди далитов в Тамилнаде являются паллары на юге и параяры на севере. Также к далитам относятся саккилияры, арунтхатхя-ры, ватхирияры, параваны.
Особенностью политической жизни Тамилнада является поочередное правление на протяжении практически уже сорока лет Дравида муннетра кажагам (Дравидийский прогрессивный союз, далее ДМК) и отколовшейся от нее в 1972 г. Анна дравида муннетра кажагам, позднее переименованной во Всеиндийскую АДМК (Всеиндийский дравидийский прогрессивный союз имени Ан-надураи, далее АИДМК). С тех пор, как на выборах 1967 г. ДМК одержала победу над Индийским национальным конгрессом (далее ИНК) и стала правящей партией в штате, ни одной общенациональной партии (ИНК, Бха-ратия джаната парти - далее БДП), Компартия Индии (далее КПИ), Компартия Индии (марксистская), ни разу не удалось получить власть в Тамилнаде.
Идеологической платформой ДМК и АИАДМК является антибрахманизм. К концу XX - началу XXI вв. эти партии уже не столь последовательно занимают антибрах-манские позиции, доказательством чего может служить присоединение в 1998 г. АИАДМК к альянсу в Центре, возглавляемому общенациональной партией высококастовых индусов БДП. Известные английские исследователи Л.И. и С.Х. Рудольфы отметили: «После этого основатель антибрахманского движения Перияр наверняка перевернулся в своей могиле» [8].
Влиятельной политической партией штата является также Паттали маккал катчи (далее ПМК). Образовавшись в середине 1980-х гг., ПМК сделала ставку на прочный «банк голосов». Им удалось привлечь общину ваннияров, которая раньше поддерживала ДМК. Сотрудничество ваннияров с ДМК было не очень выгодным для них, т. к. эта крупная дравидийская партия старалась представлять интересы всех кастовых общностей, проживающих в штате. ПМК же изначально позиционировала себя как «партия ваннияров». Неудивительно, что ваннияры надеялись использовать ПМК в своих интересах: сразу же развернулась широкомасштабная агитация за причисление ваннияров к «наиболее отсталым классам» и предоставление им на основе этого должностей в государственном аппарате. Но не только ваннияры извлекали выгоду из этого сотрудничества. Лидер ПМК С. Рамдосс превратил свою партию в серьезного игрока на политической арене штата.
Наиболее известной далитской партией в штате являются «Пантеры далитов» (далее ДПИ). Основой их социальной базы выступают далиты северных районов Тамилнада. Главным соперником ДПИ является ПМК, т. к. ваннияры, будучи представителями «прочих отсталых классов», угнетают далитов в северных дистриктах штата.
Практически все политические партии в Тамилнаде (АИАДМК, ДМК, КПИ, КПИ(м) и др.) заинтересованы в голосах представителей средних и низших каст, которые составляют большинство населения. Накануне выборов все политические силы заявляют о необходимости сотрудничества с далитами и их партиями. Манифесты каждой партии полны обещаний после прихода к власти
улучшить жизнь далитов и племен. Но результаты выборов объявлены, портфели в новом правительстве распределены, а воплощение предвыборных лозунгов в жизнь откладывается. Только изучение текущего политического процесса дает возможность понять, являются ли далиты полноценными партнерами или «бывшие неприкасаемые» по-прежнему выполняют роль удобного и безответного «банка голосов».
В 2001-2003 гг. в Тамилнаде участились случаи конфликтов на кастовой почве в деревнях. Как правило, катализатором в данном случае выступает какой-либо формальный повод (победа далита на выборах в местный панчаят, слишком добросовестное выполнение им своих служебных обязанностей, требование далитов разрешить им посещать местный храм на равных основаниях, посещать местную школу или голосовать за того или иного кандидата на всеобщих выборах). На самом же деле причины возросшего противостояния кастовых индусов и далитов в деревнях Тамилнада гораздо глубже и серьезнее. Как уже отмечалось нами ранее, в Тамилнаде брахманы в результате мощного антибрахманского движения первой половины ХХ в. потеряли былое влияние и власть, и их место заняли средние касты. Таким образом, конфликты на кастовой почве разгораются не между представителями высших каст и далитами, а между представителями средних земледельческих каст, или «прочих отсталых классов», и далитами. Они действуют в одной социальной среде, поэтому конфликты между ними по поводу различных привилегий случаются чаще, чем, например, между далитами и представителями вестернизированной элиты. С.Т. Куриен отметил: «Сегодня в Тамилнаде далитов угнетают не высшие касты, а те кастовые общности, которые стоят в кастовой иерархии не на много выше «бывших неприкасаемых». «Прочие отсталые классы», усилив свои позиции, хотят сохранить далитов в том же положении, в котором они были когда-то» [9]. Дело в том, что далиты пытаются захватить хоть некоторую часть политического и экономического пространства страны, покушаясь тем самым на позиции своих «угнетателей». Чем больше прав получают далиты, чем крепче их экономическое положение, тем чаще они встречают упорное сопротивление кастовых
индусов, которые всеми способами стараются сохранить статус-кво. Е.С. Юрлова заметила: «Изменение привычной расстановки кастовых сил в последние десятилетия ХХ в., хотя и незначительное, встретило огромное сопротивление: в деревне заметно обострился конфликт между «чистыми» кастами и далитами» [10]. При этом Тамилнад всегда отличался достаточно строгими правилами в отношении «неприкасаемых». Еще Г.Г. Котов-ский отметил, что ограничения в отношении «неприкасаемых» «...наиболее строгие и
многочисленные на юге страны» [11].
15 августа 2003 г., в день празднования 56-й годовщины обретения Индией независимости, в деревне Чоттатхати (округ Сива-ганга, Тамилнад) глава панчаята, далит, подвергся публичным оскорблениям и избиению из-за того, что «посмел» поднять национальный флаг над зданием панчаята [12]. Данный инцидент в очередной раз продемонстрировал, насколько сильны в Тамилнаде кастовые предрассудки и нетерпимость кастовых индусов к любым проявлениям укрепления позиций далитов.
Особенно сильно кастовые индусы сопротивляются укреплению позиций далитов в социально-экономической сфере. 22 мая 2002 г. в деревне Тхиньям (округ Тиручи, Тамилнад) далита били, оскорбляли и прижигали раскаленным утюгом за то, что он обратился в полицию, не получив по распределению дом, за который заплатил деньги главе панчаята, принадлежавшему к доминирующей касте калларов [13]. 5 сентября 2002 г. в деревне Каундампатти (округ Диндигул, Тамилнад) сельскохозяйственный рабочий-далит подвергся публичному унижению за то, что обратился в полицию по поводу его земельного спора с кастовым индусом [13]. Таким образом, два этих инцидента напрямую связаны со стойким нежеланием кастовых индусов признать право далитов на землю и дом, принять укрепление их социальноэкономического положения.
В Тамилнаде нередки случаи кастового противостояния, связанные с выборами глав местных панчаятов. Как уже отмечалось ранее, чем больше утверждаются в своих правах далиты, тем сильнее сопротивление со стороны кастовых индусов. Несколько десятилетий назад А. Бетейл писал, что «конфликты между кастовыми индусами и дали-
тами в деревенских панчаятах - это реакция на многочисленные уступки правительства далитам» [14]. С тех пор мало что изменилось. По-прежнему деревенские панчаяты -это арена борьбы между далитами и представителями «чистых» каст.
Даже если далитам удается победить на выборах, иногда их полномочия заканчиваются буквально через несколько недель - их вынуждают уйти в отставку. 8 апреля 2002 г. на выборах глав панчаятов деревень Паппа-патти и Кирипатти (округ Мадураи) победили далиты (в этих деревнях пост главы панчаята зарезервирован для представителей зарегистрированных каст) [15]. Через две недели главы этих панчаятов подали в отставку, заявив, что это их собственное решение. Обозреватель журнала «Фронтлайн» С. Висванатхан уверен, что «это часть предвыборного соглашения с кастовыми индусами, чтобы эти панчаяты не функционировали» [15]. После того как в 1994 г. был утвержден пересмотренный Закон о панчаятах Тамилнада и в 1996 г. уже прошли в соответствии с ним первые выборы в местные органы власти, кастовые индусы начали борьбу с резервированием для далитов в панчаятах. Когда стало понятно, что отменить это не удастся, кастовые индусы начали создавать далитам всяческие препятствия в их предвыборной кампании. Например, не разрешали проводить митинги и выступления в тех районах, где проживают кастовые индусы, бойкотировали голосование и даже применяли насилие, не пуская далитов на избирательные участки. В некоторых деревнях округа Мадураи кандидаты от далитов неоднократно не могли оформить вовремя необходимые бумаги из-за угроз кастовых индусов, в результате выборы срывались.
Многие политические партии осудили отставку глав панчаятов деревень Паппапат-ти и Кирипатти. Представители КПИ(м) потребовали провести повторные выборы, обеспечив полную защиту избирателей-далитов и кандидатов-далитов. Генеральный секретарь ДПИ Тхирумавалаван заметил: «Эта отставка продемонстрировала, насколько еще сильны кастовые предрассудки в обществе Тамилнада. При этом правительство штата не защищает основы демократии, покрывает агрессоров, руководствующихся в своих действиях принципами кастеизма» [15].
Но в некоторых деревнях того же округа Тамилнада ситуация с выборами в местный панчаят постепенно меняется к лучшему. Например, в деревне Марутханкуди (округ Мадураи) пост главы панчаята зарезервирован за далитами. С 1996 г. кастовые индусы бойкотировали выборы, протестуя против резервирования для далитов. В 2000 г. далит был избран главой панчаята, но на него сразу же начали оказывать давление с целью вынудить уйти его в отставку. Нынешний же глава панчаята Марутхан Майякришнан, тоже далит, смог выдержать все угрозы и остался на своем посту. Он отметил, что «безусловно, многие кастовые индусы нашей деревни не хотят видеть меня на этом посту, но уже есть и те, кто не желает и моей отставки. К тому же меня поддерживают местные лидеры АИАДМК» [16].
Успешно закончилось и противостояние в деревне Шенбагараман Наллур (округ Ти-рунелвели). Вице-президент панчаята В. Пе-рачи, который принадлежал к доминирующей кастовой общности марава, захватил земли в центре деревни, посадил на ней кокосовые пальмы, а для ирригации использовал питьевую воду из общей системы [17]. Глава панчаята далит Элаварасан сделал публичное заявление, в котором рассказал жителям деревни о действиях вицепрезидента. Затем глава панчаята потребовал освободить захваченные земли. Не дождавшись ответа в течение трех месяцев, глава панчаята обратился с петицией к районному контролеру. Буквально на следующий день деревню посетил заместитель районного контролера, который подтвердил, что земля была незаконно захвачена. После этого визита вице-президент начал угрожать Элавара-сану, заявив, что, если тот не уйдет в отставку с поста главы панчаята, то он его убьет [17]. Но глава панчаята не собирался сдаваться - он провел резолюцию об увольнении Перачи с поста вице-президента за незаконные действия. После этого Элаварасан обратился в полицию и к контролеру для защиты, но никаких действий предпринято не было. Вице-президент вместе со своим братом решил воплотить свои угрозы в жизнь -на главу панчаята было совершено нападение в его собственном доме, с тяжелыми ранениями он был доставлен в больницу.
После этого в дело вмешались представители различных общественных организаций, которые защищают права далитов, и политические партии, возглавляемые КПИ(м). Они составили петицию в Национальную комиссию по защите прав человека, обратились с прошением и к районному контролеру. Только после этого полиция открыла дело. Через некоторое время захваченные земли были возвращены, а все незаконно высаженные на них пальмы срублены. В данном случае да-литу удалось одержать победу, но это скорее исключение, нежели правило. По-прежнему глава панчаята, если он далит, не может нормально выполнять свои функции, постоянно сталкивается с противостоянием других членов панчаята, кастовых индусов. После этого случая член КПИ(м) Р. Кришнан, принимавший активное участие в возвращении деревне ее земель, отметил: «Чтобы главы панчаятов действовали свободно, необходим постоянный контроль со стороны властных структур, особенно, если панчаят возглавляет представитель наиболее угнетенных слоев общества» [17].
Эти события в ряде деревень Тамилнада дали основания для радужных прогнозов насчет усиления позиций бывших «неприкасаемых» в штате. Но последующие инциденты продемонстрировали, что эти надежды не оправдались.
Буквально через месяц после того, как в 2QQ7 г. бедный сельскохозяйственный рабочий П. Джаггайян, принадлежащий к далит-ской касте арунтхатьяров, был избран главой панчаята в деревне Наккаламутханпатти (дистрикт Тирунелвели), его избили до смерти за то, что он отказался выполнить требование вице-президента, кастового индуса, быть главой панчаята только формально [1S].
В том же дистрикте глава панчаята в деревне Марутханкинару М. Серваран, далит, был найден мертвым около своего дома 9 февраля 2QQ7 г. [1S]. Практически сразу после своего избрания он вступил в острую конфронтацию с вице-президентом панчаята, которая принадлежала к кастовым индусам и была намерена вместе со своим мужем сосредоточить всю власть в своих руках. Главе панчаята в данной ситуации предназначалась роль «послушной марионетки».
Десять глав панчаятов, принадлежащих к касте арунтхатьяров, в других деревнях ди-
стрикта Тирунелвели жаловались, что им угрожают кастовые индусы. На одного из них, С. Сандарайя, главу панчаята в деревне Илайярасанентхал, 1 апреля 2007 г. было совершено нападение [18].
С другой стороны, далиты, которые идут во власть, испытывают давление не только со стороны кастовых индусов, но и со стороны самих «бывших неприкасаемых». Зарегистрированные касты не являются единой кастой, среди них тоже существует определенная иерархия. К тому же правительство в центре и на местах и различные политические партии делают все возможное, чтобы расколоть их еще сильнее, превратив их в удобный «банк голосов». Далитов затронул и процесс имущественного расслоения. Еще в 80-е гг. ХХ в. Е.С. Юрлова отметила эти изменения в положении низших каст: «...в их (далитов. - Р. Д.) среде процесс экономического расслоения протекал довольно медленно. И тем не менее в каждом штате в отдельных зарегистрированных кастах уже сформировался узкий слой мелкой буржуазии и интеллигенции...» [19]. Данной точки зрения придерживается и Э.Н. Комаров: «Среди «отсталых» каст и даже среди далитов теперь все чаще появляются более или менее зажиточные сельские хозяева и городские предприниматели, а также интеллигенция. Осуществление социально-экономических преобразований и экономическое развитие страны привело к заметному росту среднего класса. Теперь этот класс пополняется выходцами из невысоких и даже низших каст» [20]. Эти высказывания можно подкрепить и современными данными. Общенациональная газета «Индиан экспресс» в 2006 г. сообщала: «В среде низших каст также, как и в высших, есть свои богачи» [21].
Расслоение среди далитов привело к тому, что они не могут как следует противостоять кастовым индусам и бороться за свои права. К. Парвати была избрана в октябре 2001 г. на второй срок главой панчаята в Му-лайкарайппати (штат Тамилнад), где этот пост зарезервирован для далитов [15]. В течение своего первого срока она столкнулась с противодействием со стороны вицепрезидента, представителя доминирующей касты марава. Но Парвати смогла провести ряд встреч с бедняками из этой касты, рассказала им о своих трудностях и пообещала
действовать в интересах всех людей ее округа независимо от их кастовой принадлежности. В итоге Парвати продолжила выполнять свои обязанности и была переизбрана на второй срок. Но далиты, несмотря на то, что Парвати тоже являлась представительницей зарегистрированной касты, недостаточно поддерживали ее на выборах 2001 г. Обозреватель журнала «Фронтлайн» С. Висванатхан придерживается мнения, что это произошло из-за того, что «она принадлежала к одной из низших каст среди далитов - ватхириярам» [16].
В Шенбагарамане Наллуре глава панчаята Элаварасан принадлежал к одной из низших далитских каст - параярам, и поэтому не мог добиться поддержки от далитов, которые принадлежали к другой касте - паллары [16]. Безусловно, кастовые индусы пользуются этим расслоением среди далитов, манипулируя ими и еще более усугубляя раскол.
Итак, несмотря на распространение системы резервирования, представители доминирующих каст в деревнях делают все возможное, чтобы не допустить «бывших неприкасаемых» до управления. Безусловно, статус «бывший неприкасаемый» абсолютно формален и не имеет никакого отношения к действительности. Проявления «неприкасаемости» сохраняются, особенно в деревнях, приобретая более завуалированную форму. Для кастовых индусов далиты по-прежнему являются ритуально «нечистыми», людьми низшего сорта. Для наиболее консервативно настроенных представителей доминирующих каст невозможна сама мысль о том, что далит будет возглавлять органы местного самоуправления. Мы уже отмечали, что «прочие отсталые классы» более последовательны и жестоки в сохранении приниженного положения зарегистрированных каст и племен, нежели представители высших каст. Это связано не только с тем, что доля высших каст в населении Тамилнада ничтожно мала и их место в деревнях давно заняли доминирующие средние касты. Как известно, наиболее болезненно реагирует на возможную угрозу своему статусу тот, кто обрел его не так давно и ощущает его неполноценность. «Прочие отсталые классы», с одной стороны, укрепили свои позиции в результате антибрахман-ского движения и распространения резервирования, но, с другой стороны, их ритуаль-
ный ранг остался прежним. Такой внутренний конфликт - улучшение материального положения, политическая власть ив то же время одно из последних мест в кастовой иерархии - приводит к стремлению любой ценой продемонстрировать свое превосходство. В данном случае далиты - очень удобная мишень, т. к. только они занимают самые низшие позиции на шкале «чистоты - осквернения». Проблема заключается в том, что ни те, ни другие не могут во всеуслышание оспорить свой ритуальный статус. И далиты, и «прочие отсталые классы» вынуждены сознательно культивировать свое угнетенное положение, т. к. это залог получения различных благ - должности на государственной службе и места в вузе - по системе резервирования. Известный ученый М. Вейнер писал: «В Индии существует движение за социальные изменения, но это не борьба за ликвидацию кастовой иерархии, это использование кастового фактора как инструмента для улучшения своего положения» [22]. При этом получается замкнутый круг - чем лучше социально-экономические условия жизни далитов, тем настойчивее они стремятся получить политическую власть. Соответственно, более ожесточенными становятся конфликты на кастовой почве. Представители «прочих отсталых классов» боятся потерять последнее доказательство своего упрочившегося статуса - запуганных «бывших неприкасаемых». Инициируя столкновения на кастовой почве, они разрешают свой внутренний конфликт.
Таким образом, мы можем отметить, что, несмотря на сильные традиции антибрахман-ского движения, Тамилнад не подтвердил свою репутацию штата, в котором созданы приемлемые условия для далитов и не столь сильны проявления кастеизма. При этом АИАДМК, ДМК и ИНК во время предвыборных кампаний, стараясь заручиться поддержкой зарегистрированных каст, всячески подчеркивают, что они готовы отстаивать их интересы, но, как продемонстрировали приведенные выше инциденты, только КПИ(м) и ДПИ стабильно защищают интересы далитов. Таким образом, для многих политических партий в штате «бывшие неприкасаемые» продолжают оставаться всего лишь удобным «банком голосов», о котором вспо-
минают непосредственно перед выборами, а не полноценным политическим партнером.
1. The Sunday Express. 2006. June 4.
2. Chengappa R., Mishra N., Ahmed F. OBC. Who are they? // India Today. 2006. № 28. P. 38.
3. Beteille A. Caste in Contemporary India // Caste Today / еd. by C.J. Fuller. Delhi, 1997. P. 161.
4. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М., 1983. С. 269.
5. Клюев Б.И. «Сыновья земли» идут во власть // Азия и Африка сегодня. 1997. № 7. С. 31.
6. Beteille A. Caste and Political Group Formation in Tamilnad // Caste in Indian Poliltics / еd. by R. Kothari. Delhi, 1973. P. 267.
7. Mehrotra S. Well-being and Caste in Uttar Pradesh. Why Uttar Pradesh is not Like Tamil Nadu // Economical and Political weekly. 2006. № 40. P. 4262.
8. Rudolf L.I., Rudolf S.H. Redoing the Constitutional Design: from Interventionist to a Regulatory State // The Success of India's Democracy / еd. by A. Kohli. Cambrige, 2001. P. 152.
9. Kurien С.Т. Tamil Nadu's Dalit Saga // Frontline. 2005. V. 22. № 23. P. 70.
10. Юрлова Е.С. Политическая борьба по проблеме позитивной дискриминации // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты: материалы науч. семинара. М., 2003. С. 261.
11. Котовский Г.Г. Социально-экономическое содержание проблемы «неприкасаемых» // Ученые записки ИВ АН: сб. ст. / отв. ред. А.М. Дьяков. М., 1953. Т. 5. С. 81.
12. Viswanathan S. An I-Day experience // Frontline. 2003. № 18. Режим доступа: http://www. frontline.in. Загл. с экрана.
13. Viswanathan S. Preying on Dalits // Frontline. 2002. № 21. Режим доступа: http://www. frontline.in. Загл. с экрана.
14. Beteille A. The Future of the Backward Classes: the Competing Demands of Status and Power // India and Ceylon: unity and diversity. A symposium. Oxford, 1967. P. 113.
15. Viswanathan S. A Setback to Empowerment // Frontline. 2002. № 10. Режим доступа: http:// www.frontline.in. Загл. с экрана.
16. Viswanathan S. Signs of Change //Frontline. 2002. № 16. Режим доступа: http://www. frontline.in. Загл. с экрана.
17. Viswanathan S. One Who Dared to Fight // Ibid.
18. Viswanathan S. Presidents' Plight // Frontline. 2007. № 9. Режим доступа: www.frontline.in. Загл. с экрана.
19. Юрлова Е.С. Кастеизм - фактор политической жизни // Экономическое, социальное и политическое развитие Индии. М., 1989. С. 242.
20. Комаров Э.Н. Политическое развитие независимой Индии. Основные формы, этапы и закономерности // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара. М., 2003. С. 212.
21. The Indian Express. 2006. May 29.
22. Weiner M. The Struggle for the Equality: Caste in Indian Politics // The Success of India’s Democracy / еd. by A. Kohli. Cambridge, 2001. P. 196.
Поступила в редакцию 16.05.2008 г.
Rodivilova D.A. Caste as a factor in local politics in modem India (Tamil Nadu). At the local level in Tamil Nadu there are a lot of conflicts between other backward classes and dalits. The main reason of these conflicts is dalits’ empowerment. In spite of electoral promises to protect the interests of scheduled castes, after the elections the regional and state parties keep their promises very seldom. Thus, dalits are only a “vote bank”, but not a real political partner.
Key words: caste, politics, panchayat, dalit, Tamil Nadu.