Научная статья на тему 'Кастовые мотивы в предвыборной борьбе на современном этапе (по материалам штатов Бихар и Тамилнад)'

Кастовые мотивы в предвыборной борьбе на современном этапе (по материалам штатов Бихар и Тамилнад) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
158
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / КАСТА / ПОЛИТИКА / "ПРОЧИЕ ОТСТАЛЫЕ КЛАССЫ" / ДАЛИТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родивилова Д.А.

В статье рассматривается роль кастового фактора в политической борьбе на уровне штата на выборах в Законодательное собрание, и на общенациональном уровне на президентских выборах на примере двух диаметрально противоположных штата Бихар и Тамилнад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кастовые мотивы в предвыборной борьбе на современном этапе (по материалам штатов Бихар и Тамилнад)»

Д.А. Родивилова

УДК 954.09

КАСТОВЫЕ МОТИВЫ В ПРЕДВЫБОРНОЙ БОРЬБЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ШТАТОВ БИХАР И ТАМИЛНАД)

Д.А. Родивилова

В статье рассматривается роль кастового фактора в политической борьбе на уровне штата - на выборах в Законодательное собрание, и на общенациональном уровне - на президентских выборах на примере двух диаметрально противоположных штата - Бихар и Тамилнад.

Ключевые слова: Индия, каста, политика, «прочие отсталые классы», далиты.

CASTE FACTOR IN THE INDIAN POLITICS IN 2015-2017 (ON THE MATERIALS OF TAMIL NADU AND BIHAR)

D.A. Rodivilova

The article discusses the role of the caste factor in the political struggle at the state level - at the elections to the Legislative Assembly, and at the national level - at the presidential elections on the example of two diametrically opposite states -Bihar and Tamil Nadu.

Key words: India, caste, politics, other backward classes, dalits.

В течение нескольких лет в Индии произошли разительные перемены в межкастовом взаимодействии. Попробуем проследить их на примере двух диаметрально противоположных штатов. Итак, Бихар - один из самых отсталых штатов Индии, где огромным влиянием пользуются землевладельцы, выходцы из высших каст. В Тамилнаде идеологической платформой крупнейших партий штата является антибрахманизм, сильны позиции сторонников регионализма, в то время как в Бихаре региональная идентичность не является определяющей. Кастовая структура Бихара выглядит следующим образом: высшие касты составляют около 14 % (для сравнения их доля в Тамилнаде - всего лишь 2,2 %), «отсталые средние касты» -50,5% (в Тамилнаде - около 67%), зарегистрированные касты - около 14 % (в Тамилнаде - 23,5%)[1].

Традиционно представители высших каст (среди них брахманы, бхумихары, раджпуты) пользуются ритуальным пре-

восходством, а также являются крупными землевладельцами в штате. Как писала Е.С. Юрлова, «их влияние в деревне фактически не имеет аналогий в других штатах, тем более в районах системы землевладения райатвари, например, в Тамилнаде» [1]. Каястха, также являющаяся одной из высших каст, имеет статус ниже вышеперечисленных, но будучи хорошо образованными, члены этой кастовой группы смогли получить важные позиции на государственной службе. Р. Рой отмечал, что между ними и брахманами шла постоянная борьба за лидерство в сфере «умственного труда» [3]. «Отсталые средние касты» и неприкасаемые были безземельными, что создавало благоприятные условия для эксплуатации их высшими кастами, но в то же время способствовало сплочению средних земледельческих каст и созданию кастовых организаций, одной из которых стал «Союз трех» (Тривени сангх), объединивший в 1934 г. курми, коери и ядавов. Больших

D.A. Rodivilova

успехов в консолидации этой кастовой группы достиг Лалу Прасад Ядав, лидер партии Раштрия джаната дал, который привел их к власти в 1990- е гг. Индийский обозреватель С. Гупта подчеркивал, что в отличие от южных штатов, например, Тамилнада, где на первый план в социальных движениях, как правило, выходит региональный компонент, в Бихаре важна кастовая и общенациональная идентичность [3]. В свою очередь, политизация «отсталых средних каст» обеспечила режиму РДД нахождение у власти вплоть до 2005 г., несмотря на финансовые злоупотребления и проблемы с законом у ее лидера. Укрепление позиций «самых отсталых классов» стало возможным после победы Джаната дал (объединенная) во главе с Нитиш Кумаром, который начал политику позитивной дискриминации в системе панчаятов, зарезервировав 20% для «самых отсталых классов» и 10% - для далитов, ослабив позиции конгломерата землевладельцев и арендаторов на самом низшем уровне власти [5]. Также он добавил ряд кастовых групп, относившихся к ПОК, в список «самых отсталых классов», обеспечив тем самым им дополнительные привилегии. Их поддержка, оказанная альянсу ДД(О) -БДП, считается одной из важнейших причин безусловной победы Нитиша Кумара на выборах в Законодательное собрание Бихара в 2010 г. [7].

Несмотря на различия в экономическом положении, кастовой структуре населения, историческом прошлом, и в Бихаре, и в Тамилнаде каста является важнейшим инструментом политической борьбы. Индийская мажоритарная система относительного большинства, предоставляющая до 70% и более мест партии, получившей всего 30 - 40% голосов, не только допускает, но и прямо предполагает тактику манипуляций с использованием удобного блока избирателей. Каста при взаимодействии с политическими партиями может выступать как «неорга-

Humanities researches of the Central Russia

низованный» и «организованный» фактор, если воспользоваться терминологией А.А. Гендина. В первом случае крупные партии стараются заручиться поддержкой доминирующих каст, которые обеспечат голоса избирателей зависимых от них джати путем вертикальной мобилизации. Во втором случае имеются в виду касте-истские партии. Разница между Бихаром и Тамилнадом заключается в том, что в Бихаре ведущими партиями на местном уровне являются партии, выражающие интересы определенных кастовых групп (например, Раштрия джаната дал во главе с Лалу Прасад Ядавом, партия ядавов), в Тамилнаде правят дравидийские партии (Дравида муннетра кажагам), а кастеист-ские партии (Паттали макал катчи, партия ваннияров) имеют второстепенное значение. Общим же является несколько подчиненное положение общенациональных партий на выборах в местные Законодательные собрания, а также важность голосов избирателей из т.н. «прочих отсталых классов». Главным оружием в данном случае выступает манипулирование по вопросу о резервировании.

На очередных выборах в Законодательное собрание Бихара, которые прошли в 2015 г., уверенную победу одержал «Гранд Альянс», объединивший крупнейшие партии Бихара - РДД и ДД(О), а также ИНК. Впервые Бхаратия джаната парти самостоятельно сформировала коалицию в штате, не сотрудничая ни с одним из главных политических игроков. По мнению индийских политических обозревателей, такое решение было принято, скорее всего, под впечатлением от успеха на всеобщих выборах 2014 г [7]. БДП провозгласила основным содержанием предвыборной кампании свою концепцию развития, но так и не избежала попыток расширить социальную базу за счет самых отсталых классов и далитов. Надежды на их поддержку подпитыва-лись убеждением, что самые отсталые классы, находящиеся в определенной

№ 1 (10), 2019 47

Д.А. Родивилова

конфронтации с ядавами, могут отказаться голосовать за коалицию с РДД. Даже премьер-министр Нарендра Моди в ходе выборов позиционировал себя как выходца из одной из низших каст [3]. Между тем эти усилия оказались сведены на нет высказыванием лидера РСС, предложившего пересмотреть политику резервирования и оттолкнувшего тем самым от БДП «самые отсталые классы» [6]. Большинство кастовых групп, относящихся к «самым отсталым классам», несмотря на свои разногласия с ядавами, в итоге проголосовали за «Гранд Альянс», протестуя против изменений в квотировании мест [7]. В итоге БДП получила поддержку от телли, которые будучи продавцами, испытывают некоторое единение с интересами торговой касты бания, одной из сильнейших союзниц БДП на севере Индии. А также от ряда рыбацких каст [7]. Не удалось БДП привлечь и далитов в качестве монолитного «банка голосов».

Но уже через полтора года Нитиш Ку-мар, в сущности, развалил «Гранд альянс» и возобновил сотрудничество с НДА, заняв кресло Главного министра штата[5].

сы», которые всегда поддерживали его, (ведь он сам выходец из одной из низших каст) позволили БДП расширить свою избирательную базу в штате. Это сыграло не последнюю роль на президентских выборах 2017 года, когда неожиданно кандидатом от правящего альянса НДА стал губернатор Бихара Рам Натх Ковинд, далит по касте. Оппозиция решила также выдвинуть кандидата, представителя угнетенных каст, - им стала Мейра Кумар, в прошлом спикер Нижней Палаты Парламента. Сама Мейра Кумар была недовольна этим, потому что все внимание избирателей сосредоточилось на кастовой принадлежности кандидатов в президенты - «далит против далита» [4]. В интервью индийскому изданию «Frontline» она сказала: «Когда соперниками являются представители высших каст, избиратели обращают внимание на их способности, прошлые достижения, политическую программу, а когда борьба разворачивается между двумя далитами, все это уже не имеет значения» [4].

Р.Н. Ковинд стал вторым в истории Индии президентом-далитом [2].

Таким образом, «самые отсталые клас-

Список литературы

1. Юрлова Е.С. Каста в политической жизни штата Бихар (Индия) // Народы Азии и Африки. - 1986. -№ 1. - С.32.

2. Юрлова Е.С. Роль каст в современной Индии [Электронный ресурс] // Азия и Африка сегодня. - 2018. -№ 4. - https://asaf-today.ru/ru/arkhiv/2018-god/366-aziya-i-afrika-segodnya-4-2018.html.

3. Gupta S. A new model of development [Электронный ресурс] // Frontline. - 2015. - Vol. 32. - Issue 22.

4. Punnima S.Tripathi. Symbolic contest [Электронный ресурс] // Frontline. - 2017. - 21/07. - URL: https://frontline.thehindu.com/the-nation/symbolic-contest/article9749792.ece

5. Ramakrishnan V. Power games [Электронный ресурс] // Frontline. - 2017. 18/08. - URL: https://frontline.thehindu.com/cover-story/power-games/ article 9794 994.

6. Ramakrishnan V. Twists and turns [Электронный ресурс] // Frontline. - 2015. - Vol. 32. - Issue 22.

7. The EBC factor. [Электронный ресурс] // Frontline. - 2015. - Vol. 32. - Issue 23.

References

1. Yurlova Ye.S. Kasta v politicheskoy zhizni shtata Bikhar (Indiya) // Narody Azii i Afriki. - 1986. - № 1. - S. 32.

2. Yurlova Ye.S. Rol' kast v sovremennoy Indii [Elektronnyy resurs] // Aziya i Afrika segodnya. - 2018. - № 4.

3. Gupta S. A new model of development [Электронный ресурс] // Frontline. - 2015. - Vol. - 32. - Issue 22.

4. Punnima S. Tripathi. Symbolic contest [Электронный ресурс] // Frontline/ - 2017. - 21/07. - URL: https://frontline.thehindu.com/the-nation/symbolic-contest/ article9749792.ece

5. Ramakrishnan V. Power games [Электронный ресурс] // Frontline. - 2017. 18/08. - URL: https://frontline.thehindu.com/cover-story/power-games/ article 9794994.

6. Ramakrishnan V. Twists and turns [Электронный ресурс] // Frontline. - 2015. - Vol. 32. - Issue 22.

7. The EBC factor [Электронный ресурс] // Frontline. - Vol. 32. - Issue 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.