ских профессий для пропагандистской работы, однако и этот проект не сработал.
А.А. Новикова
2016.04.035. КУМБХОДЖКАР Ш. «ГАНДИ-ДЖИ, У МЕНЯ НЕТ РОДИНЫ»: НЕПРИКАСАЕМЫЕ И СПОРЫ ОБ ИСТОРИИ. KUMBHOJKAR S. «Gandhiji, I have no homeland»: Untouchables and Contested History. - Jinan, 2015. - P. 1-14. - (22nd International Congress for Historical Sciences. - Jinan. - China. - 23-29 August 2015).
Ключевые слова: Индия; касты; неприкасаемые; далиты.
Ш. Кумбходжкар (доцент Университета Пуны имени Савит-рибаи Пхуле, Махараштра, Индия) на основе методики исследования конкретных случаев показывает, как различные касты используют историю в качестве средства легитимации своего статуса в индийском обществе. Так, «бои за историю» способствовали выработке контркультуры далитов1, повлиявшей на их экономическую, политическую и культурную жизнь.
По мнению Ш. Кумбходжкара, каждый автор, предлагающий собственное видение исторической истины, в ответ ожидает, что именно этот взгляд на прошлое получит признание. Однако если принять точку зрения, в соответствии с которой ни одна версия истории не может быть признана окончательной, и что любой нарра-тив создается для того, чтобы использовать его в каких-либо целях, встает вопрос, а не является ли это злоупотреблением историей?
По мнению автора, злоупотребление историей - это нарушение профессиональных норм, безответственное или небрежное использование фактов с намерением сознательно ввести в заблуждение. Особую опасность злоупотребление историей таит в себе, когда дело касается образования, так как полученные из учебников
1 Далиты - современное обозначение представителей бывших неприкасаемых каст. Практика неприкасаемости, известная в Индии на протяжении тысячелетий, официально запрещена Конституцией Индии, однако фактически сохраняется в повседневной жизни. Термин «далиты (подавляемые)» широко используется для обозначения данной социальной группы, в том числе самими ее представителями. Официальным определением бывших неприкасаемых является термин «зарегистрированные касты». - Прим. реф.
представления о прошлом способны влиять на формирование модели поведения человека, на то, как он реагирует на вызовы современной жизни. Конечно, помимо учебников истории, большое влияние на взгляды и поведение молодых людей оказывают кастовая принадлежность, семейные традиции и ценности, электронные СМИ, принадлежность к общественным организациям и некоторые другие факторы.
В условиях сегодняшней Индии практически все слои общества апеллируют к истории, чтобы закрепить или улучшить свое положение в современной социальной иерархии. По-прежнему остро в стране стоит кастовый вопрос1. Кумбходжкар рассматривает две книги, иллюстрирующие подход к истории с позиций кастовой принадлежности. Первая под названием «Мы, читпаваны»2 вышла на языке маратхи в 2003 г. и представляет собой сборник из 30 статей, авторы которых принадлежат к брахманской касте читпава-нов. Основная идея сборника - доказать, что читпаваны, обладающие выдающимися достоинствами (что были высоко оценено еще британской колониальной администрацией), по праву занимают привилегированное положение в современном индийском обществе. Опираясь на псевдонаучные теории, типа «теории воинственных рас»3, авторы статей пытаются обосновать естественный характер дискриминации по кастовому признаку.
Вторая книга - «Мы тоже делали историю»4 - привлекла внимание автора тем, что в ней делается попытка предоставить слово самим угнетенным. В книге собраны свидетельства женщин из далитов об их участии в движении Амбедкара за социальную эмансипацию.
Основоположник «изучения низших ^иЬикегш)» Ранаджит Гуха обращал внимание на то, что в индийской исторической науке
1 Например, по официальным данным за 2013 г., в Индии было совершено 39 408 преступлений против так называемых «неприкасаемых». При этом процент осужденных в соответствии с такого рода преступлениями составил только 19,57%, т.е. наказанию подвергся лишь каждый пятый преступник. - Прим. реф.
Amhi Chitpavan, 2003, Pune, Neelkanth Prakashan.
3 «Теория воинственных рас» - широко распространенное в колониальной Индии представление о якобы присущей определенным социальным группам индийского общества особой склонности к военному делу. - Прим. реф.
4 Meenakshi Moon, Urmila Pawar, Amhihi Itihas Ghadavla, - 1989.
главная роль в деле пробуждения национального самосознания и создания независимого государства традиционно отводится представителям национальных элит. Во многом это утверждение справедливо, так как в условиях кастовой системы социальное отчуждение порождало отчуждение политическое. Так, на встрече с Ганди, состоявшейся 14 августа 1931 г., лидер неприкасаемых Ам-бедкар дал понять, что для него независимость нации, о которой мечтали Ганди и члены Индийского национального конгресса, не имеет большого значения. Говорят, что он сказал: «Ганди-джи, у меня нет родины... Как я могу называть эту страну моей родиной и эту религию моей религией, когда здесь к нам относятся хуже, чем к кошкам и собакам, когда здесь мы не можем получить даже воды?» Женщины из далитов, интервью с которыми приводятся в книге «Мы тоже делали историю», прежде чем откликнуться на призыв Амбедкара к борьбе в полной мере испытали на себе и нищету, и унижение. Гораздо больше, чем смену политического руководства страны, произошедшую в 1947 г., они ценят права и свободы человека, предоставленные Конституцией Индии 1950 г.
Книга, посвященная борьбе далитов, обращает на себя внимание еще и тем, что в ней впервые проблема кастовой дискриминации рассматривается не только с политической, но и с экономической точки зрения, как проблема упущенных возможностей1. В одном из интервью рассказывается, как Ганди был задан вопрос, почему средства для «неприкасаемых» не контролируются ими самими. На это национальный лидер уклончиво ответил: поскольку грех кастовой дискриминации совершался представителями индуистских высших каст, их долг самим смыть его.
Кумбходжкар приходит к заключению, что противоречащие друг другу претензии различных социальных групп в Индии привели к возникновению некой «альтернативной истории», для которой характерна собственная, обособленная от основного направления исторической науки или даже противоречащая ему интерпретация фактов и событий. Обращение к «альтернативной истории» используется не только в борьбе с проблемами, порож-
1 Приводится рассказ одной из участниц интервью, вложившей собственные средства в обучение женщин из далитов изготовлению одноразовой посуды. В результате тысячи готовых чашек пришлось выбросить, так как никто не желал покупать посуду, изготовленную теми, кто принадлежал к кастам неприкасаемых.
денными системой кастовой иерархии индуизма, но и способно дать жизнь традициям, определяющим новую идентичность, как это, например, происходит с далитами.
Г.Д. Власов