Научная статья на тему 'Влияние кастовой системы на сферу образования в современной Индии'

Влияние кастовой системы на сферу образования в современной Индии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1677
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСТЫ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЗАБАСТОВКА / НЕПРИКАСАЕМОСТЬ / ДАЛИТЫ / ПРОТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева Вера Владимировна

В статье рассматривается современная кастовая система индийского общества и конфликты, возникающие на основе проблемы каст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние кастовой системы на сферу образования в современной Индии»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Влияние кастовой системы на сферу образования в современной

Индии Лебедева В. В.

Лебедева Вера Владимировна /Lebedeva Vera Vladimirovna - студент, отделение международных отношений и зарубежного регионоведения, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается современная кастовая система индийского общества и конфликты, возникающие на основе проблемы каст.

Ключевые слова: касты, дискриминация, забастовка, неприкасаемость, далиты, протесты.

Кастовая организация общества уникальна в своем роде. Она представляет собой иерархию, которую нельзя выстроить вертикально, так как все касты находятся на разном социальном уровне, и неравенство всех каст заложено исторически. Касты являются закрытыми и с различными правами и ограничениями. В данной работе автором рассматривается проблема влияния каст на сферу образования в современной Индии.

Актуальность данной тематики обусловлена современной ситуацией в индийских штатах, поскольку за последние пять лет возникло большое количество конфликтов по причине кастового неравенства. Эта проблема с каждым годом приобретает новые масштабы. Объектом исследования является современная кастовая система индийского общества. Предметом работы являются конфликты, возникающие на основе проблемы каст. Целью работы является влияние кастовой системы на сферу образования современной Индии. В связи с этим определяется решение следующих задач: изучить конфликты в университетах Индии и выявить роль кастовой организации общества в сфере образования в Индии. В работе впервые предпринята попытка изучения современных конфликтов в университетах Индии, основанных на кастовых различиях. В этом состоит ее новизна.

Проблема индийской кастовой системы уже давно интересует востоковедов и индологов разных стран. Подробное изучение этой проблемы отражается в трудах, опубликованных в 1950-1960-е гг. Одной из самых известных работ того периода является труд Луи Дюмона "Homo hierarchicus", в котором автор раскрывает понятие кастовой системы, ее принципы, функции, а также структуру. В это же время проблему кастовой системы глубоко начали изучать и советские индологи. В 1965 году под редакцией Г. Г. Котовского выходит сборник научных трудов «Касты в Индии», в котором широко рассмотрены проблемы кастовой системы начиная с древних времен до периода 1960-х годов. В сборнике представлены работы известных индологов А. В. Герасимова, А. Я. Сыркина, Е. М. Медведева, А. М. Пятигорского, Л. А. Гордон, М. К. Кудрявцева, С. Ф. Левина, В. А. Чернышева, Н. Н. Сосина и др. Стоит отметить научные труды А. А. Куценкова и М. К. Кудрявцева. В книге А. А. Куценкова «Эволюция индийской касты» автор описывает историю и происхождение каст в Индии, изменение их внутренней структуры и функций. Особое внимание уделено влиянию касты на социальную и политическую жизнь Индии того периода 1980-х годов. В книге М. К. Кудрявцева «Кастовая система в Индии» (1992 г.) рассматривается становление, развитие и современное положение кастовой системы в Индии. Известный современный антрополог и этнограф Е. Н. Успенская в монографии «Антропология индийской касты» (2010 г.) изучила индийское кастовое общество антропологическим методом. Ею была опубликована статья в журнале «Социальная Антропология», в которой рассматривались сложные вопросы теории кастовой системы. В книге Е. С. Юрловой «Индия: от неприкасаемых

к далитам» исследуется положение индусских низших каст, и большое внимание уделяется проблеме кастовой дискриминации в Индии. Следует отметить исследования Л. Б. Алаева, И. А. Ефремовой и Т. Загородниковой, опубликованные в журнале «Восток» в 1993 г., где авторы выдвинули новое направление изучения кастовой системы.

Согласно Конституции Индии, все формы дискриминации по кастовому признаку были запрещены, но, тем не менее, в стране все равно ущемляют права людей из низших каст. Автором проекта Конституции был лидер неприкасаемых, юрист и политический деятель Бхимрао Рамджи Амбедкар. Поскольку он сам был из касты неприкасаемых, Амбедкар в 1930-40-е годах вел активную борьбу за права неприкасаемых за равноправие. Такую борьбу вел и Махатма Ганди, индийский общественный политический деятель, называвший неприкасаемых - «людьми бога или хариджанами». Бхимрао Амбедкар всех неприкасаемых людей называл -«далитами» или «угнетенные» и ему удалось добиться «закрепления в конституции системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением»1.

Дискриминация далитов происходит в разных сферах жизни общества. Но более подробно стоит рассмотреть сферу образования. В качестве примера возьмем историю конфликта в Центральном университете Хайдарабада, штат Теленгана. Университет, основанный в 1974 г. считается одним из десяти лучших университетов Индии. Однако, несмотря на то, что он имеет высокие рейтинги, в настоящее время университет находится в нестабильной ситуации. Причиной возникновения конфликта стала дискриминация студентов-далитов, начавшаяся в августе 2015 года, когда пятеро студентов, представителей низших каст, высказались с резкой критикой по поводу смертной казни Якуба Мемона, признанным виновным в заговоре по организации взрывов в г. Мумбаи в 1993 г. Студенты также были не согласны с осуждением Всеиндийского Студенческого Совета (ABVP) показом документального фильма «Muzaffarnagar Baaqi Hai» («Музаффарнагар остается») в Дели. За свои протесты студенты были обвинены в инакомыслии и в оскорблении главы студенческой политической группы правого толка. Свои обвинения студенты отрицали. Ректор университета П. А. Рао (Podile Appa Rao), являющийся также губернатором штата Теленгана, без расследования дела, принял решение об отстранении от учебы студентов и их выселении из общежития. Этот случай вызвал шквал критики со стороны общественности, поскольку такая форма наказания студентов в Индии рассматривается как одна из разновидностей неприкасаемости. Исследовав множество фактов по этому делу, можно утверждать, что выселение из общежития является ничем иным, как порицанием со стороны общественности, изоляцией от общества, лишением права на образование. Более того, все выселенные студенты были из бедных семей мелких фермеров и рабочих далитов. Дисциплинарным мерам, таким как выселение из общежития, чаще всего подвергаются представители низших каст, адиваси (коренные этнические группы), мусульмане. В отношении студентов из «чистых» каст такие меры не принимаются. Таким образом, нельзя не отметить, что дискриминация по кастовому признаку все еще присутствует в университетах современной Индии. Конфликт в Центральном университете г. Хайдарабад за несколько месяцев приобрел значительные масштабы, поскольку информация о его событиях распространилась и в других штаты Индии. Кульминацией конфликта стала смерть Рохита Вемула, студента-далита,

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0 %B0%D1%81 %D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5

72

совершившего самоубийство 17 января 2016 г., повесившись в своей комнате в общежитии. Рохит Вемула родился 30 января 1989 года в штате Андхра-Прадеш и принадлежал к касте мала, которая находится в списке зарегистрированных каст.

Рохит был членом сообщества далитов (The Dalit community) и также он возглавлял студенческую ассоциацию им. Б. Р. Амбедкара, некоторые участники которой были выселены из университетского общежития. Его смерть вызвала множество протестов студентов всего университета. Полиция начала предварительное расследование по делу

0 подстрекательстве к совершению самоубийства и о нарушении прав зарегистрированных племен и каст. Было заведено дело на министра труда Бандару Даттатрея, который призывал университет наказать студентов, и двух членов правого крыла Всеиндийской Студенческой организации (ABVP). В Индии это первый случай, когда обвиняемые могут предстать перед судом в соответствии с законом 2015 года, согласно которому «социальный или экономический бойкот» далитов или племенных групп является уголовно наказуемым преступлением вплоть до отбывания тюремного срока до пяти лет1. Против правительства университета выступили многие: родственники и близкие Рохита, студенты как Хайдарабдского университета, так и университетов других штатов, многие представители низших каст. Студенческая организация университета начала забастовку, требуя отставки ректора. Студенты также провели демонстрацию возле резиденции министра труда Бандару Даттатреи. Некоторые из них даже объявили голодовку ради установления справедливости в деле Рохита. Его мать, Радхика Вемула, вместе со студентами и преподавателями оставалась в кампусе, заявляя, что «не сдвинется с места, пока ректор П. А. Рао не объяснит причины выселения ее сына». Перед совершением самоубийства Рохит оставил предсмертную записку, проанализировав которую можно понять, что совершенный им шаг - это акт против кастовой системы, так как он не может дальше жить в стране, где люди ущемляются в правах2. Несмотря на то, что в своей смерти он никого не винил, друзья и родственники Рохита посчитали виновными ректора университета и управление, не предпринявших специальных мер для решения данной ситуации. Организация студентов «Joint Action Committee» назвала самоубийство Рохита Вемула «институциональным убийством» ("institutional murder"), поскольку, по их мнению, индийская народная партия «Бхаратия джаната парти» (БДП) во главе с премьер-министром Нарендрой Моди, проводит анти-далитскую политику. Солидарность со студентами Центрального Хайдарабадского университета выразил также Арвинд Кеджривал, главный министр г. Дели, также считавшего, что виной конфликта является политика премьер-министра Нарендра Моди. В своем Твиттере министр писал, что «Это не самоубийство. Это убийство. Это убийство демократии, социальной справедливости равенства». Глава партии «Раштрия джаната дал» господин Лалу Прасад Ядав заявил: «Я требую, чтобы Бхаратия джаната парти перестала играть в опасные политические игры со студентами!», добавив, что усиление кастеизма партий БДП и РСС привело к смерти Рохита Вемула3. Однако в свою защиту Бандару Даттатрея утверждал, что никакого отношения к инциденту (самоубийству студента) и выселению из общежития он не имеет. На его стороне выступил господин П. М. Рао, генеральный секретарь БДП, высказавший следующую точку зрения: «самоубийство Рохита Вемула было превращено в политическую проблему с помощью Конгресса,

1 Hindustan Times - All you need to know about the Dalit scholar suicide row -20.01.2016 -http://www.hindustantimes.com/india/hyderabad-horror-all-you-need-to-know-about-dalit-scholar-suicide-row/story-ozg07rfdl5VTMox76HFSsI.html.

2 The Indian Express - My birth is my fatal accident: Full text of Dalit student Rohith's suicide letter -19.01.2016 http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/dalit-student-suicide-full-text-of-suicide-letter-hyderabad.

3 Hindustan Times - Dalit scholar suicide: Students launch strike, seek VC's ouster - 19.01.2016 http://www.hindustantimes.com/india/rahul-heads-for-hyderabad-as-varsity-simmers-over-dalit-scholar-s-suicide/story-TdibAkuhBT69Gm7JpyuZkK.html.

73

средств массовой информации и некоторых групп, преследующих свои интересы». Все представители партии БДП защищали их единственного представителя в Кабинете министров штата Теленгана. К. С. Рао сказал, что министр труда Даттатрея никоим образом не ответственен за смерть студента, поскольку в предсмертной записке Рохита он не был упомянут. Для защиты обвиняемых был поднят вопрос: а действительно ли Рохит Вемула был далитом? В течение нескольких месяцев после смерти Рохита полиция проводила расследование. Оказалось, что его мать до сих пор принадлежит к сообществу ваддеров (Vaddera community), поэтому предполагают, что он не является далитом. Отец Рохита Нага Мани Кумар заявил, что он и мать принадлежат к отсталым группам сообщества Ваддера и не относятся к списочным кастам. По делу высказались также дедушка и бабушка Рохита по отцовской линии, согласившись с Мани Кумаром. Одна сама мать, Радхика Вемула, заявила, что после рождения третьего ребенка она покинула семью с детьми из-за ссор с мужем. Она и дети поселились в местности, где проживали представители касты «мала». Поэтому трое ее детей были воспитаны согласно традициям списочной касты «мала». Ответственные по этому делу запросили подтверждение каст матери и двух братьев Рохита. В ходе расследования обнаружили, что Радхика Вемула не являлась далитом и принадлежала к другим отсталым классам (Other Backward Class). Тем не менее, представители полиции заявили, что расследование пока не является окончательным1. Безусловно, расследование дела, к какой касте все-таки принадлежал Рохит Вемула, помогло бы снять обвинения с министра труда Даттатрея и других подозреваемых по делу о подстрекательстве к самоубийству и о нарушении прав зарегистрированных каст. По мнению осужденных студентов, дискриминация, которая проявляется на основе сегрегации студентов из низших каст, является нормой в университете Хайдарабада, и именно по этой причине ушел из жизни студент-аспирант Рохит Вемула. Сулканна Велпула, один из пяти выселенных студентов, заявил, что существование неравенства в системе образования имеет глубокие корни. Все студенты в университете г. Хайдарабада, а также во многих других университетах штатов Теленгана и Андхра-Прадеш, разделены на группы: далиты, недалиты, горожане и сельские жители. В списках университета Хайдарабада для обозначения принадлежности студентов к определенной группе рядом с их именами ставятся символы, такие как «*» - списочные племена (ST), «**» - списочные касты (SC), «#» - другие отсталые касты (OBC). Безусловно, это усиливает неравенство среди студентов. Один из аспирантов сравнивает различные ограничения для студентов из списочных каст как форму социального бойкота, урезающим важные социальные права. Так, например, запрещено заселяться в общежитие, въезжать в административные здания и другие места в группах. Более того, некоторым из них нельзя участвовать в студенческих профсоюзных выборах.

Смерть Рохита вызвала бурную реакцию во всей Индии. Его дело получило широкую огласку со стороны средств массовой информации и рассматривается как произвол со стороны властей. В связи с этим в течение нескольких месяцев не только в г. Хайдарабад, но и других городах не прекращались демонстрации и забастовки. Для многих его смерть стала поводом выйти на улицы и выразить свое отношение к власти, к ситуации в стране. Инцидент, произошедший в Хайдарабаде, показывает, что кастовая система продолжает существовать в современной Индии. В сфере образования она проявляется в форме дискриминации студентов из низших каст. В лучших университетах Индии, к сожалению, часто практикуется дискриминация по кастовому признаку, что подталкивает студентов к постоянным протестам и забастовкам. Эта проблема требует от правительства незамедлительных действий. Экспертами ООН было предложено реализовать существующие правовые рамки по

1 The Indian Express - Controversy over Rohith Vemula's caste refuses to die down - 26.02.2016 -

http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/hcu-suicide-dalit-controversy-over-caste-of-

rohith-vemula-refuses-to-die-down

запрету кастовой дискриминации; проводить информационно-просветительские кампании; а также в срочном порядке разработать комплексный национальный план действий и бюджет по борьбе с кастовой дискриминацией.

Литература

1. Hindustan Times - All you need to know about the Dalit scholar suicide row. 20.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hindustanti mes.com/india/hyderabad-horror-all-you-need-to-know-about-dalit-scholar-suicide-row/story-ozg07rfdl5VTMox76HFSsI.html.

2. The Indian Express - My birth is my fatal accident: Full text of Dalit student Rohith's suicide letter. 19.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/dalit-student-suicide-full-text-of-suicide-letter-hyderabad.

3. Hindustan Times - Dalit scholar suicide: Students launch strike, seek VC's ouster. 19.01.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hindustantimes.com /india/rahul-heads-for-hyderabad-as-varsity-simmers-over-dalit-scholar-s-suicide/story-TdibAkuhBT69Gm7JpyuZkK.html.

4. The Indian Express - Controversy over Rohith Vemula's caste refuses to die down. 26.02.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://indianexpress.com/article/india/india-news-india/hcu-suicide-dalit-controversy-over-caste-of-rohith-vemula-refuses-to-die-down.

5. The Hindu - Campus divided by caste: UoH student. 12.02.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thehindu.com/news/cities/Thiruvananthapura m/campus-divided-by-caste-uoh-student/article8226197.ece.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.