Научная статья на тему '2011.03.011. МИРАНДА Х. ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ, КОНСТИТУЦИИ И ПРАВАХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. MIRANDA J. NOTES SOBRE CULTURA, CONSTITUCIóN Y DERECHOS CULTURALES // REVISTA DE DERECHO CONSTITUCIONAL EUROPEO. - MADRID, 2010. - N 13. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.UGR.ES/~REDCE/REDCE13/ARTICULOS/02MIRANDA. HTM'

2011.03.011. МИРАНДА Х. ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ, КОНСТИТУЦИИ И ПРАВАХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. MIRANDA J. NOTES SOBRE CULTURA, CONSTITUCIóN Y DERECHOS CULTURALES // REVISTA DE DERECHO CONSTITUCIONAL EUROPEO. - MADRID, 2010. - N 13. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.UGR.ES/~REDCE/REDCE13/ARTICULOS/02MIRANDA. HTM Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ПОРТУГАЛИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011.03.011. МИРАНДА Х. ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ, КОНСТИТУЦИИ И ПРАВАХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. MIRANDA J. NOTES SOBRE CULTURA, CONSTITUCIóN Y DERECHOS CULTURALES // REVISTA DE DERECHO CONSTITUCIONAL EUROPEO. - MADRID, 2010. - N 13. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.UGR.ES/~REDCE/REDCE13/ARTICULOS/02MIRANDA. HTM»

без формальной, писаной конституции, при отсутствии ограничений полномочий парламента стиль власти не привел к тирании. В этом случае воля одних людей проверяет волю других, благодаря чему конституционная культура, выражающаяся в неформальных конституционных гарантиях, поддерживает конституционный порядок.

В работе говорится о процессе гармонизации между конституционализмом и японским шинтоизмом, его воплощением в правовой культуре мэйдзи, об антагонизме между филиппинским кау-дильизмом и правовым государством, о важности баланса между индивидуальными правами и мексиканскими традициями коммунальной собственности, о напряжении между правовыми взглядами Р. Декарта и идеями Ж.-Ж. Руссо во Франции, и о многих других культурных взаимодействиях, которые определяют картину конституционной культуры, позволяют более ясно понять конституционную политическую экономику и социальные изменения.

В заключение Николай Вензель отмечает, что в данной статье анализируется ментальная модель конституционной культуры, развивающая когнитивную и институциональную теорию Хайека. Именно развитие данной теории проливает свет на конституционную культуру, ее ментальную модель, являющихся, в свою очередь, объектами социальной науки.

С. Б. Полунин

2011.03.011. МИРАНДА Х. ЗАМЕТКИ О КУЛЬТУРЕ, КОНСТИТУЦИИ И ПРАВАХ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ. MIRANDA J. Notes sobre cultura, Constitución y derechos culturales // Revista de derecho Constitucional Europeo. - Madrid, 2010. - N 13. -Mode of access: http://www.ugr.es/~redce/REDCE13/articulos/02Miranda. htm

Статья Хорхе Миранды, португальского специалиста в области конституционного права (Лиссабонский университет, Португалия), посвящена исследованию разнообразных связей между конституцией и культурой, характерных для португальского конституционного права. Автор рассматривает конституцию как явление культуры. Как отмечается в статье, понятие культуры трудно поддается определению, поскольку охватывает различные аспекты реальности. Это все, что можно обозначить как духовное и

при этом имеющее коллективное значение; все, что относится к неэкономическим ценностям; все, что связано с созданным человеком или с человеческими ценностями в противоположность «чистой природе». Культура включает язык и жаргоны, коммуникации, обычаи, религию, символы сообществ, формы получения и передачи знаний, использования земли и моря, трансформации изъятых из них продуктов, формы политической организации, окружающую среду как объект человеческого воздействия. Автор акцентирует внимание на гуманитарном аспекте культуры: «Культура означает человечество»; она является универсальным явлением, вместе с тем каждое сообщество в силу исторических и географических обстоятельств обладает собственной культурой, отличной от культуры других сообществ, хотя и связанной с ними. Происходящий в настоящее время обмен культурными ценностями и перемещения физических лиц породили противоречивые тенденции унификации и мультикультурализма.

Конституция также культурный феномен, она является продуктом культуры и культурной ценностью, что позволило П. Хэберле создать теорию конституции как науку о культуре. Эффективность конституции зависит от уровня гражданской культуры или, иначе, от достигнутого уровня конституционной культуры. Х. Миранда отмечает, что Конституция Португалии 1976 г. «не пустила бы корни» как нормативная конституция, если бы в стране не было роста конституционной культуры. Вместе с тем культура сама является объектом конституционного регулирования, культура, в широком смысле слова, охватывающая в том числе науку, образование и т.п.

Обращаясь к вопросу о соотношении понятий «культура» и «политика», Х. Миранда отмечает, что в те или иные исторические эпохи государство по-разному относилось к явлениям культуры, и степень его вмешательства была различной. В статье приведена градация деятельности государства в сфере культуры по степени вмешательства: относительное безразличие; простое внешнее регулирование, признание, гарантирование; поддержка, продвижение; опека; направление; поглощение. Соответственно, тип культурной политики государства связан с политическим режимом, и базовым критерием здесь служит свобода (политическая свобода и свобода в области культуры; разные типы политики в области культуры

существуют у либеральных, авторитарных и тоталитарных режимов). Однако помимо этого следует учитывать еще три критерия: связь с религией (наличие союза государства с определенной религией или его отсутствия); связь с экономикой (рыночная экономика или централизованная государственная); связь с публичной администрацией (централизованное и децентрализованное управление).

Вместе с тем в каждой стране существует собственная традиция, исторический опыт, действует собственный набор политических, экономических и культурных факторов.

Поскольку культура является одним из аспектов жизни общества, она (как и экономика) никогда не оставалась вне конституционного регулирования. Гарантировав собственность, свободу торговли и промышленности, конституции XIX в. утверждали некий экономический порядок (порядок индивидуалистического либерализма и конкуренции), гарантировав свободу выражения и свободу печати, они спасали некий культурный порядок (порядок политического либерализма и просвещения). Более того, убежденные в том, что без образования свобода не могла процветать, либералы беспокоились о создании школ, иногда об этом говорилось в программных положениях конституций. Но только социальное государство в полной мере ввело культурные права в конституционный контекст в виде требования доступа к образованию и культуре в сочетании с разнообразными обязанностями публичных властей по созданию условий для этого. Поэтому в том же смысле, в котором употребляется понятие «экономическая конституция», можно говорить о «культурной конституции» как совокупности принципов и норм с относительной автономией, относящихся к материи в сфере культуры. Использование понятия «культурная конституция» полезно для более четкого понимания объекта конституционного регулирования, углубленного анализа соответствующей конституционной нормы, оно обеспечивает создание «мостика» между конституционными нормами и детализирующими их нормами текущего законодательства. Вместе с тем культурная конституция может быть полностью раскрыта только в контексте всей конституционной материи данного акта (положений о правовом, социальном государстве и т.д.).

В статье содержится небольшой, но содержательный исторический обзор положений о культуре в четырех либеральных кон-

ституциях Португалии (1822, 1826, 1838 и 1911 гг.), авторитарной Конституции 1833 г. и действующей Конституции 1976 г., который показывает тенденцию португальского регулирования в области культуры.

Для действующей Конституции Португалии характерно значительное расширение регулирования в сфере культуры и комплексность регулирования. В качестве новых элементов конституционного регулирования в статье отмечаются такие специфические предписания, относящиеся к свободе творчества в области культуры, как авторское право (ст. 42), запрещение государству составлять программы обучения и развития культуры в соответствии с какими-либо философскими, эстетическими, политическими, идеологическими или религиозными директивами (п. 2 ст. 43) и появление главы, посвященной исключительно культурным правам (позитивным культурным правам, отражающим демократизацию образования и культуры и обеспечивающим защиту культурного наследия - ст. 73 и след.).

В силу многочисленности конституционных норм, относящихся к сфере культуры, они в статье разбиты на несколько групп: о культурной идентичности португальского народа; об образовании, науке и культуре; о культуре в узком смысле; права в области культуры.

К положениям о культурной идентичности португальского народа отнесены: фундаментальная обязанность государства защищать и развивать ценности культурного наследия португальского народа, обеспечивать обучение и повышение ценности португальского языка, его защиту и содействие его международному распространению - ст. 9; конституционализация национальных символов - п. 1 и 2 ст. 11; положение о португальском языке как официальном языке - п. 3 ст. 10; положение об особых узах дружбы и сотрудничества с португалоязычными странами - п. 4 ст. 7, п. 3 ст. 15 и др.; обязанность государства создавать и обеспечивать развитие заповедников и естественных парков, парков отдыха, а также классифицировать и охранять природные достопримечательности, с тем чтобы гарантировать сохранность природы и культурных ценностей, - п. 2 ст. 66; обязанность государства защищать и повышать ценность португальского языка как проявление культуры и средство доступа к образованию и обеспечения равных возможно-

стей - ст. 74; установление общей обязанности сохранять, защищать и приумножать культурное наследие - п. 1 ст. 78 и др.

Государство способствует демократизации учреждений культуры, стимулируя и обеспечивая доступ всех граждан к пользованию достижениями культуры и к творчеству - в сотрудничестве со средствами массовой информации, объединениями и фондами, действующими в области культуры, сообществами, занимающимися культурой и отдыхом, объединениями охраны культурного достояния, организациями, объединяющими людей по месту жительства, и другими учреждениями культуры, государство в сотрудничестве с учреждениями культуры обязано провозглашать политику в области культуры. Учредительное собрание, принимавшее Конституцию 1976 г., исходило из недопустимости установления официальной эстетики, официальной идеологии или официальной религии и рассматривало свободу в области культуры как индивидуальное право, из чего выводилась обязанность государства воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Нейтральность государства, однако, не препятствует ему, например, содействовать образованию, которое способствовало бы развитию личности и духа терпимости, взаимопонимания, солидарности и ответственности, демократическому участию в общественной жизни и социальному прогрессу (п. 2 ст. 73 Конституции Португалии и ст. 26 Всеобщей декларации прав человека).

В Конституции Португалии также содержатся положения о культуре в узком смысле слова: ст. 42 гарантирует свободу творчества и авторские права; ст. 58 обязывает государство обеспечить надлежащую культурную подготовку трудящихся; ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 1 ст. 73 и п. 1 ст.78 содержат гарантии государства на пользование достижениями культуры молодежи и престарелым; п. 2 ст. 78 обязывает государство поддерживать инициативы, которые способствуют индивидуальному и коллективному творчеству, распространению произведений и объектов культуры высокого уровня, обеспечивать охрану и распространение португальской культуры за рубежом; ст. 90 предусматривает координацию экономической политики с социальной и политикой в области образования и культуры.

Права, касающиеся культурной идентичности, и коррелирующие с ними обязанности, по мнению автора, особенно необходимо утверждать в контексте европейской интеграции, в условиях

которой важно защищать статус португальского языка как универсального языка, и в связи с глобализацией, при которой доминирование аудиовизуальных и кибернетических средств сопровождает экономическую и финансовую гегемонию.

Непортугальцы, которые находятся или проживают в Португалии, также имеют право на культурную идентичность. Но реализуя это право, они должны сочетать его с включением в коллективную жизнь, что предполагает знание и использование португальского языка, уважение принципов Конституции и португальского правопорядка. Мультикультурализм требует диалога, понимания различий, терпимости и взаимодействия культур для взаимного обогащения.

Особое внимание в работе уделено свободам в области культуры (свободе творчества, свободе распространения произведений культуры, свободе пользования достижениями культуры и т.д.). Их дополняет свобода ассоциаций, свобода экономической культурной инициативы (ст. 61, п. 3 ст. 73 и п. 2 ст. 78), включая свободу меценатской деятельности. Гарантией свобод в области культуры выступает запрет цензуры (п. 2 ст. 37) и институциональная гарантия защиты авторских прав. В статье показана взаимосвязь данных свобод. Свобода творчества в сфере культуры - это, прежде всего, проявление развития личности. Она предполагает независимость человека в решении вопроса об объекте, форме, времени и способе создания любого художественного, литературного и научного произведения, без вмешательства любой публичной или частной власти. Но для того, чтобы «создавать» культуру, необходимо ее «приобрести», что подразумевает образование. Нет свободы творчества в области культуры без свободы «учиться и обучать» (п. 1 ст. 43) и без права на образование (ст. 73). Нет свободы создания без свободы выражения, без свободы вступать в контакты с другими лицами и распространять внутри и вне национальной территории результаты творчества. У свободы культурного творчества нет условий или ограничений. Их нет также у распространения произведений культуры, которое также не подлежит цензуре. Однако в отношении свободы распространения произведений культуры действуют положения Конституции об уважении прав других лиц и требований морали, соблюдения публичного порядка и поддержания общего благосостояния в демократическом обществе.

В статье отдельно рассматривается право на доступ к достижениям культуры.

В заключение автор подчеркивает, что конституционное регулирование не исчерпывает правового регулирования в сфере культуры. Текущее законодательство (гражданское, административное, уголовное и т.д.) детализирует Конституцию и укрепляет права в области культуры на этом уровне регулирования.

Г.Н. Андреева

2011.03.012. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ.

HUMAN RIGHTS: JUDICIAL PROTECTION IN THE UNITED KINDGOM / Beatson J., Grosz S., Hichman T., Singh R., Palmer S. -L.: Sweet a. Maxwell, 2008. - 912 p., СХХУП.

Авторы работы - известные специалисты по правам человека. В их монографии представлен опыт деятельности судов по защите прав человека в современный период. Основное внимание уделено действующему конституционному законодательству, защите прав человека в обычном праве, законодательству Великобритании, регулирующему права человека. Приведены оценки известных политических деятелей, специалистов по правам человека, касающиеся действующей судебной системы, примеры судебных дел, связанных с применением Акта о правах человека и антитеррористического законодательства.

Работа состоит из восьми глав. Во вводной главе содержится оценка роли прав человека в правовой системе Великобритании, включая обычное право, а также в международных конвенциях о правах человека. Вторая глава посвящена роли Европейского Суда по правам человека. В третьей - раскрываются общие принципы правовой системы страны. В главах с четвертой по седьмую анализируются значение Акта о правах человека, его влияние на национальное законодательство, на принятие решений представителями органов государственной власти, на средства защиты. В заключительной восьмой главе рассмотрена защита прав человека на основе делегирования полномочий властями в Шотландии, Северной Ирландии и Уэльсе.

В Приложении содержатся тексты Акта, Европейской конвенции, а также отчет Палаты общин об исполнении Акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.