Научная статья на тему '2008.04.018. МИРАНДА Х. ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. MIRANDA J. A ORIGINALIDADE E AS PRINCIPAIS CARACTERíSTICAS DA CONSTITUIçãO PORTUGUESA // СUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2007. - N 16. - P. 253-280'

2008.04.018. МИРАНДА Х. ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. MIRANDA J. A ORIGINALIDADE E AS PRINCIPAIS CARACTERíSTICAS DA CONSTITUIçãO PORTUGUESA // СUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2007. - N 16. - P. 253-280 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008.04.018. МИРАНДА Х. ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. MIRANDA J. A ORIGINALIDADE E AS PRINCIPAIS CARACTERíSTICAS DA CONSTITUIçãO PORTUGUESA // СUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MADRID, 2007. - N 16. - P. 253-280»

2008.04.018. МИРАНДА Х. ОБ ОРИГИНАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОРТУГАЛЬСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. MIRANDA J. A originalidade e as principáis características da Constituido portuguesa // bestiones constitucionales. - Madrid, 2007. -N 16. - P. 253-280.

Профессор факультета права Лиссабонского университета и Католического португальского университета Х. Миранда хорошо известен в российской научной среде благодаря своим публикациям по проблемам европейского права. Свою статью он посвятил анализу особенностей Конституции Португалии 1976 г., представляющей собой своеобразный конституционно-правовой феномен в европейском конституционном пространстве. Появившаяся в сложных революционных условиях (после свержения авторитарного режима в 1974 г. в результате выступления военных под руководством Движения вооруженных сил) и явившаяся результатом политического и идеологического «исторического компромисса» в условиях, когда ни одна партия в Конституционной ассамблее не имела абсолютного большинства, эта Конституция спустя 30 лет после ее принятия стала стабилизирующей основой демократии в стране.

В конституционной истории Португалии, отмечается в статье, было два больших периода: первый, который определяется автором как либеральный, продолжался с 1820 по 1929 г.; он включает конституции 1822, 1826 и 1838 гг. (монархические), а также Конституцию 1911 г. (установившую республику); второй - авторитарный - относится к 1929-1974 гг., ему принадлежит Конституция 1933 г. Конституция 1976 г. сложнее своих предшественниц по целому ряду аспектов, относящихся к условиям ее создания и к восприятию различных идеологий, отражающих политико-конституционный опыт страны. Автор обращает внимание на эволюцию конституционного текста: от задачи перехода к социализму до установления экономической, социальной и культурной демократии.

Конституция представляет собой пространный документ (преамбула и 312 статей). При систематизации текста Конституции (как и любого другого юридического текста) применена определенная законодательная техника. В частности, текст аксиологиче-

ски выдержан в духе конституционалистского, либерального и демократического подходов в противоположность марксистскому, поэтому права и свободы человека и гражданина предшествуют положениям об экономической организации.

Компромиссный характер Конституции нашел отражение в каждой ее части. Так, в сфере экономики действует принцип сосуществования трех секторов собственности на средства производства, основанных на различных формах собственности: публичного, кооперативного и частного; обеспечивается эффективное функционирование рынка с тем, чтобы гарантировать здоровую конкуренцию между предприятиями; применяется планирование (обязательное только для публичного государственного сектора); признается частная инициатива и установлена социальная функция собственности. Столь же компромиссный характер носит и политическая организация государства: с одной стороны, его унитарный характер, с другой - признание автономного статуса Азорских островов и Мадейры, наличие местного самоуправления; активное использование как представительной, так и непосредственной демократии; сильная позиция и значительные полномочия как Президента Республики, так и Ассамблеи Республики и т.д.

Серьезные пересмотры Конституции 1976 г. производились неоднократно: в результате изменений, внесенных в 1982, 1989 и 1997 гг., принципы демократии приобрели характер фундаментальных, изменения 1992, 2004 и 2005 гг. были связаны с процессами европейской интеграции.

Оценивая влияние зарубежного конституционного опыта на содержание Конституции Португалии 1976 г., Х. Миранда особо отмечает воздействие таких актов, как Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Италии 1947 г., Конституция Франции 1958 г., Конституция Турции 1961 г., Конституция Перу 1968 г., а также югославского и скандинавского конституционного опыта.

Вместе с тем он подчеркивает оригинальность (или относительную оригинальность) целого ряда положений португальской Конституции: распространение режима прав, свобод и гарантий (установленных в разд. II Конституции) на права и свободы «сходного характера», конституционализация новых прав; формальная рецепция положений Всеобщей декларации прав человека (согласно п. 2. ст. 16 Конституции предписания, содержащиеся в Консти-

туции и законах и касающиеся основных прав, должны толковаться и находиться в полном соответствии со Всеобщей декларацией прав человека); провозглашение права жить в здоровой среде, в условиях экологического равновесия; установление гарантий свободы слова и творчества журналистов; установление запрета локаута; закрепление прямого и активного участия мужчин и женщин в политике как условия и важного инструмента упрочения демократической жизни, различных форм прямой демократии; систематизированное изложение прав политических партий и признание права меньшинства на демократическую оппозицию согласно Конституции и закону; создание механизмов контроля за деятельностью органов власти в отношении соблюдения прав человека и конституционализация института омбудсмена (в Португалии эта должность называется Блюститель справедливости); сосуществование полупрезидентской системы на национальном уровне с парламентарной в автономных регионах и некоторые другие.

В статье анализируются особенности конституционного регулирования фундаментальных прав (в частности, отмечается своеобразное сочетание старых, традиционных фундаментальных прав и свобод с новыми, такими, как права, связанные с информатикой, право на выход в эфир и некоторые другие; помещение права собственности, которое в классической теории рассматривается в числе фундаментальных прав, в разделе III «Социально-экономические права и обязанности, обязанности в области культуры» и т.д.); особенности полупрезидентской формы правления, связанные с компромиссным характером Конституции (для того чтобы подчеркнуть их, автор проводит сравнение с формой правления во Франции); специфика территориальной децентрализации в виде автономии регионов и местного самоуправления; вопросы надзора за конституционностью и статус Конституционного суда и пересмотра Конституции. Особо отмечается вклад Конституционного суда в обеспечение реализации Конституции как конституции нормативной, т.е. не декларативного акта, а акта, положения которого реализуются в законах страны.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.