пользование герба, эмблемы либо иной символики муниципального образования в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц -от одной тысячи до трех тысяч рублей.
В заключение следует отметить, что правовой статус официальных символов муниципальных образований нуждается в дальнейшем совершенствовании, в более четком законодательном определении состава официальных символов муниципальных образований, в установлении на федеральном уровне юридической ответственности за незаконные действия по отношению к официальной символике муниципальных образований.
Список литературы
1. См.: Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М., 2000. С. 566.
2. Росс. газ. 1992. 10 марта.
3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст.3506.
4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст.3822.
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №13. Ст. 1307.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №43. Ст. 4232.
7. Росс. газ. 1993. 3 авг.
8. См.: Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда (дело №33-475 от 9 марта 2006г.) /Официальный сайт Архангельского областного суда / www.arhcourt.ru/7Documents/Civ/Cas.
9. Росс. газ. 2006. 28 июня.
10. Росс. газ. 2006. 22 дек.
11. Грани. 2005. 31 дек.
12. Чебоксарские новости. 2005. 31 дек.
13. См.: Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований. Утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года ^пр:// sovet.aeraldika.rU/article/16289.
14. Республика. 2003. 30 июля.
M. Kuzmin. LEGAL STATUS OF THE OFFICIAL SYMBOLS IN MUNICIPAL FORMATIONS
Official symbols of munici pal formations are one of the poorly studied institutes of the Russian municipal law . The article researches the issues of legal regulation of the official municipal symbols, the order of registration and use of the symbols indicated, as well as their legal protection on the basis of the analysis of the legislation.
КУЗЬМИН Михаил Александрович, 1972 года рождения, кандидат юридических наук, заместитель министра юстиции Чувашской Республики. Автор более 35 опубликованных научных работ.
УДК 342.726-055.2
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИНЫ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
Е.А. Петрушина
Конституционное право, служащее средством имплементации международных норм о правах человека на уровне основных (конституционных) прав и свобод личности, осуществляет свою функцию с учетом закономерностей, взаимосвязей и взаимодействий систем международного и внутригосударственного права.
В данной статье будут проанализированы конституции государств Европы, стран СНГ, Балтии, ряда американских государств,
рассмотрены, как закреплены права женщин в основном законе самых разных стран, принадлежащих к различным правовым системам, и имеющих большое количество отличий в культуре, национальных традициях и обычаях. Начнем характеристику с наиболее развитых стран Западной Европы.
В послевоенных конституциях стран Западной Европы заметно усиление социальной ориентации. Включение в конституционные акты статей, посвященных правам граждан
в социально-экономической и культурной сфере, особое внимание законодателя к регламентации основных институтов гражданского общества (Италия, Испания, Португалия, Греция и др.) явились результатом острой политической борьбы партий, представляющих интересы основных социальных групп населения. Следствием упомянутых процессов стала социальная направленность обширного блока законодательства, связанного с реализацией прав и свобод человека и обеспечением конституционных гарантий их соблюдения.
Что касается закрепления прав женщин в Основном законе, оказалось, что достаточно подробно и развернуто они закреплены в конституциях Федеративной Республики Германии, Греции,Ирландии, Испании, Италии, Португалии, Украины, Бразилии, Белоруссии.
В частности, помимо общих положений, закрепляющих равноправие мужчин и женщин, запрет дискриминации, Конституция ФРГ (1) содержит положение о том, что брак и семья находятся под особой защитой государства, и что уход за детьми и их воспитание является естественным правом родителей и первейшей их обязанностью. П.4 ст.6 обеспечивает каждой матери право на защиту и поддержку общества. Внебрачным детям обеспечиваются в законодательном порядке условия для физического и умственного развития, а также гарантируется положение в обществе наравне с детьми, родившихся в браке.
Аналогичное положение содержится в Конституции Греции (2), но там есть добавления: многодетные семьи имеют право на особую заботу государства, а женщины имеют право на равную оплату за равноценную выполняемую работу.
Достаточно подробно определены права женщин, особенно в сфере семейных отношений, в Конституции Ирландии (3). Государство признает первенствующее значение семьи в воспитании и образовании детей, и вместе с тем, берет на себя обязательство обеспечить бесплатное начальное образование поддержку и помощь частному образованию, исходя из прав, гарантированных родителям.
Надо заметить, что до внесения в Конституцию в 1995 году поправки, в Ирландии вообще было запрещено расторжение брака. Теперь оно стало возможным, но лишь при ряде условий, соблюдение которых проверяется судом, и когда это соответствует следую-
щему: 1) на день возбуждения процедуры супруги жили отдельно друг от друга в течение в общей сложности... 5 предшествующих лет; 2) нет разумных перспектив примирения супругов; 3) учтены предписания, которые суд сочтет необходимыми в отношении обстоятельств... 4) выполнены дополнительные условия предписанные законом.
Государство признает, что женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага, и государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям.
В Конституции сказано, что государство обязано в своих правовых предписаниях надлежащим образом учитывать различия в способностях, физических или моральных, и в социальной функции.
Интересным моментом кажется признание Конституцией право на жизнь нерожденного: государство защищает и поддерживает своими законами это право.
В ст.45 «Основные принципы социальной политики» закреплено, что государство должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы:
1) граждане (все - мужчины и женщины - в равной степени имеют право на соответствующие средства существования) могли посредством своих занятий найти средства для разумного обеспечения своих домашних потребностей;
2) государство должно прилагать усилия, чтобы силами и здоровьем работников, мужчин и женщин, подростков не злоупотребляли и чтобы граждане в силу экономической необходимости не были вынуждены заниматься тем, что не подходит для их пола, возраста и силы;
3) кроме того, государство обязывается при помощи специальных мер охранять экономические интересы слабых слоев общества
и, когда необходимо, участвовать в поддержке слабых, вдовых, сирот и пожилых.
В конституциях Испании, Португалии, Италии также достаточно полис закреплены права женщин, но главным образом это касается брачно-семейных отношений (4).
В Основном законе Испании (5) отражено стремление законодателя определить механизмы реализации и гарантии провозглашаемых прав и свобод.
Содержание правового статуса личности свидетельствует как с преемственности
собственного конституционного опыта и опыта иных государств, так и о расширении объема прав и свобод за счет новых для западноевропейской конституционной практики явлений (право на защиту от использования компьютерных средств во вред интересам чести, семейной и личной жизни (п.4 ст. 18), право на благоприятную окружающую среду и заботу государства об улучшении качества жизни (ст.45), на защиту прав потребителей (ст.51), права на свободу получения и передачи достоверной информации (п.1 ст.20) (6).
В Конституции Португальской Республики достаточно тщательно регламентируются права и свободы граждан. Помимо провозглашения принципа равенства всех граждан перед законом, права на одинаковое общественное достоинство, права на индивидуальность, на доброе имя и хорошую репутацию и т. п., подробно регулируются вопросы брачно-семейных отношений.
Очень интересно, что в Конституции закреплено следующее: «Материнство и отцовство представляют собой выдающиеся общественные ценности». Пожалуй, можно смело сказать, что такое положение встречается только в Конституции Португальской Республики. Также закреплено право трудящихся женщин на особую защиту во время беременности после родов, включая освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод.
Особенностью данной Конституции является достаточно подробное закрепление прав трудящихся женщин, в частности, равенство возможностей в выборе профессии или рода трудовой деятельности без запретов и ограничений на основании пола для доступа к любым должностям, работе и профессии. «Все трудящиеся независимо от возраста, пола... имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству, характеру и качеству труда, при этом соблюдается принцип равной оплаты за равный труд; государство обязано обеспечить специальную охрану труда женщин в период беременности и после родов, труда несовершеннолетних, лиц с ограниченной дееспособностью, а также занятых на особо тяжелой работе или работающих в условиях, связанных с загрязнением, повышенной токсичностью, вредных для здоровья или опасных для жизни.
Конституция Итальянской Республики также в достаточной степени демократична в закреплении прав женщин: здесь присутст-
вует принцип равенства, запрет дискриминации, моральное и юридическое равенство супругов в браке, право на равную оплату за равный с мужчиной труд, право на поддержку и социальное обеспечение.
О правах женщин вообще ничего не говорится, в частности, в Конституции Дании; в основных законах Австрии, Финляндии и Бельгии женщины вообще не выделяются и их права не акцентируются. Речь идет, например, только о праве избирать и быть избранными в качестве депутатов, направляемых в Европейский парламент от Республики Австрия мужчин и женщин, которые к 1 января года выборов имеют полные 19 лет и обладают австрийским гражданством или гражданством государства - члена Европейского Союза (7).
Конституции Королевства Нидерландов, Великого Герцогства Люксембург, Швеции, Финляндии содержат, как правило, основные права и свободы личности: право на равные права и свободы, свободу передвижения, право на доступ к государственной службе и на участие в выборах, право на свободное вероисповедание, свободы слова и прессы, право на объединение и проведе -ние собраний, право на неприкосновенность личности, частной жизни, жилища и т.д. Стандартным является запрет на дискриминацию на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы и пола и по другим причинам.
Можно сделать вывод, что во всех вышеперечисленных конституциях содержится широкий перечень прав и свобод гражданина, в основном аналогичный другим конституциям.
Что касается Конституции Французской республики (8), то она не содержит специального раздела, посвященного правовому положению личности.
В самом тексте Конституции 1958 года зафиксировано только равенство перед законом (ст. 1), свобода образования политических партий (ст.4), свобода личности (ст. 66). Таким образом, большинство прав и свобод оказались за пределами собственно конституционного текста. Заслуга Конституционного совета состоит в том, что своими решениями он включил в конституционное право права и свободы, зафиксированные в Декларации 1789 года и Преамбуле Конституции 1946 года.
Обращаясь к пересмотренной в 1999 году Конституции Швейцарии, мы увидим, что на первое место в ней поставлены права и
свободы швейцарских граждан, институт гражданства и социальные цели государства. В разделе 1 закрепляется фундаментальное положение об уважении и защите человеческого достоинства, а также закреплен в ст.8 второй важнейший принцип равенства, который распространяется на всех людей. Закрепление равенства между мужчиной и женщиной, согласно этой же статье, должно быть фактическим и по праву. На взгляд автора, это получило весьма своеобразное отражение в Основном законе. Во многих статьях введено дублирование одного и того же названия, должности применительно к мужчине и женщине. Например, «швейцарцы и швейцарки имеют право поселяться в любой стране» (ст.24); Конфедерация содействует укреплению связей, которые объединяют швейцаров и швейцарок, находящихся за границей (ст.40); каждый швейцарский гражданин обязан служить в армии, а швейцарки это же могут делать на добровольной основе (ст.59) и т.д. В статьях 145, 162, 168 и 179 дважды упоминается должность Канцлера в мужском и женском роде, а в ст.31
- то же самое делается в отношении должности судьи. На взгляд автора, достаточно подробно в данной Конституции отрегулированы права семьи, детей, несовершеннолетних и других категорий населения в области социальной сферы и обязательств Конфедерации по социальному обеспечению Конфедерация также берет на себя определенные обязанности, направленные на защиту семьи путем установления семейных пособий и страхования медицинских расходов, связанных с родами (ст. 116). Особенностью данной конституции является ст. И
9, где закрепляется защита человека от злоупотреблений при зачатии с медицинской помощью и от генной инженерии. Для защиты человеческого достоинства, личности и семьи запрещена любая форма клонирования и любое вмешательство в генотипы гамет и человеческих эмбрионов; конкретно перечисляются те методы медицины, применение которых разрешается при определенных условиях.
Отметим, что подобные вопросы не регламентируются больше ни в одной конституции мира (9).
Конституция Японии установила, что «все люди должны уважаться как личности»; они должны быть равны перед законом и не могут подвергаться какой-либо «дискриминации в политическом, экономическом и социальном отношениях по мотивам расы,
религии, пола, социального положения, а также происхождения». Что касается прав женщин в браке, то брак основывается на равенстве прав мужа и жены, и законы о браке должны основываться на принципе «личного достоинства и равенства полов» (ст.24). В основном Конституция содержит внушительный список традиционных прав и свобод, не акцентируя никакого внимания на каких-либо особенностях правового статуса женщин (10).
Если мы обратимся к Конституции Соединенных Штатов Америки, то увидим, что напрямую правам женщин посвящена поправка XIX, которая предоставила женщинам право голоса. Несмотря на то, что США считается демократической страной, где в основном соблюдаются и защищаются права всех граждан, удивительным кажется тот факт, что была отклонена поправка о равенстве прав мужчин и женщин, предложенная второй сессией 92-го Конгресса 22 марта 1972 года. До этого она была одобрена Палатой представителей и принята Сенатом. Текст поправки начинается предложением: «Равенство в правах перед законом по признаку пола не может нарушаться или ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами» (11).
В целом права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного закона. Государственная практика Франции и США показывает достаточно высокий уровень обеспечения прав человека, что обеспечивается всей системой конституционно -правовых нормативных актов, и именно это является истинным критерием качества конституционного регулирования. Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянский гражданин не имеет больше -го объема прав, чем американец или француз (18).
Включенная в Конституцию Канады (Конституционный акт 1982 года), Хартия прав и свобод придала закрепленным в ней правам и свободам высшую юридическую силу. В самой Хартии не затрагиваются социальные и экономические права и свободы, в ней делается упор на права и свободы личного и политического плана. Несомненным достоинством Хартии явилось запрещение дискриминации по признакам расы, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола, возрас-
та, умственных и физических недостатков. Закреплен также принцип равенства всех перед законом и равная защита и покровительство со стороны закона. Никаких других положений, подчеркивающих или указывающих на особый правовой статус женщин, матерей, института семьи и брака нет (19).
Конституция Бразилии 1988 года со всеми дальнейшими поправками содержит чрезвычайно обширные разделы о правах и гарантиях. В этой Конституции закреплено равенство мужчин и женщин в правах и обязанностях. Весьма оригинальным является закрепление гарантии женщинам, содержащимся в заключении, кормить детей грудью и оставаться с ними.
Особенностью данной Конституции является подробное регулирование трудовых и социальных прав; гарантированность семейных пособий для лиц, имеющих иждивенцев, отпуск по беременности и родам 120 дней; отпуск по воспитанию ребенка, защита рынка труда для женщин по средствам специального стимулирования, запрещение любого неравенства в отношении заработной платы в осуществлении функций, или приема на работу по основаниям пола, возраста, цвета кожи или семейного положения; запрещение дискриминации любого характера в отношении заработной платы или приема на работу трудящихся, имеющих физические недостатки и т.п. Все это напоминает мини-кодекс, что совсем нечасто можно встретить в зарубежном конституционном законодательстве. Также в данной Конституции закреплена защита материнства, особенно во время беременности; уплата пенсии в случае смерти, «неважно мужчин или женщин, выплачиваемых юридическому или фактическому супругу и лицам, находящимся на иждивении» (ст.201).
Особенностью здесь является признание религиозных браков наравне с гражданскими, равноправие супругов в браке и гарантии государства оказания помощи каждой семье. Особо выделена обязанность государства образовать органы (mecanismos), имеющие целью уменьшение насилия внутри семьи(11).
Анализируя конституции государств Восточной Европы, можно увидеть, что наряду с четким провозглашением такого основополагающего принципа, как равноправие, конституции практически всех государств содержат нормы, целые которых является дополнительная поддержка некоторых групп населения.
Специальной заботой общества и госу-
дарства окружены женщина, мать, дети, семья (особенно многодетная). Так, в Конституции Польши установлено, что женщина имеет равные с мужчиной права во всех областях государственной, политической, экономической, социальной и культурной жизни. Гарантиями ее равноправия являются равное с мужчиной право на труд и вознаграждение на основе принципа «равная оплата за равный труд», право на отдых, на социальное обеспечение, на учебу, на занятия публичных должностей; забота о беременной женщине, матери и ребенке; забота о бытовых проблемах, содействие работающей женщине (12).
В Конституции Болгарии записано, что «женщина-мать пользуется особой охраной со стороны государства, которое обеспечивает ей оплачиваемый отпуск до и после родов, бесплатную акушерскую помощь, облегчение труда и иную социальную помощь» (13).
Исследуя конституции стран СНГ, выделим общие черты, присущие регламентации прав и свобод человека и гражданина в странах Содружества, а также рассмотрим индивидуальные особенности, закрепленные в некоторых Основных законах.
Прежде всего, нужно отметить, что все страны Содружества ставят задачу регламентации прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Огромное влияние на развитие национального законодательства в области прав и свобод человека и гражданина имеют Устав ООН; Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.; Международные Пакты о правах человека 1966 г.; Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Конвенция с ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др.
Новые конституции стран СНГ отражают концепцию естественного происхождения прав человека. Подчеркивается приоритетное значение общегуманистических ценностей, естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Все конституции закрепляют принцип равенства. Все равны перед законом и судом. Права и свободы человека и гражданина гарантируются независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, места жительства и других обстоятельств. Также запрещается дискриминация граждан по расовым, национальным признакам, а также пропаганда расовой или национальной
исключительности, вражды или пренебрежения. Граждане республик СНГ всех национальностей пользуются защитой государства на равных основаниях.
Что касается прав женщин, то они по-разному характеризуют ее правовой статус, закрепленный в конституциях. Например, в конституциях Азербайджана, Армении, Грузии существует запрет дискриминации, в частности по признаку пола; достаточно стандартно провозглашено право на семейную жизнь, поддержку семьи государством; на охрану законом прав материнства и детства. Надо сказать, что в Конституции Грузии вообще отсутствует слово «женщина», что может расцениваться, на взгляд автора, как косвенная дискриминация.
Особенностью Конституции Белоруссии является достаточно подробное регулирование права на брак, равноправие супругов в семейных отношениях, обязанность родителей воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Дети, в свою очередь, обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Только в данной Конституции женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья (14).
В конституциях Казахстана и Кыргызстана также закреплены принцип равенства всех перед законом и запрет дискриминации по различным основаниям Интересную особенность имеет Конституция Кыргызстана. Во-первых, провозглашается, что человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно; основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения и признаются в качестве абсолютных, неотчуждаемых и защищаемых законом и судом. Подчеркивается, что народные обычаи и традиции, не противоречащие правам и свободам человека, поддерживаются государством. В статье 26 закреплено, что семья, отцовство, материнство и детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны закона. Здесь же говорится, что уважение к старшим, забота о родных и близких являются священной традицией народа Кыргызстана.
Особенностью Конституции Молдовы является достаточно подробное регулирова-
ние института семьи, которая «является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства» (15). Закреплен принцип добровольного заключения брака, равноправия мужчин и женщин в семье; покровительство государства семье, материнству, детству и молодежи, а также право матери и ребенка на особую помощь и защиту.
На фоне других конституций Основной закон РФ содержит достаточно скромный, стандартный перечень прав женщин. Это равенство всех перед законом и судом; запрет дискриминации по различным основаниям и конкретное указание о равных правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации (ст. 19). Еще одна статья (всего!) закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи (ст.38).
Конституции республик Таджикистан и Туркменистан традиционно провозглашают равенство всех перед законом и судом, а также равноправие мужчин и женщин, но в Конституции Туркмении добавлено, что мужчина и женщина имеют равные гражданские права и нарушение равноправия по признаку пола влечет ответственность по закону. Закрепляя, что семья, как основа общества, находится под защитой государства и каждый имеет право на создание семьи, в единственной Конституции стран Средней Азии - Таджикской - существует запрет многобрачия. Нестандартным также в этой Конституции является запрет на использование труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых и подземных работах, а также на работах с вредными условиями труда.
Пожалуй, нужно отметить закрепленную в ст.25 Конституции Туркменистана обязанность родителей, или заменяющих их лиц, воспитывать детей и прививать им культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям.
Конституцию Узбекистана характеризует развернутый перечень прав и свобод человека и гражданина. Что касается прав женщин, то здесь закреплен минимум прав, провозглашающих равенство полов, и права и обязанности семьи, родителей, детей.
Наиболее подробно и полно характеризуется правовой статус женщин в Конституции Украины. В ней содержатся гарантии, посредством которых обеспечивается равенство прав женщины и мужчины, в частно -сти, предоставлением женщинам равных с
мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям. Также в Конституции существует запрет на использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах. В отличие от многих других конституций, закреплены право каждого на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище.
Характеризуя конституции Латвийской Республики и Эстонской Республики можно сказать, что они содержат стандартные нормы о равенстве всех перед законом и судом, запрет дискриминации и так же стандартно провозглашают защиту семьи государством, равные права супругов в браке и о добровольность его заключения. Можно отметить интересный, на мой взгляд момент в Конституции Эстонии, - в частности, закрепление такой нормы, что семья обязана заботиться
о своих членах, нуждающихся в помощи (16).
Конституция Литвы содержит аналогичные нормы, но имеет свою особенность. В ней закреплено, что государство признает и церковную регистрацию брака, кроме того, в ст.39 сказано: «Государство опекает семьи, воспитывающие детей дома, оказывает им в установленном законе порядке поддержку» (17). Для работающих матерей законом предусматривается оплачиваемый дородовой и послеродовой отпуск, благоприятные условия труда и другие льготы.
Список литературы:
1. Конституции государств Европейского Союза. - М., Инфра.М-Норма, 1997.
2. Конституция Швейцарии в сб. «Конституции зарубежных государства». Уч. пособие./ Сост. В .В. Маклаковь. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. Изд. БЕК. 2000.
3. Конституции государств Восточной Европы. Учебное и справочное пособие / Отв. ред. Д.А.Ковачев. - М. Изд.группа ИНФРА-М-НоР-МА. 1996.
4. Конституции стран СНГ и Балтии. Уч. пособие / Сост. Г.Н. Андреева - М. Юристъ. 1999.
5. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - 6-изд., перераб и доп.
- М. Белые альвы, 1999.
6. Окуньков Л.А. Конституционное развитие в государствах Европейского Союза // Конституции государств Европейского Союза. - М., Инфра.М-Норма, 1997.
E. Petrushina. PECULIARITIES OF WOMAN'S CONSTITUTIONAL LAW STATUS IN DIFFERENT COUNTRIES
In this article the legal status of the woman fixed in fundamental laws of the different states belonging to different legal systems for the first tune is investigated. Among them the most developed states of the Western Europe such as Italy, Spain, Greece. Portugal, Switzerland, Germany, France, etc.; the states of the American continent - Brazil, the USA. Also constitutions of the CIS countries and Baltic's are investigated; and revealed both the general features and specificity of the status of the woman fixed in constitutions of the given countries.
ПЕТРУШИНА Елена Анатольевна, 1960 г.р., кандидат юридических наук, доцент кафедры Государственного и административного права Ульяновского государственного университета. Автор более 23 научных работ.