Научная статья на тему '2010.02.044. ОШРЭК Д. КИТАЙ, ИНДИЯ: ЗАВТРАШНИЕ ДЕРЖАВЫ? HOCHRAICH D. CHINE, INDE: LES PUISSANCES DE DEMAIN? // DéBAT. - P., 2009. - N 153. - Р. 143-155'

2010.02.044. ОШРЭК Д. КИТАЙ, ИНДИЯ: ЗАВТРАШНИЕ ДЕРЖАВЫ? HOCHRAICH D. CHINE, INDE: LES PUISSANCES DE DEMAIN? // DéBAT. - P., 2009. - N 153. - Р. 143-155 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КНР-ИНДИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фурсов К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010.02.044. ОШРЭК Д. КИТАЙ, ИНДИЯ: ЗАВТРАШНИЕ ДЕРЖАВЫ? HOCHRAICH D. CHINE, INDE: LES PUISSANCES DE DEMAIN? // DéBAT. - P., 2009. - N 153. - Р. 143-155»

должно основываться на непрерывном и систематическом изучении реальной действительности. Высказывалось также мнение, что, учитывая характер причин, толкающих мигрантов на совершение преступлений, судам следует проявлять снисхождение к тем, кто совершил преступление впервые. Следует учитывать огромное количество обстоятельств, способных привести к преступлению.

Ощущение мигрантами своей потерянности и безысходности в жизни на городских окраинах; положение людей из низших слоев общества, бьющихся из последних сил за свою жизнь в условиях культурного отторжения и ограничений, которые ставит система; колебания личности между полученными уроками честности и безответственностью за свои действия и поведение. Проблема преступности среди нового поколения мигрантов из деревни является не только юридической, но и социальной проблемой.

Отмечались также недостаточный культурный уровень преступников; слабое представление о законах; повышенные материальные запросы; жестокость действительности; большой разрыв между городом и деревней; низкий уровень способности к восприятию нового; запретительный способ управления; слабые методы контроля; тяжелая ситуация с безработицей; неэффективность системы социальной защиты.

И. С. Ермаченко

ЭКОНОМИКА

2010.02.044. ОШРЭК Д. КИТАЙ, ИНДИЯ: ЗАВТРАШНИЕ ДЕРЖАВЫ?

HOCHRAICH D. Chine, Inde: les puissances de demain? // Débat. - P., 2009. - N 153. - Р. 143-155.

Французский экономист анализирует преимущества и слабости экономического развития двух азиатских гигантов. «Находятся ли Китай и Индия на пути к тому, чтобы обогнать крупные промышленные страны? Эта перспектива - не простое журналистское клише. Для многих экономистов этот вывод логически вытекает из темпов роста двух стран. Данные темпы, если принять во внимание огромную численность их населения, должны были бы позволить двум странам достичь уровня развития старых капиталистических стран и через несколько десятков лет стать мировыми экономиче-

скими державами. В реальности этот процесс наталкивается на мощные препятствия, которые наблюдатели часто недооценивают» (с. 143).

Сравнение экономической эволюции Китая и Индии - дело нелёгкое. Две страны имеют несколько общих черт, присущих развивающимся странам (удельный вес сельского хозяйства, технологическая отсталость, трудности в поддержании покупательной способности экспорта). Однако различия между ними существенны, а их причины кроются в истории, прежде всего экономической. Китай с начала ХХ в. был независимой республикой, хотя его суверенитет был ограничен неравноправными договорами, концессиями и военным вмешательством. После прихода к власти Мао Цзэдуна в 1949 г. основы экономики составляют государственные средства производства под властью одной партии. Индия была колониальной страной с XVIII в. до 1947 г. Британская администрация нало-жилась на сложную систему, не разрушила существующей социальной структуры, а «причесала» и модифицировала ее. Так родился индийский капитализм, который имеет общие слабости с капитализмом в других бывших колониальных странах и поэтому опирается на государство.

Несмотря на различие форм собственности, после Второй мировой войны Китай и Индия следовали одной и той же стратегии индустриализации - импортозамещение. В Китае во главе этого процесса стояло государство, отождествленное с коммунистической партией; в Индии - буржуазия, которая опирается на государство, но сохраняет контроль над своими капиталами и средствами производства. Столкнувшись со схожими трудностями, две страны реагировали на них по-разному. Китаю, более закрытому для внешнего мира по политическим причинам, пришлось опираться на собственные ресурсы. Индия сделала то же, но в меньшей степени, допустив иностранных инвесторов. Результатом в обеих странах было создание почти полного промышленного комплекса, но заметно отсталого в технологическом отношении.

К концу ХХ в. обе страны перешли к либерализации экономической политики. Однако если в Китае получил значительное распространение субподряд, предоставляемый иностранным фирмам, то в Индии это произошло только в сфере услуг. Индийские промышленники менее склонны разделять власть и рынок с парт-

нерами, чем администраторы китайских «единиц производства». С этой точки зрения результаты глобализации в двух странах будут разными. «В Китае промышленный комплекс, который, как и в Индии, вначале состоял по большей части из тяжелой промышленности, уступил первенство легкой промышленности и производству составных деталей в рамках сегментации процесса производства. Это привело к сильной взаимозависимости не только между фирмами, но и между странами, в частности азиатскими: одна и та же фирма может иметь предприятия в разных странах. В Индии субподряд не навязывается сверху и либерализация экономики привела к концентрации производства в менее важных единицах; тяжёлая промышленность сохранила свои позиции, а внутренний рынок оказался поделен между индийскими и иностранными фирмами» (с. 145).

Ни Китай, ни Индия не достигли уровня развитых стран: Китай занимает 85-е место среди 177 стран, а Индия - 127-е. По данным МОТ, производительность труда в Китае в 2005 г. составляла менее 20% от показателя США, а в Индии (только в промышленности) - менее 5% (с. 145-146).

Преимуществом обеих стран часто называют их демографический вес. Между тем это и проявление их недоразвитости. Достаточно сравнить промышленное производство Китая с японским, затем сравнить численность населения, чтобы понять, как соотносятся показатели производительности труда. По данным Всемирного банка, из 2,5 млрд. населения Китая и Индии более половины живут менее чем на 2 долл. в день. Доля Китая в мировой производственной прибавочной стоимости равняется 9% — менее половины показателя Японии и менее 1/5 США (с. 146).

В Индии углубленный курс на экономические реформы начался в 1991 г., после кризиса ликвидности. Для индийской промышленности характерно различие между крупными предприятиями, с одной стороны, и мелкими и средними - с другой. Первые выиграли от реформ, вторые проиграли. В 1995/96-2001/02 гг. организованный производственный сектор (пятая часть занятых в промышленности) потерял 4 млн. рабочих мест (четверть общего числа). В 1997/98-2002/03 гг. реальная заработная плата на душу населения падала на 2,4% в год (с. 147).

После либерализации на индийский рынок стали проникать иностранные предприятия. К концу 1990-х годов их доля составила 25-30% (с. 148). Они присутствуют не только в промышленности, но и в сфере услуг, электроэнергетике и телекоммуникациях. В результате их конкуренции индийские фирмы вытесняются с отечественного рынка и им приходится компенсировать это поиском рынков за рубежом. Наступление иностранных фирм ярко проявляется в эволюции автомобилестроения, станкостроения и текстильной промышленности.

В отличие от Центральной и Восточной Европы начавшиеся в 1978 г. китайские экономические реформы шли этапами: сначала сельское хозяйство и внешняя торговля, затем промышленность, наконец, банковский сектор. Открытие экономики внешнему миру тоже шло этапами и не завершено до сих пор. Власти не отменяли государственной собственности, а начали с диверсификации, санкционировав создание частных и коллективных1 предприятий. Государственным предприятиям была предоставлена финансовая автономия. Их перевели в подчинение провинциальным или муниципальным властям. В 2007 г. доля государственных предприятий составила всего 9% промышленного ВВП Китая; правда, с учетом участия государства в других предприятиях удельный вес госсектора достигает 14%. Вместе с тем для сохранения социальной стабильности государственные предприятия до сих пор обеспечивают занятостью 30% городского населения (с. 150).

В сфере инвестиций в Китае господствуют государственные предприятия (с учетом предприятий под косвенным контролем государства - более 65% всех инвестиций). На коллективные предприятия приходится всего 4% вложений, на частные - 20%, на иностранные - 10%. В 2006 г. 60% инвестиций в Китае происходило за счет самофинансирования, 16% за счет банков и финансовых институтов, 3% за счет госбюджета и прямых иностранных инвестиций (с. 151). Эффективность финансового рынка в Китае слаба. Немалое количество предприятий по сути являются государственными и не получают прибыли.

1 Промышленные предприятия в сельской местности (и предприятия деревень и поселков), находившиеся в собственности местного населения. - Прим. реф.

Условия подъема и промышленной модернизации в Индии и Китае разные. Если Китай отдал приоритет производству, сборке и изготовлению деталей электроники, то Индия сохранила почти все промышленные секторы, контролируя их немалую часть. В отличие от Китая открытие индийской экономики не превратило эту страну в экспортно ориентированную. Иностранные инвесторы интересуются прежде всего внутренним рынком Индии, и только ее информационные технологии ориентированы главным образом на экспорт. Индии не хватает рынков сбыта, таких как у Китая, и она сталкивается с неэластичностью своего внутреннего рынка. Конечно, городской средний слой развивается, но еще слаб, отчасти из-за недостаточного количества рабочих мест в городе. Это причина различия в темпах роста в сравнении с Китаем. В 1980 г. ВВП на душу населения в Китае составлял 305 долл., в Индии - 203 долл. За 26 лет в Китае он вырос в 3,6 раза, а в Индии - всего в 2,2 раза (с. 152).

И все же сопоставление вскрывает общие слабости экономик двух стран. «Подобно Китаю Индия, несмотря на значение своей промышленности, располагает сельским населением, которое составляет более половины активного населения. И в Китае, и в Индии потребление показывает мало динамики из-за перевеса сельского населения, у которого очень низкий уровень доходов. Правда, в отличие от Индии, Китай, похоже, обошёл эту проблему, поскольку динамика инвестиций, которые составляют около 50% ВВП, не обязательно учитывает ограничения рынка» (с. 152).

В обеих странах сельское хозяйство страдает от демографического давления на землю. Эту проблему может решить лишь миграция в города. В Китае сельская миграция создает рынок рабочей силы в промышленных городах и позволяет повысить доходы крестьян. В Индии на производстве не создаётся достаточно рабочих мест, миграция в города сильно замедлилась и обрекает сельское население на недоедание. Также в обеих странах низка производительность сельского хозяйства. Правда, в Китае государственные вложения позволяют улучшать инфраструктуру. В Индии государственные вложения сильно ограничены объемом бюджетного дефицита.

Далее различия подчас скорее видимые, чем реальные. Так, отмечают, что в 2006-2007 гг. бюджетный дефицит в Индии со-

ставлял 6%, а в Китае всего 1%. Однако в этот показатель не входят внебюджетные расходы. Лишь большая закрытость китайской экономики позволяет маскировать хрупкость ее финансовой системы, но так не может продолжаться. Другой пример - более высокие показатели человеческого развития в Китае (грамотность, детская смертность, средняя продолжительность жизни). Однако в результате реформ образование и здравоохранение в Китае стали платными, и в данном отношении страна движется назад.

Когда говорят о проблеме догоняющего развития, часто пишут о заимствовании технологий. У обеих стран здесь серьезные проблемы. В Китае после сокращения государственного финансирования и увеличения участия предприятий, порой иностранных, национальная система инноваций разрушилась. Китай не проводит фундаментальных исследований за исключением таких сфер, как военная промышленность и электроника. Индия сосредоточилась только на одной сфере - программном обеспечении, где участвует и иностранный капитал. Пока наука останется под контролем развитых стран и транснациональных корпораций, шансы развивающихся стран достичь технологического уровня развитых ничтожны.

«В сотрудничестве с многонациональными фирмами развитых стран некоторые страны, такие как Китай и поднимающиеся страны Азии, сумели сделать свою промышленную базу более производительной, чем та, что возникла как результат стратегии им-портозамещения, принятой ими на первых этапах индустриализации. Однако в этом взаимодействии они заняли подчинённое место. В действительности распределение прибыли, контроль над сетями сбыта, передачу технологий и темпы накопления капитала предприятий-субподрядчиков определяет иностранный партнёр. Индия, где субподряд играет маргинальную роль, зависит от крупных промышленных стран не меньше... На деле развитие зависит от двух существенных факторов - способности к инновациям и концентрации капитала. С одной стороны, подобно другим развивающимся странам, ни Китай, ни Индия не создали условий, позволяющих им развивать инновационное производство. С другой стороны, ни та, ни другая страна - ни на уровне государства, ни на уровне предприятий - не обладает концентрацией капитала, сравнимой с таковой в промышленных странах. На мировом рынке они не способны навязывать свои цены, поэтому часто рискуют ухуд-

шением условий обмена» (с. 154-155). Контроль международного финансового капитала над мировым рынком делает появление новых развитых стран маловероятным. Конечно, это не исключает возможности быстрого экономического роста развивающихся стран в определённые периоды их истории.

К.А. Фурсов

ВЛАСТЬ

2010.02.045. САГАР Р. СОСТОЯНИЕ УМА: КАКОГО ТИПА ДЕРЖАВОЙ СТАНЕТ ИНДИЯ?

SAGAR R. State of mind: what kind of power will India become? // Intern. affairs. - L., 2009. - Vol. 85, N 4. - Р. 801-816.

Автор (Принстонский университет, США) анализирует течения общественной мысли в современной Индии.

«По мере роста экономической мощи, военной силы и культурного влияния Индия неуклонно приближается к роли ведущего игрока в мировой политике. Однако относительно немного известно о том, что индийцы считают природой международной политики и, соответственно, как следует использовать свою силу и влияние. Ответ на этот вопрос дают четыре конкурирующих видения места Индии в международной системе. Моралисты хотят, чтобы Индия служила примером страны, действующей согласно принципам; индуистские националисты хотят, чтобы индийцы действовали как могучие защитники индуистской цивилизации; стратеги выступают за увеличение мощи государства путём развития стратегических возможностей; либералы стремятся к процветанию и миру через развитие торговли и взаимозависимости» (с. 801).

Маловероятно, что какое-либо из этих течений монополизирует мировоззрение индийцев в XXI в., так как политические идеи меняются в зависимости от обстоятельств. Поэтому имеет значение лишь относительное влияние того или иного течения в тот или иной период.

Моралисты. Идея, согласно которой Индия должна подавать мировой политике пример морали, восходит к революционному характеру освободительного движения, деятели которого стремились не только сражаться во имя свободы и достоинства, но и использовать для этого достойные средства. Наиболее смелое прояв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.