НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
2010.02.008. ПЕНДЕРС Б., ВЕРБАКЕЛ Дж., НЕЛИС А. СОЦИАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАУКИ КАК КОРПОРАЦИИ. PENDERS B., VERBAKEL J., NELIS A. The social study of corporate science: A research manifesto // Bulletin of science, technology & society. - 2009. - Vol. 29, N 6. - P. 439-446. - DOI: 10.1177/0270467609
349047; Mode of access: http://bst.sagepub.com/cgi/content/abstract/ 29/6/439
Ключевые слова: глобализация; «корпоративное производство продуктов науки»; глобализация науки.
В понятие «наука как корпорация» авторы из Нидерландов вкладывают смысл «корпоративного производства»: производства продуктов науки - знаний и технологий, которые поступают в общество как продукты фундаментального социального обмена, обеспечивающего основу для процессов общественного развития. Авторы полагают, что социальный фактор «науки как корпорации» работал всегда, но в тени других факторов социальной динамики, и ведущим его сделала глобализация.
В настоящее время, пишут авторы, мировое сообщество реально переживает состояние, определяемое устоявшимся в науке понятием «глобализация». Факторы, сущность, социальные проявления, перспективы и возможные последствия глобализации -предмет заинтересованного анализа и споров в междисциплинарной области общественных наук.
Существует социально-экономический ракурс понимания феномена глобализации, когда говорят о глобализации мировой
хозяйственной системы - превращении мировой экономики в единый рынок, где национальные рынки оказываются в сильнейшей степени взаимозависимыми и где реально складывается единое международное разделение экономической деятельности.
К феномену глобализации подходят и с точки зрения фактической глобализации государственного строительства на уровне мировых регионов, пример этому - ЕС. Сюда же должна быть отнесена и глобализация на уровне национально-государственного образования - когда в национальных государствах происходит строительство солидарного общенационального пространства не за счет централизации государственного управления, а, напротив, благодаря процессу формирования системы социального управления как координационного пространства для всех, в том числе и административного центра, относительно самостоятельных частей социально-управленческой системы.
Глобализация изучается также и с позиции ее информационно-технологического фактора. Этот подход обнаруживает феномен глобализации в том, что принято называть информационным обществом. В социально-технологической (социально-преобразовательной) функции компьютерных технологий, прежде всего Интернета, исследователи видят сущность глобализации. Глобализация - это организатор мирового социального пространства как единого информационного пространства, где жизненно важные для функционирования общества коммуникационные процессы осуществляются чрезвычайно быстро, так что пространство и время оказываются физически незначимыми для этой высокотехнологичной коммуникации.
Феномен глобализации исследуется и как социально-культурный процесс. При этом отмечается, что современное мировое социально-культурное пространство становится не только все более нивелированным, единообразным, конвергентным, но и конфликтным, активизирующим дивергентные процессы национально-культурного самоутверждения в качестве естественной реакции на генеральную конвергентную тенденцию. Глобализация, дают понять исследователи данного направления, представляет большую проблему; это глобальный социально-культурный конфликт.
Перечень этих исследовательских образов глобализации подсказывает очевидную мысль: каждый из образов ухватывает лишь какую-то одну грань феномена, и только все вместе они дают не-
кий объемный образ. Однако, несмотря на это, образ этот, составленный из механического соединения разных его граней, останется поверхностным представлением о феномене глобализации. Ни экономическая, ни государственно-строительная, ни информационно -технологическая, ни социально-культурная картины глобализации не отвечают на вопрос о логике феномена, о том, каков же его фундамент. Это вопрос теории глобализации - нахождения главного элемента глобализации, выстраивающего всю ее систему.
Таким элементом является и, более того, всегда была наука как природное стремление человека устраивать свою жизнь на основе объективного знания о мире. Это предельно широкое, опирающееся на родовую человеческую сущность определение науки охватывает как любые архаические, так и современные проявления научного мышления, которые объединены тем, что все они - объяснительные модели. Человек как разумное, рациональное существо стремится все понять и объяснить, и это стремление делает человеческое мышление в принципе «научным». С такой точки зрения, вся социальная история науки - от оформления научного феномена в особую интеллектуальную деятельность до превращения этой особой интеллектуальной деятельности в профессию и институт - оказывается лишь переходом человеческой и социальной эволюции на очередной качественно новый уровень. Можно было бы говорить о следующей периодизации социальной истории человека как «человека научного (понимающего и объясняющего)»: 1) появление человека и обществ (предыстория «человека научного»); 2) архаическая история «человека научного» (период до оформления научного феномена в особую интеллектуальную деятельность); 3) традиционная история «человека научного» (период до превращения науки как особой интеллектуальной деятельности в профессию и институт); 4) современная история «человека научного» (период, когда институт науки выступает локомотивом общественного развития).
При этом «человек научный», выстраивающий социум на основе развития объяснительных моделей, является «человеком информационным». Он «объясняет» (создает феномен науки) не только для себя, но и для других, передавая информацию-знание другим, распространяя ее по всему сообществу людей с помощью использования информационных технологий. Таким образом чело-
век по мотивации объяснительного (научного) развития разворачивает информационно-технологический прогресс именно как прогресс человеческого объединения, причем объединения глобального, поскольку знание всемирно и не признает никаких территориальных границ. «Человек научный» и задал выстраиваемому им обществу фундаментальный вектор глобализации. О ней заговорили лишь в связи с новыми (компьютерными) информационными технологиями только потому, что эти технологии совершили качественный прорыв в глобализации, которая в действительности всегда была истинным содержанием общественного развития как развития объединительного обмена информацией-знанием. Поэтому можно выделить три основных момента:
- процесс глобализации характеризует всю без исключения человеческую историю, а фундаментальный фактор этого процесса -наука - в широком смысле человеческого стремления к знанию-объяснению и передаче знания-объяснения обществу;
- то, что сегодня называют глобализацией, представляет высокотехнологичный (на базе компьютерных информационных технологий) и потому быстрый и реально глобальный обмен продуктами науки (знаниями, технологиями);
- глобализация как в своей основе процесс скоростного и глобального обмена продуктами науки выстраивает не просто глобальное общество, но общество, в котором наука и вся сопряженная с ней инфраструктура составляют главное его обеспечение.
Стране, игнорирующей этот инфраструктурный императив, нечего делать в XXI в. В 1990-х годах П. Друкер констатировал, что в мире происходит переход систем управления на принципы «управления знанием» вместо традиционных принципов «управления людьми». Эта констатация зафиксировала вхождение мирового общества в новую инфраструктурную парадигму, в которой ядро общественной инфраструктуры составляет инфраструктура процессов производства и высокотехнологичной, на базе компьютерных информационных технологий, передачи (распространения) знаний и технологий. Страны, которые называют развитыми, уже формируют у себя эту новую инфраструктуру, и именно она (и только она) обеспечивает инновационное социально-экономическое развитие.
Сегодня в мире много разговоров о «китайском экономическом чуде». Китай прочат в экономические лидеры XXI в., а между тем у страны отсутствует главный ресурс для этого - инфраструктура, обеспечивающая не общее развитие, а инновационное развитие. Хотя в 1980-1990-х годах Китай и отличился в проведении социально-экономических реформ, реформы эти не были структурными реформами именно по введению страны в парадигму качественного развития. Руководство КНР блестяще решило «вчерашнюю» задачу - максимально мобилизовало для нужд национального социально-экономического роста «вчерашнюю» парадигму развития как накапливания материального богатства. Китай практически лишен природных ресурсов, и он был вынужден создать систему накапливания материального богатства, наращивая свой технологический потенциал, в том числе потенциал высоких технологий. Однако это делалось через беспрепятственное развитие малого и среднего бизнеса, который и стал проводником (наряду с прямыми иностранными инвестициями) знаний и технологий в китайскую экономику. Технологичный, в том числе высокотехнологичный, облик китайской экономики - пока лишь копирование, заимствование технологий, производимых там, где выстраивается парадигма качественного развития. И подобным технологическим копировальщиком (а не технологическим производителем) Китай останется до тех пор, пока будет находиться во «вчерашней» парадигме развития.
Глобализация вызвала к жизни новую парадигму развития, в которой упор сделан на развитие качества, а не на умножение количества, как это было во «вчерашней» парадигме, - на инфраструктуру инновационного развития, превратив фундаментальный в человеческом мире обмен знаниями и технологиями, оснащенный теперь компьютерными информационными технологиями, в главный общественный ресурс. Этот ресурс, находившийся в прежних парадигмах общественного развития в тени «количественных» ресурсов, таких как природные ресурсы, массовая рабочая сила и т.д., сегодня является залогом социально-экономической конкурентоспособности страны. А в новой парадигме развития конкурентоспособность на всех уровнях - от конкурентоспособности индивида до конкурентоспособности страны - определяется способностью быстрой адаптации к новому, т. е. к инновационному наполнению развития. Ранее компьютерные технологии, а позже нанотехноло-
гии стали теми инновациями, «переварить» которые смогли страны, по своей инфраструктуре настроенные на адаптацию к инновационному процессу. Сегодня сами по себе ни рост ВВП, ни рост производства, ни рост доходов населения не свидетельствуют о конкурентоспособности страны, но важно качественное обеспечение (новой инфраструктурой) всех этих количественных аспектов социально-экономического роста.
Представляется достаточно очевидным, пишет автор в заключение, что социально-экономическая конкурентоспособность стран - это функция их способности не просто адаптироваться к прогрессу знаний и технологий, который идет сам по себе, но «запрашивать» и ускорять этот прогресс по инфраструктурному на него спросу. Формирование инфраструктуры спроса на прогресс знаний и технологий - вот то главное, что принесла глобализация. Инфраструктура такого спроса - это инфраструктура единства науки, технологии, образования, промышленности и информационных систем, работающих на базе компьютерных информационных технологий; это - именно инфраструктурный механизм рождения инновационного процесса. Страна, формирующая у себя такой механизм, может рассчитывать на пропуск в социально-экономическую систему XXI в., в отличие от страны, невосприимчивой к инфраструктурному императиву глобализации.
А.А. Али-заде
2010.02.009. КОСТАНЦА Р. НАУКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
COSTANZA R. Science and ecological economics: Integrating of the study of humans and the rest of nature // Bulletin of science, technology & society. - 2009. - Vol. 29, N 5. - P. 358-373. - DOI: 10.1177/02704 67609342864. - Mode of access: http://bst.sagepub.com/cgi/content/ abstract/29/5/358
Ключевые слова: глобализация; социальный фактор науки; реформация науки.
Исследуя глобализацию с точки зрения формирования в настоящее время «экологической» социально-экономической системы, разворачивающей интеграционный процесс не только внутри