Научная статья на тему '2012. 04. 008. Камаев Р. А. Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика // камаев Р. А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (на примере города Москвы). - М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 159 с. - С. 31-62'

2012. 04. 008. Камаев Р. А. Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика // камаев Р. А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (на примере города Москвы). - М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 159 с. - С. 31-62 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ / РЕГИОНЫ НОВОГО ТИПА / ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ализаде А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 008. Камаев Р. А. Регионализм: новая социально-экономическая реальность и новая региональная политика // камаев Р. А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (на примере города Москвы). - М. : Юнити-Дана: Закон и право, 2012. - 159 с. - С. 31-62»

2012.04.008. КАМАЕВ Р.А. РЕГИОНАЛИЗМ: НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА // Камаев Р. А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (На примере города Москвы). - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. -159 с. - С. 31-62.

Ключевые слова: глобализация; регионализм; экономический регионализм; экономика регионов; регионы нового типа; городские агломерации.

Российский автор рассматривает становление на глобальном и национальном уровнях новой социально-экономической реальности - регионализма; обосновывает необходимость новой региональной политики государства - выстраивания национальной экономики как экономики регионов, в которой уже не столько предприятие и отрасль, сколько регион выступает «точкой роста» национальной экономики; исследует проблемы перехода к новой региональной политике в современной России.

Глобализация, пишет автор, развернула противоречивые процессы формирования одновременно конвергентного и дивергентного глобального социально-экономического пространства. В одно и то же время происходят процесс интеграции и процесс регионализации мирового общества. Регионы - глобальные (страны и альянсы стран типа ЕС и др.) и национальные (внутри стран) - обретают новый статус, который лучше всего определить как суверенную «единицу» единого, глобального или национального, социально-экономического механизма. В научном словаре уже закреплены понятия, отражающие феномен глобальной и национальной регионализации, - «системная регионалистика», «новый регионализм», «экономический регионализм», «экономический федерализм» (с. 32).

Появилось новое и приоритетное направление государственной социально-экономической политики - политика территориального (регионального) развития, которая рассматривает регион страны не просто как часть национальной территории, а как целостную (системную) социально-экономическую «единицу», делающую национальную экономику уже не только и даже не столько традиционной экономикой предприятий и отраслей, сколько эко-

номикой регионов. Может показаться парадоксальным то, что экономический регионализм как политику нецентрализованного («горизонтального» - от частей к целому) выстраивания национальной экономики актуализировала глобализация с ее мощной объединительной тенденцией. Однако никакого парадокса нет. Сама глобализация - нецентрализованный объединительный процесс, в котором все части формирующегося глобального социально-экономического пространства, сохраняя свой суверенитет, находятся между собой в «горизонтальных» отношениях добровольного равноправного партнерства и вынуждены выполнять ее требования. Глобальная экономика - это не глобальная централизованная экономика, а глобальная экономика регионов (национальных экономик и их региональных альянсов типа ЕС). Так же и национальная экономика в условиях глобализации вынуждается выполнять курс на регионализацию и становиться экономикой регионов.

Экономическая регионализация, идет ли она в глобальном масштабе или внутри страны, - это децентрализация управления, перемещение управленческой ответственности «на места». Центральное правительство ставит общенациональные стратегические цели и координирует работу территориального управления по их достижению. Управленческий и экономический регионализм стал адекватным ответом государства на такие «разъединительные» вызовы глобализации, как рост социально-экономического неравенства, сепаратизм территорий, рост культурных напряжений (с. 38).

Для России наполнение формального федерализма (регионализма) реальным содержанием, что позволило бы развивать и выравнивать экономику российских регионов, более чем актуально. Рейтинг страны по подавляющему большинству важных интегральных социально-экономических показателей - ожидаемой конкурентоспособности, качеству жизни, экономической свободе и т.д. - недостойно низкий. Российские исследователи констатируют, что «если и далее игнорировать необходимость упрочения экономических основ федерализма, то следует быть готовыми к углублению тенденции подмены общенационального экономического интереса интересами отдельных национально-региональных групп и кланов» (с. 39).

Приведенное высказывание было сделано в 1998 г., но, к сожалению, оно остается актуальным и в настоящее время, поскольку

и сегодня в Российской Федерации отсутствует реальный федерализм и, соответственно, политика экономического регионализма. Разумеется, в России есть политика федерального центра в отношении регионов (субъектов Федерации), но речь идет именно о регионализме как новой методологии регионального развития, спрос на которую создала глобализация. Между тем современная политика территориального (регионального) развития на основе методологии экономического регионализма, демонстрируемая в настоящее время лидирующими экономическими державами, предусматривает создание структурных условий для появления и устойчивого действия трех взаимосвязанных факторов роста и конкурентоспособности национальной экономики: 1) регион как эффективный экономический субъект - новый «центр тяжести» национальной экономики (наряду с предприятием и отраслью); 2) развитая инновационная инфраструктура национальной экономики; 3) развитая информационная (на базе компьютерных информационно-коммуникационных технологий) инфраструктура национальной экономики.

Исследователи подтверждают тройное значение региона в современной экономике - как локомотива экономического развития и как фактора наращивания экономикой инновационного и передового информационно-технологического потенциалов. Они свидетельствуют о значительно возросшем в последнее время научном интересе к разработке региональных стратегий социально-экономического развития по методологии «нового регионализма».

По той же логике, по которой глобальную экономику представляют новые корпоративные формы - транснациональные корпорации холдингового типа, ее представляют «новые регионы» в виде, например, территорий, получивших научные определения «мировой город», «супергород», «информационный город», «глобальный город» (с. 47).

Это - глобальные регионы нового типа. Регионы нового типа возникают и внутри стран, создавая феномен национальной экономики регионов. Понятно, что «регионы нового типа» заслуживают свое название, потому что являются «точками роста» социально-экономической системы в новых условиях; ясно также, что сегодня не все регионы даже стран - экономических лидеров стали в одночасье «новыми». Эксперты Организации экономического сотруд-

ничества и развития (ОЭСР) проанализировали около 2 тыс. регионов в странах ОЭСР, и только 45% из них имели показатели роста, превышающие средние национальные показатели. Эти 45% регионов и могли указывать на ту или иную степень своей трансформации в «регионы нового типа».

Что нужно региону для такой трансформации? Эконометри-ческий анализ 45% передовых регионов, основанный на подходе с позиций неоклассической экономической теории, теории эндогенного роста, а также новой экономической географии, показал, что рост регионального ВВП на душу населения стал функцией комплекса таких факторов, как начальный уровень ВВП, инновации, инфраструктура, рынок труда, человеческий капитал, плотность населения (агломерация), производительность труда.

Согласно выводу экспертов, региональный рост в современных условиях обеспечивается ядром из факторов инноваций, инфраструктуры и человеческого капитала. Причем, если факторы инноваций и человеческого капитала каждый в отдельности положительно влияют на региональный рост, то фактор инфраструктуры оказывает подобное влияние лишь в совокупности с факторами инноваций и человеческого капитала (с. 51).

Это означает, что инфраструктура «региона нового типа», базовым (интегрирующим) элементом которой выступают компьютерные технологии коммуникации и управления, должна быть инфраструктурным обеспечением именно инновационного социально-экономического развития. В свою очередь, механизм инновационного социально-экономического развития включает в себя в качестве обязательного элемента устойчивое воспроизводство человеческого капитала. Таким образом, если инфраструктура, даже функционирующая на базе компьютерных технологий коммуникации и управления, не будет работать на инновационное развитие, то и не состоится рождение «регионов нового типа» - экономики регионов (инновационная экономика, экономика человеческого капитала). Иными словами, невозможно никакое национальное инновационное социально-экономическое развитие без формирования соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое воспроизводство человеческого капитала, через демократичные (массово доступные) и качественные системы образования, здравоохранения, а также формирование рынка труда, на котором высо-

коквалифицированный труд ценится гораздо выше труда неквалифицированного и малоквалифицированного.

Отсюда - чрезвычайная важность инфраструктуры, связанной с компьютерными технологиями коммуникации и механизмами инновационного развития. Формирование такой инфраструктуры и есть строительство экономики регионов - переход к управлению территориальным развитием по методологии экономического регионализма. Создание инфраструктуры «регионов нового типа» -прямая задача государства, которая решается в ходе государственного управления с помощью законодательства и управления государственной собственностью. Само по себе управление представляет ключевой элемент инфраструктуры, если рассматривать ее с точки зрения главной функции - функции обеспечения работы общественного механизма.

Современные экономические исследования демонстрируют зависимость роста ВВП от развития инфраструктуры. Исследование, проведенное в 58 странах, показало, что высокопроизводительная и эффективная инфраструктура, в которой ведущую роль играют компьютерные информационно-коммуникационные технологии, оказывает наибольший позитивный эффект на сферу услуг. Согласно экспертным расчетам ОЭСР, до 2030 г. ежегодные мировые потребности в инвестициях для инфраструктуры составят в среднем примерно 4% валового мирового продукта (с. 54).

Создание инфраструктуры инновационного развития идет рука об руку с тенденцией агломерации (уплотнения населения) в таких возникающих мировых «регионах нового типа», как глобальный город, который сосредоточивает у себя то, что называют сегодня «сетевой экономикой» с ее главными субъектами - транснациональными корпорациями. «Сетевая экономика» - это довольно точное определение глобальной экономики как экономики регионов, где регионами выступают глобальные города. Мегаполисы -это центры знания. В них сконцентрирована мировая деятельность по исследованиям и разработкам (ИР) в рамках генераторов инновационного развития. В странах ОЭСР более 81% патентов приходится на заявителей, находящихся в городах. В основном в мегаполисах сосредоточен человеческий капитал, а также капитал оборудования, зданий, инфраструктурных объектов, в том числе транспортная и телекоммуникационная инфраструктура. Глобальные города обра-

зуют глобальную урбанистическую сеть, которая существует де-факто, но не де-юре, не носит институционального характера и которую формирует сфера высокотехнологичных услуг - финансовых, управленческих, консультативных, туристических, культурных. Все эти услуги высокотехнологичны, поскольку производятся они на основе компьютерных информационно-коммуникационных технологий. Именно эта технологическая база и создает мощную агломерационную тенденцию, выливающуюся в развитие феномена глобальной сети мегаполисов - глобальной экономики регионов нового типа (с. 55).

В России подобных регионов нового типа - городских агломераций - всего два. Это агломерации Москвы (Москва с ближайшими пригородами - около 13 млн. человек) и Санкт-Петербурга (примерно 5 млн.). При этом агломерация Санкт-Петербурга меньше, чем должна быть, учитывая размеры страны. Дефицит в современной России городских агломераций обязан советской политике искусственного сдерживания роста крупных городов. В настоящее время на эту проблему накладывается проблема высокой естественной убыли российского населения в регионах, где проживают 70% россиян (0,5-1,5% в год), что сделало невозможным дальнейший рост российских городов. Единственное исключение - Москва, которая притягивает мигрантов из других регионов России и стран СНГ. Другие российские города, в том числе и Санкт-Петербург, мигрантов привлекают мало. В 1970-1980-х годах в России формировались городские агломерации, однако их опыт не представляет ценности с точки зрения новой экономической и социальной реальности. Между тем городские агломерации как субъекты национальной экономики регионов России необходимы - за счет передовой инфраструктуры они осуществляют «концентрацию» национальной экономики, особенно актуальную для страны с ее обширной территорией.

Что может сделать государство для формирования в России экономики регионов (городских агломераций)? От государства требуется вкладывать ресурсы именно в инфраструктурные проекты. Развитие в стране передовой инфраструктуры естественным образом активизирует экономическую интеграцию, которая в настоящее время тормозится не только плохой инфраструктурой, но и административными барьерами, ограничивающими экономиче-

скую свободу. Все попытки «административной (искусственной) агломерации» ни к чему не приведут. Все, что нужно, по мнению автора, это масштабные инвестиции в инфраструктуру и создание нормальных условий для бизнеса, и агломерационный («стягивающий» национальную экономику) эффект не заставит себя ждать. Складывающиеся сегодня в мире естественным (неадминистративным) путем городские агломерации - центры постиндустриальной экономики. Механизмы управления строительством таких агломераций лежат главным образом в сфере инфраструктурного развития территорий. Развитие мегаполисов именно как городских агломераций (регионов нового типа) в условиях глобализации повышает уровень жизни в соответствующих странах и укрепляет горизонтальные (партнерские) отношения между центральным правительством и региональным управлением (с. 56-57).

Суть регионов нового типа (в составе глобальной или национальной экономики) - наличие у них мотивации к саморазвитию и взаимной конкуренции. Для регионов в составе национальной экономики такая мотивация создается с помощью новой региональной политики, стимулирующей региональное развитие не дотациями и трансфертами от центрального правительства, а мобилизацией внутренних активов региона, прежде всего актива рыночных механизмов, которые способны выявить региональные конкурентные преимущества. Этому и служит экономический регионализм, преодолевающий традиционную дихотомию «центр - периферия». Экспертиза ОЭСР показывает, что центральная политика «сдерживания регионов» - в отношении Парижа, Токио, Лондона, Сеула -дает неоднозначные результаты (с. 59).

Подобное изменение парадигмы управления региональным развитием особенно актуально для России, где советская традиция «центрального командования» регионами не ушла и в условиях рыночных перемен, когда территориальное развитие стало основываться на концентрации средств на федеральном уровне и последующем выделении трансфертов для регионов из федеральных фондов. Недостатки планирования территориального развития из центра очевидны. Центральное правительство, приспосабливая регионы для служения общенациональным целям, игнорирует региональные нужды людей, проживающих на разных в географическом, климатическом и ресурсном отношении территориях. При этом

игнорируются специфические для каждого региона внутренние ресурсы его развития, и от этого страдает национальное развитие в целом (с. 61).

Вместе с тем необходимость стратегического территориального планирования, которое способно осуществлять лишь центральное правительство (в России - федеральный центр), очевидна. Региональное управление должно думать о мобилизации внутренних ресурсов развития своего региона, а не о задачах общенационального развития. Поэтому, пишет автор в заключение, в условиях глобализации, активизировавшей регионы внутри стран в качестве самостоятельных субъектов социально-экономического развития, и понадобилась новая (партнерская) парадигма взаимоотношений центрального правительства и регионов, чтобы в национальной экономике регионов не были утрачены общенациональные ориентиры и чтобы возврат к принципу «центр - периферия» стал невозможен.

А.А. Али-заде

2012.04.009. КАМАЕВ Р.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: РОССИЙСКАЯ КАРТИНА // Камаев Р.А. Стратегия развития региона на основе управления государственным имуществом (На примере города Москвы). - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 159 с. - С. 63-97.

Ключевые слова: экономика регионов; устойчивое развитие регионов; региональные диспропорции; государственная собственность; управление государственной собственностью; инфраструктурное развитие; эффективность работы государственной собственности.

Российский автор обосновывает необходимость оценки эффективности управления государственной собственностью, критерием которой может служить ее способность работать на формирование инфраструктуры экономики регионов - системы устойчивого развития регионов. Эффективность управления государственной собственностью в современной России он оценивает по ряду ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.