Научная статья на тему '2009. 04. 001-004. Региональные аспекты глобализации'

2009. 04. 001-004. Региональные аспекты глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 001-004. Региональные аспекты глобализации»

ФОРМАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

2009.04.001-004. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

2009.04.001. GANG FAN. Combining policies to benefit from globalization: The case of China // The future of globalization / Ed. by Zedillo E. - L.; N.Y.: Routledge, 2008. - P. 270-283.

2009.04.002. COLLIER P. Africa and globalization // Ibid. - P. 40-57.

2009.04.003. HANDOUSSA H., ABOU SHNIEF H. The Middle East: Challenges and opportunities of globalization // Ibid. - P. 227-252.

2009.04.004. MAHMUD W. Bangladesh: Development outcomes and challenges in the context of globalization // Ibid. - P. 253-269.

Ган Фань (директор Института национальных экономических исследований при Фонде китайских реформ, Пекин) (001) считает, что ключевыми элементами рыночных реформ в Китае являются развитие частного сектора, либерализация цен на внутреннем рынке, ослабление государственного контроля и централизованного планирования, приватизация предприятий госсектора и развитие правовой базы для частного бизнеса.

Для развивающейся страны, каковой является Китай, важнейшая задача - развитие частного сектора. Его рост приведет к изменениям экономической структуры и создаст рыночную систему, которая ускорит экономический рост, увеличит занятость и создаст благоприятные условия для реформирования госпредприятий.

Внутренние реформы улучшают инвестиционный климат и требуют соответствующих изменений в правовой системе. Децентрализация экономической и финансовой ответственности формирует конкурентную среду и побуждает местные власти привлекать больше внутренних и иностранных инвестиций с целью создания новых рабочих мест и увеличения местных доходов.

Китай пока еще далек от завершения экономических реформ и институциональных преобразований. Но уже достигнутый про-

гресс позволяет его гражданам пользоваться плодами глобализации путем роста торговли и привлечения иностранных инвестиций, которые способствуют более быстрому экономическому росту и увеличению занятости.

Основываясь на опыте Китая, Ган Фань формирует основные принципы экономической политики развивающейся страны в условиях глобализации.

1. Необходимо осуществить внутренние реформы, иногда очень болезненные, чтобы воспользоваться плодами глобализации. Страна не достигнет экономического роста и социального прогресса, ограничившись лишь простым открытием своей экономики глобальным игрокам. Как показывает практика, либерализация рынка страны без внутренних институциональных реформ приводит к гиперинфляции, росту внешнего долга, массивному оттоку капитала, финансовому кризису, социальному хаосу и длительной экономической стагнации после первоначального кратковременного бума.

2. Реформы должны соответствовать условиям страны. Различные реформаторские модели работают лучше или хуже, но они не будут работать или будут иметь деструктивной эффект, если не учитывают уровень дохода, стадию развития и исторические условия страны. Не существует универсальной формулы перехода к рынку. Хотя в конечном счете рыночная система любой страны должна работать по тем же правилам, что и ее рыночные партнеры, переход к рынку каждой страны специфичен и соответствует ее конкретным условиям. Только в этом случае он будет успешен.

3. Любая реформаторская политика должна предусматривать экономическую и социальную стабильность. Постоянный хаос, вызываемый реформами, наносит вред экономической конкурентоспособности местных компаний и отпугивает иностранных инвесторов. Аргумент, что первоначальный шок неизбежен, не подходит для бедной развивающейся страны: ей понадобится длительный срок, чтобы оправиться от шока, и разрыв с развитыми странами станет еще больше, что серьезно затруднит развитие. В ходе длительной опустошительной депрессии или стагнации люди могут утратить интерес к поддержке реформ.

4. Очень важна согласованность всех элементов реформаторской политики. Следует избегать двух типов несогласован-

ности: преждевременных изменений и возникновения узких мест. Китай не допустил преждевременной либерализации финансового рынка и тем самым избежал финансового кризиса, поразившего многие азиатские страны в 1997-1998 гг. Но у Китая есть узкие места: он слишком медленно реформирует свою финансовую и политическую системы, и это может создать проблемы на грядущих стадиях его развития (001, с. 273).

Важную и позитивную роль в рыночных реформах и экономическом росте Китая играют иностранные инвестиции. На начальном этапе рыночных реформ их привлекали в форме совместных предприятий и в весьма немногих селективных случаях. Однако с созданием специальных экономических зон и улучшением инвестиционного климата иностранные капиталы хлынули широким потоком, активно способствуя общему росту экономики и торговли Китая. Иностранные инвесторы привносят не только капитал и новейшие технологии, но и, что более важно, опыт ведения бизнеса и искусство менеджмента. Мультипликационный эффект иностранных инвестиций чрезвычайно важен для развивающейся страны, стремящейся освоить новые технологии и институты и превратить свою отсталость в «преимущество отсталости».

Создавая благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и проводя преференциальную тарифную политику в отношении импорта технологий и оборудования, Китай вместе с тем длительный период сохранял протекционистскую политику в отношении импорта потребительских товаров и продукции ряда отраслей промышленности - например, электроники и автомобилей, чтобы дать возможность укрепиться этим своим отраслям и стать конкурентоспособными на международном рынке. В 13-летних переговорах о вступлении в ВТО Китай оговорил для себя значительный срок постепенного снижения таможенных тарифов и других торговых барьеров. Длительное сохранение государственного контроля над движением капиталов является необходимым условием сохранения финансовой и экономической стабильности, а также эффективным инструментом борьбы с коррупцией.

Развитие человеческого капитала - важный фактор не только экономического роста, но и получения выгод от глобализации. Китай обладает многовековой образовательной традицией. В период централизованной экономики этой сфере уделялось большое вни-

мание. Ныне необходимо выделять ресурсы для реализации программы обязательного 9-летнего образования во внутренних сельских районах, с тем чтобы сотни миллионов молодых сельских жителей обладали знаниями и умением для участия в глобальной экономике. Начиная с 1980-х годов Китай принял решение посылать лучших студентов заграницу для продолжения образования.

Конечно, существует опасность «утечки умов». Но более чем 20-летний опыт проведения такой политики доказал ее эффективность. Независимо от того, возвращаются ли эти студенты домой или остаются за рубежом, становясь служащими ТНК, предпринимателями или делают научную карьеру, они играют очень важную роль в притоке иностранных инвестиций в Китай и являются полезным каналом поступления информации и знаний, поскольку, оставаясь за рубежом, сохраняют связи со своей страной. Зарубежные китайские студенты будут очень значительным ресурсом для превращения в будущем китайских компаний в глобальные.

Ган Фань подчеркивает важность проведения независимой политики для успеха рыночных реформ и использования глобализации в национальных интересах. Если экономическая политика развивающейся страны работает в интересах ТНК, а не своего собственного народа, страна будет более подвержена колебаниям международного финансового рынка и внутренним политическим потрясениям.

Эффективная политика зависит от хорошего знания условий своей страны, точного определения стадии ее развития, различия с развитыми странами и относительных преимуществ, которые можно использовать, чтобы развиваться и конкурировать на мировом рынке. Важно иметь долгосрочную стратегию и принять динамичный взвешенный подход к принятию решений. Конкретные политические рекомендации могут быть эффективны для какого-либо сектора экономики или общества, но весьма вредны с точки зрения общего подхода либо они могут иметь лишь краткосрочный эффект, давая быструю отдачу (что больше всего любят политики), но создать трудности для долгосрочного развития.

Чтобы получить выгоды от глобализации, нужно проводить комплексную, тщательно продуманную политику, учитывающую многие факторы. Несмотря на многие проблемы, в целом Китай

благодаря правильной политике развития в условиях глобализации может служить примером для других развивающихся стран.

П. Коллиер (директор Центра изучения африканских экономик в Оксфордском университете) (002) считает, что Африка (имеется в виду Африка южнее Сахары) в наибольшей степени страдает от негативных последствий глобализации, не сумев воспользоваться ее возможностями. Африканская экономика стагнирует. Понятие «третий мир» ныне относится в основном к Африке. Основные причины такого положения: высокая зависимость от экспорта сырьевых товаров, подверженных сильным ценовым колебаниям; чрезмерный госконтроль над экономикой; неэффективное управление и распределение национального дохода (правящая этническая группа распределяет его в свою пользу за счет других этнических групп и национального экономического роста); постоянные продолжительные вооруженные конфликты, подрывающие экономику и жизненный уровень населения.

Африка интегрирована в глобальную экономику, но эта интеграция дисфункциональна для ее развития. Интеграция Африки в мировой финансовый рынок характеризуется прежде массированным оттоком капитала. По оценке Коллиера, к 1990 г. примерно 40% африканских частных богатств находилось за границей, эта цифра намного выше аналогичного показателя других развивающихся регионов (002, с. 45).

Бегство африканского капитала объясняется ошибками в макроэкономической политике африканских государств и неблагоприятным инвестиционным климатом в Африке. По прогнозу Кол-лиера, вслед за оттоком капитала в ближайшее десятилетие ожидается отток квалифицированного персонала, что также будет неблагоприятно сказываться на экономическом развитии региона.

Политическая нестабильность, неэффективное управление, процветание серой и черной экономики, неразвитая и слабая судебная система, коррупция африканских стран создали благоприятные условия для превращения Африки в один из мировых центров международной преступности, особенно в двух важных ее сферах -торговле наркотиками и финансовых преступлениях. Международная преступность становится важной частью африканской экономики. В Нигерии незаконные финансовые махинации составляют наиболее прибыльную и динамичную часть ненефтяной экономики.

Зависимость африканских стран от экспорта - это форма глобализации природных ресурсов. Однако наличие огромной ресурсной ренты меняет характер политики. Политики, контролирующие ресурсные ренты, находятся на вершине патронажной системы, которая становится доминирующей формой общественной политики. Стремление установить контроль над источниками прибыльного сырья - одна из причин гражданских войн и вооруженных конфликтов в африканских странах. Экономические последствия сырьевой экспортной зависимости - резкие колебания и голландская болезнь. И то и другое отрицательно влияет на развитие экономики: периоды расточительного бума сменяются длительными периодами депрессии.

Регулярное предоставление помощи Африке также одно из проявлений глобализации. Однако доноры недостаточно отрабатывают целевые, технические и процедурные аспекты помощи, а африканские страны не обладают структурными условиями эффективного использования этой помощи. Поэтому она зачастую не приносит планируемых результатов.

Чтобы Африка могла воспользоваться возможностями, предоставляемыми глобализацией, мировое сообщество должно применить меры как военного, так невоенного вмешательства. Первые необходимы для установления прочного мира и политической стабильности в странах, подверженных периодическим или постоянным вооруженным конфликтам. В качестве позитивного примера Коллиер ссылается на посылку британских войск в Сьерра-Леоне.

Что же касается политического и экономического вмешательства международного сообщества в африканские дела, то оно должно быть направлено на улучшение управления, включая контроль над выборами и поддержку независимой судебной системы; справедливое распределение ресурсной ренты, контроль оттока капиталов из Африки, противодействие коррупции и купирование шоковых колебаний цен на экспортные африканские товары. По мнению Коллиера, все эти функции могут с успехом выполнять ОЭСР и МВФ при поддержке Африканского союза.

Хеба Хандусса (исполнительный директор Форума экономических исследований арабских стран Ирана и Турции, Каир) и Хеба Абу Шниф (руководитель исследований данной организации) (003) отмечают, что ближневосточный регион (особенно арабские стра-

ны) остается в основном изолированным от глобальной экономики, темпы его экономического роста более чем наполовину ниже среднемировых, его доля в мировой торговле и прямых иностранных инвестициях заметно сократилась, число вновь создаваемых рабочих мест несопоставимо с резко возрастающими потребностями рынка труда (необходимо создать 80 млн. новых рабочих мест, чтобы обеспечить работой всех вступающих в рынок труда региона в ближайшие два десятилетия XXI в.) (003, с. 227).

Несмотря на богатство человеческих, природных и культурных ресурсов, Ближний Восток не смог воспользоваться преимуществами глобализации. Две группы факторов объясняют такое положение. Во-первых, соединение политических и геостратегических обстоятельств регулярно ввергает регион во внутрирегиональные конфликты и обусловливает вмешательство внешних сил, что приводит к трате внутренних ресурсов на проблемы безопасности и оттоку частных капиталов заграницу ввиду постоянной нестабильности. Во-вторых, плохо спланированная, неэффективно проводимая национальная экономическая и социальная политика. За исключением трех или четырех государств, экономическое управление пассивное и только антикризисное, отсутствуют стратегические видения и соответствующие программы для достижения декларируемых целей: рост производительности, создание новых рабочих мест и диверсифекация экспорта.

Даже после структурных реформ 1990-х годов государство остается ведущим игроком в экономике большинства стран региона. Доля госсектора в ВВП и занятости составляет во многих странах от 40 до 60% (3, с. 239). Доминирование государства и засилье бюрократии затрудняют проведение рыночных реформ и развитие частного сектора. Доля частных инвестиций в регионе составляет только 40-45% всех инвестиций против 75-80% в Латинской Америке и Восточной Азии (003, с. 239).

Внутриотраслевая промышленная торговля, являющаяся одним из стимулов интеграции в глобальные производственные сети, развита в регионе очень слабо. В 2000 г. ее доля равнялась лишь 13,5% всей торговли региона, в то время как в странах Восточной Азии и Латинской Америки ее доля превышает 50% (003, с. 229).

Основу экспорта региона по-прежнему составляют нефть и газ (82% в 2001 г.). Доля высокотехнологичных товаров в экспорте

не превышает 5%, причем 81% их приходится на Марокко и Тунис. Экспорт высокотехнологичных товаров Израиля почти в 8 раз превышает экспорт этой продукции всех арабских стран (3, с. 231).

Различные попытки региональной интеграции имели пока ограниченный успех (торговля между арабскими странами составляет всего 8% всей торговли) из-за отсутствия дополняемости производственных и экспортных структур; различия в уровне доходов; исторических и геополитических факторов; сохранения протекционистских таможенных барьеров, лоббируемых мощными силами, заинтересованными в проведении политики импортзамещения. Наиболее успешная форма регионального сотрудничества между арабскими странами - транснациональное движение рабочей силы. Более половины рабочей силы в восьми арабских государствах -это выходцы из других арабских стран региона.

Особая проблема региона - неспособность или нежелание большинства его обществ полностью использовать потенциал женщин в развитии. Доля женщин на рынке труда региона составляла в 2000 г. 32,3%, что намного ниже аналогичного показателя других развивающихся регионов (003, с. 245).

Глобализация и пропагандируемые ею ценности (свободный рынок, прибыль, индивидуализм) бросают серьезный вызов традиционным ближневосточным ценностям. Ответ на этот вызов варьируется от принятия новых ценностей до полного отрицания глобализации и ее символов.

Элиту региона сегодня можно разделить на «глобалистов», которые приветствуют глобализацию и ее ценности, и «морализаторов», которые либо отвергают глобализацию и ее символы, либо синтезируют их с традиционными исламскими ценностями. Определенные силы региона убеждены, что модернизация и вестерниза-ция - это две стороны одной и той же монеты: чтобы модернизироваться, страна должна вестернизироваться. Однако многие страны, особенно Китай и Япония, восприняли западную технологию и сохранили при этом свои культурные идентичности. Саудовская Аравия и Иран в известной мере смогли модернизироваться без вес-тернизации.

Другой вызов, с которым сталкивается ближневосточный регион, - это искаженные представления общественного мнения Запада, инициируемые и подогреваемые средствами массовой ин-

формации и политическими интересами, о Ближнем Востоке, отождествляющими исламское возрождение с терроризмом, что вызывает соответствующую реакцию в этом регионе. Особенно усилился тезис о конфликте цивилизаций после терактов в США 11 сентября 2001 г.

Авторы считают, что быстрый рост численности мусульманских общин в Европе и США должен способствовать диалогу между различными культурами и религиями и поможет Ближнему Востоку сохранить свою культурную независимость.

«Регион не сможет добиться реального прогресса в развитии, пока он находится в кризисе, корни которого - унижение и угрозы идентичности и будущему целого поколения молодых арабов... Ближний Восток, более чем любой другой регион в мире, нуждается в справедливом арбитре на глобальной политической сцене. Глобализация создает огромные политические проблемы для региона. Следует пересмотреть роль государства в новом глобальном контексте. Необходимо достигнуть взвешенного баланса между политикой, направленной на интеграцию региона в мир, и политикой предназначенной на максимизацию своего потенциала развития» (003, с. 247).

Вахидуддин Махмуд (Университет в Дакке, Бангладеш) (004) считает в целом успешным развитие Бангладеш в условиях глобализации. В 1980-е годы в связи с уменьшением иностранной помощи и ухудшением условий торговли страна, которую ООН относит к категории наименее развитых государств, где большинство населения живет за чертой бедности, принимает стратегию развития, предусматривающую отход от госбюрократического контроля и экономической автаркии к экономической либерализации и интеграцию в глобальную экономику.

Первоначальной целью было снизить бюджетный и внешний дефициты до приемлемого уровня. К концу 1980-х годов внешний платежный дефицит снизился почти вдвое - до 5% ВВП против 810% в начале 80-х годов. Аналогичные результаты были достигнуты и с бюджетным дефицитом благодаря сокращению инвестиций (004, с. 254).

В 1990-е годы макроэкономические показатели заметно улучшились. Доля инвестиций существенно выросла - с 17% ВВП в 1990-1991 гг. до 23% в 2000-2001 г. Этот рост был достигнут

почти полностью за счет увеличения частных инвестиций, которые возросли с 10% ВВП до 16% (004, с. 254).

Начиная 1980-х годов ВВП Бангладеш динамично возрастал. В 1980-е годы ежегодные темпы его роста составляли 3,7%, в 1990-е годы - 4,8, а в последние годы - 5,6%. Рост ВВП на душу населения рос более медленными темпами из-за высокого естественного прироста населения: 1,6% - в 1980-е годы, 3 - 1990-е годы и около 4% - в последний период (004, с. 253).

Все основные сектора экономики - сельское хозяйство, промышленность, услуги, торговля - содействовали росту ВВП страны. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйского производства увеличились с 2,5% в 1980-е годы до 3,2% в 1990-е годы, промышленного производства соответственно - с 5,8 до 7%, сферы услуг -с 3,7 до 4,5%, доля доходов от экспорта возросла вдвое - с 7 до 14% ВВП (004, с. 256).

Крупная обрабатывающая промышленность специализируется в основном на экспорте, прежде всего готовой одежды, - главной статьи экспорта Бангладеш, приносящей 75% всех экспортных доходов. За 15 лет (с 1990-1991 по 2004-2005 гг.) доходы от экспорта одежды возросли более чем в 7 раз (004, с. 257). Однако промышленный сектор экономики остается относительно слабым, его доля в ВВП составляет не более 12%. Сельское хозяйство дает 20% ВВП.

Основная доля в ВВП принадлежит неформальному несельскохозяйственному сектору, рост которого был вызван тремя факторами: увеличением сельскохозяйственного производства, экспортом одежды и денежных переводов от рабочих-мигрантов. В этом секторе занято 75% всей несельскохозяйственной рабочей силы страны (4, с. 268). Либерализация импорта дала дополнительный импульс развитию неформального сектора, облегчив доступ к новым технологиям, оборудованию и сырью. По темпам роста малые предприятия обгоняют крупную промышленность (в среднем 9% в год в 1990-е годы против 7%) (004, с. 257).

Устойчивый экономический рост и повышение доходов населения Бангладеш в последние десятилетия обеспечили сокращение бедности в стране. По данным национальной статистике, доля населения, живущего за чертой бедности, сократилась в стране с 58,8% в 1991-1992 гг. до 40,6% в 2005 г., в том числе в сельской местности - с 61,2 до 44,5%, а в городах - с 44,9 до 28,8% (004, с. 262).

Заметный прогресс достигнут в эти годы в улучшении параметров развития человека. Бангладеш находится среди немногих развивающихся стран, которые близки к достижению большинства целей, определенных программой развития Миллениум (Millennium development goals): снизилась детская смертность, ликвидирован гендерный диепаритет в начальной и средней школах; обеспечено всеобщее базовое образование. По всем этим параметрам Бангладеш опережает Южную Азию (см. табл).

Таблица (004, с. 264)

Улучшение показателей развития человека в Бангладеш и Южной Азии, 1990-2004 гг.

1991-1992 гг. 2002-2004 гг.

Охват потенциальных учени- Бангладеш 80 109

ков начальной школой (%) Южная Азия 95 103

Соотношение девочек и маль- Бангладеш 77 107

чиков в начальном и среднем Южная Азия 71 89

образовании (%)

Смертность детей младше 5 лет Бангладеш 144 69

(на 1000 живых рождений) Южная Азия 130 86

Доля населения, имеющего

доступ к улучшенным сани- Бангладеш 23 48

тарным условиям (%) Южная Азия 10 36

Источники: UNDP. Human development report. 2005. - N.Y.: Oxford university press for the United Nations Development Program; World development indicators. 2004. - Wash., DC: World Bank, 2006; World development report. 2006: Equity and development. - Wash., DC: World Bank.

Доля бюджетных расходов правительства на образование с первой половины 1980-х годов и вторую половину 1990-х увеличилась вдвое - с 8 до 16%, а доля расходов на здравоохранение и планирование семьи - с 5 до 7%. Однако подушевые расходы на эти сферы остаются еще низкими, даже по стандартам Южной Азии (004, с. 264).

Сохранить достигнутые темпы экономического роста и социального прогресса Бангладеш будет нелегко из-за большой зависимости страны от недиверсифицированного экспорта, нехватки земельных ресурсов и очень высокой плотности населения, роста конкуренции со стороны других стран, прежде всего Китая. Облег-

2009.04.005

ченный доступ на рынки Запада и свободное транграничное движение рабочей силы имеют для Бангладеш решающее значение. Мировое сообщество должно помочь Бангладеш сохранить поступательное развитие.

Ю.И. Комар

2009.04.005. БЕЛЛО У. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ОТСТУПЛЕНИИ: КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ СВЕРХЭКСПАНСИЯ, ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КРИЗИС ГЛОБАЛИСТСКОГО ПРОЕКТА. BELLO W. Globalization in retreat: Capitalist overstretch, civil society and the crisis of the globalist project // Berkeley j. of sociology. - 2007. -Vol. 51. - P. 209-220.

Автор (Исполнительный директор исследовательского центра Глобальный Юг, Бангкок, Таиланд) считает, что «корпоративная глобализация, десятилетие назад казавшаяся победоносной, ныне находится в очень глубоком кризисе» (с. 210). Его признак -утрата легитимности ключевых международных финансовых и торговых институтов - МВФ, Мирового банка и ВТО, - служащих политическим прикрытием корпоративной глобализации.

МВФ практически мертв. Зная, какую неблаговидную роль он сыграл в азиатском финансовым кризисе 1997-1998 гг., многие развивающиеся страны отказываются иметь с ним дело.

Мировой банк подорвал свою репутацию активной поддержкой политики структурных реформ, обрекшей большинство стран, реализующих ее, на нищету, рост неравенства и стагнацию государства. Недавно авторитетная комиссия известных экономистов обвинила Мировой банк в том, что его утверждения о положительных эффектах глобализации основываются на неадекватных исследованиях и игнорируют свидетельства, противоречащие этим вы-водам1.

В ВТО также заметны острые кризисные тенденции. Глобальные переговоры о дальнейшей либерализации торговли в рамках Дохийского раунда пока не дают никаких результатов. Правительства развивающихся стран более не хотят открывать свои сельскохозяйственные рынки демпинговым товарам из ЕС и США

1 Callan E. World bank uses doubtful evidence to push policies // Financial times. - L., 2006. - Dec.26. Описание по реф. источнику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.