Научная статья на тему '2012. 04. 002-009. Финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. И развивающиеся страны. The financial and economic crisis of 2008-2009 and developing countries / ed. By dullien S. et al.. - N. Y. ; Geneva: un, 2010. - XIV, 324 p'

2012. 04. 002-009. Финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. И развивающиеся страны. The financial and economic crisis of 2008-2009 and developing countries / ed. By dullien S. et al.. - N. Y. ; Geneva: un, 2010. - XIV, 324 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 002-009. Финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг. И развивающиеся страны. The financial and economic crisis of 2008-2009 and developing countries / ed. By dullien S. et al.. - N. Y. ; Geneva: un, 2010. - XIV, 324 p»

в России важно различать две стадии М, а также их динамику в разных по экономическому и социокультурному уровню регионах. «Требуются большие скоординированные усилия, направленные одновременно на скорейшее завершение первичной и развитие вторичной модернизации. Необходимо учитывать, что вторичная модернизация не может успешно развиваться без завершения первичной, т.е. без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населения, обеспечивающего рост продолжительности жизни. По сути, речь идет об интегрированной модернизации России - координации путей и результатов двух стадий модернизации» (с. 11).

А.В. Гордон

2012.04.002-009. ФИНАНСОВЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 2008-2009 гг. И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. The financial and economic crisis of 2008-2009 and developing countries / Ed. by Dullien S. et al. - N.Y.; Geneva: UN, 2010. - XIV, 324 p.

From the cont.:

2012.04.002. DULLIEN S., KOTTE D.J. MARQUEZ A., PRIEWE J. Introduction. - P. 1-14.

2012.04.003. PRIEWE J. What went wrong? Alternative interpretation of the global financial crisis. - P. 17-52.

2012.04.004. YANG L., HUIZENGA C. China's economy in the global economic crisis: Impact and policy responses. - P. 119-147.

2012.02.005. Sen Gupta A. Sustaining growth in a period of global downturn: The case of India. - P. 149-170.

2012.04.006. OSАKWE P.N. Africa and the global financial and economic crisis: Impacts, responses and opportunities. - P. 203-222.

2012.04.007. MALGALHAES P.D., MACEDO CINTRA M.A. The emerging market economies in the face of the global financial crisis. -P. 53-72.

2012.04.008. Marquez A. The report of the Stiglitz commission: A summary and comment. - P. 225-254.

2012.04.009. KOTTE D.J. The financial and economic crisis and global economic governance. - P. 305-324.

Редакторы данного сборника С. Даллиен, А. Маркес и Я. Приве (Высшая школа экономики и техники, Берлин, Германия) (002) отмечают во введении, что в центре внимания авторов -

влияние кризиса на развивающиеся страны, их антикризисная политика, а также уроки, которые они могут извлечь из кризиса, и выработка международной политической программы, которая учитывала бы интересы этих стран.

Финансовый и экономический кризис, возникший в США в 2007 г., очень быстро стал мировым. Мировая рецессия, сильнейшая после Второй мировой войны, впервые привела к сокращению мирового ВВП на 0,6% в 2009 г. Темпы роста ВВП в Латинской Америке и Тропической Африке снизились с 2007 г. по 2009 г. соответственно на 7,6 и 4,8 процентных пункта, а в быстрорастущих странах Азии темпы роста сократились на 4 процентных пункта (002, с. 2). Падение ВВП в низкодоходных странах в тех же пропорциях, как и в развитых, имеет значительно более негативные социальные последствия, о чем свидетельствует рост бедности, сокращение иностранной помощи и объема перевода денег от их рабочих-мигрантов.

Перспективы восстановления мировой экономики и ее устойчивого развития остаются мрачными. Лихорадка финансового кризиса, кажется, преодолевается, но не породившая ее болезнь. В мировой экономике сохраняется высокая степень нестабильности и неопределенности, которые препятствуют ее восстановлению и росту.

Многие финансовые институты в развитых странах имеют проблемы с качеством активов, а способность и желание финансового сектора поддержать реальную экономику по-прежнему ограничены. Реструктуризация банков и небанковских финансовых секторов только разрабатывается. Реформаторские усилия сильно отстают от реальных потребностей. К сожалению, не существует глобальной согласованности в новых регуляционных мерах.

Некоторые эксперты считают, что так называемые поднимающиеся экономики оказались в выигрыше в результате глобального кризиса, в том смысле, что они вернулись на дорогу быстрого роста, в то время как развитые экономики обречены на медленный рост. Действительно, группа БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) увеличила свою долю в мировом производстве с 2007 по 2010 г. на 2% и составляет ныне 19,3%. За тот же период доля разнородной группы из 145 развивающихся стран также возросла на 2% и составила 12,6%. Доля 33 развитых экономик хотя и сократилась на 4%,

равна 68% глобального производства, т.е. пока они сохраняют свои доминирующие позиции (002, с. 4-5). В этих условиях более тесное и эффективное сотрудничество в определении экономической политики группы БРИК и других развивающихся стран могло бы придать им беспрецедентный экономический и политический вес, что позволило бы им бросить вызов длительной традиции однопо-лярной политики в мире и направить развитие мировой экономики в выгодном им направлении.

Пока следует констатировать, что вопросы, имеющие принципиальное значение как для создания новой глобальной финансовой и экономической системы, так и с точки зрения интересов развивающихся стран, либо не получают адекватного внимания, либо вообще отсутствует в повестке дня «Двадцатки». Речь идет, прежде всего, о глобальных дисбалансах в торговле и потоках капитала и реформах глобальной системы обменных валютных курсов, эти две проблемы, по оценке экспертов, и вызвали нынешний кризис.

Единственный путь восстановления баланса в глобальной экономике - перестройка системы валютных обменных курсов. Свободный рынок обменных курсов подвержен дестабилизирующим колебаниям: либо завышения, либо занижения курса. Поэтому развивающиеся страны боятся плавающих курсов, но вместе с тем они не могут защитить фиксированный курс. Им необходим промежуточный режим с устойчивым, но при этом изменяемым курсом, но это невозможно сделать односторонними усилиями. Некоторые эксперты предлагают создать новую глобальную валюту, основанную на Специальных правах заимствования (СПЗ) и сформировать новый глобальный институт по контролю за эмиссией новой валюты.

Авторы формулируют основные уроки, которые развивающиеся страны могут извлечь из кризиса.

1. Американский финансовый сектор больше не рассматривается как общая модель для копирования другими странами. Тип финансового казино, практикуемый многими ведущими финансовыми институтами на Уолл-стрит, должен быть отвергнут в пользу финансового сектора, который действует в поддержку реальной экономики, а не в ущерб ей.

2. Нерегулируемый и слабо контролируемый финансовый сектор, непрозрачные «финансовые инновации» и минимальное

государственное вмешательство, а также необузданный рост неравенства во все большей степени рассматриваются как препятствие развитию. Век «неолиберализма» заканчивается.

3. Экономическая и особенно финансовая глобализация делает развивающиеся страны более уязвимыми и тем самым затрудняет рост. Страны должны защищаться от негативных внешних шо-ков, исходящих от финансовых рынков. Серьезный пересмотр модели глобальной интеграции становится необходимым. На национальном уровне следует пересмотреть роли бизнеса и государства, а на глобальном - развивать «глобальное управление».

4. Развивающиеся страны нуждаются в большем политическом пространстве при выработке макроэкономической, монетарной, финансовой и валютной политики. Их макроэкономическая политика и стратегии развития должны определяться специфическими нуждами и условиями этих стран, а не руководствоваться только обеспечением ценовой стабильности и соблюдением бюджетной дисциплины, как того требует Вашингтонский консенсус. Проводимая многими странами в соответствии с его рекомендациями жесткая макроэкономическая политика вкупе с либерализацией торговли и приватизацией не принесла обещанного успеха.

5. Антициклическая монетарная и фискальная политика должна стать необходимым элементом макроэкономической политики, ориентированной на экономический рост. Многие азиатские страны служат примером сбалансированного и управляемого экономического роста. Контроль за движением капитала - снова на повестке дня, даже в МВФ, и уже более не рассматривается как «перевод часов назад».

6. Наряду с императивами экспортно ориентированной модели роста необходимо уделять больше внимания росту внутреннего спроса. Политику создания больших валютных резервов также следует пересмотреть (002, с. 5-6).

Ян Приве (Высшая школа экономики и техники, Берлин, Германия) (003) отмечает, что в западном общественном мнении преобладает точка зрения о том, что виновниками кризиса являются банкиры, их бонусная система, их жадность, мошенничество и спекуляции. Реже винят политиков, хотя их вина весьма значительна. В академических кругах большинство возлагают вину за кризис на неконтролируемый финансовый сектор, пассивность

надзорных органов и политику дерегуляции, проводимой с 1970-х годов. На совещании руководителей стран «Двадцатки» в Питсбурге в 2009 г. и Форуме финансовой стабильности (2009) возобладало мнение, что главной причиной нынешнего финансово-экономического кризиса было отсутствие разумной макрополитики.

Все вышеназванные факторы и другие, связанные с деятельностью финансового рынка (неконтролируемая чрезмерная секью-ритизация активов1, раздувание рынка деривативов, недооценка рисков из-за ошибочных методов их оценки и т.п.), Приве называет непосредственными причинами кризиса. Однако, по его мнению, это будет лишь частичное объяснение его возникновения. Необходимо учитывать также базовые, структурные факторы. К ним он относит глобальные дисбалансы в торговых потоках и движении капитала, а также трансформацию традиционного послевоенного капитализма в неустойчивый финансовый капитализм с чрезмерно раздутым финансовым сектором и глобализацией финансовых рынков, а также связанным с этим ростом неравенства доходов как между странами, так и внутри стран.

Глобальные дисбалансы понимаются как существование на одном полюсе стран с растущим дефицитом текущих платежей, а на другом - стран с постоянно растущим профицитом. С середины 1980-х годов США превратились в страну-должника с постоянно растущим внешним долгом, достигшим накануне кризиса 20% ВВП (003, с. 30). Дефицит США в торговле с КНР составлял 30% всего дефицита (003, с. 33). Накануне кризиса в 2006 г. США поглощали 60% мирового профицита, а Китай, Германия, Япония и шесть стран - экспортеров нефти обладали 75% всего мирового профицита (003, с. 30).

«Механизм роста нынешней системы основывается на неустойчивом и извращенном разделении труда: одна группа стран производит больше товаров, чем она может потребить, в то время как другая - генерирует глобальный суммарный спрос и потребляет больше товаров, чем производит. Обе группы стран зависят друг

1 Секьюритизация активов (эмиссия ценных бумаг, обеспеченных кредитной задолженностью) способствует тому, что неликвидные кредиты превращались в ликвидные долговые обязательства, а это привело к ослаблению контроля за рисками со стороны финансовых институтов. - Прим. реф.

от друга. Чем больше растут дисбалансы, тем более вероятно, что система взорвется» (003, с. 39).

Существующая международная экономическая система сложилась под эгидой несовершенной международной валютной архитектуры, в которой американский доллар выполняет одновременно функции национальной валюты и ключевой международной резервной валюты. Приве называют эту систему «Бреттон-Вудс - 2». «Такая международная финансовая система неустойчива и склонна к дисбалансам» (003, с. 41).

Трансграничные потоки капитала в последние десятилетия намного превышают трансграничные товарные потоки.

В развитых странах в условиях неконтролируемой финансиа-лизации экономики и глобализации финансовых рынков темпы роста реальной экономики, занятости, оплаты труда заметно отстают от темпов развития финансового сектора, что создает несбалансированную экономическую ситуацию, чреватую кризисом. «Цены акций, а не накопление основного капитала и технический прогресс, считались главными двигателями всей экономики. Различия между финансовым сектором и реальной экономикой, казалось, исчезли. Любые опасения, "что финансы могут быть мертвым грузом для производителей", полностью отвергались. Более того, финансы провозглашались ускорителем роста. Таким образом, постепенная трансформация традиционного капитализма послевоенного золотого века, базировавшегося на росте реальной экономики, привела к сомнительному развитию финансового сектора, которое завершилось кризисом» (003, с. 45).

На основе причин финансово-экономического кризиса 20082009 гг. Приве делает три главных политических вывода.

1. Необходимы согласованные реформы финансового сектора в ведущих странах ОЭСР с целью восстановить регулирование банков и небанковских финансовых институтов и ужесточить макроэкономический контроль.

2. Глобальная валютная система нуждается в фундаментальных реформах с целью снижения глобальных дисбалансов и регулирования обменных курсов, чтобы поддержать реальную экономику. Следует разработать новую международную валютную и финансовую систему, в которой доллар должен быть заменен в ка-

честве главной резервной валюты, по меньшей мере и отчасти, корзиной валют или Специальными правами заимствования.

3. С финансиализацией экономики следует покончить. Приоритет следует отдавать возрождению и развитию реальной экономики, поддерживаемой и обслуживаемой значительно уменьшенным финансовым сектором. Это означает отказ от чрезмерной ориентации на экспортную модель экономики или макроэкономического режима, основанного на росте различного рода задолженностей. Экономическое развитие должно в значительно большей степени, чем в прошлом, зависеть от устойчивого роста внутреннего спроса, основанного на более равном распределении доходов.

Все эти реформы требуют тесной международной координации и эффективного глобального управления, а также и более эффективной экономической науки, чем та, что управляла экономикой в недавнем прошлом.

Л. Ян (Восточно-Китайский педагогический университет, Шанхай) и К. Гуизенга (консультант по проблеме развития экологически чистого транспорта, Шанхай) (004) оценивают влияние глобального кризиса на экономику Китая и антикризисную политику китайского правительства.

В наибольшей степени негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса сказалось на внешней торговле Китая и связанных с ней отраслях промышленности и прямых иностранных инвестициях. Китайская экономика во многом зависит от этих двух факторов. В 2007 г. Китай стал вторым крупнейшим в мире экспортером товаров после ЕС, обогнав США. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП Китая поднялась с 9,1% в 1985 г. до 37,8% в 2008 г. (004, с. 120). С конца 2008 г. по август 2009 г. китайский экспорт сократился на 20-25% (004, с. 128). Больше всего пострадал экспорт капиталоемких и наукоемких товаров: снижение соответственно на 19,6 и 17,7%. В меньшей степени сократился экспорт трудоемких товаров - на 10% (004, с. 130).

Иностранные и государственные предприятия понесли большие потери, чем местные частные предприятия, поскольку именно в первой группе предприятий, ориентированных прежде всего на экспорт, концентрировались иностранные и государственные капиталовложения. С развитием кризиса иностранные предприятия начали вывозить свои капиталы. Экспорт и импорт этих фирм в 2009 г.

сократился соответственно на 21,1 и 20,6%, а экспорт и импорт госпредприятий за тот же период упал на 30,2 и 28% соответственно (004, с. 131).

Иностранные инвестиции, являющиеся основной движущей силой китайского экономического роста в последнее десятилетие, достигавшие в 2007 г. 75 млрд. долл. и обеспечивающие более 50% внешней торговли Китая, с августа 2008 г. сократилась более чем на 20% (3, с. 127). Местные частные предприятия, которые в основном самофинансировались и экспорт которых состоял главным образом из трудоемких товаров с более низкими издержками, пострадали от кризиса в меньшей степени. Их экспорт сократился на 15,5%, а импорт - только на 2,1% (004, с. 131).

В результате кризиса резко сократилась занятость. По официальным данным, на 31 декабря 2009 г. было зарегистрировано в городах 8,86 млн. безработных, что составляло 4,6% рабочей силы (004, с. 124). Однако реальный уровень безработицы в китайских городах существенно выше. По данным обследования, проведенного Китайской академией общественных наук, городская безработица в 2008 г. достигла с учетом рабочих-мигрантов 9,4%, а в средних и крупных городах она была еще выше, составляя 10,1 %2 (004, с. 125). Чжоу Тяньюн, исследователь из Центральной партийной школы КНР, оценивает, что реальной уровень городской безработицы составлял 12% рабочей силы в 2008 г., а в 2009 мог достичь 14%2 (004, с. 125). По оценке Дж.Шухера, в 2009 г. в Китае насчитывалось в городах 32-45,7 млн. человек, потерявших работу, и 36,8-41,8 млн., потерявших работу и ищущих работу в несельскохозяйственных секторах экономики3 (004, с. 125).

Более всего пострадали от кризиса рабочие-мигранты и выпускники университетов. По данным Министерства сельского хо-

1 China social blue paper 2009. - Beijing, Chinese Academy of social sciences; China social science literature press, 2008; Li Li Unempolyment blues // Beijing rev.-2009. - Jan. 4. Available at: http: // www. bj review. com. cn/ print / txt / 2009-01 / 18 content 175396. htm (accessed March 4 2009).

2 Zhou Tiannjong Dui jingji xingshi kunju yu hongguan tiaokong chulu de sikao he jianyi (Considerations and suggestions regarding economic difficulties and for macro control // Zhongguo Jinji Shibao 2008 (China econ. Times) De ^ 5.

3

Schucher G. China employment crisis: A stimulus for policy change? // J. of current Chinese affairs, 2009. - Vol. 38, N 2. - P. 121-144.

зяйства КНР, в 2009 г. 20 млн. рабочих-мигрантов из общего числа 132 млн. потеряли работу (004, с. 126). По подсчетам Чжань Лишэ-на, среди выпускников университетов безработица в 2008 и 2009 гг. превышала 12% (1,5 и 2 млн. соответственно), что в три раза выше официальных данных о городской безработице1 (004, с. 127).

В отличие от развитых стран, финансовый сектор КНР был слабо затронут кризисом ввиду того, что он жестко регламентируется правительством, в частности, строго контролируются приток и отток капитала, поэтому китайские банки и другие финансовые институты мало подвержены рискам международных финансовых рынков. Оценивается, что суммарные потери ведущих банков Китая от кризиса составили примерно 6 млрд. долл., что в сравнении с потерями международных банков, определяемыми МВФ в 4,1 трлн. долл., представляется очень низким (004, с. 122)2.

В целом мировой финансово-экономический кризис нанес серьезный урон экономике Китая, понизив в марте 2009 г. темпы роста ВВП до 6,1% - минимального показателя за последние 10 лет. Высокие темпы роста ВВП - главная забота властей Китая в последние десятилетия. Они были необходимы ради сохранения социальной стабильности и построения «гармоничного общества». В последние три десятилетия темпы роста ВВП Китая составляли по меньшей мере 10% в год, что позволяло создавать рабочие места для растущей численности рабочей силы (004, с. 122).

Поэтому китайское правительство в условиях кризиса предприняло быстрые и масштабные меры по поддержке экономики страны. Опираясь на свои валютные резервы и большие налоговые доходы, китайское правительство объявило в ноябре 2008 г. о господдержке различных секторов экономики в 2009 и 2010 г. на общую сумму в 4 трлн. юаней (586 млрд. долл.), что составляло 13,3% ВВП 2008 г. (004, с. 133).

Эта финансовая поддержка распределялась следующим образом: развитие транспортной структуры (37,5% всей суммы); восстановление провинции Сычуань после землетрясения (25%);

1 Zhan Lisheng. Graduating this year? Bad Luck // China daily 2009. - Jan. 16. Available at: Mode of access: http: // www. china daily. com. cn / china / 2009. - 01/16 content 7403142. htm

Landler M. IMF puts bank losses from global financial crisis at 4,1 trillion S // New York times, 2009. - Apr. 21.

строительство доступного госжилья в городах (10%); развитие сельской инфраструктуры (9,3%); экологические проекты; развитие технологии и инноваций; расширение системы здравоохранения и социального обеспечения; модернизация образования.

Вслед за центральным правительством местные власти объявили о своем собственном плане поддержки реальной экономики на сумму в 18 трлн. юаней (2,64 трлн. долл.) (004, с. 134).

Китайское правительство провозгласило также план повышения конкурентоспособности десяти базовых отраслей промышленности, предусматривающий, в частности, снижение налоговых ставок, промышленные субсидии, правительственные закупки, финансовую поддержку развитию новых технологий, поощрение иностранных инвестиций и развитие национальных брендов.

Чтобы компенсировать падение экспорта, китайское руководство реализует с февраля 2009 г. обширную программу поддержки и увеличения внутреннего спроса, особенно сельского населения, предоставляя скидку в 13% при покупке определенных потребительских товаров. В последующие месяцы и в 2010 г. ассортимент таких товаров был расширен (004, с. 145). Для поощрения экспорта китайские налоговые власти в 2008 и 2009 гг. семь раз увеличивали налоговые скидки (004, с. 135). Кроме того, китайское правительство активизировало усилия по диверсификации экспортных рынков, заключив соглашения о свободной торговле со странами Юго-Восточной Азии, Центральной Азии и Ближнего Востока, что позволило значительно увеличить китайский экспорт в эти страны. Например, в первой половине 2009 г. китайский экспорт в Туркменистан вырос на 76,5%, Узбекистан - 70,5, Афганистан - 40,6, Таджикистан - 30,4, Кыргызстан - 29,8, Лаос - 40,5, Монголию -16,7, Мьянму - 14,3% (004, с. 139-140).

Благодаря активной и масштабной программе стимулирования китайской экономики удалось сохранить высокие темпы роста ВВП Китая - в 2008 г. они составили 9%, в 2009 г. - 8,7%. В декабре 2009 г. китайский экспорт впервые после начала кризиса вырос на 17,7%, однако торговое сальдо сократилось из роста стоимости импорта (55,9%) ввиду повышения цен на нефть и другие сырьевые товары (004, с. 137).

В то же время, отмечают Ян и Гуизенга, обширная антикризисная программа привела впервые к дефициту китайского бюдже-

та, составившего 2,8% ВВП в 2009 г., и росту правительственного долга в 2008 и 2009 гг., достигшего соответственно 17 и 18% ВВП. Сравнивая эти цифры с аналогичными показателями крупных экономик мира - Японией (198,6%), Италией (104,3%), Германией (76,4%), Францией (65,2%), США (61,5%), Индией (59,6%), - национальный долг КНР следует признать весьма низким (004, с. 138).

В заключение Л. Ян и К. Гуизенга формулируют свои предложения по изменению китайской политики, которые, по их мнению, диктуются нынешним мировым кризисом.

1. Китай должен пересмотреть свою экономическую стратегию. Ему следует постепенно снизить свою зависимость от экспорта и в большей степени поддерживать те отрасли промышленности, которые ориентированы на внутренний рынок. Необходимо поощрять внутренний спрос, создать развитые системы социального обеспечения, здравоохранения и образования. Принятые правительством Китая меры по стимулированию экономики будут иметь большое значение в решении этих насущных проблем. Умеренная переоценка курса юаня поможет Китаю не только разрешать торговые споры, но и будет также содействовать трансформации китайской экономики.

2. Китай должен изменить товарную структуру своего экспорта, понизив долю в нем трудоемких товаров и повысив долю высокотехнологичных товаров.

3. Обладая более чем 2 трлн долл. в иностранной валюте и 25 трлн. юаней на банковских депозитах, Китай не испытывает нехватки капиталов, поэтому он должен проводить более избирательную политику в отношении прямых иностранных инвестиций, которые сдерживают индустриализацию и развитие новейших технологий.

4. Китайское правительство должно ввести больше рыночных механизмов в систему государственных расходов и допустить частные институты на финансовый рынок. В пакете стимулирования экономики следует увеличить долю расходов на инновации и развитие технологий, образования, культуры и здравоохранения.

5. Чтобы не быть мишенью нового протекционизма, Китай должен снизить торговый профицит путем увеличения импорта высокотехнологичных и экологически чистых товаров и услуг. Китайским политикам следует отказаться от меркантилистской точки

зрения, «чем больше профицит, тем лучше». Вместо покупки ценных бумаг американского казначейства китайское правительство должно использовать свои резервы иностранной валюты на поддержку науки и образования, развитие технологий и инноваций, на охрану природы.

А. Сен Гупта (Центр международной торговли и развития в университете Дж. Неру, Нью-Дели, Индия) (005) отмечает, что экономика Индии, как и других стран, также испытала влияние мирового кризиса, несмотря на то, что ее финансовая система была изолирована от «токсичных активов», циркулировавших на западных финансовых рынках. Это отражает возросшую интеграцию индийской экономики в мировую экономику. По данным Д. Субба-рао, доля всех внешних сделок в ВВП Индии, включая торговые и финансовые, за последнее десятилетие более чем удвоилась: с 47% в 1997-1998 гг. до 117% в 2007-2008 гг.1 (005, с. 150).

Промышленные и торговые циклы Индии в последние два десятилетия во все большей степени коррелируются с соответствующими циклами стран ОЭСР. Поэтому начавшийся на Западе в 2007 г. финансово-экономический кризис через торговые и финансовые каналы быстро и глубоко затронул и экономику Индии. Темпы роста индийского ВВП сократились почти наполовину - с 10,6% в третьем квартале 2006 г. до 5,8% в четвертом канале 2008 г. (005, с. 150). Товарный экспорт Индии с октября 2008 г. по март 2009 г. уменьшился на 19% по сравнению с 2007-2008 гг. (005, с. 155). Чистый приток капитала сократился более чем в 10 раз, с 108 млрд. долл. в 2007-2008 гг. до 9,1 млрд. долл. в 2008-2009 гг. Портфельные инвестиции уменьшились более чем в два раза: с 29,6 млрд. долл. в 2007-2008 гг. до 14 млрд. долл. в 2008-2009 гг. (005, с. 159). На внутреннем финансовом рынке стала ощущаться нехватка наличности, спрос на которую в 2008 г. возрос на 20% (005, с. 158-159). Сен Гупта подчеркивает, что мировой кризис на-ложился на начавшийся в индийской экономике спад после нескольких лет (с 2003 по 2007 г.) высоких темпов роста ВВП, что резко обострило экономическую ситуацию в стране. Общая инфля-

1 Subbarao D. Impact of the global financial crisis in India: Collateral damage and response. Speech delivered at the Symposium on the global economic crises and challenges for the Asian economy in a changing world. - Tokyo, Inst. for intern. monetary affairs, 2009. - Febr. 18.

ция, рассчитываемая по индексу оптовых цен, выросла до 13% в августе 2008 г. по сравнению с 3,1% в октябре 2007 г.

Чтобы смягчить влияние кризиса, правительство Индии предприняло быстрые и решительные меры. С целью решения проблемы нехватки ликвидности Резервный банк Индии снизил норму обязательных резервов с 9 до 5%, уменьшил ставки по кредитам, облегчил доступ к кредитам для мелких и средних предприятий. По оценке Д. Моханти, в результате этих мер ликвидность в стране возросла на 5,6 трлн. рупий, что составило 10,5% ВВП1 (005, с. 163).

Чтобы повысить внутренний спрос, индийское правительство снизило налоговую нагрузку; аннулировало задолженность мелких фермеров; повысило зарплату госслужащим; распространило Программу гарантии занятости на сельские районы; ввело субсидии на многие продовольственные товары и удобрения ввиду их подорожания; увеличило госрасходы на реализацию общественных проектов, чтобы создать новые рабочие места; реализует меры по оказанию помощи некоторым отраслям промышленности, наиболее сильно затронутым кризисом; была проведена контролируемая девальвация рупии, чтобы противостоять спекуляциям на валютном рынке; отток капитала был частично компенсирован за счет валютных резервов (между сентябрем 2008 г. и мартом 2009 г. Резервный банк Индии продал 29 млрд. долл.).

Благодаря активным антикризисным мерам индийского правительства экономическую ситуацию в стране удалось не только стабилизировать, но и создать предпосылки для восстановления и роста экономики. В первой половине 2009 г. экономика выросла на 7%, спрос на товары длительного пользования увеличился с марта по декабрь 2009 г. на 21,7%. Многочисленные опросы показали рост потребительского делового доверия (005, с. 164-165).

Мировой финансово-экономический кризис и антикризисные меры индийского правительства создали ряд серьезных проблем, которые Индии придется решать в ближайшем будущем.

Во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост не отдельных отраслей, а всей национальной экономики.

1 Mohanty D. Global financial crisis and monetary policy response in India. Speech delvered at the 3rd ICRIED // Went annual conference in New Delhi. - 2009. -Nov. 12. Awailable at http / rbidocs. rbi. org. in/rdocs/Speeches/PDFs/ FCMP 1211 2009. pdf (accessed 31 Jan. 2010).

Во-вторых, антикризисные финансовые меры увеличили консолидированный государственный дефицит до 11% ВВП в 20082009 финансовом году. По прогнозам на 2009-2010 финансовый год, ожидается дальнейший рост этого показателя. Оплата процентов по долгам правительства оценивается в 36,6% доходов центрального правительства в 2009-2010 гг. и 19% его расходов (005, с. 166-167). Кроме того, в Индии заимствование правительства осуществляется за счет внутренних источников, что сокращает возможности частных инвестиций.

В-третьих, рост инфляции в результате увеличения ликвидности требует ужесточения монетарной политики правительства.

В-четвертых, возвращение иностранных инвестиций потребует управления этими потоками и защиты курса местной валюты, чтобы не утратить конкурентоспособности индийского экспорта.

С учетом уроков кризиса, считает Сен Гупта, Индия должна проводить политику фискальной консолидации, регулирования наличия ликвидности в экономике и накопления валютных резервов.

П.Н. Осакве (Отдел Африки, наименее развитых стран и специальных программ в ЮНКТАД, Женева, Швейцария) (006) отмечает, что финансово-экономический кризис подорвал наметившийся в начале ХХ в. весьма значительный прогресс в экономическом развитии Африки. В период с 2002 по 2007 г. средний ежегодный экономический рост региона составил примерно 6%. Кризис снизил этот показатель на 4-4,5 процентных пункта. В результате кризиса число африканских стран, чей экономический рост составил 5% и выше, сократилось с 29 в 2007 г. до 7 в 2009 г., а число стран с отрицательным ростом возросло в тот период с двух до восьми. Оценивается, что региону понадобится дополнительно внешнего финансирования на сумму в 50 млрд. долл., чтобы достичь докризисных темпов экономического роста (006, с. 204-205).

Воздействие мирового кризиса на африканскую экономику осуществлялось по четырем основным каналам: валютные курсы, фондовые рынки, движение капитала и торговля и товарные цены.

С третьего квартала 2008 г. по первый квартал 2009 г. валюта шести африканских стран (Замбия, Конго-Киншаса, Лесото, Намибия, Свазиленд и Сейшелы) обесценилась по отношению к американскому доллару более чем на 30% (более всех пострадала сейшельская рупия - 108%, затем замбийская квача -54%). Валюта

23 африканских стран обесценилась на 15-29%, а 11 стран - менее 15% (006, с. 209-210). Обесценение африканских валют оказало негативное влияние на инвестиции, производство и экономический рост.

С самого начала кризиса усилилась волатильность на африканских фондовых рынках. С конца 2007 г. и по январь 2010 г. индекс нигерийской фондовой биржи снизился на 62%, кенийской и египетской - более чем на 30%. В результате произошло значительное падение рыночной капитализации большинства африканских фондовых рынков, что сказалось на увеличении числа невоз-вращаемых займов и ухудшении балансов банков (006, с. 210-211).

Сокращение в результате кризиса объемов внешней торговли сильно бьет по экономике Африки, учитывая, что доля торговли в ВВП стран Африки южнее Сахары составляла в среднем в 20032006 гг. 68%, а у 20 стран региона превышала 80% (006, с. 212). Экспорт Алжира сократился на 53% в третьем квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Экспорт Бурунди, Маврикия, Нигерии, Туниса и ЮАР снизился за тот же период на 20-38%. Импорт Маврикия, Марокко, Нигерии, Сьерра-Леоне, Туниса и ЮАР уменьшился более чем на 25% (006, с. 212-213).

Снижение доходов от экспорта связано не только с уменьшением спроса на африканские товары на главных рынках мира, но и значительным падением цен на африканские экспортные товары. Цена на нефть в феврале 2009 г. упала на 50% в сравнении с февралем 2008 г., цены на медь, кофе и хлопок снизились за тот же период на 20% (006, с. 213).

Финансовый кризис сказался также на внешнем финансировании региона. Прямые иностранные инвестиции в Африку в 2009 г. сократились на 36% (006, с. 214). Оценивается, что объем официальной внешней помощи странам Африки также снизится, хотя данные за 2009 г. отсутствуют.

Снижение экономической активности Африки в результате кризиса способствует росту бедности в регионе. По оценке социально-экономического департамента ООН, численность населения в регионе, живущего ниже уровня бедности (1,25 долл. в день), выросла в 2008-2009 гг. на 14 млн. человек (006, с. 516). Доходы правительств стран Африки южнее Сахары сократились с 25% ВВП в 2008 до 21% в 2009 г. (006, с. 217), что снижает способность прави-

тельств финансировать здравоохранение, образование и инфраструктурные проекты, тем самым подрывая их усилия по снижению бедности. Рост безработицы также способствует росту бедности в Африке. По заниженным оценкам, уровень безработицы в странах Африки южнее Сахары вырос с 8% в 2007 г. до 8,2% в 2009 г., в Северной Африке он увеличился с 10,1 до 10,5% за тот же период (006, с. 217).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Африканские правительства реагировали на негативные последствия для экономики региона мирового финансово-экономического кризиса принятием ряда антикризисных мер как на национальном, так и на региональном уровнях. На национальном уровне в ряде случаев принимались пакеты финансового стимулирования, оказывалась поддержка денежному рынку увеличением ликвидности, изменялись процентные ставки и тарифы, осуществлялась поддержка некоторых отечественных банков, вводился более жесткий регуляционный режим. В результате финансовых инъекций и других монетарных мер финансовый баланс стран Африки южнее Сахары изменился от профицита в 1,2% ВВП в 2007 г. к дефициту в 4,8% в 2009 г. (006, с. 218).

На региональном уровне африканские министры финансов и управляющие центральными банками создали в ноябре 2008 г. на совещании в Тунисе специальный комитет, состоящий из представителей восьми стран (Алжира, Ботсваны, Камеруна, Египта, Кении, Нигерии, ЮАР, Танзании) и руководителей Центрального банка стран Западной Африки и Центрального банка государств Центральной Африки. Этот комитет играет ведущую роль в определении позиции Африки по проблемам кризиса и по реформе международной финансовой архитектуры.

П. Осакве подчеркивает, что мировой кризис не только оказывает разрушительное влияние на экономику Африки, но и создает новые возможности для региона.

Во-первых, он пробуждает интерес к реформе международной финансовой системы и большее осознание необходимости увеличить участие Африки в глобальных институтах. Это требует примирения различных национальных интересов, выработки общей позиции по ключевым глобальным проблемам, а также заключения альянсов с другими развивающимися странами для усиления переговорных позиций.

Во-вторых, кризис создает условия для Африки диверсифицировать свои экспортные рынки. Большинство быстроразвиваю-щихся рыночных экономик восстанавливаются быстрее, чем развитые страны. Они станут в ближайшей и среднесрочной перспективе локомотивами роста мировой экономики. Африканские страны должны учитывать этот фактор и развернуть свой экспорт на эти страны и снизить уязвимость по отношению к внешним шокам, исходящим от развитых государств.

В-третьих, африканским странам необходимо прилагать усилия для развития своего собственного производственного потенциала и достижения структурных изменений, чтобы в среднесрочной перспективе снизить свою зависимость от экспорта сырьевых товаров. Африка должна извлечь пользу для себя из растущего интереса в мире к созданию «зеленой» экономики. Она обладает сравнительными преимуществами в производстве возобновляемой энергии (например, солнечной) и должна сосредоточиться на создании чистых технологий. С этой целью следует увеличивать инвестиции в инфраструктуру, улучшать деловой климат, развивать человеческий капитал и сохранять политическую и макроэкономическую стабильность.

Д. Магалхаеш Пратес (университет в г. Кампинас, Бразилия) и М.А. Маседо Синтра (Институт прикладных экономических исследований в Бразилии, Бразилия) (007) констатируют, что нынешний мировой финансовый кризис показал, что принятие странами с растущей рыночной экономикой осторожной макроэкономической политики и создание ими значительных валютных резервов оказалось недостаточным, чтобы защищать их от системных рисков, присущих финансовой глобализации. После развала Бреттон-Вуд-ской системы гегемония США и ее национальной валюты в мировой финансовой системе не только сохранялась, но сделала эту систему еще более иерархичной, асимметричной и неустойчивой, что оказывает неблагоприятное влияние на страны с неконвертируемыми валютами.

Динамика и направление международных потоков капитала управляются внешними факторами по отношению к странам с растущей экономикой, что делает их постоянно уязвимыми из-за возможного оттока капитала, вызываемого изменением финансовой

политики развитых стран или изменением инвестиционной политики со стороны глобальных инвесторов.

Авторы отмечают, что пока никаких решений по исправлению недостатков международной финансовой системы и введению международных регуляторов не принято. «Регуляторы и институты, занимающиеся финансовыми рынками, по-прежнему существуют только на национальном уровне, в то время как финансовые рынки во все большей степени становятся многонациональными» (007, с. 70). По их мнению, структурные изменения в международной финансовой системе маловероятны из-за противодействия США, не желающих отказаться от своей исключительной роли на международном валютном рынке. В этих условиях развивающиеся страны должны не только усилить контроль за движением капитала, но и применять другие инструменты по управлению финансовой ситуацией, в частности, включая разумное регулирование банковских операций в иностранной валюте. Это расширит возможности государства для управления обменным курсом и более эффективного его вмешательства на валютном рынке в случае спекулятивных операций или бегства иностранного капитала.

А. Маркес (Высшая школа экономики и техники, Берлин, Германия) (008) излагает основные выводы доклада комиссии экспертов во главе с нобелевским лауреатом по экономике Дж. Стиг-лицом о реформах международной валютной и финансовой систе-мы1. Комиссия была создана по поручению председателя 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2008) д'Эскотто Брокманном из представителей 18 стран с целью выявить причины финансово-экономического кризиса, оценить его влияние (особенно на развивающиеся страны) и разработать основные принципы и направления реформирования международной финансовой и экономической архитектуры.

Материалы доклада позволяют сделать вывод о том, что «главная причина кризиса - ошибочная политика, основанная на

1 Report of the commission of experts of the president of the United Nations General Assembly on reforms of the international monetary and financial system. -United Nations, 2009. - Sept. 21. Available at: http:/ www.un.org./ga/econcrisis summit/docs/ Final report CoE. pdf (accessed on June 1 2010); Stiglitz J. The Stiglitz report: Reforming the international monetary and financial systems in the wake of the global crisis. - N.Y.-L., The New press, 2010.

неверной философии... - доктрине либерализации, которая вдохновляла экономические, финансовые и макроэкономические реформы в последние десятилетия. Эта доктрина базируется на почти слепой вере в эффективность рынков и недоверии к правительственному вмешательству. В действительности финансовые рынки «плохо управляли рисками и неправильно распределяли капитал»1. Наряду с национальными институциональными пороками недостатки в глобальной финансовой и экономической структуре управления сыграли важную роль в произошедшем кризисе. Эти институты, руководствуясь рыночным фундаментализмом, не смогли предвидеть накопление предпосылок кризиса. Они понуждали страны следовать политике поощрения «экспорта токсичных финансовых продуктов, ошибочных регуляционных идеологий и порочных институциональных практик»2, что способствовало возникновению кризиса и его распространению по всему миру. Этот рыночный фундаментализм, который определял политику международных финансовых институтов, особенно МВФ, создал проблемы для большинства развивающихся стран» (008, с. 231, 249).

Кризис показал, что международные финансовые и экономические организации, ответственные за глобальное макроэкономическое управление, не имеют ни инструментов, ни механизмов для преодоления кризисных ситуаций и предотвращения возникновения глобальных дисбалансов. Более того, можно даже утверждать, что глобальные дисбалансы, конкретным проявлением которых стало создание огромных валютных резервов в ряде развивающихся стран, были прямым результатом ошибочной политики этих институтов и прежде всего МВФ во время азиатского и других кризисов, поразивших развивающиеся страны в 1990-е годы. В то время как государства, охваченные кризисом, несли огромные политические и экономические издержки, МВФ обусловливал свою помощь жестким требованием продолжать проциклическую финансовую и экономическую политику, которая и была основной причиной кризиса. В результате многие из этих стран изменили свою макроэкономическую политику, одним из проявлений которой стало созда-

1 Report of commission... P. 24.

2 Idid. - P. 132.

ние крупных валютных резервов, чтобы защититься в будущем от внешних шоков и не обращаться за помощью к МВФ.

Ныне развивающиеся страны снова страдают от кризиса, к происхождению которого они не имеют отношения. Это связано с интенсивностью глобализации, негативные издержки которой не регулируются международными экономическими институтами. «Финансовая и экономическая глобализация опережает существующие глобальные институциональные возможности предотвращать ее негативные последствия» (008, с. 250).

Нынешняя модель глобализации ведет к росту неравенства как между развивающимися и развитыми, так и внутри этих стран. Одобряя в целом антикризисную политику развитых и развивающихся стран, авторы доклада в то же время указывают на двойные стандарты в политических советах развивающимся странах в сравнении с практикой развитых стран: в то время как развивающимся странам и в прошлых кризисах и нынешнем рекомендуют сохранять проциклическую политику, развитые страны проводят полномасштабную антициклическую политику. Даже если отдельные развивающиеся страны также реализуют пакеты финансовых мер по поддержке своих экономик, различия в ресурсах между Севером и Югом приводят к весьма асимметричным эффектам.

Кроме того, хотя развитые страны официально и призывают не прибегать к протекционизму, а «Двадцатка» в 2008 г. даже приняла такое решение, однако в 2009 г. почти все ее члены (а это в основном развитые страны) нарушили свои обещания, вводя протекционистские меры даже против развивающихся стран, что пагубно сказывается на их экономике.

Определяя основные принципы и направления посткризисных реформ, авторы доклада подчеркивают настоятельную необходимость предпринять на национальном и международном уровнях действия по снижению влияния рынков в финансовой, экономической и экологической сферах и увеличению роли государства, так как одной из причин кризиса было чрезмерное дерегулирование, особенно в финансовом секторе. Реформы финансовой системы должны быть всесторонними, включать и микроуровень, касающийся поведения финансовых институтов, и макроуровень (обеспечение устойчивости и соразмерности финансового сектора и ограничение его влияния на макроэкономическую политику). Ар-

гумент, что усиление регуляции может снизить темпы инноваций в финансовом секторе, не выдерживает критики, так как инновации в этом секторе в последние годы увеличили системные риски и были одной из причин кризиса. Реформа финансового сектора должна сделать своим приоритетом восстановление эффективно функционирующей системы и защиту реального сектора от негативных влияний плохо функционирующей финансовой системы.

Необходимо реформировать и международные экономические и финансовые институты, поскольку они не только не смогли предотвратить нынешний мировой кризис, но своей идеологией и практикой даже способствовали его возникновению. Следует отказаться от доминировавшей в их деятельности идеологии рыночного фундаментализма и значительно в большей степени учитывать проблемы и интересы развивающихся стран, расширив их представительство и роль в управляющих структурах этих институтов и в принятии решений. В целях координации деятельности существующих международных экономических институтов предлагается создать в рамках ООН Глобальный экономический координационный совет со статусом, равным Генеральной Ассамблее и Совету Безопасности. Этот орган должен анализировать основные тенденции в глобальной экономике и адекватность деятельности управленческой структуры существующих международных экономических институтов в решении возникающих проблем.

Международная валютная система, сложившаяся после решения правительства США в 1971 г. об отказе от конвертируемости доллара в золото и переходе к плавающим обменным курсам, но при доминировании доллара в качестве мировой резервной валюты, характеризуется в докладе как «неустойчивая, несправедливая и несовместимая с глобальной полной занятостью»1 (008, с. 245). В целях стабилизации международной валютной системы в докладе поддерживается идея, высказанная еще Дж. Кейнсом, о создании глобальной резервной валюты, выпускаемой мировым центральным банком и не связанной с какой-либо национальной или региональной валютой.

В заключение авторы доклада высказывают мнение о том, что обсуждение и принятие решений по таким важным проблемам,

1 Керси! о£ сотт188юп... Р. 109.

как причины нынешнего мирового кризиса и реформирование международной экономической и финансовой системы должны происходить в ООН - единственном легитимном органе, объединяющем все страны мира.

Д.Дж. Котте (руководитель отделения ЮНКТАД по макроэкономической политике и развитию, Женева, Швейцария) (009) отмечает, что нынешний кризис, произошедший в стране с наиболее развитым в мире финансовым рынком, доказал, что «тезис, что нерегулируемые рынки дают оптимальные результаты, является ошибочным. Чрезмерное финансовое дерегулирование не привело к лучшему распределению производительного капитала. Более того, оно открыло новые каналы для спекуляции» (009, с. 308).

Допустить, чтобы финансовые рынки продолжали оказывать решающее влияние на ключевые экономические параметры и экономическую политику, означает посеять семена новых кризисов и глобальных дисбалансов. Цель необходимых национальных и международных реформ - «уменьшить доминирование финансовых рынков в принятии правительствами макроэкономической политики и стратегий развития. Усиление национального регулирования и контроля над финансовыми рынками - минимальное условие большей стабильности» (009, с. 320).

Кризис развенчал и другое распространенное утверждение, что демонтаж всех препятствий на пути трансграничного движения капитала - наилучшее средство для ускорения экономического развития страны. «Увеличение притока иностранного капитала не всегда является признаком экономического роста, но всегда становится источником дисбаланса и оказывает негативное влияние на макроэкономическую стабильность» (009, с. 321).

Д. Котте советует развивающимся странам уделять больше внимания укреплению своих внутренних финансовых систем и полагаться на внешний капитал только в той степени, в какой это необходимо для финансирования импорта капитальных товаров и технологий, которые помогут создать свое национальное производство и собственный экспортный потенциал.

Однако этих вышеупомянутых мер, считает Котте, недостаточно для предотвращения новых дисбалансов в системе, в которой отсутствует эффективный механизм политической координации различий в макроэкономической политике ведущих стран в миро-

вой экономике, а существующие валютные обменные курсы неадекватно отражают валютные позиции. «Ключ к предотвращению глобальных дисбалансов и нестабильности в международных финансовых и торговых отношениях находится в реформе системы обменных курсов и создании механизма более эффективной координации макроэкономической политики и контроля. Международная валютная система, основанная на принципе стабильности реальных обменных курсов, предлагается ЮНКТАД» (009, с. 321).

Ю.И. Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.