можностей для более быстрого и прибыльного производства после проведения структурных реформ. Однако он подчеркивает, что нельзя складывать все СФРЭ в одну корзину, их необходимо дифференцировать (017).
Однако краткосрочные проблемы экономической политики, с которыми сталкиваются многие из этих стран (их осуждают как в случае, если они ужесточают денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику достаточно быстро, так и в случае, если они этого не делают) сохраняются. Поэтому внешние риски и внутренние макроэкономические и структурные уязвимости будут омрачать ближайшие перспективы их развития. В течение следующих нескольких лет СФРЭ придется многое испытать, прежде чем они обретут более стабильные правительства, ориентированные на рыночный рост и более адекватную политику (016).
Тем не менее некоторые СФРЭ движутся вперед, и если они смогут следовать выбранным курсом, то извлекут пользу из кризисных потрясений. Помимо Мексики, такие страны, как Чили, Колумбия и Перу, только выиграют от инвестиций в строительство институтов, хотя на их создание и могут уйти десятилетия (017).
И.Ю. Жилина
2014.03.019. ДАЗИАНО Л. КАКИЕ НОВЫЕ СТРАНЫ ВОЙДУТ В ГРУППУ ФОРМИРУЮЩИХСЯ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК? DAZIANO L. Qui sont les nouveaux émergents? // Problèmes écon. -P., 2014. - N 3080. - P. 37-46.
Преподаватель Института политических исследований (L'Institut d'études politiques, IEP) (Франция) анализирует перспективы вхождения ряда новых стран в группу стран с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ).
Принято выделять пять критериев, соответствие которым позволяет отнести ту или иную страну к СФРЭ.
1. Численность населения. Для формирования значительного внутреннего рынка, способствующего развитию местной промышленности и импорта, необходимого для сбалансированности торговли, численность населения страны должна составлять не менее 100 млн человек при быстром демографическом росте. Чем моложе и образованнее население в целом при высокой степени грамотно-
сти женщин, тем больше его вклад в экономическое развитие страны (с. 37).
2. Потенциал экономического роста. Это означает, что сочетание факторов труда и капитала обеспечивает среднегодовые темпы экономического роста порядка 5% в десятилетней перспективе (с. 38).
3. Динамичная урбанизация. Города обеспечивают развитие транспортной сети, доступ к питьевой воде и электроэнергии, облегчают торговлю.
4. Развитие инфраструктур. Транспортные инфраструктуры облегчают перемещение людей по территории страны, энергетические снижают зависимость от внешних поставщиков энергоносителей, обеспечивают доступ к водным ресурсам и их обработку, что улучшает гигиенические условия жизни и снижает детскую смертность.
5. Политическая стабильность. Независимо от существующего режима позволяет осуществлять долгосрочные проекты.
По мнению автора, этим критериям в настоящее время соответствуют такие страны, как Бангладеш, Эфиопия, Нигерия, Индонезия, Вьетнам и Мексика (сокращенно - BENIVM).
По данным международной консалтинговой и аудиторской компании «PracewaterhouseCoopers» (PwC), к 2050 г. в Индонезии, Нигерии и Вьетнаме будет наблюдаться сенсационный экономический рост. В 2012-2050 гг. первое место по темпам роста ВВП по паритету покупательной способности (6%) займет Нигерия, второе -Вьетнам (чуть менее 6%), третье - Индонезия (5,5%). В BENIVM проживают более 1 млрд человек, в основном в странах Азии и Африки (с. 38). При этом BENIVM демонстрируют значительную демографическую динамику. Рост населения этой группы до 2030 г. будет вдвое превышать этот показатель для БРИКС.
Вьетнам, Нигерия, Мексика и Индонезия регулярно присутствуют в рейтингах новых СФРЭ консалтинговой фирмы «Boston Consultig group» (BCG). Для них характерны устойчивый экономический рост, динамичная обрабатывающая промышленность и серьезные перспективы роста. Но если Бангладеш уже упоминался как одна из перспективных СФРЭ в списке «Следующих одиннадцати», т.е. группы стран, следующих за БРИКС, то Эфиопия только появилась в этой группе. В этих двух странах действительно на-
блюдается сильный рост населения, сопровождающийся ускоренной урбанизацией, у них есть высокий потенциал роста благодаря диверсифицированной и индустриальной экономике. В Азии, на смену Китаю, рост которого будет постепенно замедляться, уже идет трио Бангладеш - Индонезия - Вьетнам.
Бангладеш (164 млн жителей в 2012 г.) сохраняет имидж очень бедной страны. Промышленно развитые страны (ПРС) пока не замечают высоких темпов ее экономического развития (6% в 2011 г.) (с. 39). Такой рост объясняется динамичным частным сектором и дешевой рабочей силой. В стране хорошо развита текстильная промышленность, которая обеспечивает три четверти ее экспорта. Бангладеш занимает четвертое место в мире по производству одежды. На долю услуг уже приходится 53% ВВП. Кроме того, в стране действует весьма привлекательная для промышленных инвестиций система льгот. После выборов 2008 г. была принята очень амбициозная программа государственных инвестиций в энергетику и инфраструктуры (с. 40).
Однако экономика страны весьма уязвима к действию внешних структурных факторов. В частности, большая часть ее экспорта ориентирована на ЕС и США. Экономика Бангладеш также сильно зависит от трансфертов мигрантов (11% ВВП в 2010 г.). Тем не менее азиатские партнеры страны осознают возможности ее быстрого развития, а потому постоянно расширяют свое присутствие в Бангладеш, вкладывая средства в промышленное производство. Международные финансовые институты, рейтинговые агентства и аналитики крупных банков также подчеркивают высокий экономический потенциал страны, основным козырем которой является человеческий капитал; причем квалификация рабочей силы постепенно повышается. Однако постоянные столкновения между различными религиозными сообществами могут помешать экономическому развитию и притоку иностранного капитала.
Индонезия (251 млн жителей) становится новым полюсом роста в Азии. После 1998 г. в стране, пошедшей по пути демократических преобразований и либерализации экономики, сохраняется политическая и религиозная стабильность. Кроме того, Индонезия находится в центре региона с высоким потенциальным ростом, ее основными партнерами являются Китай и Япония. Она является крупным производителем энергоносителей (нефти и заменяющего
ее природного, а в будущем сланцевого газа), занимает первое место в мире по производству и экспорту пальмового масла и входит в группу крупнейших экспортеров каучука. Проливами между островами индонезийского архипелага пользуется 40% судов мирового торгового флота. Многие азиатские страны переводят в Индонезию свои производства и инвестиции. В целом в последние 10 лет темпы экономического роста страны составляли в среднем 6% в год, долг снизился с 80 до 25% ВВП, бюджетный дефицит до 1%, а положительное сальдо торгового баланса составляет 25 млн долл. (с. 41).
Хорошим примером для СФРЭ служит Вьетнам - один из преемников БРИКС. С 2002 г. ВВП страны вырос в три раза, ее население ежегодно увеличивается на 1 млн человек. На 10 ближайших лет предусматривается рост ВВП в размере 7-8% в год. Высокие темпы роста поддерживаются проводимой с 1986 г. политикой экономических реформ, предусматривающих открытие экономики. Важный шагом в этом направлении стало вступление Вьетнама в 2007 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО). С начала 1990-х годов во Вьетнаме значительно сократилась бедность. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась с 58% в 1993 г. до 14,5% в 2008 г. (с. 41).
Нигерия (175 млн жителей), занимающая в Африке первое место по добыче нефти, к 2020 г. должна превратиться в наиболее сильную экономику континента. К 2050 г. ее население увеличится до 250 млн человек. Рост нигерийской экономики опирается на высокую цену нефти, развитие секторов мобильной телефонии и финансовых услуг, а также на очень динамичный средний класс. На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2013 г. Президент Нигерии заявил, что его цель на ближайшее десятилетие состоит в том, чтобы превратить страну в Китай завтрашнего дня. Его позиция находит поддержку у управляющего Центрального банка страны и министра финансов.
Эфиопия (94 млн жителей) представляет собой непризнанную СФРЭ. Однако она готова превратиться в «африканского тигра», используя свои богатые водные ресурсы для снабжения региона электроэнергией, накапливая валютные запасы и развивая сельское хозяйство и промышленность. Уже несколько лет темпы экономического роста Эфиопии колеблются около 10% в год (с. 41). В стране реализуется несколько крупных проектов, самым
масштабным из которых является строительство плотины на Голубом Ниле у границы с Суданом. Его реализация не только удовлетворит потребности страны в электроэнергии, но и позволит ее экспортировать, что обеспечит сокращение импорта нефти и поступление средств. Несмотря на то что один эфиоп из трех живет за порогом бедности, в стране формируется средний класс. Школьное образование, охватывающее сегодня почти 100% детей соответствующего возраста, является одним из крупнейших достижений страны. В то же время у Эфиопии очень высокие демографические показатели.
Наиболее развитой страной из группы ВЕМУМ является Мексика. 70% ее экономики приходится на третичный сектор, темпы роста с 2005 г. составляют 5% в год (с. 42). Макроэкономические показатели страны выглядят многообещающими: устойчивые темпы роста, находящаяся под контролем инфляция, привлекательная валюта, невысокий внешний долг, растущие иностранные инвестиции. Географическое положение позволяет стране сполна использовать экономический подъем в США. Являясь членом Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА), Мексика превратилась в «промышленный цех» американского континента. Однако, учитывая, что мексиканская экономика долгое время опиралась на наркотрафик, борьба между наркогруппировками может затормозить и даже помешать Мексике превратиться в СФРЭ.
В принципе, в группу ВЕМУМ, отмечает автор, могли бы войти и другие страны (Египет, Пакистан, Иран), но они не соответствуют некоторым критериям, в основном критерию политической стабильности.
С учетом численности населения и разнообразия экономики ВЕ№УМ представляет собой первый эшелон кандидатов в группу СФРЭ в ближайшее десятилетие. Вторую позицию занимают несколько более мелких стран (Ангола, Саудовская Аравия, Гана, Берег слоновой кости, Мозамбик, Малайзия, Казахстан, Азербайджан и Колумбия) с населением 10-40 млн человек (с. 42). Эти страны в значительной степени зависят от природных ресурсов, в частности нефти и газа.
Сегодня на долю СФРЭ приходится 48% мирового экспорта, и она будет повышаться за счет быстрого роста ВЕМУМ. Кроме того, с формированием нового среднего класса численностью более
2014.03.020-023
1 млрд человек, который к 2030 г. возрастет до 2,5 млрд человек, мировой спрос перемещается в страны Юга (с. 46).
В связи с этим в ближайшие годы могут возникнуть проблемы с реализацией принципа многосторонности в международных торговых отношениях, связанные, с одной стороны, с созданием однородного блока БРИКС, стремящегося к созданию собственных институтов, собственного многостороннего банка или собственного рейтингового агентства; с другой - с ростом количества двусторонних соглашений. В этих условиях решающую роль в предотвращении торговой и валютной войн между Севером и Югом, а также в признании места СФРЭ в многостороннем мире должна сыграть ВТО.
И.Ю. Жилина
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2014.03.020-023. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. (Сводный реферат).
2014.03.020. ХА ЦЗИМИН. Где же пространство для дальнейшего роста китайской экономики? // Китай. - Пекин, 2013. - № 2. -С. 32-35.
2014.03.021. ЦЗЯ КАН. Почему именно 7,5%? // Китай. - Пекин, 2013. - № 10. - С. 28-30.
2014.03.022. Размышления о росте китайской экономики // Партнеры. - 14.03.2014. - Режим доступа: http://russian.dbw.cn/system/2014/ 03/14/000821966^ш1
2014.03.023. Экономике Китая нужны новые реформы, считают эксперты // Партнеры. - 05.03.2014. - Режим доступа: http://russian. dbw.cn/system/2014/03/05/000817657.shtm1
В статьях анализируются перспективы экономического развития Китая на ближайшие годы.
Известный китайский экономист Ха Цзимин уверен в том, что развитие китайской экономики в будущем замедлится, в основном под воздействием «структурных факторов». Для стимулирования роста и расширения его пространства необходимо, считает ученый, проводить политику реформ и открытости по образцу 90-х годов ХХ в.