Научная статья на тему '2009.03.041. ГУТИЕРРЕС РИВАС Р. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО НА ВОДУ В МЕКСИКЕ: ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОСИСТЕМ. GUTIÉRREZ RIVAS R. EL DERECHO FUNDAMENTAL AL AGUA EN MéXICO: UN INSTRUMENTO DE PROTECCIóN PARA LAS PERSONAS Y ECOSISTEMAS // CUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MéXICO, 2008. - N 18. - P. 71-90'

2009.03.041. ГУТИЕРРЕС РИВАС Р. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО НА ВОДУ В МЕКСИКЕ: ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОСИСТЕМ. GUTIÉRREZ RIVAS R. EL DERECHO FUNDAMENTAL AL AGUA EN MéXICO: UN INSTRUMENTO DE PROTECCIóN PARA LAS PERSONAS Y ECOSISTEMAS // CUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MéXICO, 2008. - N 18. - P. 71-90 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ МЕКСИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.03.041. ГУТИЕРРЕС РИВАС Р. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО НА ВОДУ В МЕКСИКЕ: ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОСИСТЕМ. GUTIÉRREZ RIVAS R. EL DERECHO FUNDAMENTAL AL AGUA EN MéXICO: UN INSTRUMENTO DE PROTECCIóN PARA LAS PERSONAS Y ECOSISTEMAS // CUESTIONES CONSTITUCIONALES. - MéXICO, 2008. - N 18. - P. 71-90»

2009.03.041. ГУТИЕРРЕС РИВАС Р. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПРАВО НА ВОДУ В МЕКСИКЕ: ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОСИСТЕМ.

GUTIÉRREZ RIVAS R. El derecho fundamental al agua en México: Un instrumento de protección para las personas y ecosistemas // Cuestiones constitucionales. - México, 2008. - N 18. - P. 71-90.

Статья доктора права Университета Комплутенсе (Мадрид, Испания) посвящена актуальной для всех регионов мира, но особенно для Мексики, теме поиска оптимального правового регулирования права на воду. Автор исходит из того, что государство является инструментом, созданным гражданами с целью улучшения условий жизни всех людей, сохранения экосистем. Это общее предназначение и международные акты налагают на государство различные обязанности, в том числе в отношении поддержания и использования водных ресурсов.

Автор дает ответ на ряд основополагающих вопросов по этой проблеме: в каком документе должно быть урегулировано фундаментальное право на воду, каково содержание данного права, какие обязанности возникают у государства в связи с регулированием фундаментального права на воду и т.д. Позиция автора базируется на сложившихся в науке представлениях о фундаментальных правах и способах их регулирования. Вместе с тем особенность национального регулирования права на воду состоит в том, что данное право содержится в ряде международных договоров, ратифицированных Мексикой. Основополагающим является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 г., вступивший в силу в 1976 г. и ратифицированный в 1981 г. Таким образом, прошло достаточно времени для того, чтобы можно было объективно оценить особенности его реализации.

Ратифицированные международные договоры в Мексике становятся частью национальной системы права, соответственно все содержащиеся в них права защищаются государством. Вопрос о ранге этих актов решается следующим образом: они не могут рассматриваться как акты «выше» Конституции, однако их юридическая сила больше, чем у актов текущего законодательства. Для регулирования права на воду определяющими являются положения п. 1 ст. 11 и ст. 12 Международного пакта об экономических, соци-

альных и культурных правах, согласно которым участвующие в нем государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни; принимают надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права (ст. 11), а также признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12). Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, являющийся независимым экспертным органом ООН по Пакту, разъясняя его положения, определил право на воду как право каждого иметь в распоряжении в достаточном количестве, доступную, полезную для здоровья воду для личного использования и для использования в домашнем хозяйстве. При обеспечении этого права приоритетным является обеспечение достойного уровня жизни, вместе с тем следует учитывать и осуществление других прав, в частности относящихся к вопросам гигиены окружающей среды, агрокультуры, сохранения коренных индейских народов и т.д. Рассматривая урегулированные в Пакте права как инструмент, создающий правовую основу для доступа всех лиц к правам и свободам, которые необходимы для обеспечения достойного уровня жизни, Комитет особое внимание уделяет группам населения, которые в силу своего социального положения или иных обстоятельств подвержены дискриминации. В связи с этим, формулируя принципы осуществления права на воду, Комитет включил в их число, помимо указанных выше характеристик права на воду, принцип недискриминации.

Предусмотренным Пактом правам корреспондируют обязанности государства двух видов: во-первых, гарантировать экономические, социальные и культурные права, во-вторых, адаптировать к ним законодательство. Автор отмечает, что в отношении права на воду в Мексике сложилась своеобразная ситуация. С одной стороны, в действующую Конституцию Мексики 1917 г. право на воду не включено, хотя ст. 27, посвященная регулированию права собственности, в том числе на природные ресурсы, изменялась 16 раз. В качестве примера для Мексики автор приводит ст. 27 Конституции Южно-Африканской Республики, содержащую положения, максимально приближенные к формулировкам Комитета по эконо-

мическим, социальным и культурным правам, о праве на достаточное питание и воду.

С другой стороны, мексиканское текущее законодательство не развивает положения международных договоров применительно к своему уровню правового регулирования. Это относится и к последним изменениям Закона о воде. Таким образом, занимая место между Конституцией и текущим законодательством, формально считаясь частью правовой системы Мексики, положения о праве на воду, содержащиеся в международных актах, оказываются не встроенными в национальную правовую систему.

В связи с этим автор предлагает включить в Конституцию положение о фундаментальном праве человека на воду, что, по его мнению, окажет позитивное воздействие на всю правовую систему. Поскольку у данного предложения немало противников, в статье разбираются их основные аргументы.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.