Научная статья на тему '2014.03.007. СОТО БАРРИЕНТОС Ф. РЕФЕРЕНДУМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. SOTO BARRIENTOS F. EL REFERéNDUN EN LATINOAMéRICA: ANáLISIS DESDE EL DERECHO COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2013. - N 136. - P. 317-346'

2014.03.007. СОТО БАРРИЕНТОС Ф. РЕФЕРЕНДУМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. SOTO BARRIENTOS F. EL REFERéNDUN EN LATINOAMéRICA: ANáLISIS DESDE EL DERECHO COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2013. - N 136. - P. 317-346 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПЛЕБИСЦИТ / РЕФЕРЕНДУМ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ПАРТИЦИПАТИВНАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ОТЗЫВ ДЕПУТАТОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2014.03.007. СОТО БАРРИЕНТОС Ф. РЕФЕРЕНДУМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. SOTO BARRIENTOS F. EL REFERéNDUN EN LATINOAMéRICA: ANáLISIS DESDE EL DERECHO COMPARADO // BOLETíN MEXICANO DE DERECHO COMPARADO. - MéXICO, 2013. - N 136. - P. 317-346»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2014.03.007. СОТО БАРРИЕНТОС Ф. РЕФЕРЕНДУМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ. SOTO BARRIENTOS F. El referéndun en Latinoamérica: Análisis desde el derecho comparado // Boletín Mexicano de derecho comparado. -México, 2013. - N 136. - P. 317-346.

Ключевые слова: прямая демократия; плебисцит; референдум; конституционный референдум; представительная демократия; партиципативная демократия; отзыв депутатов.

Исследователь из Университета Чили Франсиско Сото Бар-риентос анализирует положения конституций стран Латинской Америки, относящиеся к проведению референдумов. Он отмечает, что в конституциях 18 государств этого региона присутствуют нормы, обеспечивающие определенные стандарты демократии, тогда как 25 лет тому назад только три страны периодически проводили выборы, приводившие к формированию новых государственных органов. Процесс демократизации сопровождался конституционными реформами, поиском адекватных форм участия граждан в политической жизни. В статье описана эволюция конституционного регулирования прямой демократии и современное положение дел.

Закрепление в конституции государства участия населения в политической жизни автор иллюстрирует на примере Уругвая. В этой стране после вступления в силу Конституции 1919 г. было опробовано много институтов прямой демократии. В частности, ст. 141 данной Конституции предусматривала право народной инициативы по местным вопросам. Ее могли осуществлять 25% избирателей соответствующей избирательной единицы. В декабре 1919 г. был принят закон, которым были урегулированы плебисцит и референдум на уровне департаментов. В ходе конституционных реформ 1934, 1942, 1952 и 1966 гг. вводились различные формы пря-

мой демократии. Статья 82 Конституции Уругвая признает в качестве характеристики уругвайского государства осуществление суверенитета в формах прямой и представительной демократии.

Конституции других стран следуют примеру Уругвая, в них также закреплена прямая и партиципативная демократия как характеристика государства. Так, в ст. 7 Конституции Никарагуа 1987 г. было включено положение: «Никарагуа является представительной, партиципативной и демократической республикой». Эта формулировка используется для конституционного определения формы государства и формы правления в Боливии и Эквадоре (2009). Статья 1 Конституции Эквадора содержит положение об осуществлении демократии двух видов - в виде представительной демократии и «в формах прямого участия, предусмотренных Конституцией». Помимо признания права участия граждан в управлении государством, в 90-е годы на конституционном уровне была закреплена связь механизмов прямой и партиципативной демократии с признанием человеческого достоинства и фундаментальных прав человека. Так, в ст. 1 Конституции Парагвая 1992 г. было включено положение о том, что «Республика Парагвай выбирает для своего правления представительную, партиципативную и плюралистическую демократию, основанную на признании человеческого достоинства». В Конституции Перу 1993 г., Колумбии 1991 г. и Эквадора 2008 г. участие в политической жизни в различных формах отнесено к числу фундаментальных прав человека. Появление такого рода норм автор относит к влиянию международного права. В статье приводятся положения соответствующих международных актов и подчеркивается, что в некоторые конституции стран Латинской Америки были включены прямые отсылки к ним (Конституция Гватемалы 1985 г., Конституция Бразилии 1988 г.). Автор также анализирует решения Межамериканского суда по правам человека 2005 и 2008 гг., связанные с реализацией права участия в политической жизни.

По вопросу регулирования проведения референдума автор делит конституции стран Латинской Америки на следующие группы: к первой относятся конституции, в которых отсутствует упоминание о референдуме (Мексика и Доминиканская Республика), ко второй - те конституции, в которых референдумы предусмотрены, но практика не развита (Чили, Сальвадор, Никарагуа, Гондурас

и Парагвай), к третьей - конституции, в которых урегулированы референдарные механизмы и референдумы проводились (Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гватемала, Панама, Перу, Уругвай и Венесуэла). Если в 80-е годы реализовано на практике всего девять народных консультаций, то в начале нового тысячелетия было зарегистрировано 20 консультаций: пять в Венесуэле, пять в Боливии, четыре в Уругвае, две в Бразилии, по одной в Колумбии, Коста-Рике, Панаме и Эквадоре.

Автор особо выделяет конституционные референдумы. Конституции девяти стран Латинской Америки признают референдумом народную инициативу по изменению конституции или ратификацию полной или частичной реформы конституции (Боливия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Гватемала, Уругвай, Панама и Венесуэла). Термины «плебисцит» и «референдум» в конституциях стран Латинской Америки нередко используются как синонимы, однако в Уругвае на конституционном уровне проведено их разграничение: плебисцит употребляется для принятия решения о необходимости конституционной реформы (или ее отсутствии), а референдум - для собственно консультаций в правовой сфере.

Референдум по отмене законов и других норм права первым был признан на конституционном уровне Уругваем (ст. 79 Конституции 1976 г.). Это касалось законодательства об амнистии военных в 1985 г. (по инициативе организаций матерей), затем актов приватизации публичных служб в 1992 г.

Одним из механизмов прямой демократии, признаваемых конституциями стран Латинской Америки, являются референдумы по вопросам отзыва депутатов. Обычно такая возможность прямого участия в политической жизни ограничена местным или региональным уровнем, но в Боливии, Эквадоре, Венесуэле, Перу и Панаме она вынесена на конституционный уровень. Как правило, для реализации такой инициативы должен быть набран определенный процент голосов лиц, внесенных в избирательные списки; в Панаме такое право предоставлено политическим партиям. В Эквадоре на конституционном уровне в качестве причин отзыва указаны коррупционные действия отзываемых лиц или невыполнение ими своих обязанностей.

Референдум по вопросам общенациональной значимости предусмотрен в конституциях Колумбии, Эквадора, Гватемалы и

Венесуэлы. Так, в Колумбии до принятия решения по таким вопросам Президент Республики, при наличии подписей всех министров и предварительного положительного заключения Сената, выносит их на референдум, при этом решение народа является обязательным для исполнения. В Венесуэле вопросы общенациональной значимости могут быть поставлены на консультативный референдум по инициативе Президента Республики и решению Совета министров с согласия Национальной ассамблеи или по ходатайству не менее 10% избирателей, внесенных в постоянный избирательный список. В Конституции Венесуэлы 1999 г. предусмотрены также консультативные референдумы по вопросам особой важности на уровне общины, муниципии и штата. Конституцией Гватемалы предусмотрены политические опросы всех граждан по вопросам особой важности. В Эквадоре гражданам, имеющим политические права и составляющим 8% от всех избирателей, обладающих активным избирательным правом, предоставлена возможность обращения в Верховный избирательный трибунал, который объявляет референдум по вопросам первостепенной важности.

Кроме того, в странах Латинской Америки конституционно урегулировано проведение референдумов по территориальным, местным и региональным вопросам. В связи с этим в статье анализируется регулирование референдумов в конституциях субъектов федераций. Автор отмечает, в частности, что отсутствие регулирования референдума на федеральном уровне (например, в Мексике) не препятствует его признанию на уровне субъектов федерации.

В заключение автор отмечает, что хотя нормы о референдуме распространены в конституциях стран Латинской Америки, их использование отстает от более развитых в этом отношении стран, в частности от европейских.

Г.Н. Андреева

2014.03.008. АМОН Ф. СТАТЬЯ 11 КОНСТИТУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. НОВАЯ ПРОЦЕДУРА СТАТЬИ 11: «НАСТОЯЩИЙ ФАЛЬШИВЫЙ РЕФЕРЕНДУМ ПО НАРОДНОЙ ИНИЦИАТИВЕ».

HAMON F. Artidе 11. La nouvelle procédure de l'article 11: Un «vrai faux référendum d'initiative populaire» // La révision de 2008: Une

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.