Научная статья на тему 'Правовой статус иберо-американских омбудсманов: источники регламентации'

Правовой статус иберо-американских омбудсманов: источники регламентации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
298
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / SOURCES OF LAW / ОМБУДСМАН / OMBUDSMAN / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / CONSTITUTIONALISM / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА / LATIN AMERICAN STATES / ИСПАНИЯ / SPAIN / ПОРТУГАЛИЯ / PORTUGAL / ИБЕРО-АМЕРИКА / IBERIAN AMERICA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилова Ольга Андреевна

В статье рассматриваются важнейшие виды источников права, которые регулируют статус омбудсмана в иберо-американских государствах. Их исследование начинается с анализа объективных факторов (материальных источников), оказавших и продолжающих оказывать влияние на формирование источников права в странах исследуемой группы и обусловивших особенности правовых систем данных государств. Сделан вывод о том, что государства Латинской Америки в большей степени восприняли черты романской правовой семьи, чем американскую систему права. Следовательно, к видам формальных источников права, которые регламентируют статус иберо-американских омбудсманов, относятся конституция, международные договоры, внутригосударственные договоры, органические законы, а также иные законы, в том числе кодексы. На основании исследования данных источников можно заключить, что институт омбудсмана в латиноамериканских странах впитал в себя многие черты испанской модели. Однако в правовой регламентации статуса омбудсмана исследуемых государств имеются и существенные различия как в уровне источников правового регулирования статуса омбудсмана, так и в содержании такого регулирования вплоть до того, что статус такого института конституционализма, как омбудсман, урегулирован на конституционном уровне не во всех странах: в Бразилии, Коста-Рике, Чили и Уругвае институт омбудсмана регулируется лишь текущим законодательством. Теоретическая и практическая значимость проведенного в статье исследования круга источников правовой регламентации статуса омбудсманов иберо-американских государств заключается в выявлении полезного зарубежного опыта регулирования данного института, становящегося в России все более разветвленным, востребованным и регламентируемым при этом в источниках права различных уровней (конституционного, законодательного и подзаконного). Кроме того, значение предпринятого в статье анализа выражается в том, что многие рассматриваемые в ней источники права иберо-американских государств впервые введены в оборот российского правоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of Iberian-American ombudsmen: sources of regulation

The article concerns the foresmost important types of sources of law regulating the status of ombudsman in the Iberian-American states. Their study starts with the analysis of the objective factors (material sources), which have influenced and keep influencing the formation of sources of law in the said states, serving as prerequisites for the specificities of the legal systems of these states. The conclusion is made that the Latin American states mostly adopted the qualities of the Roman legal family, rather than an American legal system. Accordingly, the formal sources of law regulating the status of the Iberian-American ombudsman include constitution, international treaties, domestic national treaties, organic laws, other laws, including codes. Based upon the studies of these sources, one may conclude that the institution of ombudsman in the Latin American states has included many features of the Spanish model. However, legal regulation of the status of an ombudsman in the said states involves certain differences both at the level of sources of legal regulation and at the level of its contents. The status of the constitutional institution of ombudsman is provided for at the constitutional level in some of the states, while in Brazil, Costa-Rica, Chile, Uruguay the institution of ombudsman is regulated by the current legislation. Theoretical and practical value of the study of the range of sources of legal regulation of the status of ombudsman of the Iberian-American states, as provided for in this article, is due to revealing the useful foreign experience in the regulation of this institution, which becomes more and more differentiated and needed in Russia, while being regulated with the sources of law of various levels (constitutional, legislative, and by-law levels). Additionally, the analysis provided in this article is valuable due to the fact that many of the Iberian-American legal sources referred to in the article are introduced into the Russian legal studies for the first time.

Текст научной работы на тему «Правовой статус иберо-американских омбудсманов: источники регламентации»

О.А. Гаврилова*

Правовой статус иберо-американских омбудсманов: источники регламентации

Аннотация. В статье рассматриваются важнейшие виды источников права, которые регулируют статус омбудсмана в иберо-американских государствах. Их исследование начинается с анализа объективных факторов (материальных источников), оказавших и продолжающих оказывать влияние на формирование источников права в странах исследуемой группы и обусловивших особенности правовых систем данных государств. Сделан вывод о том, что государства Латинской Америки в большей степени восприняли черты романской правовой семьи, чем американскую систему права. Следовательно, к видам формальных источников права, которые регламентируют статус иберо-американских ом-будсманов, относятся конституция, международные договоры, внутригосударственные договоры, органические законы, а также иные законы, в том числе кодексы. На основании исследования данных источников можно заключить, что институт омбудсмана в латиноамериканских странах впитал в себя многие черты испанской модели. Однако в правовой регламентации статуса омбудсмана исследуемых государств имеются и существенные различия как в уровне источников правового регулирования статуса омбудсмана, так и в содержании такого регулирования — вплоть до того, что статус такого института конституционализма, как омбудсман, урегулирован на конституционном уровне не во всех странах: в Бразилии, Коста-Рике, Чили и Уругвае институт омбудсмана регулируется лишь текущим законодательством. Теоретическая и практическая значимость проведенного в статье исследования круга источников правовой регламентации статуса омбудсманов иберо-американских государств заключается в выявлении полезного зарубежного опыта регулирования данного института, становящегося в России все более разветвленным, востребованным и регламентируемым при этом в источниках права различных уровней (конституционного, законодательного и подзаконного). Кроме того, значение предпринятого в статье анализа выражается в том, что многие рассматриваемые в ней источники права иберо-американских государств впервые введены в оборот российского правоведения. Ключевые слова: источники права, омбудсман, права человека, конституционализм, латиноамериканские государства, Испания, Португалия, Иберо-Америка.

Объективные причины и субъективные факторы возникновения и существования конституционного права коренятся в различных условиях жизни общества, являясь его материальными источниками. Однако правовой наукой выработано также понятие формальных источников (форм) права, под которыми подразумеваются способы внешнего выражения правовых норм1.

Основное внимание в настоящей статье будет уделено анализу формальных источников регламентации статуса омбудсмана в иберо-американ-ских государствах. Однако для наилучшего понимания их содержания и особенностей представляется необходимым коротко охарактеризовать специфику материальных источников, то есть условий жизни общества в иберо-американских

1 См.: Конституционное (государственное право) зару-

бежных стран: в 4 т. Т. 1-2. Часть общая: учебник. 3-е изд.,

обновл. и дораб. М.: Норма, 2004. С. 21.

государствах, под влиянием которых сложилось законодательство и современная практика в исследуемой сфере. И здесь необходимо разграничить объективные причины формирования права, в частности — конституционного, включая и такой его важный институт, как омбудсман, в Латинской Америке, в Испании и Португалии.

Значительным фактором, влияющим на конституционное право латиноамериканских государств, является неоднородность и неоформленность социальной структуры латиноамериканского общества. Континент представляет собой пеструю палитру социальных структур: от крупной буржуазии Бразилии, Аргентины, Чили, Колумбии, Венесуэлы до откровенно феодальных элементов Гаити, Парагвая, Гондураса, от высокого процента промышленных рабочих в общем составе населения Мексики, Бразилии, Чили до почти полного их отсутствия во многих слаборазвитых странах региона. Серьезным фактором,

© Гаврилова О.А., 2015

* Гаврилова Ольга Андреевна — студент Института прокуратуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]

123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9.

прямо влияющим на конституционное развитие латиноамериканских стран, следует считать армию, которая имеет давние устойчивые традиции участия в политической жизни, активного и часто решающего воздействия на функционирование всего государственного механизма.

Право государств Латинской Америки традиционно испытывало на себе воздействие и католической церкви, что проявлялось в урегулировании поведения людей не только правовыми, но даже в большей степени религиозными нормами, укоренении идеи равенства и справедливости, занятие должностей в государственных органах должностными лицами католического вероисповедания и т.п. Роль и позиция католической церкви определяются тем, что абсолютное большинство населения (свыше 90 %) исповедует католицизм. С колониальных времен церковь традиционно занимала привилегированное положение среди других институтов, функционировавших на континенте2.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой — правовую систему США как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. Тяготение к романо-германской правовой семье объясняется тем, что многие латиноамериканские государства были долгое время колониями Испании и Португалии, которые и перенесли в эти страны право метрополии. У США латиноамериканские государства заимствовали президентскую форму правления и целый ряд иных конституционных институтов3: систему сдержек и противовесов (которая, правда, на практике в каждой стране реализована в разной степени, а в некоторых государствах еще не реализована); парламент, за которым конституции признают юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика); процедуру импичмента (Аргентина, Бразилия); судебную систему, высшим звеном которой является Верховный суд (Никарагуа, Панама, Эль-Сальвадор, Эквадор, Венесуэла, Гайана, Парагвай). Однако конституционализм в государствах Латинской Америки имеет множество черт и романской правовой семьи. Это структура конституции, особенно декларирование в тексте конституции многочисленных прав и свобод; судебная система, где одним из высших звеньев является Конституционный суд (Боливия, Колумбия, Перу, Чили), непризнание судебных пре-

цедентов, обычаев и доктрины в качестве источников права.

Современный испанский конституционный строй явился результатом падения фашистского режима Франко (просуществовавшего в этой стране дольше, чем где бы то ни было в Европе)4. В результате переходного демократического периода в Испании утвердилась ныне существующая романская правовая система, в рамках которой источниками права являются конституция, международные и внутригосударственные договоры, а также законы.

Для понимания португальской системы права необходимо учитывать исторические обстоятельства, которые к ней привели: в 1926 г. в этой стране был установлен режим военной диктатуры, а в 1932 г. — фашистской диктатуры Салазара, существовавшей более 40 лет. Следовательно, Португалия не имеет богатого демократического и правового опыта, ее правовая система весьма гибкая и в настоящее время она переняла институты многих европейских государств5, что стало особенно заметным в связи с вхождением в Европейский союз вместе с Испанией — в 1986 г. Таким образом, в Португалии основными источниками права являются конституция, международные и внутригосударственные договоры, а также законы и иные нормативные правовые акты6.

Итак, к видам источников права, которые регламентируют статус иберо-американских омбуд-сманов, относятся конституция, международные и внутригосударственные договоры, органические законы, иные законы, в том числе кодексы. Рассмотрим наиболее важные черты и особенности правового регулирования статуса омбудсма-нов в каждом из перечисленных видов источников права иберо-американских государств.

Институт омбудсмана урегулирован в большинстве конституций иберо-американских государств, за исключением Бразилии, Коста-Рики, Чили и Уругвая. Конституция Испании определяет Защитника народа как высшего уполномоченного Генеральных кортесов, который назначается на должность с целью защиты прав человека, провозглашенных в Конституции, осуществляя надзор за деятельностью администрации, информируя об этом Генеральные кортесы (ст. 54)7. Конституция Португалии в ч. 1 ст. 23 подчеркивает, что «граждане имеют право подавать жалобы Блюстителю справедливости на действия и без-

2 См.: Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ.ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбои, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2004. С. 710-712.

3 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. юрид. образование, 2010. С. 212.

4 См.: Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт-М, 2001. С. 389.

5 См.: Canotilho J.J. G. Direito Constitucional e Teoria da Constituido. 7 Ed. Coimbra: Almedina, 2003. P. 196.

6 См.: Canotilho M.R. El sistema constitucional de Portugal // Revista de Derecho Constitucionál Europeo. 2010. № 14. P. 117-136.

7 Constitución española de 1978. URL: http://www.boe.es/ boe/dias/1978/12/29/pdfs/A29313-29424.pdf> (дата посещения: 29.03.2015).

действие представителей власти, который рассматривает их без права выносить решения обязательного характера и направляет компетентным органам рекомендации, необходимые для предотвращения неправомерных деяний и восстановления справедливости»8. При этом существует различие в подходах закрепления института омбудсмана в конституциях. В Испании и Португалии омбудсман закреплен лишь в отдельных статьях их конституций, то есть без выделения для данного института отдельных глав. В государствах же Латинской Америки практикуется закрепление института омбудсмана в отдельной главе конституции. Здесь прослеживается стремление повысить авторитет и значимость института омбудсмана, придать вес правам человека, а также подчеркнуть, что выработанная миром модель по защите прав человека получила в Латинской Америке не только признание, но и развитие.

Например, в Конституции Гватемалы Поверенному по правам человека посвящена гл. V. В соответствии со ст. 274 Политической Конституции Республики Гватемала9, ст. 8 Закона № 54—8610, Поверенный по правам человека — это Уполномоченный Конгресса Республики для защиты прав человека, провозглашенных в Политической Конституции Республики Гватемала, Всеобщей декларации прав человека, международных договорах и соглашениях, подписанных и ратифицированных Гватемалой. Положение Поверенного во многом схоже с положением испанского Защитника народа. А именно: в вопросах избрания (только кандидатуры Поверенного предлагает Комиссия, статус которой был раскрыт выше, а кандидатуры Защитника — 2 специально назначенные комиссии от каждой из палат Кортесов), в вопросах назначения помощников (заместителей), в вопросах независимости и неподчинения омбудсманов никаким органам и должностным лицам, в вопросах несовместимости должностей, в вопросах отрешения от должности (однако в гватемальском законе о Поверенном к основным прибавляются еще 2 основания отрешения — доказанное материальное или интеллектуальное участие в деятельности политических партий, помимо прямого запрета закона, а также необоснованное отсутствие на территории Гватемалы более 30 дней подряд), а также по некоторым иным положениям. Представляется, что требования, предъявляемые к Поверенному

8 Constitución de Portugal de 2 de abril de 1976. URL: http:// www.wipo.int/wipolex/es/text.jsp?file_id=179476 (дата посещения: 29.03.2015).

9 Constitución Política de la República de Guatemaladel 17 de Noviembre de 1993. URL: https://www.oas.org/juridico/mla/sp/ gtm/sp_gtm-int-text-const.pdf (дата посещения: 29.03.2015).

10 Ley de la Comisión de los Derechos Humanos del Congreso de la República y del Procurador de los Derechos Humanos de 1986. URL: http://www.pdh.org.gt/accesinfo/images/down-loads/2012/decreto_54-86_ley_del_procurador.pdf> (дата посещения: 29.03.2015).

Республики Гватемала гораздо жестче, чем те, которые предъявляются к его испанскому коллеге. Если Защитнику народа необходимо лишь быть гражданином своей страны и достичь определенного возраста, то ст. 273 Конституции Гватемалы подчеркивает необходимость соответствия кандидата требованиям, которые предъявляются к судьям (магистратам) Верховного суда Гватемалы. Данная норма отсылает к ст. 207 и 216 Конституции, на основании которых можно сделать вывод, что требования к Поверенному по правам человека таковы:

♦ он является гватемальцем по рождению;

♦ имеет незапятнанную репутацию;

♦ имеет возможность осуществлять гражданские права;

♦ он старше 40 лет;

♦ имеет стаж адвокатской практики не менее 10 лет.

Представляется, однако, что и эти требования

недостаточны для страны латиноамериканского региона: к приведенному перечню было бы целесообразно добавить еще одно требование к Поверенному по правам человека. Его желательность объясняется тем, что хотя территория Гватемалы совсем небольшая: всего 108.8 тыс. км2, на ней проживают различные этнические группы, среди которых фигурируют индейские группы, которые свое происхождение ведут от индейцев майя (ст. 66 Конституции Гватемалы). Официальным языком страны является испанский, однако и у этнических групп есть свои языки и диалекты. Таким образом, было бы неплохо, если бы Поверенный по правам человека знал как минимум два языка — испанский и один из этнических языков. Данное требование должно распространяться и на заместителей Поверенного (они должны знать разные языки меньшинств), и на весь его аппарат. А на официальном сайте ом-будсмана вся информация должна быть переведена и на языки проживающих в стране меньшинств — каждый человек имеет право знакомиться с информацией, представляющей общемировую ценность: процессами по защите прав человека и иными гуманитарными мероприятиями. В настоящее время данного требования нет ни в конституции, ни в законах данной страны. Его включение в законодательство было бы чрезвычайно полезным в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

Правовые системы иберо-американских государств предполагают признание в качестве источников права и международные договоры. В 1978 г. была создана Международная организация омбудсманов, которая объединяет более 150 ом-будсманов различных уровней в африканском, азиатском, австралийском и тихоокеанском, европейском, Карибского бассейна и латиноамериканском, североамериканском регионах. На X Всемирной конференции 2012 г., проходившей в Новой Зеландии, Генеральная Ассамблея Меж-

дународной организации омбудсманов одобрила новый Устав большинством в 96,3 % голосов. Согласно ст. 22.3 Устава, каждый регион должен утвердить свой Устав для руководства деятельности омбудсманов в данном регионе. Регион Карибского бассейна и Латинской Америки такой устав все еще не разработал, однако в будущем, после принятия и введения в действие такого устава, он будет считаться источником права, который будет регулировать статус латиноамериканских омбудсманов.

В данной связи необходимо упомянуть Ибе-ро-американскую Федерацию омбудсманов11, созданную в 1995 г., которая является платформой для сотрудничества, обмена опытом и пропаганды ценности прав человека. Федерация стремится способствовать поддержке прав человека и верховенства законов. Членами Иберо-американской Федерации омбудсманов являются Испания, Португалия, Андорра, Аргентина, Гондурас, Бразилия (Парана), Мексика, Боливия, Никарагуа, Парагвай, Коста-Рика, Перу, Эквадор, Сальвадор, Пуэрто-Рико, Венесуэла и Гватемала, которые учитывают принимаемые данной Федерации резолюции и правила в работе омбудсмана.

Еще одним ярким примером международных договоров — источников права, регулирующих статус омбудсмана в государствах Иберо-Амери-ки, является то, что после ратификации Испанией Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятого резолюцией 57/199 Генеральной Ассамблеи ООН 18.12.2002 , в соответствии со ст. 1 и 3 данного протокола Генеральные кортесы возложили на Защитника народа обязанности в соответствии с установленными в данном протоколе национальными превентивными механизмами (MNP)12: Защитник народа во исполнение национальных превентивных механизмов регулярно посещает места лишения свободы с целью предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

В развитие конституционных положений статус, полномочия и весь порядок деятельности ом-будсмана регулируются органическими законами (Испания, Португалия, Перу, Венесуэла, Колумбия, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Парагвай, Эквадор) или законами (Аргентина, Боливия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама). Несомненно, что органический закон заметно

11 Federación Iberoamericana del Ombudsman. URL: http:// www.portalfio.org/inicio/ (дата посещения: 29.03.2015).

12 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.2002

№ 57/199. Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. URL: http:// worldlaws.narod.ru/konvenc/pril/00110_01.htm (дата посещения: 29.03.2015).

повышает статус института омбудсмана, выделяя его среди многих других институтов.

Так, органический закон Республики Эквадор № 7 от 20.02.1997 в ст. 1 подчеркивает, что Ведомство по защите прав человека, которое возглавляет Защитник народа, является публичным институтом с финансовой и административной автономией и национальной юрисдикцией. В ст. 2 определены основные функции Ведомства по защите прав человека:

♦ содействие или покровительство в осуществлении таких процедур, как habeas corpus, habeas data и amparo тем гражданам, которые нуждаются в этом;

♦ оказание защиты и возбуждение расследования как по собственной инициативе, так в связи с получением индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение прав человека, которые гарантируются конституцией, законами, международными соглашениями и договорами, а также иные функции.

Таким образом, законодатель Эквадора не только придает высокий статус Ведомству по защите прав человека, регулируя этот институт органическим законом, но и делает акцент на особых процедурах защиты прав человека, которые являются институтами конституционного контроля. Так, согласно правилу habeas corpus, любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления, имеющего силу судебного предписания, которым предписвается доставить задержанного человека в суд вместе с доказательствами законности задержания13. Процедура ампаро (от исп. поддержка, защита) — это один из механизмов конституционного контроля, направленный на защиту основ конституционного правопорядка, а именно: прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, а также (но только в федерациях) компетенции федерального органа государственной власти от посягательств на компетенцию со стороны иных федеральных органов государственной власти, полномочий органов субъектов федерации от посягательств со стороны федеральных органов власти. Данная процедура осуществляется посредством самостоятельного судопроизводства, возбуждаемого по инициативе потерпевшей стороны, и вынесения решения о конституционности или неконституционности обжалуемого нормативного акта, которое влечет за собой установленные законодательством правовые последствия для сторон рассматриваемого дела. В свою очередь, habeas data (от лат. имеешь сведения) — это конституционное право человека знакомиться с личными данными, которые хранятся в любых архивах и учреждениях страны, а также требовать исправления или удаления этих сведений, если они не соответ-

13 ^t. no: Hurd R.C. A Treatise on the Right of personal liberty and on the writ of Habeas Corpus and the Practice connected with it. 2 ed. Albany: W.C. Little & Co., 1876.

ствуют действительности или потеряли актуальность, в судебном порядке14. Данное право признано конституциями Бразилии, Аргентины, Колумбии, Боливии, Эквадора, Испании, Панамы, Мексики, Парагвая, Перу, Уругвая и Венесуэлы. В Чили, Никарагуа и Гватемале habeas data регулируется законами. В Испании Конституционный суд решением № 292 от 30.11.2000 признал право на защиту персональных данных как один из самостоятельных элементов неприкосновенности частной жизни15.

В свою очередь, органический закон Испании от 06.04.1981 определил институт Защитника народа16 как высшего уполномоченного Генеральных кортесов, который назначается на должность с целью защиты прав человека, которые провозглашены в конституции, осуществляя надзор за деятельностью администрации, информируя об этом Генеральные кортесы (ч. 1 ст. 1).

Закон Коста-Рики № 7319 от 10.12.1992 «О Ведомстве по защите прав человека»17 определяет данный институт как орган, в полномочия которого входит защита прав и интересов жителей страны. Ведомство по защите прав человека осуществляет надзор за деятельностью администрации с тем, чтобы последняя соответствовала нормам морали, принципам правопорядка, конституции, законам, договорам, соглашениям, пактам, по которым государство приняло на себя обязательства, а также общим принципам права. Более того, данный орган должен содействовать распространению и укоренению в обществе культуры ценности прав человека.

Примечательно, что Бразильской Ассоциацией омбудсманов был создан специальный Кодекс этики от 19.12.199718, согласно которому Ассоциация омбудсманов устанавливает следующие принципы деятельности омбудсманов. Они обязаны:

♦ Охранять и уважать принципы Всеобщей декларации прав человека, конституции страны и конституций штатов.

♦ Устанавливать связь с гражданами открытым, честным и объективным образом.

♦ Осуществлять деятельность прозрачно.

♦ Действовать в разумные сроки и конкретно.

♦ Уважать каждого человека, сохраняя свое достоинство.

♦ Признавать разнообразие мнений, сохраняя право на свободу суждений каждого человека.

♦ Осуществлять свою деятельность независимо и автономно.

♦ Принимать жалобу терпеливо, с пониманием и отсутствием предрассудков.

♦ Следовать принципу защиты конфиденциальной информации.

♦ Обеспечивать свободный доступ к омбудсма-ну, упрощение процедур.

♦ Отвечать на жалобу оперативно, ясно и объективно.

♦ Общаться с людьми вежливо и уважительно.

♦ Постоянно совершенствовать практическую деятельность, эффективно использовать все механизмы, которые имеются в распоряжении у омбудсмана.

♦ Действовать старательно и добросовестно при осуществлении своих обязанностей.

♦ Содействовать восстановлению нарушенных прав.

♦ Искать пути улучшения качества и эффективности административных процедур.

♦ Содействовать справедливости и защите законных интересов граждан.

♦ Не использовать служебное положение для осуществления партийной и оппозиционной деятельности, а также для получения персональных или экономических выгод.

♦ Уважать и соблюдать положения, содержащиеся в Кодексе этики, под угрозой санкций предупреждения, приостановления или прекращения деятельности.

Таким образом, с точки зрения форм источников права, которые регулируют статус омбудсмана, иберо-американские государства являются типичными представителями романской правовой системы, однако на основании анализа этих источников можно сделать вывод о том, что содержание источников регламентации статуса иберо-американских омбудсманов очень разнообразно, что позволяет говорить о различном потенциале и значении этого института в каждом государстве.

14 См.: Caton М. Habeas Data // Diccionario de Ciencia Política / Dieter Nohlen (ed.). Ciudad de México: Porrúa, 2006.

15 Sentencia 292/2000 de 30 de noviembre del Tribunal Constitucional. URL: http://www.agpd.es/portalwebAGPD/canal-documentacion/sentencias/tribunal_constitucional/common/ pdfs/Sentencia292.pdf (дата посещения: 29.03.2015).

16 Ley organica 3/1981, de 6 de abril,delDefensor del Pueblo. URL: <http://www.nhri.net/Ni/Files/74/ES%20LEY%200R-GANICA%20DEL%20DEFENS0R%20DEL%20PUEBL0-sp-fr.pdf> (дата посещения: 29.03.2015).

17 Ley de la Defensoría de los Habitantes de la República de 1992. URL: <http://www.dhr.go.cr/la_defensoria/ley_defenso-ria.html> (последнеепосещение — 29 марта 2015 г.).

18 Código de Eticado Ouvidor/Ombudsman. URL: http://www. abonacional.org.br/artigo.php?codigo=8> (дата посещения: 29.03.2015).

Библиография:

1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие. М.: Юрайт-М, 2001. 640 с.

2. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ.ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбои, Л.М. Энтина. М.: Норма, 2004. 832 с.

3. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: в 4 т. Т 1—2: Часть общая: учебник / отв. ред. Б.А. Страшун 3-е изд., обновл. и дораб. М.: БЕК, 2000. 784 с.

4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рос. юрид. образование, 2010. 414 с.

5. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. М.: Юристъ, 1997. 568 с.

6. Canotilho J.J. G. Direito Constitucional e Teoria da Constituido. 7 Ed. Coimbra: Almedina, 2003. 1522 p.

7. Canotilho M.R. El sistema constitucional de Portugal // Revista de Derecho Constitucionál Europeo. 2010. № 14. P 17—136.

8. Caton М. Habeas Data // Diccionario de Ciencia Política / Dieter Nohlen (ed.). Ciudad de México: Porrúa, 2006.

9. Hurd R.C. A Treatise on the Right of personal liberty and on the writ of Habeas Corpus and the Practice connected with it. 2 ed. Albany: WC. Little & Co., 1876. 821 p.

References (transliteration):

1. Alebastrova I.A. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. posobie. M.: Jurajt-M, 2001. 640 s.

2. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: uchebnik dlja vuzov / pod obshh.red. M.V. Baglaja, Ju. I. Lejboi, L.M. Jentina. M.: Norma, 2004. 832 s.

3. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe pravo) zarubezhnyh stran: v 4 t. T 1—2: Chast' obshhaja: uchebnik / otv. red. B.A. Stras-hun. 3-e izd., obnovl. i dorab. M.: BEK, 2000. 784 s.

4. Morozova L. A. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. 4- e izd., pererab. i dop. M.: Ros. jurid. obrazovanie, 2010. 414 s.

5. Chirkin V.E. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: uchebnik. M.: Jurist, 1997. 568 s.

Материал поступил в редакцию 31 марта 2015 г.

Legal status of Iberian-American ombudsmen: sources of regulation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GAVRILOVA, Olga Andreevna — student of the Institute of Prosecution of the Kutafin Moscow State Law University [[email protected]]

23995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.

Review. The article concerns the foresmost important types of sources of law regulating the status of ombudsman in the Iberian-American states. Their study starts with the analysis of the objective factors (material sources), which have influenced and keep influencing the formation of sources of law in the said states, serving as prerequisites for the specificities of the legal systems of these states. The conclusion is made that the Latin American states mostly adopted the qualities of the Roman legal family, rather than an American legal system. Accordingly, the formal sources of law regulating the status of the Iberian-American ombudsman include constitution, international treaties, domestic national treaties, organic laws, other laws, including codes. Based upon the studies of these sources, one may conclude that the institution of ombudsman in the Latin American states has included many features of the Spanish model. However, legal regulation of the status of an ombudsman in the said states involves certain differences both at the level of sources of legal regulation and at the level of its contents. The status of the constitutional institution of ombudsman is provided for at the constitutional level in some of the states, while in Brazil, Costa-Rica, Chile, Uruguay the institution of ombudsman is regulated by the current legislation. Theoretical and practical value of the study of the range of sources of legal regulation of the status of ombudsman of the Iberian-American states, as provided for in this article, is due to revealing the useful foreign experience in the regulation of this institution, which becomes more and more differentiated and needed in Russia, while being regulated with the sources of law of various levels (constitutional, legislative, and by-law levels). Additionally, the analysis provided in this article is valuable due to the fact that many of the Iberian-American legal sources referred to in the article are introduced into the Russian legal studies for the first time.

Keywords: sources of law, ombudsman, human rights, constitutionalism, Latin American states, Spain, Portugal, Iberian America.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.