Научная статья на тему '2009.02.044. КОРСЕЛЛЬ Л. КОРРУПЦИЯ - ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ? KORSELL L. KORRUPTION, EN FRåGA OM EKONOMISK OCH ORGANISERAD BROTTSLIGHET? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2007. - ÅRG. 94, N 3. - S. 293-304'

2009.02.044. КОРСЕЛЛЬ Л. КОРРУПЦИЯ - ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ? KORSELL L. KORRUPTION, EN FRåGA OM EKONOMISK OCH ORGANISERAD BROTTSLIGHET? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2007. - ÅRG. 94, N 3. - S. 293-304 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ ШВЕЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ БОРЬБА С НЕЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009.02.044. КОРСЕЛЛЬ Л. КОРРУПЦИЯ - ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ? KORSELL L. KORRUPTION, EN FRåGA OM EKONOMISK OCH ORGANISERAD BROTTSLIGHET? // NORD. TIDSSKR. FOR KRIMINALVID. - KøBENHAVN, 2007. - ÅRG. 94, N 3. - S. 293-304»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. КРИМИНОЛОГИЯ. КРИМИНАЛИСТИКА

2009.02.044. КОРСЕЛЛЬ Л. КОРРУПЦИЯ - ВОПРОС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ? KORSELL L. Korruption, en frâga om ekonomisk och organiserad brottslighet? // Nord. tidsskr. for kriminalvid. - Kobenhavn, 2007. -Ärg. 94, N 3. - S. 293-304.

В статье шведского ученого доктора права, сотрудника Совета по предупреждению преступности (Швеция) Ларса Корселля выясняются место коррупции в сфере экономической и организованной преступности, ее сущность: самостоятельное ли это преступление или средство, орудие, способствующее реализации других видов преступности? Автор приходит к выводу, что коррупция в значительной степени служит средством, инструментом, способствующим как экономической, так и организованной преступности. Исключение составляет профессиональная преступность, когда «беловоротничковые» преступники злоупотребляют своим служебным положением. В таких случаях коррупция может рассматриваться как цель преступной активности.

Понятие «коррупция» предусматривает весьма широкий круг деяний - от подкупленных полицейских, регулирующих уличное движение, до министров, замешанных в делах, связанных с международной торговлей оружием. Экономическая и организованная преступность - предмет особого внимания уголовной политики. В связи с этим в статье рассматривается вопрос, как коррупция на практике соотносится с названными видами преступности. В основе исследования - анализ двух докладов о коррупции, представленных Советом по предупреждению преступности. В первом докладе «Запрещенное воздействие на представителей власти путем придирок, козней, преследований, угроз применения насилия, а также посредством любовных связей» коррупция характеризуется

как один из многих видов недопустимого влияния, имеющего своей целью оказывать воздействовать на деятельность органов власти, на исполняемые ими функции. Второй доклад «Структура коррупции в Швеции. Коррупция и средства воздействия: взятки, подкуп и злоупотребление властью».

Основную свою задачу автор видит в изучении вопроса связи коррупции с экономической и организованной преступностью, а также поиске ответа на вопрос: в какой мере она может рассматриваться как одна из многих форм, средств этих видов преступности?

В Швеции коррупция всегда оценивалась как самостоятельное преступление, и нет опубликованных криминологических исследований, в которых бы утверждалось, что при изучении коррупции следует исходить из понятий экономической и организованной преступности.

«Что такое коррупция?» - спрашивает автор и отвечает: «Коррупция - это форма злоупотребления властью, даже если замешанные в ней стороны воспринимают данную ситуацию лишь как реализацию своих властных полномочий. Лицо, берущее, взятки, злоупотребляет своим положением и властью. Лицо, дающее взятки, стремится принудить кого-то к злоупотреблению властью, властными полномочиями». Юридическая сущность коррупционной преступности, пишет автор, состоит в даче и получении взятки (гл. 17, ст. 7 УК Швеции и, соответственно, гл. 20, ст. 2). Властью, указывает он, можно злоупотреблять и без применения взяток, например посредством превышения работодателем своих полномочий при использовании собственности. Следовательно, коррупцией могут охватываться также и иные виды преступности, такие, как хищение, растрата, жульничество, мошенничество, служебные нарушения. При этом учитываются даже непотизм, семейственность и коррупция на основе дружественных отношений. Поэтому граница между незаконными и неприемлемыми деяниями часто носит достаточно расплывчатый характер. Поскольку злоупотреблять можно любым видом власти, коррупция вершится в чрезвычайно различных сферах деятельности, отношениях и связях. В настоящей статье внимание сосредоточивается на взятках в широкой интерпретации данного понятия.

Экономическая преступность - это преступность, наблюдаемая в рамках легальной деятельности, как правило, на предприяти-

ях. Преступления совершаются с целью получения денежных средств для предприятия и его владельца или сокращения расходов в сфере коммерческой деятельности (корпоративная преступность -corporative crime). К экономической преступности обычно относят также преступления должностных лиц, злоупотребляющих своим служебным положением (профессиональная преступность -occupational crime). Этот вид преступности очень значителен, когда речь заходит о коррупции, в особенности, если служащий берет взятки вопреки интересам работодателя. Поскольку, пишет автор, действуют многочисленные законодательные акты, регулирующие работу предприятий, экономическая преступность имеет широкое распространение. Говорить о столь обширной сфере экономической преступности можно, когда коррупция рассматривается в связи с неправомерным предложением и, особенно, когда дело касается воздействия на представителя власти, осуществляющего политическое или финансовое руководство, контроль, надзор, инспектирование, проверки и т.п. и, согласно закону, полностью направлено против деятельности данного предприятия.

К организованной преступности обычно относят преступность, которая не составляет часть деятельности легального предприятия, а представляет полностью запрещенную деятельность. Организованную преступность в Швеции представляет, как правило, определенная группа взаимосвязанных лиц, которые создают, формируют независимые, свободные организованные структуры в соответствии с конкретными планами, чтобы затем вновь и вновь возникать, восстанавливаться при различных ситуациях.

Первый указанный выше доклад, как отмечает автор, построен на данных, полученных в результате проведенного в 2005 г. анкетирования 5635 лиц, работающих судьями, присяжными заседателями, прокурорами, полицейскими, таможенниками, служащими береговой охраны, чиновниками налоговой службы и др. В анкетах ставился вопрос: не подвергалось ли опрашиваемое лицо разным видам недопустимого, запрещенного воздействия, в том числе неправомерным предложениям, в период с 1 января 2004 г. по лето 2005 г.? Под неправомерным предложением имелись в виду взятка или иное недопустимое воздаяние, связанное с исполнением служебных обязанностей. В анкете не ставился вопрос по поводу принятия данного предложения, а лишь о его поступлении.

Наряду с анкетным опросом, указывает автор, со служащими, подвергшимися запрещенному воздействию, было также проведено 50 серьезных основательных интервью.

Второй доклад, пишет автор, был построен на анализе дел, поступивших в Государственное объединение против коррупции в 2003-2005 гг. и раскрытых до 31 августа 2006 г. Речь идет о 147 делах, 21 из которых дела, касающиеся судей. Проведенное исследование обнаружило участие предприятий и организованной преступности в коррупции. По мнению автора, неправомерные предложения служат средством воздействия. Из общего числа исследованных дел, поступивших в Государственное объединение против коррупции, пишет он, 63% составляли дела взяткодателей, которые стремились вынудить берущего взятки совершить или не совершить определенное действие. Названная цифра почти совпадает с данными, полученными в результате анкетного опроса (около 65%). Исследование названных дел показало также, что оплата (в 32% случаев), как правило, происходила не сразу, а лишь после того, как состоялась договоренность или было принято определенное решение. К данной категории - оплате - относятся и подарки, которые имеют своей целью укрепить эти договоренности, отношения, обеспечить их продолжительность. Отмечается, что данная ситуация не воспринимается как противозаконная, особенно в сфере коммерческой деятельности. Такая форма скрытой коррупции весьма распространена, и вовлекаемые в нее лица едва ли осознают ее стигматизирующий характер, ибо из этого не явствует, что кто-то собирается воздействовать на кого-то или позволить влиять на себя. Если же факт полученного вознаграждения или подарка будет обнаружен, если об этом узнают, то вовлекаемый может всегда сослаться на незнание действующих в названной сфере норм, на то, что друзья в частном порядке просто сделали ему подношение или это традиция, присущая данной отрасли торговли (промышленности). Не вызывает сомнения, пишет автор, что участники данного вида преступности прекрасно понимают, чем они занимаются.

Следует, однако, отметить, продолжает автор, что представители разных направлений деятельности по-разному используются экономической и организованной преступностью. Служащие береговой охраны часто сталкиваются с предпринимателями, так как береговая охрана контролирует рыбный промысел и торговое судо-

ходство. Здесь используется подкуп как средство, направленное на обход действующих норм, затрагивающих интересы предприятия, или с целью избежать санкций за уже совершенные нарушения.

Полицейским также поступает значительное число предложений от предпринимателей (53%). Но большая часть этих предложений - средство привлечения внимания полицейских к собственности, коммерческой деятельности предпринимателя для обеспечения соблюдения закона и поддержания порядка. Согласно данным, полученным в результате проведенного анкетного опроса, примером могут служить попытки подкупа со стороны превысивших скорость водителей, которые предлагали полицейским, регулирующим уличное движение, наличные деньги.

Согласно анкетному опросу, в первую очередь незаконным предложениям со стороны организованной преступности подвергаются таможенные служащие (29%). Здесь подкуп применяется как средство сокрытия или создания условий, облегчающих реализацию преступной деятельности. Данная ситуация объясняется тем, что деятельность организованной преступности в Швеции главным образом направлена на контрабанду, и поэтому, несомненно, таможенные служащие играют более значимую роль, чем полицейские. Следует также отметить, указывает автор, что шведская организованная преступность, как «северная (скандинавская) модель» организованной преступности, маломасштабная деятельность которой основывается на предварительном плане, вряд ли нуждается в том, чтобы весь полицейский корпус был представлен в ее платежной ведомости.

Как ни странно, замечает автор, но показатели Государственного объединения против коррупции не совпадают с вышеприведенными сведениями, полученными в результате анкетного опроса. Согласно данным этого Объединения, более 60% рассмотренных названным учреждением дел - это оказание влияния на торговлю. Стало быть, в делах, расследуемых Государственным объединением против коррупции, доминирует коррупция в коммерческой сфере. Процент же дел, связанных с оказанием воздействия на лиц, реализующих надзорные и контрольные функции, весьма незначителен (7%). Невелик и процент дел, связанных с оказанием воздействия на представителей правовой сферы (11%). Столь значительное расхождение в данных, полученных в результате двух

вышеназванных исследований, пишет автор, имеет свое объяснение. Во-первых, анкетным опросом были, главным образом, охвачены служащие надзорной, контрольной и правовой (судебной) сфер, в частности таможенники и полицейские. Следовательно, дела, связанные с коммерческой сферой, здесь вряд ли были в полной мере учтены.

Во-вторых, продолжает автор, весьма незначительное число служащих надзорной, контрольной и правовой (судебной) сфер заявляли в полицию о том, что получали неподобающие предложения. Но ведь именно это обстоятельство, указывает он, и служило предпосылкой того, что соответствующее дело поступало на рассмотрение Государственного объединения против коррупции. Возможно также, что контроль за неправомерными предложениями в сфере деятельности органов власти слабее, чем в сфере коммерции, где конкуренты заинтересованы в том, чтобы все шло согласно их выгоде.

Весьма незначителен, продолжает автор, процент судей (1,3%) и прокуроров (2,5%), получивших неправомерные предложения. Это объясняется тем, что лица названных сфер деятельности очень резко реагируют на взятки или иные ситуации, которые способны нарушить их независимость. При всем рационализме, присущем лицам, замешанным в экономической или организованной преступности, они весьма сдержанно относятся к попытке подкупа прокуроров и судей. Прокуроры и судьи подвергаются подкупу в последнюю очередь.

Согласно данным анкетного опроса, лишь 13% служащих, получивших неправомерные предложения, сообщили об этом своему руководству. Еще меньший процент (1,3%) заявили об этих предложениях в полицию. Основная причина - недооценка значимости названных предложений.

Возможно, пишет автор, чиновники не сообщают и о более серьезных неправомерных предложениях из-за недостаточного знания и понимания проблем коррупции, отсутствия готовности предпринять какие-либо решительные действия в данном направлении. Профессионалам и работодателям легко действовать совместно в отношении направленных против них угроз, коррупция же и то, что коллеги, возможно, разрешили себя купить, гораздо более уязвимый и больной вопрос.

Коррупция, подчеркивает автор, - это способ обеспечения возможности заниматься иной преступной деятельностью, например контрабандой. Коррупция служит средством, обеспечивающим условия для занятия преступной деятельностью.

Л.Л. Ананиан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.