2009.03.047. ДЮРНЕС А.М. НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О КОРРУПЦИИ.
DYRNES A.M. Noen betraktninger om korrupsjon // Nord. tidsskr. for kriminalvid. - Kobenhavn, 2007. - Àrg. 94, N 3. - S. 305-311.
Статья судьи окружного суда Анны Метте Дюрнес (Норвегия) посвящена рассмотрению некоторых проблем коррупции и размышлению по поводу статьи шведского ученого Ларса Корсел-ля1. Л. Корселль, пишет она, исследует вопрос о связи коррупции с экономической и организованной преступностью и основываясь на данных, полученных в результате двух исследований, проведенных в Швеции в 2005 и 2007 гг., утверждает, что названные феномены связаны между собой.
Уголовно-правовая борьба с коррупцией сравнительно недавно поставлена на повестку дня международной юстиции, и это, подчеркивает автор, не может не сказываться на нашем представлении о коррупции и результатах исследований. Автор комментирует некоторые высказывания Л. Корселля по поводу «темных» цифр латентной преступности в рассматриваемой области и анализирует содержание основных международных конвенций против коррупции и организованной преступности, выясняет, насколько результаты, полученные Л. Корселлем, соответствуют их положениям.
Законы и конвенции против коррупции, подчеркивает автор, не проводят различия между малозначительной (petty corruption) и серьезной коррупцией (grand curruption), однако такой подход распространен в специальной литературе и в дискуссиях о коррупции. Важно иметь четкое представление о названном различии, так как если говорить о серьезной коррупции, то, безусловно, прослеживается ее связь с организованной и экономической преступностью.
Инициативы, направленные на борьбу с коррупцией на международном уровне, обозначились лишь в конце 90-х годов прошлого столетия. До этих пор коррупция рассматривалась как легальная международная торговая сделка. В Норвегии взятки,
1 См. реферат статьи: Корселль Л. Коррупция - вопрос экономической и организованной преступности? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право: РЖ/ РАН. ИНИОН. -М., 2009. - № 2.
которые давали норвежские торговые компании иностранным государственным служащим, согласно закону вплоть до 1996 г. исключались из сумм, подлежащих обложению подоходным налогом. В международном сообществе отсутствует единое мнение по поводу определения коррупции, ни в одной из конвенций против коррупции не дается ее определения.
Первыми борьбу с коррупцией (и долго в одиночестве) начали США. В связи с Уотергейтским скандалом Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities Exchange Commission - SEC) было обнаружено, что во многих торговых компаниях, обществах, ассоциациях имелись «черные кассы» (slush funds1), которые использовались для подкупа иностранных государственных служащих, должностных лиц. В 1976 г. была разоблачена Локхидская авиакомпания, которая занималась подкупом должностных лиц Нидерландов, Германии, Италии и Японии, с тем чтобы они покупали локхидские самолеты. Локхидский скандал повлек за собой принятие в США в 1977 г. Акта об иностранной коррупционной практике (Foreign Corrupt Practices Act - FCPA). Согласно названному Акту, американские и иностранные торговые компании, предприятия, общества, ассоциации, зарегистрированные на биржах в США, подлежали наказанию за дачу взятки иностранным государственным служащим, чиновникам, должностным лицам, в то время как другие торговые компании, предприятия, общества по-прежнему сохраняли полную свободу действий в данной сфере. Сложившаяся ситуация, пишет автор, создала неравные конкурентные условия. В 1988 г. США предложили торговым партнерам принять аналогичные Акту об иностранной коррупционной практике законы. В итоге в 1997 г. в Стамбуле Конференцией полномочных представителей стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР была принята Конвенция по борьбе с подкупом государственных служащих, чиновников, должностных лиц иностранных государств при проведении международных экономических, предпринимательских, торговых деловых операций. Таким образом, борьба с коррупцией была выведена на международный уровень. Последняя, пишет автор, и наиболее
1 «Смазочный фонд» - деньги для подкупа влиятельных лиц и проведения различных кампаний.
важная, поскольку носит глобальный характер, Конвенция ООН против коррупции 2003 г. ратифицирована 95 странами, в том числе Данией, Финляндией и Норвегией. Швеция Конвенцию не ратифицировала.
Исходя из исследований, проведенных в 2005 г., продолжает автор, можно предположить, что «темные» цифры латентной преступности в рассматриваемой сфере весьма высоки. Практически полностью отсутствуют свидетели, нет видимых последствий содеянного, нет жертв. Риск обнаружения совершенного противоправного деяния очень низок. Весьма рискованно выступать информатором («whistle-blower») по такого рода делам. Что же касается органов власти, то им, по всей вероятности, представляется обременительным сообщать о том, что они получали неправомерные предложения, о чем свидетельствуют и данные исследования 2005 г.
В Норвегии коррупция, особенно в общественном секторе, распространена значительно шире, чем считалось ранее. Возможно, пишет автор, это объясняется ростом коррупции, возможно, повышением внимания к ней в норвежском обществе.
Несколько лет тому назад проводилось расследование ряда серьезных дел о коррупции в таких организациях, как Детский фонд при ООН и Красный Крест. Лица, занимающие руководящие должности в названных организациях, использовали свое положение для личной выгоды за счет детей и людей, оказавшихся в беде. Эти дела получили широкое освещение в средствах массовой информации, что содействовало большему пониманию проблемы коррупции. И вполне логично предположить, что если коррупция возможна среди лиц, занимающих столь почетные должности, то она тем более вероятна в органах власти.
Новые параграфы (§ 276-а, 276-в, 276-с) УК Норвегии, принятые в 2003 г., также повысили внимание к исследуемой проблеме. Министр юстиции Норвегии того времени Одд Эйнар Дёрум заявил, что теперь в Норвегии установлен самый суровый в мире закон в отношении коррупции. Коррупция определяется в нем как требование, принятие или согласие принять предложение, связанное с получением «неправомерной выгоды» - взятки (пассивная коррупция), либо вручение (дача) или предложение такой выгоды (активная коррупция). Закон предусматривает коррупцию (активную и пассивную) как в общественном, так и в частном секторах,
случаи использования платы за проведение (непроведение) определенных действий (facilitation payment), а также запрещенного воздействия (trading in influence). Верхний предел наказания за совершение тяжких преступлений в рассматриваемой сфере - 10 лет тюремного заключения. При этом не имеет значения, к частному или общественному сектору относится данное дело.
Министерством юстиции в целях реализации правительственного плана против экономической преступности был введен в действие трехлетний план (2002-2005), направленный против коррупции и отмывания денег. В связи с этим средства массовой информации Норвегии стали проявлять повышенный интерес к проблеме коррупции, хотя расследование многих дел о коррупции начиналось лишь после того, как они были освещены в СМИ.
Ни Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом государственных служащих, чиновников, должностных лиц иностранных государств при проведении международных экономических, предпринимательских, торговых деловых операций (1997), ни Конвенции ООН против коррупции (2003), ни Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000) не содержат определения коррупции. Вместе с тем в Конвенции ООН против коррупции заложены серьезные основы борьбы с ней. Конвенция предписывает государствам - членам Конвенции криминализировать не только подкуп (взяточничество), но и другие деяния, такие, например, как растрата, отмывание денег, проведение нелегальных доходов через отчетность легальных предприятий. Следовательно, чтобы борьба с коррупцией была эффективной, необходимо бороться с экономической преступностью. Данную Конвенцию, как уже отмечалось, пишет автор, Швеция не ратифицировала. Однако, указывает автор, в делах, расследуемых Государственным советом против коррупции (Швеция), среди активных взяткодателей доминируют предприятия, которые за названные деяния, согласно шведскому праву, не могут подвергаться уголовному преследованию.
Что же касается связи между коррупцией и организованной преступностью, то согласно Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности она имеет целью предупреждение, расследование и доведение до судебного рассмотрения серьезных дел о коррупции, когда коррупция обретает транснациональный характер и представлена организованной группой (ст. 3).
Критерием для определения серьезности преступления служат дела, за которые предусматривается лишение свободы на четыре года и более. Следовательно, борьба с коррупцией рассматривается как необходимое условие борьбы с организованной преступностью.
Организованная преступность, указывает автор, представляет растущую проблему и для Норвегии. Однако пока успехи в сфере обнаружения, выявления доходов, добытых нелегальным путем, весьма незначительны и весьма успешно реализуется отмывание названных доходов. Есть основание полагать, пишет автор, что это может быть связано с коррупцией.
Согласно имеющимся данным1, наиболее широкое распространение коррупции по сравнению с другими северными странами наблюдается в Норвегии. Л. Корселль, продолжает автор, пишет, что в Швеции не проводилось обсуждения коррупции как проблемы экономической преступности. В Норвегии же, напротив, этой проблеме уделяется большое внимание. В Центральном совете по борьбе с экономической преступностью Норвегии в середине 90-х годов прошлого столетия было создано подразделение научных работников по исследованию проблемы коррупции как формы экономической преступности. Если шведское право не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц, то в Норвегии с 1991 г. предприятия, согласно § 48-а и 48-в УК Норвегии, за дела, связанные с коррупцией, подлежат наказанию, в основном в форме штрафов. Штрафу в размере 5 млн. крон за коррупцию подверглась одна из норвежских больниц (и11еуа1 8укеЬш); когда одно муниципальное гидротехническое предприятие отказалось от уплаты штрафа, дело было передано на рассмотрение суда.
Исследования, на которые ссылается Л. Корселль, говорят о высоких (латентных) показателях коррупции в Швеции. То же самое, по всей вероятности, относится и к другим северным странам. В международной сфере, резюмирует автор, наблюдается широкий подход к данной проблеме, так что коррупцию следует рассматривать во взаимосвязи с другими видами преступности.
Л.Л. Ананиан
1 Согласно коррупционной ведомости (списку) - Transparency Internationals (Corruption Perception Index), самая лучшая ситуация в Финляндии и Исландии. Дания занимает 4-е место, Швеция - 6-е, Норвегия - 8-е (2006).