В доктрине уголовного права термин «уголовная политика» имеет три значения:
- научная теория о стратегии и тактике борьбы с преступностью;
- государственная деятельность, выраженная в нормативных актах, определяющих цели, задачи и принципы борьбы с преступностью;
- особый вид практической государственной деятельности, направленный на реализацию целей, задач и принципов борьбы с преступностью [1, с. 208].
Представляется, что составляющими уголовной политики являются:
а) уголовно-правовая политика;
б) уголовно-процессуальная политика;
в) уголовно-исполнительная политика;
г) криминологическая политика [1, с. 14].
Таким образом, уголовно-правовую политику следует рассматривать как часть уголовной политики (в другой терминологии - политики в сфере борьбы с преступностью, политики в сфере противодействия преступности) [2, с. 13].
В настоящее время одним из основных направлений уголовной политики Российской Федерации является противодействие коррупции. В современной научной литературе имеется много дефиниций коррупции. Мы разделяем мнение С. В. Максимова, который под коррупцией понимает использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) либо предоставления названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера) [3, с. 9].
Этот подход соответствует общемировой законотворческой тенденции.
Так, в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября 2003 г.)* в перечень коррупционных правонарушений включен:
1) активный и пассивный подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций (ст. 15 и 16);
2) хищение в любой форме, присвоение или иное нецелевое использование публичным должностным лицом имущества, публичных или частных средств, ценных бумаг, любого иного ценного предмета, находящихся в ведении этого лица в силу его служебного положения (ст. 17);
3) злоупотребление влиянием в корыстных целях и подстрекательство к нему (ст. 18), а также злоупотребление служебными полномочиями и положением (ст. 19);
4) незаконное обогащение - умышленное незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным способом обосновать (ст. 20);
5) активный и пассивный подкуп, а также хищения руководителей в частном секторе (ст. 21 и 22).
Государства-участники указанной Конвенции криминализировали также отмывание доходов от
преступлений (ст. 23), заранее не обещанное сокрытие или непрерывное удержание имущества (укрывательство), полученное в результате любого из вышеперечисленных преступлений (ст. 24) и призвали принять меры к установлению ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией (ст. 26).
В ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» говорится, что коррупция - это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
* Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 8 июня 2006 г.
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Таким образом, в доктрине уголовного права и нормах международного и отечественного законодательства сложилось достаточное полное представление о формах коррупции.
К сожалению, анализ уголовной политики показывает, что общественная опасность экономической коррупции недооценивается. Законодатель акцентирует свое внимание в основном на совершенствовании уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за коррупционные преступления должностных лиц. Приоритетной задачей правоохранительных органов является борьба с коррупцией представителей власти и иных должностных лиц.
Между тем, мировой опыт свидетельствует о том, что коррупция в своем развитии проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в сферу экономической деятельности. Коррупция как социально-опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом приобретает все более отчетливый «беловоротничковый» характер и порождает целый ряд экономических преступлений; наносит огромный экономический ущерб: по мнению экспертов, лидеры организованной преступности и дельцы теневой экономики ежегодно направляют около 10 млрд долл. на коррумпирование чиновников.
Систематизируя экономическую коррупцию по признаку особенностей взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и «субъектом власти», можно выделить две основные схемы ее зарождения:
1) хозяйствующий субъект стремится добиться решения, противоречащего общественным интересам, изначально обращаясь к субъекту власти (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях) как к носителю собственного экономического интереса, который в данном контексте трансформируется в коррупционный экономический интерес. В данном случае принимается решение, противоречащее общественным интересам, а инициатором коррупционных отношений выступает хозяйствующий субъект;
2) для реализации экономического интереса хозяйствующего субъекта необходимо выполнение субъектом власти служебных обязанностей, однако наличие у него коррупционного экономического интереса приводит к тому, что он отказывается от их выполнения без дополнительного вознаграждения. В данном случае инициатором коррупционных отношений выступает субъект власти [4, с. 35].
Экономическая коррупция в современный период приобрела характер глобального социально-экономического явления. Развитие международной торговли и рост транснациональных корпораций привели к проникновению коррупции в сферу международных торговых сделок. Реализация экономических интересов в сфере развития торговых отношений со странами Латинской Америки и Юго-Восточной Азии потребовала от бизнесменов развитых стран заключения коррупционных сделок, что со временем не только стало нормой ведения бизнеса, но и начало инициироваться именно представителями бизнеса. По некоторым данным, только в 2010-2011 гг. штрафы на компании, которые давали взятки в Нигерии, превышают 3,2 млрд долл. Пока среди них нет ни одной российской компании, потому что в первую очередь западные страны ведут расследование в отношении своих компаний. Однако эксперты международной неправительственной организации Transparency International считают, что российские компании чаще остальных дают взятки во время работы за рубежом [5].
С учетом сказанного представляется необходимым совершенствование уголовной политики противодействия экономической коррупции. В частности, требуется:
а) совершенствование нормативной базы, касающейся противодействия экономической коррупции;
б) приведение уголовно-правовой нормы о коммерческом подкупе (ст. 204 Уголовного кодекса РФ) в соответствие с международно-правовыми нормами в области противодействия коррупции;
в) проведение дифференциации ответственности за коммерческий подкуп;
г) детальное разъяснение вопросов правоприменения ст. 204 УК РФ Верховным судом Российской Федерации;
д) налаживание международного сотрудничества Российской Федерации по делам о совершении коммерческого подкупа, а также повышение эффективности борьбы с легализацией преступно добытых доходов.
В заключение отметим, что эффективность уголовной политики в сфере противодействия экономической коррупции во многом зависит от ее криминологического обеспечения, предполагающего осуществление постоянного мониторинга криминальной ситуации, ее прогнозирования и планирования правоохранительной деятельности.
Литература
1. Гаврилов Б. Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты. М., 2008.
2. Витвицкая С. С. Проблемы установления уголовно-правового запрета в сфере экономической деятельности. Ростов н/Д, 2008.
3. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2000.
4. Юхачев С. П. Коррупция как экономические отношения социума: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2010.
5. Трансперенси Интернешнл. Индекс взяткодателей. 2011. URL: http://sartraccc.ru/Pub_inter/tiib2011 .pdf