Научная статья на тему '2009. 01. 001. Хилл К. Т. Постнаучное общество. Hill C. T. post-scientific society // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/c_Hill. Html'

2009. 01. 001. Хилл К. Т. Постнаучное общество. Hill C. T. post-scientific society // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/c_Hill. Html Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И ОБЩЕСТВО / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТНАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТНАУЧНОГО ОБЩЕСТВА / НАУКА И ОБЩЕСТВО / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПОСТНАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 01. 001. Хилл К. Т. Постнаучное общество. Hill C. T. post-scientific society // issues in Science and technology online. - 2007. - fall. - 13 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/24. 1/c_Hill. Html»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2009.01.001. ХИЛЛ К.Т. ПОСТНАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО. HILL C.T. Post-scientific society // Issues in science and technology online. - 2007. - Fall. - 13 p. - Mode of access: http://www.issues.org/24.1/c_hill.html

Ключевые слова: наука и общество; научное общество; постнаучное общество; характеристика постнаучного общества.

Автор, профессор Университета Джорджа Мэйсона (штат Виргиния, США), полагает, что США и другие наиболее развитые страны уже прошли период, который он называет «научным обществом», датируя его второй половиной XX в., и вступают в новую стадию, определяемую им как «постнаучное общество». В статье рассматривается переход американского общества от научного к постнаучному и даются основные характерные особенности последнего.

США обладают чрезвычайно успешно действующей системой генерации и использования инноваций. Это достаточно убедительно доказано тем, что на протяжении последних 50 с лишним лет они оставались мировым лидером в создании и применении новых технологий для коммерческих, гражданских целей и для обеспечения безопасности. Волна за волною американские фирмы демонстрировали новые технологии - от авиакосмических и электронных до фармакологических и нанопроизводств. Эти новые достижения строились на мощной основе новых фундаментальных знаний в области физики, математики, биологии и на передовом инжиниринге. Они успешно использовались также благодаря тому, что вследствие удачного сочетания передовой науки и прогрессивной технологии в США сформировалась интенсивно работавшая национальная инновационная система (НИС), позволившая Америке за очень короткий исторический срок (чуть более одного века)

превратиться из аграрной страны в индустриальную, а затем и в постиндустриальную.

Однако с начала XXI в. принципиально новые задачи и возможности позволяют считать, что Соединенные Штаты находятся на пороге нового этапа в общественном развитии, который может быть обозначен как «постнаучное общество». Этот этап обладает рядом специфических характеристик, «... наиболее важным из которых является тот факт, что инновации, обеспечивающие рост благосостояния и продуктивности, будут основываться не на мировом лидерстве в фундаментальных естественных науках и передовом инжиниринге, а на ведущем мировом творческом потенциале и науках о человеке, об обществах и культурах» (с. 1-2).

Так же как постиндустриальное общество для эффективного функционирования продолжало нуждаться в продукции сельского хозяйства и промышленности, для постнаучного общества будут необходимы научные и инженерные исследования. И тем не менее главным источником инноваций постнаучного общества (будет ли это касаться бизнеса, промышленных, потребительских или общественных нужд) станет не завод, не лаборатория, не офис, а студия, ателье, мозговой центр и киберпространство. Появляется все больше указаний на то, что новые, базирующиеся на инновациях богатства в США возникают на тех местах, где имеют место организованные исследования науки и технологии. Такие фирмы, как Google, You Tube, eBay и Yahoo, получили миллиарды, причем промышленные ИР в традиционном понимании этого словосочетания сыграли в процессе их обретения очень небольшую роль. Огромные и успешные компании типа Wal-Mart, FedEx, Dell, Amazon.com и Cisco стали одними из самых крупных в мире не столько потому, что раскрыли путаные загадки физики, химии или молекулярной биологии, сколько потому, что сумели радикально перестроить свою организационную структуру и труд своих сотрудников. Новые идеи и концепции постнаучного общества, на которые опираются эти фирмы, не уступают по важности тем фундаментальным открытиям в области естественных наук и инжиниринга, которые обеспечили рост таких фирм, как General Motors, DuPont и General Electric за последние полвека. Однако инновации, на которых эти компании выросли, кардинально различны. Нарождение постнаучного общества ставит перед американской НИС целый ряд новых

проблем. Существующая НИС, а это в полном смысле именно система, обладает колоссальной инерцией. Ряд ее элементов, такие как университеты, публичные и частные, большие промышленные исследовательские лаборатории, федеральные исследовательские агентства, доминируют в дискуссиях об инновационной политике. Примером может служить единодушная поддержка перечисленными учреждениями принятого не так давно закона «Америка конкурирует» и одобрение ряда крупных документов, выдержанных в том же духе (доклад Национальной академии наук «Поднимаясь над собирающимся штормом», доклад Совета по конкурентоспособности «Создавай инновации, Америка: Инициатива президента о конкурентоспособности Америки») (с. 2). Центральный момент последнего из этой серии документов - закона «Америка конкурирует» - выделение дополнительных федеральных денег на совершенствование образования в области математики, естественных наук и инжиниринга, а также на исследования в области перечисленных наук.

Концепция НИС разрабатывалась профессорами Ричардом Нельсоном (Колумбийский университет) и Натаном Розенбергом (Стэнфордский университет), а также рядом других ведущих специалистов, и широко популяризировалась ими. Согласно этой концепции, «НИС представляет собой комплекс учреждений, взаимодействие которых определяет инновационную деятельность национальных фирм» (с. 3). Границы этой системы не определены жестко. Она включает в себя учреждения и организации, которые финансируют и осуществляют ИР, финансируют новые высокотехнологичные исследовательские фирмы, в том числе венчурные, учреждения, занимающиеся проблемами воздействия новых предприятий на окружающую среду, включая разработку стандартов охраны последней и внедрение этих стандартов; проблемами разработки и внедрения режима интеллектуальной собственности в данной сфере, налоговой политики, политики капиталовложений, образовательными учреждениями научного и технического персонала всех уровней. Задача инновационной политики - обеспечение условий, в которых нация обладала бы полным набором перечисленных звеньев, хорошо финансируемых, рационально управляемых и взаимодействующих как единая система (НИС). Правил и рекомендаций, как создавать такую систему, не существует. Каж-

дая нация выбирает свой путь в соответствии со своими принципами управления, культуры и своим местом в мире. В странах постоянно происходит процесс экспериментирования и поиска наилучшей структуры НИС и ее элементов. Политические приемы, программы, приоритеты, финансирование и прочие аспекты НИС меняются, когда меняются национальные цели и задачи, накапливается опыт, появляются новые идеи, апробируются и внедряются в национальную систему с учетом наилучших достижений мировой практики.

Научное общество. Термин «постнаучное общество» предполагает, что США движутся вперед, проходя стадию научного общества, в которую они, по мнению автора, вступили во второй половине XX в. Как промышленная держава Соединенные Штаты вышли на мировую арену в конце XIX - начале XX в. в основном за счет удачной практической деятельности американских предпринимателей. Хотя в некоторых областях научной сферы они имели успехи, крупные промышленные корпорации, которые были главным звеном американской экономики, основывались на изобретениях практиков, на технологиях, заимствованных у европейских фирм, и на усовершенствованиях этих технологий. Вдохновленные примером Томаса Эдисона и его «фабрикой изобретений» в Нью-Джерси (1876), первыми организовали серьезные исследовательские службы такие фирмы, как AT&T, General Electric, DuPont, General Motors. Однако в начале периода «научного общества» в США таких лабораторий было очень мало, и американские университеты выпускали немного специалистов со степенью в области естественных наук и еще меньше в области инжиниринга. Прорыв произошел в годы Второй мировой войны. Ассигнования правительства на науку за период с 1940 по 1951 г. выросли примерно в 20 раз (с. 4). Были созданы гигантские правительственные лаборатории, и впервые федеральные деньги потекли в университеты и колледжи для организации и поддержки ИР. Когда война заканчивалась, советник президента по науке В. Буш и совет, председателем которого он был, разработали доклад «Бескрайние перспективы науки», в котором выдвинули и обосновали идею о необходимости и в дальнейшем поддерживать фундаментальную науку силами правительства. В докладе было доказано, что такая поддержка приносит нации огромную пользу и выгоду. Именно на

базе этой идеи (не без споров, разногласий и борьбы) и была построена НИС, действующая и по сей день.

В докладе В. Буша доказывалась и целесообразность радикального увеличения расходов частных корпораций на науку для развития инноваций, с которыми можно было бы добиться успехов на рынке. За 20 лет после войны почти каждая солидная корпорация организовала лаборатории ИР, очень часто располагая их далеко от основного производства и от рынка. Многие такие лаборатории были похожи на университетские кампусы, они располагались в привлекательной местности и укомплектовывались учеными, имеющими степень, которых смогли переманить из университетов. В то же время вузы резко увеличили выпуск инженеров.

Важность науки для американского общества была убедительно доказана, когда в 1956 г. СССР создал термоядерное оружие, а в 1957 г. запустил свой первый искусственный спутник. Эти события были восприняты в США как отчетливая угроза их научному лидерству. Они удвоили усилия по развитию собственных ИР и по вовлечению молодежи на технические, инженерные факультеты университетов и в технические вузы. «Изучение науки и инженерного дела стало очевидным преимущественным выбором талантливых молодых американцев при выборе колледжа и потенциальной карьеры в конце 50-х - начале 60-х годов» (с. 5).

Наука стала моделью для многих аспектов американского общества в послевоенный период. Систематические исследования в области социальных наук проложили дорогу многим переменам в общественной жизни. К примеру, исследования о влиянии сегрегации в школах на успеваемость учащихся серьезно помогли решению Верховного суда о запрещении сегрегации в школах. Понятие «научная медицина» стало постоянно употребляться в клиниках, наука проникла даже в духовный мир американцев. В 1966 г. один из номеров популярного журнала Time вышел с обложкой, на которой крупными буквами было написано: «Бог умер?» (с. 5). К началу 60-х годов XX в. США полностью освоили новые отношения между наукой и обществом и действительно превратились в научное общество.

Постнаучное общество. Такое общество будет продолжать использовать последние научные открытия, теории, данные в качестве фундамента для инноваций и изменений. «Однако производ-

ство нового знания на территории США уступит место применению новых достижений науки, произведенных в других странах» (с. 5). Новинки науки, на которых базируются инновации постнаучного общества, будут появляться в Штатах не в виде новых теорий и данных, а как знание, уже воплощенное в механизмы, детали, системы, закупленные в каких-либо других странах мира. Это станет обычным путем попадания новых знаний в Америку. Постнаучному обществу нужно будет меньше ученых, чем научному, и гораздо меньше молодых людей, привлекаемых возможностями делать открытия или получать хорошую зарплату, пойдут в науку. Компании постнаучного общества будут нанимать меньше ученых, чем раньше, и они будут играть роль пользователей новых поступлений в мировую базу знаний и своего рода «переводчиков» для остальных сотрудников фирмы. Компании уменьшат свою заинтересованность в долгосрочных фундаментальных исследованиях и будут полагаться в деле приобретения новых знаний на третьи стороны.

В постиндустриальном обществе обретение достатка и работы, основанной на инновациях и новых идеях, будет опираться не столько на естественные науки и инженерное дело, сколько на организаторские и социальные науки, на искусство и новые формы бизнеса и удовлетворение потребностей потребителей в индустриализированных, специализированных изделиях и услугах, в которых интересная конструкция или соответствие специфичным личным вкусам будет важнее, чем низкая стоимость и радикальность новизны технологии. Бизнес в постнаучном обществе не сможет преуспевать, если он не будет быстро приспосабливаться к новым потребностям или копировать изделия, впервые поставленные на рынок фирмами других стран. Успех скорее может прийти в результате тщательного поиска полезного нового знания, которое независимо от его происхождения может быть интегрировано с собственным знанием, культурой и предпочтениями потребителей. Сети творческих специалистов и взаимодействующих фирм создадут новые комплексные системы, которые будут отвечать нуждам потребителей новым, нестандартным образом.

Появление элементов постнаучного общества в США - это логическое продолжение их передового положения в мире. Эта страна остается мировым лидером в фундаментальной науке. Но если сравнить стоимость того или иного исследования в США

со стоимостью их проведения где-либо в другой стране, преимущества Америки «тают». Как правило, проводить исследования, причем исследования мирового класса, вне Америки дешевле, чем в этой стране. Все больше и больше стран достигают среднего или высокого уровня политического или экономического развития и получают возможность создать необходимые условия для процветания науки. Эти условия включают в себя прочную инфраструктуру (энергетика, телекоммуникации, вода и т.д.); высококачественную систему образования хотя бы для некоторой части населения; стремление изменить существующее положение; источники средств и приемлемо стабильную политическую культуру. Наличие этих условий позволяет науке процветать, так как талантливые и одаренные люди имеются в любой стране.

По мере развития научного потенциала других стран США стали очень дорогим местом для проведения научных исследований. Доказательством служит развивающийся в последнее время процесс организации американскими компаниями своих исследовательских подразделений в Китае и Индии, где ИР обходятся значительно дешевле. Большинство фирм США отказались от своих намерений развивать в рамках корпорации фундаментальные ИР. Все чаще они смотрят на университеты, федеральные лаборатории, исследовательские консорциумы как на более дешевые источники новых знаний и технологий.

Существуют и другие доказательства того, что США утратили непоколебимость своего мирового научного лидерства, которым они обладали десятки лет. Например, за 15 лет с 1988 по 2003 г. доля публикаций американских авторов в научных журналах снизилась с 38 до 30%, и число публикаций по годам в этот период практически не менялось, хотя расходы на ИР росли. Доля патентов, выданных американским заявителям, сократилась по сравнению с долями Японии и Германии. Заметно снижается интерес молодых людей к карьере в области естественных наук и математики, несмотря на немалые усилия правительства подогреть этот интерес. Причину автор видит главным образом в том, что в США иммигрируют много ученых из других стран, сбивая ставки зарплаты. Немало способных аспирантов, приезжающих в Америку на учебу, остаются здесь жить и работать, также способствуя удешевлению кадров ученых. Экономист Гарвардского университета Г. Борджас

(Bordjas) подсчитал, что 10%-ный рост числа докторов в науке США за счет иммигрантов снижает зарплату специалистов с этой степенью на 3-4% в год. Все это не способствует заинтересованности американской молодежи в карьере ученого. «Если США действительно находятся на пороге постнаучного будущего, то, возможно, современная молодежь делает мудрый выбор карьеры, концентрируя свои усилия не на магистратуре в области естественных наук и математики, а на какой-либо иной специальности» (с. 8).

Позитивной стороной перехода США к постнаучному обществу является тот факт, что страна все больше обращает внимание на проблемы, которые значительно сложнее фундаментальной науки. Это специализация на деятельности (в интеллектуальной и социальной сферах), которая требует интеграции всех знаний и возможностей для лучшего удовлетворения потребностей отдельного индивида, семьи, общины, компании и общества в целом. Общество все еще нуждается в понимании путей использования научного прогресса, оно по-прежнему будет нуждаться в значительном количестве ученых, работающих на новейших рубежах науки. В ключевых областях, где Америка продолжает сохранять лидерство (например, биомедицинские науки), колоссальные финансовые вложения, превосходный интеллектуальный капитал могут быть достаточными для того, чтобы продолжать доминировать в этих областях и опережать другие страны. Однако становится ясно, что улучшение жизни большинства людей требует не просто хорошо научно обоснованной медицины, но интеграции многих дисциплин, занимающихся здоровьем людей, - от вопросов питания и физиологии до геронтологии и различных социально-экономических дисциплин. Постнаучное общество будет не только поддерживать науку и развитие ИР, оно станет обществом, в котором прогресс будет зависеть не от работ в узкоспециализированных направлениях, а от интеграции отраслей - от синтеза, творчества, воображения.

Сегодня наибольшая активность в американской технологии наблюдается по следующим направлениям: информационные системы; мультимедийная аппаратура; поисковые системы; музыкальная и видео электронная техника; многофункциональные мобильные телефоны и радиотелефоны и т.д. Эта техника основана на сетевой широкополосной инфраструктуре, новейшей компьютер-

ной технике и серверах, сложнейшем программном обеспечении, новейших устройствах памяти. А данная группа, в свою очередь, опирается на материаловедение, цифровую обработку сигналов и т.д., охватывая в конечном счете всю цепочку. Основной этап добавления стоимости и, следовательно, основная коммерческая выгода располагаются на верхних этажах этой иерархии. Но не потому, что там наиболее квалифицированные кадры и учреждения, а потому, что на этих этапах у США меньше конкурентов.

По словам автора, США находятся еще только в начале пути к постнаучному обществу. И все знания и технологии, накопленные в прошлом, сохраняют свою ценность. К примеру, можно думать о каменном веке как об очень дальнем периоде, предшествовавшем появлению металла, но люди пользуются камнем и сегодня, в частности строят из него дома. Точно так же, отойдя от аграрной, машинной эпох, века пара, люди продолжают выращивать растения, использовать машины и пар в современной жизни. Естественные науки по-прежнему будут нужны, но они отойдут на второй план и не будут доминирующей и определяющей характеристикой общества.

НИС следующего поколения. В связи с рождением постнаучного общества возникают вопросы, связанные с перспективами инновационной политики. Какого рода НИС необходима, чтобы поддерживать экономическое развитие и благосостояние в новом мире? Какие элементы современной НИС сохранят свое значение, как они должны быть модифицированы в свете новых реалий и какие новые элементы следует встроить в фундамент новой формы экономической деятельности?

Наиболее важным элементом НИС всегда являлась подготовка следующего поколения людей, способных продолжать успешное инновационное развитие, создавать общественное богатство и рабочие места. Они должны не только понимать основные принципы науки и техники, но и знать принципы бизнеса, обладать способностью к общению, понимать разные культуры, знать иностранные языки, психологию людей и владеть как минимум одним видом творческого искусства. Их образование должно включать умение устанавливать связи между идеями, людьми, организациями и культурами, часто пересекая границы, которые еще никто и не помышлял пересечь. Многие современные эксперты тревожно гово-

рят о «сетевой» жизни сегодняшней молодежи. Однако, по мнению автора, опыт строительства гиперсетевого мира подготовит молодых американцев к использованию новых возможностей, которые появятся в будущем, так же как компьютерные игры подготовили компьютерную грамотность специалистов.

Автор отнюдь не ратует за то, чтобы сократить естественные науки и технологии в образовательных программах следующего поколения. По его словам, нужно найти новые методы, которые позволили бы сделать научную и техническую грамотность частью образования всех студентов, желающих играть заметную роль в постнаучном обществе. Упор нужно сделать на те дисциплины, которые будут необходимы в будущем. К примеру, не следует сокращать часы на интегративные предметы, такие как география, иностранные языки, искусство, чтобы расширить преподавание математики и чтения. Если сократить интегративные предметы, то можно обречь на отсталость в гонке к постнаучному обществу целое поколение.

Автор предлагает некоторые ответы на вопросы, связанные с современным образованием и перспективными исследованиями. Необходимо сохранять кадры ученых, исследователей и инженеров, которые могли бы работать на самых передовых рубежах знания. Но они должны быть способны делать это в мире различных сетей, уметь кооперироваться с теми, кто находится на другом конце Земли и кто может иметь иной взгляд на проблему и ее решение. В ближайшие годы нужно сделать обязательным знание иностранного языка для претендующих на получение докторской степени в области математики и естествознания. Для них следует ввести практику обучения в течение одного-двух лет за рубежом.

Система высшего образования уже начинает реагировать на появление новых требований и пытается переходить к многодисциплинарным, многомерным программам обучения. В ряде университетов появились научные степени по информационной технологии, мультимедийному производству, предпринимательству, сервису, изучению инноваций и т.д. Если 20 лет назад на междисциплинарные работы университеты смотрели как на вторжение в упорядоченный мир дисциплинарного спектра, то сегодня умение организовать и поощрять такого рода работы является стандартным требованием к университетской администрации. Фирмы стали

принимать на работу социологов, психологов, дизайнеров, художников и даже поэтов. Национальный научный фонд (ННФ) включил в перечень собираемых данных сектор услуг (в раздел о промышленных ИР) и расширил перечень наук гуманитарного типа в разделе об академических ИР.

В постнаучном обществе следует ожидать растущий интерес к созданию новых интернациональных организаций для поддержки фундаментальных исследований в мире. США будут влиять на то, какие и кем проводятся исследования, и на то, чтобы они проводились с участием (финансовым) США. Автор предвидит широкое развитие кооперации в науке, в результате чего «новое знание становится доступным всему миру за небольшую цену или просто даром, так как наука не знает границ» (с. 12). Вопросы интеллектуальной собственности будут занимать значительное место в постнаучном обществе, причем главным станет защита идей, планов, программного обеспечения.

Федеральные агентства, и в первую очередь ННФ, должны возглавить новое движение за объединение науки, инжиниринга, культуры и экономики. ННФ должен сформировать это движение, стимулируя новые методы исследований. Америка уже сегодня нуждается не столько в росте количественных параметров науки (числа фондов, ученых и инженеров), сколько в специалистах нового качества.

Необходимо модифицировать и многие другие аспекты американской НИС. Нужны изменения в налоговой политике, в системе наград и т.д. Ключевая проблема, связанная с представлениями о грядущем постнаучном обществе, - проблема места новых идей, технологий, творений искусства, политики и т.д. С одной стороны, в век развития коммуникационных технологий географическое место уже не имеет никакого значения. С другой стороны, уже появившиеся фрагменты постнаучного общества имеют тенденцию образовывать конгломераты там, где наличествуют определенные условия. Некоторые аналитики считают, что кластеры технологически близких фирм получают дополнительные стимулы и возможности процветания именно благодаря расположению в одном и том же районе. Поощрение образования подобных кластеров - основной способ содействия экономическому развитию, доступный чиновникам. Но если в кластеры будут собираться фирмы только

одной направленности, то такие кластеры ждет судьба современного Детройта или Питсбурга. Следует объединять в кластеры разные фирмы, относящиеся к одной отрасли или близким отраслям.

Нарождающееся постнаучное общество, по мнению автора, -неотвратимая перспектива, в рамках которой будут разворачиваться события в самих США и их отношения с появляющимися мощными промышленными и научными державами в Азии. И в этих условиях сегодняшние методы уже не подходят. «Идея постнаучного общества настоятельно требует дальнейшего серьезного исследования и разработки» (с. 13).

А.Н. Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.