Научная статья на тему '2009. 04. 004 Хейн Дж. Наука, технология и глобальное воссоединение. Hane G. science, technology, and global reengagement // issues in science and technology online. - 2008. - fall. - 11 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 1/hane. Html'

2009. 04. 004 Хейн Дж. Наука, технология и глобальное воссоединение. Hane G. science, technology, and global reengagement // issues in science and technology online. - 2008. - fall. - 11 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 1/hane. Html Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЛИДЕРСТВО США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавинова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 04. 004 Хейн Дж. Наука, технология и глобальное воссоединение. Hane G. science, technology, and global reengagement // issues in science and technology online. - 2008. - fall. - 11 p. - mode of access: http://www. Issues. Org/25. 1/hane. Html»

2009.04.004 ХЕЙН Дж. НАУКА, ТЕХНОЛОГИЯ И ГЛОБАЛЬНОЕ ВОССОЕДИНЕНИЕ.

HANE G. Science, technology, and global reengagement // Issues in science and technology online. - 2008. - Fall. - 11 p. - Mode of access: http://www.issues.Org/25.1/hane.html

Ключевые слова: США; наука и технология; международная научно-техническая политика; лидерство США.

По мнению американского автора - консультанта по проблемам технологий, бизнеса и политики, помощника директора Управления по разработке политики в области науки и техники (Office of Science and Technology Policy - OSTP) в администрации Клинтона, - в мире, в котором растет обеспокоенность глобальными проблемами, а роль науки и технологии становится все более решающей, американские лидеры должны уделять большее внимание международной научно-технической политике США.

Сегодня во всех странах в таких сферах, как наука и технология (НТ), происходят грандиозные изменения, которые создают беспрецедентные возможности для новых открытий и инноваций. И в своей международной политике новая администрация должна уделять этим вопросам исключительное внимание, поскольку, только быстро реагируя на новые вызовы, США могут сохранить лидирующие позиции в этой области. Необходимо переформулировать основные положения американской внешней политики, сделав акцент на включение в международное сотрудничество в научно-технической сфере, исключая всякого рода односторонность. Международные научно-технические связи должны стать ключевым фактором в «перезагрузке» отношений, они должны стоять в центре обсуждения на самом высоком уровне - в правительстве.

Наука, технология и дипломатия были тесно связаны на протяжении второй половины XX в. В истории США можно найти множество примеров сотрудничества с другими странами. После Второй мировой войны президент Кеннеди подписал первое двустороннее соглашение в сфере науки с Японией, которое стало основой одного из самых тесных международных партнерств в последующие годы. Президент Никсон продолжал строить научные связи с Китаем, когда наладились отношения между странами, и

выпускники китайских университетов пополнили ряды ученых в американских исследовательских организациях. Президент Клинтон использовал накопленный опыт научных связей с Советским Союзом, чтобы помочь в вопросе безопасного размещения сотен тонн материала для ядерных реакторов. Сегодня существует множество новых возможностей такого сотрудничества.

В настоящее время страны Азии вкладывают в ИР огромные средства. К примеру, Китай обогнал Японию по своим вложениям в НТ и занимает второе место после США. Он лидирует по таким научно-техническим направлениям, как нанотехнологии, катализ, нейрокомпьютерный интерфейс. В Южной Корее министр науки и технологии был возведен в должность помощника премьер-министра. Индия обогнала Южную Корею по общим затратам на ИР и разработала программу реформирования высшего образования. Летом 2006 г. Индонезия провела свой первый Национальный инновационный саммит. Сингапур остается центром биотехнологических разработок в Азии, а Малайзия продолжает лидировать в информационных технологиях. Старается не отставать от этих стран и Вьетнам. Сходные процессы происходят и в арабских странах - Египте, Катаре, Саудовской Аравии, ОАЭ. В Африке лидеры государств разработали совместный план под названием «Наука, технология, научные исследования и изменения климата». В Латинской Америке Бразилия продолжает увеличивать свои инвестиции в НТ и усиливает свое лидерство в регионе в области возобновляемой энергии. Чили и Аргентина разработали совместную научно-исследовательскую программу.

В мире растет признание того, что человечество сможет встретить новые вызовы только в том случае, если нации объединят свои усилия и будут совместно использовать инновации. В борьбе с инфекционными заболеваниями можно тесно сотрудничать с такими странами, как Индонезия и Вьетнам, в которых накоплен богатый опыт борьбы с тяжелыми инфекциями. США могут учиться у Европы и Японии рациональному, экономному использованию электроэнергии. Япония может передавать свой огромный опыт в борьбе с землетрясениями странам, в которых происходят подобные природные катастрофы. Сотрудничество в таких сферах, как нанотехнологии и биотехнологии, поможет выработать международные нормы в исследованиях. Как сказал директор

ННФ Арден Бемент (Arden Bement), «международное научное сотрудничество - это не роскошь, это настоятельная необходимость» (цит по: с. 3).

Но несмотря на важность всех этих вопросов, за ними не всегда следуют адекватные действия правительственных структур, призванных решать эти проблемы. Например, в середине 1990-х годов американское правительство разработало инициативу, направленную на борьбу с возникновением вспышек инфекционных заболеваний. Однако Центрам контроля и предотвращения болезней (Centers for Disease Control and Prevention - CDC) было выделено всего 6,5 млн. долл. (для сравнения - Дастин Хоффман за роль в фильме «Эпидемия» получил 8 млн. долл.). Некоторые чиновники полагают, что никакой проблемы с инфекциями в Америке не существует, и, несмотря на аргументы тех, кто считает, что это одна из основных угроз стране (биотерроризм), эта точка зрения в корне не меняется. Перелом сложившейся ситуации произошел только после активных действий на нескольких направлениях. Директор CDC объявил угрозу инфекционных заболеваний проблемой номер один, и ею заинтересовались в Совете национальной безопасности США (National Security Council - NSC), который признал, что решение этих задач относится к их ведомству. Финансирование организаций, занимающихся этим вопросом, было увеличено, и в 2000 г. CDC получили 168 млн. долл. После 11 сентября никто уже не сомневался в срочности принятия мер по предотвращению биотеррористических актов.

Автор приводит и другие примеры неадекватного отношения к научно-техническим вопросам. Американское агентство международного развития (U.S. Agency for International Development -USAID) в l993 г. упразднило свое Бюро исследований и разработок и значительно сократило бюджет многих научно-технологических программ, включая успешную международную программу, по которой 3200 африканских студентов учились в американских университетах. В 2003-2004 гг., когда Национальная академия наук (National Academy of Sciences - NAS) объявляла важность научно-технических вопросов для международной политики США, USAID аннулировало многие свои функции, связанные с НТ. Не остался в стороне от этого и Белый дом, который в 2001 г. отменил долж-

ность руководителя по международным научно-техническим вопросам в OSTP.

Решение таких серьезных вопросов, по мнению автора, не должно занимать десятилетия, как это было раньше. В разработке внутренней и внешней политики НТ должна принадлежать лидирующая роль. Необходимо выработать такую политику, которая гарантировала бы использование всех ресурсов по прямому назначению, тесное сотрудничество правительственных агентств и их неправительственных партнеров в этой области.

Автор считает, что необходимо разработать «пакет руководства», который включал бы самые разнообразные меры, позволяющие приступить к активным действиям. Он выдвигает следующие предложения.

Руководство. Сам президент должен принимать активное участие в решении этого вопроса и вносить свои предложения. Его четкое руководство необходимо, поскольку на его предложения откликнутся многие организации и агентства. Каждая из них имеет свои интересы, свой расчет, поэтому в итоге может получиться путаница, которая помешает выработке правильной политики.

Принятие решений. Директор OSTP должен быть членом NSC и NEC (Национального экономического совета - National Economic Council), поскольку без Совета безопасности невозможно решение никаких международных вопросов. Директора обоих советов должны тесно общаться, присутствовать на заседаниях обоих советов и быть членами NSTC.

Исполнение решений. Практика показала, что вопросы международной политики, связанные с НТ, время от времени привлекают большое внимание к себе. В связи с этим, по мнению автора, необходимо создать новую должность в Белом доме - помощник президента по вопросам науки, технологии и иностранных дел. Эта должность очень важна. Близость к президенту дает властные полномочия, которые могут помочь в решении многих вопросов. Ученые, обладающие большой компетенцией, могут объяснить значение, смысл многих вопросов, однако в условиях спешки и гонки, в которых обычно принимаются важные политические решения, их мнение никто не слушает и не учитывает. Помощник президента мог бы определять темы для обсуждения и руководить ими, а также серьезно влиять на принятие решений.

Бюджет. Чтобы действовать, агентства нуждаются в солидных ресурсах, найти которые не так просто. К тому же вопросы международной научно-технической политики обычно не считаются приоритетными и остаются на «запасных путях». В то же время международное научно-техническое сотрудничество очень важно, поскольку затрагивает интересы нации - национальную оборону и здоровье нации. Министерство обороны и Национальные институты здоровья (НИЗ) прикладывают немалые усилия, чтобы участвовать в решении возникающих международных проблем. Однако другие агентства этого не делают. Более того, когда бюджетная нестабильность в Конгрессе мешает выполнять основные международные обязательства, такие, например, как участие в проекте международного термоядерного экспериментального реактора, негативные последствия могут сказаться и на выполнении обязательств США в других важных проектах и программах, а это серьезно вредит репутации страны.

Стратегия. Необходимо разработать четкую и ясную стратегию по введению научно-технических вопросов в международную политику страны. Многие политики не понимают всей важности этих вопросов, тех преимуществ и выгод, которые дает международное научно-техническое сотрудничество. Такая стратегия могла бы еще раз подчеркнуть огромную ценность сотрудничества в вопросах НТ, разъяснить его важность, ответственность страны, помочь организациям определить способы, с помощью которых они могут участвовать в различных миссиях. Ясная стратегия могла бы внести свой вклад в налаживание связей с неправительственными организациями, такими как Национальная академия наук, Американская ассоциация содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science - AAAS), Фонд содействия гражданским исследованиям и разработкам (Civilian Research and Development Foundation - CRDF), которые имеют обширные международные связи. Эти организации могли бы помочь в урегулировании проблем в таких странах, как Ливия, Иран, Куба, с которыми у США сложились непростые отношения.

Определение стимулов к действиям. Для того чтобы действовать, организации и агентства нуждаются в стимулах. Одним из таких стимулов является Правительственный закон действий и результатов (Government Performance and Results Act - GPRA), кото-

рый требует от организаций разработки регулярных стратегических планов, планов действий, оценки исполнения. Система планирования и отчета позволяет федеральным агентствам определить свою роль и наметить направления своей деятельности, а также она помогает в разработке международных научно-технических вопросов.

Постановка идей «с ног на голову». Ученые недолюбливают слово «стратегия», так как часто оно означает нисходящее течение событий. Многие рассматривают политику как способ вмешательства в их дело, а не способ ему помочь. Однако Америка смогла создать высокоэффективную систему науки, используя нисходящий процесс генерации идей, таким же образом нисходящие партнерства могут предоставить отличные возможности для доступа к глобальным ресурсам, международному влиянию. Необходимо способствовать тому, чтобы агентства устанавливали нисходящие международные партнерские программы. Примером может служить новая Программа международных исследований и образования (Program for International Research and Education), созданная в ННФ, которая использует все возможности (материальные и людские ресурсы) по всему миру и очень популярна в американских исследовательских организациях. Проекты, организованные ею, охватывают самые различные темы: исследование сейсмических зон в Африке; анализ угроз землетрясений; использование нано-технологий при очистке воды; разработка новых способов перевода с одного языка на другой и т.д.

Наука в международной политике. В Государственном департаменте необходимо создать должность заместителя государственного секретаря по вопросам окружающей среды, науки, технологии и здравоохранения, который мог бы работать и как советник по науке. Это дало бы ему права и ресурсы (материальные и людские) формировать и проводить в жизнь политические инициативы. Он может участвовать в разработке политики по широкому кругу проблем: контроль вооружений, борьба с терроризмом, контроль ввозимых товаров.

Создание фонда приоритетов в научно-технической политике. Государственный департамент США ограничивает ресурсы, предназначенные на научно-технические вопросы. Советник по науке не имеет ресурсов даже для того, чтобы организовывать симпозиумы, семинары, а без этого в работе не будут участвовать

другие организации (иностранные партнеры, неправительственные организации и т.д.), имеющие для этого возможности. Создание специального фонда могло бы разрешить эту ситуацию, такой фонд мог бы также поддерживать гранты, поощряющие международное сотрудничество.

Создание фонда развития науки и техники. Необходимо создать специальный фонд, который поддерживал бы развитие научно-технических инноваций в других странах. Такой фонд сдерживал бы бюрократические проволочки, которые мешают формированию долговременных целей.

Роль Конгресса. Автор считает, что Конгресс играет значительную роль в формировании научно-технической политики страны. Однако многие члены Конгресса часто жалуются на то, что участие США в международном сотрудничестве в области НТ для страны не несет никаких выгод, а является своего рода «милостыней» другим странам. Такая точка зрения отпугивает многие агентства и организации, желающие работать в этом направлении. По мнению автора, существуют три способа заставить Конгресс оказывать поддержку: организовывать закрытые собрания членов, на которых обсуждаются вопросы научно-технической политики; принимать соответствующие решения, подтверждающие предоставление помощи; принимать соответствующие законы, определяющие участие в международной научно-технической сфере.

На собраниях в Конгрессе можно было бы организовать группу поддержки, определить подходящих лидеров для этой работы, создать форум для обмена информацией и обеспечить более эффективное руководство по формированию политики. Такие собрания, обсуждающие самые различные насущные вопросы (национальная безопасность, здравоохранение, защита окружающей среды), уже проводились в прошлом, так что опыт уже есть. К примеру, в 1997 г. в сенате было проведено закрытое собрание, на котором в ходе дискуссии было решено удвоить исследовательский бюджет ННФ.

Первым шагом для подтверждения помощи и поддержки Конгресса было бы принятие различных деклараций и резолюций. Это уверило бы чиновников, которые всячески тормозят принятие решений в области НТ, в твердом намерении конгрессменов сделать НТ приоритетным направлением. Например, в 2004 г. палата

представителей и сенат приняли резолюции, призывающие правительство и общественность обратить внимание на то, что 2004 год объявлен «Международным годом физики». Это дало толчок различным научным организациям к активным действиям в сфере исследований и образования и подчеркнуло фундаментальную, базовую роль знаний в этой области.

Принятие соответствующих законов прояснило бы функции федеральных агентств, осуществляющих международное сотрудничество в научно-технической сфере. Это дало бы импульс агентствам сделать эту деятельность приоритетной и предоставить базу для принятия долговременных обязательств.

В заключение автор отмечает, что американская международная политика в области НТ «хромала» в течение десятилетий, в то время как во многих странах она выдвинута на первый план. «Только предоставив руководство на самом высоком уровне, соответствующие ресурсы и стимулы на операционном уровне, Соединенные Штаты могут получить неоценимую выгоду от этого недоиспользованного национального и международного достояния. Новая администрация имеет исторический шанс "привести рычаг в действие" и использовать глобальные достижения в области НТ. Это усилило бы лидерство США на мировой арене» (с. 10).

М.П. Булавинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.