Научная статья на тему '2008. 01. 011. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке: взгляд с Ильинки. - М. : норма, 2007. - 399 с'

2008. 01. 011. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке: взгляд с Ильинки. - М. : норма, 2007. - 399 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1497
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 01. 011. Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке: взгляд с Ильинки. - М. : норма, 2007. - 399 с»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

2008.01.011. ЗОРЬКИН В.Д. РОССИЯ И КОНСТИТУЦИЯ В XXI ВЕКЕ: ВЗГЛЯД С ИЛЬИНКИ. - М.: Норма, 2007. - 399 с.

В книге Председателя Конституционного Суда РФ, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ В.Д. Зорькина обобщены разнохарактерные по стилю и жанру материалы: статьи, интервью, выступления, доклады последних лет, начиная с 2003 г.; они отражают не только концептуальные взгляды автора, но и его гражданскую позицию по многим острым вопросам, связанным с поиском путей развития российского права и конституционного правосудия. Основное внимание уделено совершенствованию правовой системы России, проведению судебной реформы, развитию национального законодательства, его соотношению с международными правовыми стандартами.

Все материалы структурно объединены в шесть разделов, соответственно озаглавленных: «Слово о Конституции», «Судить по Конституции и совести», «Российское право и его реформирование», «Преодоление коррупции - проблема выживания России», «Апология Вестфальской системы», «Поговорим напрямую».

Рассуждения автора о роли и значении Конституции России емко отражают следующие его высказывания: «Конституция - самое большое достижение всего постсоветского развития, основа стабильности и динамизма России»; «Конституция - почти единственная высшая универсальная форма легитимации России в ее нынешних пределах, легитимации ее экономического, правового, социально-культурного и территориального пространства. Ничто другое не объединяет страну, власть, народ»; «Конституция - вершина всей правовой системы России и ее несущий "каркас"»; «Лучшей Конституции в видимой перспективе не может быть. Надо дорожить существующей и развивать правовой вектор этого документа» и др. (с. 31-37).

На вопрос журналиста: «Вам лично как юристу Конституция нравится?» В. Д. Зорькин отвечает: «У нас хорошая Конституция... Другое дело, что в ней есть недостатки. Но совершенных Конституций нет и быть не может. Как юрист, как профессионал могу назвать эти недостатки: например, есть некоторая нечеткость в распределении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; нарушен баланс между ветвями власти. Недостатки есть, но разве они мешают принимать хорошие законы. Думаю, критика Конституции в большей степени связана с проблемой ее исполнения». Основной вывод, который делает автор, выражен в словах: «.наша Конституция - огромная ценность для России» (с. 30).

В своих тезисах о правовой реформе в России автор прежде всего подчеркивает, что в истории России государство никогда не выдвигало концепции или программы правовой реформы. Все, что делалось в разные исторические периоды, сводилось в основном к судебной реформе. Как пишет В.Д. Зорькин, «.для меня правовая реформа - это создание системных предпосылок для того, чтобы наша Россия, наконец, "взяла правовой барьер", т.е. полностью состоялась как правовое и одновременно социально справедливое государство» (с. 224). На взгляд автора, следует выделить три основные задачи и одновременно направления правовой реформы: правовая трансформация российского общества; трансформация и стабилизация системы права; реализация жесткой и устойчивой системы правоприменения, гарантирующей доступ граждан к правосудию и обеспечению своих прав и свобод.

Автор высказывает свою позицию по многим проблемам, связанным с конституционной законностью, качеством правосудия, авторитетом власти; в кратком реферате хотелось бы остановиться на одной из них, очень важной: проблема государственного суверенитета в современном глобализирующемся мире. Смысл ее в том, что Вестфальские мирные договоры 1648 г., наследницей которых является ООН, провозгласившие незыблемыми верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории, т.е. принципы соблюдения государственного суверенитета, предлагается заменить принципами управления глобальной безопасно-

стью, которое осуществляли бы «обновленная» ООН и ее Совет Безопасности. Вестфальская система атакуется по двум направлениям. Во-первых, права человека и права нации на самоопределение противопоставляются принципам государственного суверенитета и территориальной целостности. Во-вторых, национальные государства упрекают в неспособности обеспечить эффективное управление в условиях глобализации. Первый подход, пишет автор, чреват распадом государства. Пример тому СССР и Югославия. Преодолеть негативные последствия распада государства, по его мнению, может помочь международный регламент выхода той или иной национально-территориальной единицы из состава суверенных государств. Без такого регламента, пишет автор, мировое сообщество каждый раз будет стоять перед трудной дилеммой: как определить то или иное событие - как следствие национально-освободительного движения или как проявление сепаратизма, сопряженного с терроризмом?

Отказ от Вестфальской системы мироустройства, считает автор, приведет к тому, что политика, требующая механизма многосторонних согласований, будет вытеснена односторонней эгоистической политикой, влекущей хаос. Высказывания известных американских политиков о смерти этой системы и бессмысленности идеи государственного суверенитета, о «мягких» суверенитетах, «праве этносов и регионов на самоопределение», «гуманитарной интервенции» противопоставляются идее национального суверенитета. Отсюда, подчеркивает автор, и насущная потребность в том, чтобы международное сообщество специалистов по конституционному праву тщательно проанализировало современное понятие полноценного суверенитета. Этот анализ должен учитывать как императивы либеральной демократии, так и необходимость обеспечивать все компоненты сильной и правовой власти. От этого сейчас зависит сохранение и укрепление мировой субъ-ектности суверенных государств во всех его измерениях - политическом, экономическом, социальном.

Сегодня в этой непростой системе координат для конституционной России, как подчеркивает автор, необходимо следующее. Во-первых, стойко отстаивать свой суверенитет, связанные с ним национальные интересы и безопасность, оберегать эффективно работающие государственные механизмы и правовые институты.

Возрождать утерянные национальные государственные и правовые традиции. Не допускать внедрения вируса инородных правовых систем, тормозящих модернизацию экономики. Во-вторых, гибко участвовать в процессе глобализации, обеспечивать достаточный уровень открытости миру. Брать на вооружение зарубежные системы управления и правовые механизмы, их обеспечивающие (с. 325).

Е.В. Алферова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.