Научная статья на тему '2017. 01. 001. Зорькин В. Д. Цивилизация права и развитие России. - 2-е изд. , испр. И доп. - М. : норма: Инфра-М, 2016. - 416 с'

2017. 01. 001. Зорькин В. Д. Цивилизация права и развитие России. - 2-е изд. , испр. И доп. - М. : норма: Инфра-М, 2016. - 416 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ / ПРАВОВАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ / СУВЕРЕННЫЕ ГОСУДАРСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 001. Зорькин В. Д. Цивилизация права и развитие России. - 2-е изд. , испр. И доп. - М. : норма: Инфра-М, 2016. - 416 с»

ТЕОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

2017.01.001. ЗОРЬКИН В.Д. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРАВА И РАЗВИТИЕ РОССИИ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.

Ключевые слова: цивилизация права; верховенство права; глобализация; социокультурные факторы; правовые регуляторы; правовая модернизация; Конституция РФ; модернизация России; суверенные государства.

В книге Председателя Конституционного Суда РФ, доктора юридических наук, профессора В. Д. Зорькина обсуждаются наиболее актуальные юридические проблемы в контексте их исторической и социокультурной обусловленности. Отмечая возрастающую роль права в современном обществе, автор вводит понятие «цивилизация права», или «правовая цивилизация». С этих позиций анализируется миссия права в условиях глобальных перемен, возрастающее значение права в борьбе против хаоса и нового варварства.

Основополагающие начала права модерна - равенство всех перед законом и судом, приоритет прав человека и верховенство правового закона, определяющие ключевые направления развития конституционно-правовой системы нашей страны, - раскрываются сквозь призму уроков предшествующих попыток реформирования российского права и правосудия.

Автор размышляет о российской реальности и ее соотношении с правом, о современном понимании права как меры свободы, выраженной в юридическом равенстве и справедливости. Особое внимание он акцентирует на исторической обусловленности пути России в контексте общих закономерностей развития человечества как правовой цивилизации, фундаментальных социально-культурных особенностях нашей страны и путях ее вхождения в формирующуюся в рамках глобального пространства современную циви-

лизацию права, на имманентной взаимозависимости юридической формы и социального содержания, влиянии экономических отношений собственности на развитие политико-правовой сферы и др. В контексте анализа этих проблем автор обращается к идеям классиков социальной философии, сознавая, что без обращения к «вечным вопросам» невозможно успешно решить сложнейшие проблемы, встающие перед Россией и перед человечеством в целом. Новые вызовы требуют не только быстрого, но и глубокого осмысления, форсированной разработки концепции, методологии и технологии адекватных ответов.

В работе, состоящей из девяти глав, затрагивается самый широкий круг вопросов: о связи правовых регуляторов и социальной реальности, об освободительных реформах и правовой модернизации в России, о правовом потенциале действующей Конституции РФ, о государственно-правовой идентичности и т.д. Подробнее остановимся на последней, главе 9 «О перспективах цивилизации права», где автор раскрывает введенное им понятие «цивилизация права», вынесенное на обложку книги.

Цивилизационные перспективы современного мира чаще всего рассматриваются с позиций столкновения цивилизаций (христианской и исламской). Радикализм с обеих сторон отвергает мирное развитие современных национальных государств, верховенство конституции. Ни всемирная демократическая империя, ни всемирный халифат не признают государственный суверенитет как принцип современного конституционного строя, как основу легитимации внутригосударственной власти и источника полномочий надгосударственных структур. Жизнь показала, подчеркивает ученый, что «право является тем единственным универсальным способом регулирования социального и государственного существования, который гарантирует мирное развитие человечества и сдерживает всплеск всех видов радикализма, исходя, с одной стороны, из принципа государственного суверенитета, а с другой - из приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и выполнения основанных на них международных обязательств» (с. 397). В связи с этим важнейшая задача суверенных государств, региональных союзов и мирового сообщества в целом - «утвердить верховенство права как необходимое условие выживания человечества именно в качестве цивилизации права, в рамках которой происходит "встреча " цивилизаций культур» (с. 398).

Общепризнанный принцип верховенства права, определяющий правовой характер гражданского общества, государства, экономики, составляет саму суть нового миропорядка и конституционного строя современных демократий. Верховенство права неразрывно связано с демократией. Главный критерий демократии - не только наличие парламента, свободных выборов, независимых судов, но в конечном счете реальная степень свободы в рамках права. Именно поэтому императивом современной правовой цивилизации является «демократия - через право» (с. 398).

Если на Западе право модерна и правовая демократия утверждались в течение столетий, то у России в условиях стремительной глобализации и конкуренции правовых систем просто нет запаса времени, чтобы неспешно и долговременно выстраивать цивилизацию права, адаптацию верховенства права модерна к национальной почве. Главная из реформ, определяющая успех всех остальных, -правовая реформа, итогом которой должна стать соответствующая трансформация правосознания, в России все еще не завершена. И если не форсировать такую реформу, то и все остальные реформы будут буксовать.

Принцип верховенства права является основой сближения правовых систем, формирования единого общемирового гуманного пространства. «Этот процесс развития современной цивилизации права, состоящей из множества национальных правовых систем и международного права, помогает сближению цивилизаций, но и сам зависит от исторических особенностей той или иной цивилизации» (с. 401).

Вместе с тем обнаруживаются факторы, связанные с историческими особенностями цивилизаций, препятствующие универсализации прав человека, реальному их действию на основе сформированных на Западе единых стандартов на всем мировом пространстве. Универсальный каталог прав, очевидный для европейского мышления, с трудом воспринимается другими народами и культурами, даже теми, которые включили эти положения в свои конституции и региональные международные документы.

Негативными последствиями механического переноса конституционных ценностей Европы на другую, неподготовленную почву являются их чисто внешнее заимствование, их деформация, искаженные представления о демократических институтах, право-

вой нигилизм и в итоге - разочарование населения в указанных институтах и даже их отторжение.

Продвижение верховенства права как универсального (единого) кода правовых и демократических ценностей в условиях сосуществования нескольких цивилизаций должно осуществляться на основе постепенного естественного взаимодействия и взаимопроникновения культур. «Лишь осознание общности и принятие особенностей пути развития друг друга могут позволить выявить действительно универсальные человеческие ценности, к числу которых, безусловно, принадлежит верховенство права, и придать национальным правовым системам и международному праву мощный импульс для дальнейшей реализации принципов общечеловеческой цивилизации права» (с. 405).

Реализация принципа верховенства права и правового равенства суверенных государств, причем как в рамках отдельных цивилизаций, так и на межцивилизационном поле, есть единственный путь к достижению такого согласования и баланса правовых ценностей и норм, которые способны обеспечить альянс цивилизаций и упрочить человечество в целом как цивилизацию права (там же).

Роль права, национального и международного, состоит в том, чтобы служить инструментом гармонизации, удержания и тонкой настройки групповых, общенациональных, региональных и глобальных ценностей и интересов.

Размышляя о выживании человечества, автор не устает подчеркивать, что принцип верховенства права лежит в основе современной человеческой цивилизации. Именно поэтому он и называет ее цивилизацией права.

К.Ф. Загоруйко

2017.01.002. ХЕРД Я. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННАЯ АНАЛОГИЯ. HURD J. The international rule of law and the domestic analog // Global constitutionalism. - Cambridge, 2015. - Vol. 4, N 3. - P. 365-395.

Ключевые слова: теория соответствия; международное верховенство права; международное право; правовая теория; верховенство права.

В статье адъюнкт-профессора Северо-Западного университета (США) Яна Херда утверждается, что теория и практика между-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.