Научная статья на тему '2005. 02. 019. Перес-эсколяно И. , Парис г. Реакция промышленности на план испанского правительства по поощрению ИР в фармацевтической отрасли (1986-1996). Perez-escolano I. , Paris G. industry response to the Spanish governmental plan for the promotion of r&d within the pharmaceutical industry (1986-1996) // Science a Publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 301-312'

2005. 02. 019. Перес-эсколяно И. , Парис г. Реакция промышленности на план испанского правительства по поощрению ИР в фармацевтической отрасли (1986-1996). Perez-escolano I. , Paris G. industry response to the Spanish governmental plan for the promotion of r&d within the pharmaceutical industry (1986-1996) // Science a Publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 301-312 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА ИСПАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИР / ИР В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИСПАНИИ / АТРАТЫ В ИР / ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 019. Перес-эсколяно И. , Парис г. Реакция промышленности на план испанского правительства по поощрению ИР в фармацевтической отрасли (1986-1996). Perez-escolano I. , Paris G. industry response to the Spanish governmental plan for the promotion of r&d within the pharmaceutical industry (1986-1996) // Science a Publ. Policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, n 4. - P. 301-312»

кластерах, специально выделяя средства на кооперационные ИР проекты.

Переход от национальных к многоуровневым инновационным системам. В заключительном разделе реферируемой статьи авторы обращают внимание на тот факт, что для инновационных процессов растущую значимость приобретают организации на уровне ниже или выше национального. Они подчеркивают, что к такому же выводу приходят многие исследователи, занимавшиеся данной проблемой. В статье сформулирована гипотеза, которая состоит в том, что некоторые функции, традиционно ассоциируемые с НИС, либо делегируются на другие территориальные уровни, либо дополняются этими последними. В некоторых случаях такого рода функции становятся частью многоуровневой системы управления.

Эмпирические данные, как полагают авторы, подтвердили, что национальные структуры, даже в децентрализованных странах, все еще имеют важное значение. Пример ФРГ показывает также, что европеизация оказывает решающее воздействие на институциональную среду, в которую встроены инновационные исполнители.

Другой вывод авторов состоит в том, что «в европейском контексте многоуровневая инновационная система и реконфигурация НИС может быть связана с процессами трансформации национальных политических систем».

Т.В.Горбунова

2005.02.019. ПЕРЕС-ЭСКОЛЯНО И., ПАРИС Г. РЕАКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПЛАН ИСПАНСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПООЩРЕНИЮ ИР В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (1986-1996). PÉREZ-ESCOLANO I., PARIS G. Industry response to the Spanish governmental plan for the promotion of R&D within the pharmaceutical industry (1986-1996) // Science a publ. policy. - Guildford, 2004. - Vol. 31, N 4. -P.301-312.

Ключевые слова: политика испанского правительства в ИР, ИР в фармацевтической промышленности Испании, затраты в ИР, продуктивность промышленных ИР.

Авторы реферируемой статьи - ответственные сотрудники компании «Glaxo Smith Kline, SA» (Испания). Во вводной части представленного исследования они отмечают, что после вступления Испании в ЕС в 1986 г. правительство страны провело большую работу по укреплению

отечественной системы науки и технологии, по формированию благоприятных условий для инновационной деятельности. Поскольку, став членом ЕС, Испания столкнулась с новыми «вызовами» для промышленного сектора, правительство было поставлено перед необходимостью разработки программ, призванных поощрять конкурентоспособность отечественных компаний. Одной из таких программ стала «FARMA» (Plan de Fomento dela investigación en la Industria Farmacéutica) - «План поощрения ИР в фармацевтической промышленности». Этот план принят в 1986 г. и реа-лизовывался в течение 10 лет. Реализация проходила в три этапа: с 1986 по 1990 г.; с 1991 по 1993 г.; с 1994 по 1996 г.

Учредителями программы выступили два министерства: промышленности и здравоохранения. Компании, участвующие в «FARMA», смогли воспользоваться субсидиями, упрощенными процедурами регистрации медицинских препаратов, признанием затрат на ИР в Испании в качестве части цены на лекарства. Компании, претендующие на участие в программе, раз в год подавали заявку, которая должна содержать сведения о структуре, финансовом положении, маркетинговой политике и состоянии производства. В заявке требовалось также представить информацию об ИР, в том числе о персонале, оборудовании и разрабатываемых проектах. Для рассмотрения заявок была сформирована межминистерская комиссия из представителей министерств-учредителей и видных испанских исследователей, специалистов в области фундаментальной и клинической фармакологии. По результатам оценки полученных заявок Министерство промышленности классифицирует компании по следующим параметрам: «превосходные», «очень хорошие» и «приемлемые». В соответствии с полученной оценкой выделялась помощь в рамках программы.

Насколько приемлемой оказалась «FARMA» для испанской фармацевтической промышленности? Ответ на данный вопрос авторы попытались дать в реферируемой статье. Содержащуюся в ней информацию авторы классифицировали по следующим разделам: методика работы; характеристика компаний-респондентов; количественные показатели ИР; анализ качественных параметров; продуктивность ИР; оценка плана «FARMA».

Методика работы. Главным источником использованных авторами данных послужили официальные публикации Министерства промышленности. К такого рода материалам относятся прежде всего заявки, поступившие в Министерство в период действия плана. Информация о

патентах представлена в обзорах Патентного управления Испании. При этом анализируемый период расширен до 1998 г., что позволило включить данные о патентных заявках, поданных в 1996 или в начале 1997 г. Поскольку публикация патентной заявки занимает 18 месяцев, указанное продление позволяет охватить возможно более полное число патентных заявок, явившихся результатом деятельности компании в рамках «БАИМА».

Характеристика компаний-респондентов. Общее число фирм -участниц программы выросло с 35 в 1987 г. до 56 в 1996 г. Рост числа отечественных компаний составил соответственно с 17 до 21, многонациональных - с 18 до 35. Фирмы по числу занятых распределялись в 1987 и 1996 гг. следующим образом: менее 250 человек - соответственно 12 и 18; 251-500 человек - 12 и 18; 501-1000 человек - 9 и 16; более 1000 человек - 2 и 4 (с.303).

Количественные показатели ИР. За 1987-1996 гг. число занятых в фармацевтических промышленных ИР увеличилось с 1494 до 2549 человек. Затраты на ИР выросли с 50,63 млн. до 243,49 млн. евро, капитальные затраты составили соответственно 7,92 млн. и 15,80 млн. евро (с.303). Если сравнивать показатели занятости в ИР для отечественных и многонациональных фирм, действующих в Испании и участвующих в программе, то можно прийти к заключению: первые оказались более активными участниками «БАИМА».

Сопоставление затрат на ИР, произведенных отечественными и многонациональными компаниями за весь период действия программы, дает следующую картину: отечественные фармацевтические фирмы - 686 млн. евро (47%), многонациональные компании - 773 млн. евро (53%).

Среднегодовой рост затрат составил 4,8% для 1987 г. и 5,4% для 1996 г., указанный показатель был выше у отечественных фирм (соответственно - 6,2 и 7,7% против 3,7 и 4,5%) (с.304). Характеризуя структуру капитальных затрат, типичную для всего анализируемого периода, авторы отмечают, что 65% (125 млн. евро) было потрачено на приобретение оборудования и 31% (60 млн. евро) - на строительство центров ИР. При этом отечественные компании основной объем такого рода вложений направили на модернизацию действующих центров (84%) и менее 14% -на их расширение. Структура данного типа затрат у многонациональных компаний заметно иная: до 43% вложений направлялось на сооружение новых центров ИР и 52% - на приобретение оборудования (с. 305).

Один из показателей действенности «FARMA» - сравнение числа центров ИР, существовавших в Испании до указанной программы и в конце срока ее реализации. К сожалению, отмечают авторы, данные о количестве центров не были включены в заявки, поданные в ходе первого этапа «FARMA», - с 1987 по 1990 г. Данные о числе центров, действующих в рамках отечественных и многонациональных компаний, свидетельствуют: за 1987-1996 гг. число отечественных центров выросло с 7 до 8, аналогичный показатель для многонациональных компаний - 3 и 14 (с.305).

Анализ качественных параметров. Представление о типе и динамике ИР рассматриваемого характера можно получить, анализируя тематическую структуру исследовательских затрат. Наиболее заметный рост отмечен в сфере клинических исследований: затраты в данной области за 1987-1996 гг. выросли с 8,15 млн. до 89,13 млн. евро. Вторая статья затрат по значимости - разработка и синтез новых лекарственных препаратов (с.306). Авторы обращают внимание на то, что тематическая картина исследовательских затрат у отечественных и у многонациональных компаний весьма сходна, хотя у первых выше доля доклинических исследований.

Анализируя динамику затрат у фирм отмеченных категорий, авторы обращают внимание на то, что за 1987-1996 гг. многонациональные компании увеличили долю своих клинических исследований с 23,7 до 44,6%. В то же время такое направление ИР, как разработка процессов, сократилось с 23,7% до 3,5% (с. 307). Значительная доля затрат отечественных и многонациональных компаний приходится на ИР в сфере документации.

Продуктивность ИР. С промышленной точки зрения, подчеркивают авторы, число патентов является точным показателем эффективности ИР и ресурсов, выделяемых на такого рода деятельность. В этом плане успех «FARMA» можно измерить количеством патентов, генерированных в ходе ИР. Анализируя патентную статистику, отмечают авторы, следует принимать во внимание, что после 7 октября 1992 г. испанское патентное законодательство было пересмотрено с учетом европейских норм, в которых предусмотрена более сильная защита инноваций при разработке фармацевтических продуктов.

В целом за время действия плана участвовавшие в нем отечественные фирмы оформили 348 патентных заявок; аналогичный показатель для многонациональных участников - 118 заявок. В этой связи авторы

обращают внимание на то, что 56% патентных заявок было подано после 1992 г. (с.309).

Наряду с зарегистрированными патентными заявками существуют, как утверждают авторы, два важных индикатора эффективности и продуктивности фармацевтических ИР: число запатентованных новых химических препаратов и количество коммерциализованных типов лекарств. Такого рода достоверную статистику за десятилетний период действия плана можно получить лишь для отечественных компаний. Мультина-циональные фирмы не предоставляют информацию о продуктах, открытых и разработанных ими на территории Испании. На основании данных, полученных из заявок, поступивших в «FARMA», можно утверждать, что в результате ИР деятельности отечественных компаний в рамках рассматриваемого плана в Испании было открыто, разработано и коммер-циализовано 11 лекарственных соединений (соответствующий список лекарств авторы приводят в таблице на с. 309). Считается, что каждое новое лекарственное средство, поступившее на рынок, обошлось в 66 млн. евро (с.309).

Обсуждение и оценка плана «FARMA». Рассматриваемый план, отмечают авторы, явился результатом политического решения испанского правительства, ориентированного на повышение конкурентоспособности отечественной промышленности. Ко времени принятия плана фармацевтическая промышленность страны была представлена мелкими и средними фирмами с небольшими бюджетами ИР. Главной задачей политиков науки, разрабатывавших «FARMA», стало ускорение и упрощение процедуры регистрации новых лекарственных препаратов, а также признание значимости исследовательских усилий при установлении цены на новые лекарственные препараты. Многие компании, подчеркивают авторы, откликнулись на правительственную инициативу: доля фирм, пожелавших участвовать в плане, составила 80% государственного рынка продаж (с.310).

Оценивая «FARMA» с точки зрения его воздействия на отечественную промышленную структуру, авторы признают, что в этом отношении воздействие плана оказалось «незначительным», хотя в течение рассматриваемого десятилетия и были отмечены слияния и приобретения компаний. В то же время авторы обращают внимание на рост показателей в сфере ИР: этот рост коснулся затрат, кадровых ресурсов и капитальных вложений. Правда, признают авторы, индексы роста перечисленных по-

казателей в рамках общенациональных затрат оказываются весьма невысокими.

Характеризуя воздействие плана, авторы обращают внимание на следующее обстоятельство: все данные, использованные для анализа, предоставлены компаниями, которые должны были подчиниться жестким административным правилам предоставления информации, поэтому такого рода данные могут не отражать подлинного объема ИР деятельности.

Авторы полагают, что воздействие «РАЯМА» не затронуло должным образом подразделения многонациональных фирм, действующих в Испании. Можно утверждать, отмечают они, что план «оказался недостаточно привлекательным» для таких компаний, чтобы побудить их изменить свою стратегию ИР и переместить в Испанию исследовательские подразделения из стран их размещения.

Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.