Научная статья на тему '2005. 02. 015. Фабер Я. , хезен Б. Инновационный потенциал европейских стран. Межстрановый анализ патентов и продаж инновационных продуктов. Faber J. , hesen B. innovation capabilities of European Nations: cross-national analyses of patents and sales of product innovation // Research policy. - Amsterdam, 2004. - Vol. 33, N2. - P. 193-207'

2005. 02. 015. Фабер Я. , хезен Б. Инновационный потенциал европейских стран. Межстрановый анализ патентов и продаж инновационных продуктов. Faber J. , hesen B. innovation capabilities of European Nations: cross-national analyses of patents and sales of product innovation // Research policy. - Amsterdam, 2004. - Vol. 33, N2. - P. 193-207 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОДАЖИ / ПАТЕНТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНДИКАТОРЫ ИННОВАЦИОННОСТИ / МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЕ СВЯЗИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 02. 015. Фабер Я. , хезен Б. Инновационный потенциал европейских стран. Межстрановый анализ патентов и продаж инновационных продуктов. Faber J. , hesen B. innovation capabilities of European Nations: cross-national analyses of patents and sales of product innovation // Research policy. - Amsterdam, 2004. - Vol. 33, N2. - P. 193-207»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ

2005.02.015. ФАБЕР Я., ХЕЗЕН Б. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН. МЕЖСТРАНОВЫЙ АНАЛИЗ ПАТЕНТОВ И ПРОДАЖ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ.

FABER J., HESEN B. Innovation capabilities of European nations: Cross-national analyses of patents and sales of product innovation // Research policy. - Amsterdam, 2004. - Vol. 33, N2. - P. 193-207.

Ключевые слова: национальный инновационный потенциал, продажи, патенты, инновационные продукты, национальные инновационные системы, индикаторы инновационности, модель национальных инновационных потенциалов, инновационная инфраструктура, инновационные связи, инновационная активность, институциональная национальная структура.

Авторы - сотрудники Института Коперника при Утрехтском университете (г. Утрехт, Нидерланды). Экономическая практика развитых стран, подчеркивают они, свидетельствует: наиболее успешно развиваются те сектора, в которых преобладают инновационноемкие фирмы. В этой связи авторы обращают внимание на более успешный опыт американских компаний по сравнению с европейскими. Проблема «индикаторов инновационности» национальных промышленных секторов в последние годы привлекает внимание специалистов, однако, на взгляд авторов, она требует дальнейшего изучения. Исходные данные о продажах новых и обновленных продуктов получены авторами из «Инновационных обзоров ЕС» за 1997 и 2000 гг. В них представлена информация о 14 странах-членах по состоянию на 1992 и 1996 гг.

Выбранную для изучения проблему авторы рассматривают в разрезе следующих направлений: модель национальных инновационных

потенциалов; методика расчетов; статистические результаты расчетов национальных инновационных потенциалов.

Модель национальных инновационных потенциалов. В концепцию «национальных инновационных потенциалов» (НИП), отмечают авторы, обычно включают две категории переменных: 1) переменные, относящиеся к инновационным процессам в самих компаниях и на уровне межфирменного взаимодействия; 2) переменные, характеризующие инновационную инфраструктуру, создающую условия для такого рода деятельности.

Инновации, реализуемые фирмами, авторы представляют как «процессы трансформации», стимулируемые различными «входными» переменными и предъявляющие результаты в виде инновационных продуктов или процессов. Особое внимание авторы уделяют «набору единичных переменных, которые лежат в основе модели НИП». Они подчеркивают, что руководствуются при этом двумя критериями: значимостью такого рода показателей, подтвержденной теоретически и эмпирически в ходе изучения инновационной деятельности; статистическими данными, представленными в инновационных обзорах ЕС за 1997 и 2000 гг.

Эмпирические исследования свидетельствуют: подавляющее число инновационных связей реализуется в рамках отношений поставщик -производитель - потребитель. Прочие партнеры выступают чаще всего в роли поставщиков информации или научных консультантов.

Характеризуя показатели промышленной инновационной деятельности, использованные при разработке модели НИП, авторы выделяют три категории переменных: «переменные выхода» (патенты и продажи новых или существенно улучшенных продуктов), «переменные процесса» (в том числе проблемы, возникающие в ходе инновации при привлечении внешних информационных источников или в ходе проведения кооперационных ИР); «входные переменные».

НИП той или иной страны, утверждают авторы, зависит от экономических условий, в рамках которых действует соответствующая инновационная структура. Признано, что склонность национальных компаний к патентованию варьирует в зависимости от коммерческой деятельности, определяемой спецификой национальной экономики. Речь идет, например, о доле высокотехнологичных компаний, о доминировании крупных или мелких фирм и т. п.

На инновационную активность той или иной страны, отмечают авторы, влияет и состояние рынка, в частности наличие спроса на соответ-

ствующую продукцию, а также уровень доступа отечественных компаний на зарубежные рынки.

При оценке НИП принято помимо общих экономических условий учитывать такой показатель, как институциональная национальная структура. Последняя формирует прежде всего «входные переменные», определяющие уровень инновационной деятельности той или иной страны: речь идет о доступности финансовых и людских ресурсов. В этой связи авторы обращают внимание на то, что готовность национальных компаний инвестировать средства в инновационные проекты и в исполнителей такого рода проектов во многом зависит от действующих мер правительственного регулирования. Последние определяют возможности для получения венчурного капитала, устанавливают уровень налогообложения, благоприятный (или неблагоприятный) для ИР и инноваций. Состояние образовательной базы влияет на качественные параметры кадрового (инженерного и исследовательского) потенциала.

Еще один показатель национальной инновационной структуры, который, на взгляд авторов, следует учитывать при оценке НИП, - объем государственных затрат на ИР. Фирмы имеют возможность пользоваться такого рода средствами в виде полного или паритетного покрытия затрат на ИР или в качестве дохода от контрактных проектов, когда в качестве заказчика выступают государственные организации. Помимо перечисленных факторов авторы упоминают еще один элемент национальной инновационной инфраструктуры -«предпринимательский климат». Он может рассматриваться как «комплекс финансовых, экономических, юридических и прочих параметров, трудно поддающихся определению, спецификации и измерению». Такого рода «климат» отражается, например, в том, как предприниматели относятся к риску.

При построении модели НИП авторы ввели условную оценку каждого из наиболее важных показателей с точки зрения его положительного (+), отрицательного (-) или промежуточного (+/-) возможного воздействия на «вводимые» и «выводимые» переменные.

Методика расчетов. В данном разделе реферируемой статьи авторы подробно излагают принятые ими методы расчета переменных НИП. Они отмечают, что в качестве «анализируемой единицы» следует принять страну в целом, хотя существует распространенная методика учета инноваций, базирующаяся на отдельной компании. В этой связи авторы подчеркивают, что принятый ими подход позволит выяснить, почему европейские страны различаются по своим инновационным потенциалам, измеренным в рамках новых и усовершенствованных успешных

продуктов. Понимание того, какие факторы вносят свой вклад в национальные различия при проведении инноваций, утверждают авторы, позволит использовать государственную политику в интересах национальной экономики. Общее представление о переменных, используемых авторами при построении модели НИП, можно продемонстрировать в виде следующей таблицы (см. таблицу на стр. 92).

Статистические результаты, характеризующие модель НИП. В данном разделе реферируемой статьи авторы излагают результаты проведенных ими расчетов в форме линейной модели из двух регрессивных уравнений (для выданных патентов и продаж новых и существенно улучшенных продуктов). Данные по соответствующим показателям идентифицированы для каждой страны ЕС за 1992 и 1996 гг. Подробное обоснование предложенной ими методики расчета представлено авторами на с. 202 реферируемой публикации, а полученные оценки значений патентов и продаж даны в таблицах на с. 203 и 204.

Характеризуя результаты проведенного ими анализа, авторы обращают внимание на следующие важные моменты. Они утверждают, что «приобретение патентов на национальном уровне не стимулирует продажу новых или улучшенных продуктов, а совсем наоборот». На относительное число патентов, выданных в данной стране, положительно влияют такие переменные, как масштабы ее экономики, уровень иностранной конкуренции на отечественном рынке, доступность получения венчурного капитала и интенсивность государственных ИР.

К числу факторов, негативно влияющих на показатель выдачи патентов, авторы относят проблемы, с которыми сталкиваются компании при реализации инновационных проектов: наличие сравнительно большого числа мелких и средних компаний; высокий уровень экономического развития, а также высокий уровень налогового бремени на компании.

Таблица (с. 201-202) Показатели инновационной деятельности_

Внутри- и межфирменный уровень Уровень национальной инновационной инфраструктуры

Вводимые переменные Вводимые переменные

1. Затраты на ИР из частных источников, измеряемые в виде процента от валовой добавленной стоимости всех промышленных компаний, осуществляющих такого рода затраты.

2. Валовые затраты на инновации (ИР и прочие расходы), измеряемые в виде процента от общего оборота промышленных фирм, производящих такие затраты.

Вводимые показатели (переменные) процесса

1. Источники информации, находящиеся в распоряжении компаний. Они измеряются в виде процента доли фирм, контактирующих с такого рода источниками.

2. Межфирменная кооперация в сфере ИР, измеряемая в виде процентной доли инновационных компаний от общего числа фирм, реализующих такого рода кооперационные связи.

3. Трудности, испытываемые компаниями в ходе реализации инновационных проектов. Они измеряются по доле фирм (в общем числе компаний), которые имели подобный отрицательный опыт.

Выводимые переменные

1. Число патентов, измеряемое количеством патентов, выданных Европейским патентным ведомством всем организациям и гражданам, проживающим на территории данной страны. Указанный показатель соотнесен с суммой в 1 млрд. ВВП данной страны, выраженной в евро, в ценах 1996 г.

2. Продажи инновационных продуктов, измеряемые в виде процента от общей суммы продаж промышленных фирм.

1. Экономические условия:

1) структура экономики, характеризуемая тремя показателями:

- распределение технологического вклада между промышленными секторами. Измеряется в виде доли от валовой добавленной стоимости промышленности, полученной высокотехнологичными и среднетехноло-гичными промышленными фирмами;

- роль мелких и средних предприятий, измеряемая их процентной долей в общей добавленной промышленной стоимости;

- доля инновационных компаний в национальной экономике, измеряется в виде процента таких фирм в общем числе промышленных компаний данной страны.

2) преобладающие условия рынка, которые характеризуются тремя показателями:

- объем экономики (ВВП) в млрд. евро 1996 г.;

- уровень экономики (ВВП на душу населения);

- «открытость» экономики, которая рассчитывается из соотношения долей экспорта, импорта и отечественного производства.

2. Институциональные условия:

1) возможности для финансирования инновационных проектов, измеряемые долей венчурного капитала в ВВП.

2) фискальный климат, в условиях которого работают промышленные компании; этот показатель измеряется долей налогов, выплачиваемых фирмами в ВВП;

3) обеспеченность рынка труда кадрами для реализации инновационной деятельности; измеряется показателем среднего срока обучения персонала;

4) доля государственных затрат на ИР в ВВП страны (%);

5) предпринимательский показатель, измеряемый долей такого рода лиц в общем числе занятых.

Что касается показателя продаж, то, на взгляд авторов, положительное влияние на него оказывают: интенсивность инновационных затрат фирм; качество и интенсивность внешних источников информации; присутствие в стране сравнительно большого числа мелких и средних фирм, а также масштабы национальной экономики.

Негативно воздействует на данный показатель высокий уровень экономического развития и зарубежной конкуренции на отечественном рынке. Одним из особых результатов, полученных на основе проведенных расчетов, авторы считают то, что частные затраты фирм на ИР не вносят заметного вклада в показатели патентов и продаж инновационных продуктов на национальном уровне.

Оценивая главную проблему реферируемой статьи, авторы формулируют ее следующим образом: почему страны различаются по своим инновационным потенциалам? Они утверждают, что для ответа на этот вопрос необходимо использовать модель, построенную на таких показателях, как количество выданных патентов в стране и относительная доля продаж инновационных продуктов. На взгляд авторов, статистические расчеты подтвердили указанную гипотезу. Они полагают, что в перспективе необходимо провести исследование модели НИП на уровне отдельных фирм. В этой связи потребуется многоуровневая модель, отражающая национальные, секторальные и «фирменные» факторы, влияющие на выдачу патентов и относительную долю продаж инновационной продукции на уровне отдельных компаний.

Т.В.Горбунова

2005.02.016. БЕККЕР В., ДИЦ Ю. СОТРУДНИЧЕСТВО ФИРМ В ИР И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОПЫТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ФРГ.

BECKER W., DIETZ J. R&D cooperation and innovation activities of firms -evidence for the German manufacturing industry // Research policy. - Amsterdam, 2004. - Vol. 33, N2. - P.209-223.

Ключевые слова: кооперация в ИР, инновационное поведение, технологические возможности, обрабатывающая промышленность ФРГ, теория взаимоотношения инновационного поведения фирм и их совместных ИР, инновационный эффект кооперации в ИР, внешний инновационный вклад и его оценка, инновационный вход и выход, уровень инноваци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.