Научная статья на тему '2004. 04. 011. Ласло П. Основания химической эстетики. Laszlo P. foundations of chemical aesthetics // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 11-32'

2004. 04. 011. Ласло П. Основания химической эстетики. Laszlo P. foundations of chemical aesthetics // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 11-32 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / МЕТАФОРА / ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ / ПОЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Боброва Л. А., Пуганова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 011. Ласло П. Основания химической эстетики. Laszlo P. foundations of chemical aesthetics // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 11-32»

ментализм. Отсутствие физической необходимости у Витгенштейна (или неразрешимость вопроса о ее существовании, как допускает Поппер) делает бессмысленными разговоры об истине в отношении суждений о будущем или в отношении теорий (гипотез). Инструментализм столь же плодотворен, как и фальсификационизм, но «с тем бесспорным преимуществом, что наука не становится чрезвычайно невротичной, пытаясь установить истинные общие теории, временно допуская, что она не может этого сделать» (с.335).

В.В.Злобин, А.И.Панченко

2004.04.011. ЛАСЛО П. ОСНОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ. LASZLO P. Foundations of chemical aesthetics // HYLE: Intern. j. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol.9, N1. - P.11-32.

В чем заключается красота в химии? Пытаясь ответить на этот вопрос Пьер Ласло показывает, что в приложении к химии понятие красоты противоречиво. Автор выдвигает несколько пар тезисов и антитезисов, каждый из которых может быть обоснован и с каждым можно согласиться. Истина состоит в их синтезе.

Поскольку химия - это наука, которая создает искусственные продукты, можно поставить вопрос: что является более красивым -естественное (тезис 1) или искусственное (тезис 2)?

Тезис 1 основывается на метафизическом положении, что вещи, сделанные человеком, находятся на более низком уровне, чем вещи, сотворенные Богом или природой. Красота природы стимулирует химиков на подражание ей. Химия красива, потому что она состоит из натуральных репрезентантов. Тезис 2 допускает «перевернутую» метафизику, ставящую человеческое животное в центр творения: творцом объявляется человек. Химическое производство направлено на создание нового (органический синтез). Химик может создать любую молекулу, сколь бы фантастична она ни была по сравнению с объектами природы. «Природа является монотонной и скучной в своей химии по сравнению с любым объектом современной органической химии» (с .13). Здесь искусственное побеждает естественное.

Тезис 3: невидимое более красиво, чем видимое. Он направлен против наивного позитивизма. Любое материальное тело представляется химиком как сеть атомов. Например, обычный карандаш представляет собой сложную систему полимеров.

53

2004.04.011

Тезис 4: химическая реальность контролируется чувственными средствами, в основном визуальными. Изобразительный язык формул имеет огромную эвристическую ценность. Молекулярные модели выполняют в химии важные функции (например, функции управления собранием форм, визуального представления молекулярного объекта и т.п.). Действительно ли эти графические представления красивы? Возможно, да. Но визуализации не надежны, поскольку не учитывают многие существенные черты молекул.

Тезис 5: красота химии состоит в ее внутренней логике. Эту внутреннюю логику создает язык химии. Использовать структурные формулы химики начали в 1850 г. Но только в 1920-м, с развитием квантовой механики, появилось основание для их эмпирической проверки.

Тезис 6: красота химии связана с непредсказуемостью ее результата. Непредсказуемость химии отличает ее от физики и сближает с биологией. Дело в том, что ни один материал не является абсолютно «послушным» (гибким). Да и искусство химика не является совершенным. В результате каждый отдельный эксперимент не является полностью предсказуемым.

Тезис 7: красота связана с постоянством некоторого элемента, который есть в любом изменении. В химии важное место занимает типология, которая разработана для наиболее частых преобразований материалов (например, классификация реакций). Здесь Ласло подчеркивает роль метафоры в упорядочении химических преобразований: упорядочение похоже на перестановку букв в слове, которая превращает его в другое слово. Но в преобразовании материалов можно выделить не изменяющуюся часть - инвариант (например, химическую группу типа углерода, связанного с тремя водородами). Таким образом, встает вопрос: что же более достойно восхищения: красота изменения или постоянство? Не является ли это одним из неразрешимых парадоксов философии?

Тезис 8: красота заключается в самом изменении. В настоящее время, используя ультрабыстрые лазерные импульсы, можно опуститься до фемтосекундных интервалов. Мы почти (но не совсем) способны смотреть на химические реакции в режиме реального времени. В такой деятельности есть эстетический компонент. Он проистекает от волнения по поводу возможности увидеть то, что происходит в «мимолетный момент, в проблеске».

Тезис 9: красота химии заключается в том, что она является наукой о сложности. Ведь существует очень много различных химических веществ. Число известных молекул приближается к 20 млн. Любая химическая реакция подчиняется множеству параметров. И т.д. Однако известен парадокс: сложность ужасна, но она может быть притягательной, существует мастерство распутывать очень сложные ситуации. Удовольствие заключается в понимании. Эта ситуация аналогична детективному роману. Химия как бы «наслаждается» сложностью.

Тезис 10: красота химии заключается в том, что она является наукой о простом. И действительно, в химии существует культ простоты. С незапамятных времен химики стремились свести изобилие молекулярных форм к платоновскому ограниченному набору твердых тел: кубу, октаэдру, додекаэдру и икосаэдру. Можно представить историю химии, используя не реальную временную линию, а хронологию использования платоновских тел.

Заключительный тезис гласит: появилось новое современное искусство, которое рождается наукой. Современная химия являет собой новую художественную форму. Станет ли она новым искусством XXI в.? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько тесной будет связь искусства и науки.

Л.А.Боброва, Е.А.Пуганова

2004.04.012. РУТ-БЕРШТЕЙН Р. СЕНСУАЛИСТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ: ЭСТЕТИКА КАК ПОБУЖДЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ. ROOT-BERNSTEIN R. Sensual chemistry: Aesthetics as a motivation for research // HYLE: Intern. j. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. -Vol.9, N1. - P.33-50.

Роберт Рут-Бернштейн рассматривает роль эстетики в науке как мало исследованную тему. Цель статьи - обосновать необходимость включения эстетики в методологию науки. «Чувственные, эстетические и даже художественные соображения в химической науке являются, -пишет автор, - важной движущей силой интереса к ней, а также развития исследований» (с.33). Автору потребовалось тридцать лет, чтобы открыть эстетические основания науки. Этот путь был постепенным. Сначала пришло осознание той роли, которую играют некоторые виды интуитивной и эстетической информации для выражения научных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.