Научная статья на тему '2004. 04. 012. Рут-берштейн Р. Сенсуалистическая химия: эстетика как побуждение к исследованию. Root-bernstein R. sensual chemistry: Aesthetics as a motivation for research // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 33-50'

2004. 04. 012. Рут-берштейн Р. Сенсуалистическая химия: эстетика как побуждение к исследованию. Root-bernstein R. sensual chemistry: Aesthetics as a motivation for research // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 33-50 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТУИЦИЯ / ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ / СИНЕЗИЯ / СЕНСУАЛИЗМ / РАЦИОНАЛЬНОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ / ПОЗНАНИЕ / НЕОБХОДИМОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Боброва Л. А., Демина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 04. 012. Рут-берштейн Р. Сенсуалистическая химия: эстетика как побуждение к исследованию. Root-bernstein R. sensual chemistry: Aesthetics as a motivation for research // hyle: Intern. J. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N1. - P. 33-50»

2004.04.012

54

Тезис 9: красота химии заключается в том, что она является наукой о сложности. Ведь существует очень много различных химических веществ. Число известных молекул приближается к 20 млн. Любая химическая реакция подчиняется множеству параметров. И т.д. Однако известен парадокс: сложность ужасна, но она может быть притягательной, существует мастерство распутывать очень сложные ситуации. Удовольствие заключается в понимании. Эта ситуация аналогична детективному роману. Химия как бы «наслаждается» сложностью.

Тезис 10: красота химии заключается в том, что она является наукой о простом. И действительно, в химии существует культ простоты. С незапамятных времен химики стремились свести изобилие молекулярных форм к платоновскому ограниченному набору твердых тел: кубу, октаэдру, додекаэдру и икосаэдру. Можно представить историю химии, используя не реальную временную линию, а хронологию использования платоновских тел.

Заключительный тезис гласит: появилось новое современное искусство, которое рождается наукой. Современная химия являет собой новую художественную форму. Станет ли она новым искусством XXI в.? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько тесной будет связь искусства и науки.

Л.А.Боброва, Е.А.Пуганова

2004.04.012. РУТ-БЕРШТЕЙН Р. СЕНСУАЛИСТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ: ЭСТЕТИКА КАК ПОБУЖДЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ. ROOT-BERNSTEIN R. Sensual chemistry: Aesthetics as a motivation for research // HYLE: Intern. j. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. -Vol.9, N1. - P.33-50.

Роберт Рут-Бернштейн рассматривает роль эстетики в науке как мало исследованную тему. Цель статьи - обосновать необходимость включения эстетики в методологию науки. «Чувственные, эстетические и даже художественные соображения в химической науке являются, -пишет автор, - важной движущей силой интереса к ней, а также развития исследований» (с.33). Автору потребовалось тридцать лет, чтобы открыть эстетические основания науки. Этот путь был постепенным. Сначала пришло осознание той роли, которую играют некоторые виды интуитивной и эстетической информации для выражения научных

55

2004.04.012

знаний: «В развитие своих моделей и иллюстраций я учился привносить особое смешение эстетических признаков, в которых соединены чувство и чувствительность, рассудок и интуиция, знание и осознание» (там же). Самым неожиданным открытием стало то, что часто эстетические аспекты химии являются побуждением для дальнейших исследований: «Красота, элегантность, эмоциональное и чувственное удовольствие были не следствием понимания, а первичным компонентом» (с.34).

Изучение автобиографий ученых показало, какое большое значение имела эстетика как мотивация для исследования. Наиболее сложная форма химической эстетики - это красота теоретического постижения. Примером может служить работа Вант-Гоффа, в которой он вывел формулу, описывающую термодинамические свойства растворов. Далее, было ли простой случайностью то, что одни из первых химических структур были поняты А.Кекуле, который сначала обучался архитектуре? Было ли совпадением, что открытие энантиоморфных веществ было сделано Л.Пастером, которого учили как профессионального художника-портретиста наблюдать мельчайшую асимметрию? Поскольку чувственные и эстетические аспекты имели первостепенное значение для большого количества знаменитых химиков, некоторые исследователи сравнивают их работы с произведениями художников. «Я смею утверждать, - писал В.С.Джонсон, - что синтез сложных молекул - это такой же вид искусства, как живопись или архитектура» (цит. по: с.37).

Химическое исследование похоже на художественный поиск еще в одном - неожиданном - аспекте. Цель науки состоит в получении объективно верифицируемого решения проблемы, но тот путь, которым добываются ответы на вопросы, часто связан с исследованием большого количества вариантов, очень приятных с эстетической точки зрения. Это отмечали Ф.Крик, Р.Мэлликен, Л.Полинг, Дж.Уотсон и др. Два художественных критерия - симметрия и простота - сыграли ключевую роль в открытии двойной спирали ДНК: «Эта модель была слишком красива, чтобы не быть верной» (с.37).

Завершился этот путь признания эстетики в научном исследовании созданием автором статьи концепции синозии, означающей синтетическое знание, которое объединяет объективные и субъективные способы познания. Каждый из нас развивает особый вид знания -персональное знание (М.Полани), т.е. интуитивное понимание того, как работает природа. Это понимание приходит к нам из опыта, из

2004.04.012

56

чувственных взаимодействий с природой. Второй вид наших знаний -формальное знание, которое мы получаем из книг, лекций и т.п. Но, кроме того, во все, что мы делаем, мы привносим эстетический смысл. Соединение интеллекта и красоты и дает синозию.

Концепции эстетического способа познания и синозии неожиданным образом объединяют две известные проблемы философии науки, а именно: проблему логики исследования и проблему психологии исследования. Последнюю проблему обычно игнорируют позитивисты, но именно она непосредственно связана с эстетикой, ее ролью в науке: «Понимание роли эстетики в науке требует анализа чувственных и эмоциональных реакций на природу, аналогичных, если не идентичных, тем, которые учитывают при рассмотрении роли эстетики в искусстве» (с.41). Таким образом, синезия оказывается формой познания -эстетическим познанием.

Здесь встает вопрос, каким образом интуитивные, зависящие от эмоций чувства могут формировать основу для аналитических результатов, поддающихся объективной проверке? Дело в том, что мы чувствуем, что в научных идеях верно, а что нет. Таким образом, важность эстетического познания состоит в том, что оно делает интуитивное понимание постижимым и полезным, показывая, как связаны чувственные и рациональные способы познания. Наши чувства говорят нам, соответствует ли то, что мы изучаем (наблюдаем или теоретизируем) материальному пониманию природы, которое мы называем интуицией. Интуиция, развитая посредством внимательного отношения к ощущениям (физическим и эстетическим), является основой химического знания, а не антитезой рационального мышления.

Как персональное знание может быть понято другими людьми? Используя личностные «ментальные языки» - эмоции и чувственные образы, мы открываем только то, что можем понять сами. Все это нуждается в преобразовании в форму знания, принятую обществом. Есть такой способ преобразования: «Мой язык - это мое видение того, как ведут себя молекулы, их структуры, как происходят их превращения и химические реакции. И я перевожу это на язык химии или математики, но не на английский язык... Многие полагают, что они думают терминами языка. Я не вполне уверен, что это так. Когда я выражаю мысль по-английски, это другая стадия процесса преобразования» (с.46).

Наука двулика, а ее двуликость проистекает из раскола эстетического познания и процесса преобразования персональных

57

2004.04.013

догадок в общественные формы дискурса. Ведь мы имеем дело, с одной стороны, с личностью, а с другой - с обобществленным знанием, состоящим из результатов, поддающихся объективной проверке и лишенных художественных, психологических, исторических и прочих характеристик. Публичное лицо науки не признает существование индивидуального лица. «И, тем не менее, творчество ученых, которым мы так восхищаемся, не может существовать без частной стороны, ибо восприимчивость к чувствам, эмоциям и красоте является ядром научного осмысления» (с.48).

Л.А.Боброва, Т.В.Демина

2004.04.013. ШУММЕР Д. ЭСТЕТИКА ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ: МАТЕРИАЛЫ, МОЛЕКУЛЫ, МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ. SCHUMMER J. Aesthetics of chemical products: Materials, molecules, a. molecular models // HYLE: Intern. j. for philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol.9, N1. - P.51-82.

Иоахим Шуммер, сравнивая химию с искусством, пишет, что химики недавно стали претендовать на эстетическое значение некоторых своих продуктов. Чтобы проверить эти претензии, автор рассматривает различные эстетические теории (Платон, И.Кант, А.Шопенгауэр, Н.Гудмен, У.Эко). Удовлетворяет ли химия, способная создавать новые материалы с определенными чувственно воспринимаемыми качествами, критериям искусства?

В химии на всем протяжении ее развития от алхимии до наших дней цвет, запах, вкус и осязание имели большое значение, особенно цвет. Так, создание искусственных красителей настолько изменило визуальный окружающий мир, что стало возможным говорить даже об эстетической революции. Современный пример воздействия химического производства на наше восприятие мира связан с производством пластика: «Пластик стал символом постмодернизма... утопией полностью технологически обеспеченной жизни, не зависящей от природы» (c.60).

Однако господствовавшая в идеалистической эстетике XVIII-XIX вв. доктрина, продолжая линию Платона, не оставила места для восприятия вкуса, запаха, осязания и даже цвета. Как музыка создана только для слуха, так наслаждение изобразительным искусством должно быть только визуальным: «Визуальное восприятие красоты ограничивается осознанием формы, компоновки узоров и т.п.» (с.62). Но

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.