Научная статья на тему '2004. 02. 015. Спектор Т. И. , Шуммер И. Представление выставки виртуального искусства «Химия в искусстве». Spector T. I. , Schummer J. introduction to the virtual art exhibition «Chemistry in art» // hyle: Intern. J. of the philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, n 2. - P. 225-232'

2004. 02. 015. Спектор Т. И. , Шуммер И. Представление выставки виртуального искусства «Химия в искусстве». Spector T. I. , Schummer J. introduction to the virtual art exhibition «Chemistry in art» // hyle: Intern. J. of the philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, n 2. - P. 225-232 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛХИМИЯ / ИСКУССТВО И ХИМИЯ / ХИМИЯ И ИСКУССТВО / ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХИМИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 015. Спектор Т. И. , Шуммер И. Представление выставки виртуального искусства «Химия в искусстве». Spector T. I. , Schummer J. introduction to the virtual art exhibition «Chemistry in art» // hyle: Intern. J. of the philosophy of chemistry. - Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, n 2. - P. 225-232»

2004.02.015. СПЕКТОР Т.И., ШУММЕР И. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ВЫСТАВКИ ВИРТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХИМИЯ В ИСКУССТВЕ».

SPECTOR T.I., SCHUMMER J. Introduction to the virtual art exhibition «Chemistry in art» // HYLE: Intern. j. of the philosophy of chemistry. -Karlsruhe, 2003. - Vol. 9, N 2. - P. 225-232.

Виртуальная экспозиция «Химия в искусстве», пишут Тами И.Спектор (химический факультет университета Сан-Франциско, США) и Иоахим Шуммер (философский факультет университета штата Южная Каролина, США), представляет работы современных «визуальных художников», которые опираются на химию, имея четкие художественные и концептуальные перспективы. Еще в 1986 г., когда открылась выставка «Искусство и наука» на Бьеннале в Венеции, взаимоотношения между наукой и искусством стали одним из ведущих направлений в мире искусства. Существуют музеи, общества, журналы, газеты, фонды и ежегодные премии, которые посвящаются исследованию отношений между искусством и наукой. Бесчисленные конференции, симпозиумы и выставки трактуют эту же тему.

Отношение искусства к химии состоит не только в том, что с конца XIX в. индустриальное производство красок и других художественных классических материалов подвигло современных художников на эксперименты с новыми необычными материалами. Во второй половине XX в. использование химических процессов стало едва ли не центральным способом художественного перформанса. Например, Ив Клайн и Дженис Кунеллис применили огонь (окисление воспламеняющихся материалов) в своих перформансах. Переходя границу между живописью и фотографией, Зигмар Польке и Ахим Дюхов применили фотохимическую реакцию на холсте, используемом в живописи.

Химические реакции были предметом изучения с первых шагов алхимии с целью радикального изменения природы. Начиная с изображений самих алхимиков в XVI в. химическая лаборатория стала предметом европейской иконографии. Примерами использования химии в современном искусстве могут быть «Портрет атома» Кеннета Снельсона и «Визуальное представление Периодической таблицы элементов» Мюррея Робертсона. Художник Дэвид Гудселл создал специфическую форму искусства, рисуя компьютерные образы настоящих и выдуманных молекул.

«Химия в искусстве» показывает новые формы использования химической науки в искусстве. На выставку поступило множество интерес-

ных проектов, которые могут быть объединены под общим названием «Эстетика и визуализация в химии». Специальную премию получил проект Дэвида Кларка из Колледжа искусства и графики Новой Скотии (Канада). Кураторы выставки «Химия в искусстве» попросили художников -участников выставки кратко сформулировать их концепцию.

В результате оказалось, что художники работают с химией, дабы осуществить шесть различных подходов: 1) намеренное использование синтезированных материалов, которые противопоставляются материалам «естественным», чтобы подчеркнуть эстетическое отличие естественных и искусственных материалов; 2) использование химических реакций как части экспериментального материала, дающего возможность получить новые явления; 3) химия становится частью художественных перформан-сов; 4) помещение приборов химической лаборатории в новый контекст для создания символических значений; 5) изображение химиков или продуктов химии для рекламы или для определения культурного значения химиков и химии в обществе; 6) исследование эстетических параметров химических моделей и теорий и их научного потенциала.

Наиболее знаменательным фактором выставки «Химия в искусстве» является то, как художники показывают проникновение химии в жизнь, ее выход из лабораторий и учебных аудиторий в повседневную практику. Используя образы и материалы химии, художники отражают культурное значение этой науки как в области окружающей среды, так и в метафизическом смысле. Так, «Периодическая таблица элементов» в свете выставки «Химия в искусстве» является одновременно и символической системой, имеющей специфическое научное значение, и культурным образом, который дает представление о химии даже людям, не имеющим ни малейшего понятия об этой науке. Так, динамическая и интерактивная природа ферромагнитных материалов становится средством для более полного понимания научного сотрудничества. Экспонаты выставки «Химия в искусстве» вышли за пределы буквального значения этой науки в том смысле, что они заставили химические символы, материалы и процессы раскрыть свой смысл, правда, сделав его зачастую неузнаваемым.

И.Л.Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.