Научная статья на тему 'Международный опыт институализации научного искусства'

Международный опыт институализации научного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
473
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИСКУССТВО / БИО-АРТ / ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / SCIENCE ART / BIO-ART / GENETIC ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гагарин Владимир Евгеньевич, Ерохин Семен Владимирович, Штепа Виктор Иванович

Статья посвящена анализу процесса институализации активно развивающейся в настоящее время трансдисциплинарной области научного искусства. На обширном фактическом материале показано, что институты научного искусства позволяютобеспечить условия для плодотворного сотрудничества ученых и художников, а отсутствие их развитой системы в Российской Федерации является фактором, сдерживающим развитие не только науки и искусства, но и социально-экономического развития страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гагарин Владимир Евгеньевич, Ерохин Семен Владимирович, Штепа Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of institualization of science art

Presently the process of convergence of science and art that expects the synthesis of discursive and intuitive thinking, as well as adoption of science methods for creation of scientifically-motivated art, and art methods for shaping new science theories, is actively realized within the area of science art. Herewith, the trans-disciplinary area of science art is actively institualized, which forms conditions for efficient cooperation between artists and scientists, forms a situation, when scientific laboratories become available for artists, as well as art workshops for scientists. As a result, it is very hard to distinguish between a scientific research and an art project. This conclusion is confirmed by critical analysis of artworks of such scienceartists as Dmitry Bulatov, Mathieu Lehanneur, Ryoji Ikeda, Shilpa Gupta, Mike Thompson, Damian Palin, Jon Ardern, Anab Jain, Patrick Degenaar, Anders Sandberg, Justin Pickard, Yves Gellie, Louis-Philippe Demers, David Clarke, Kate Williams, Cornelia Parker, Alina Mnatsakanian, Christian Gonzenbach, Claudia Tolusso, Oliver Wolf, Nicole Ottiger, Pablo Ventura, Sylvia Hostettler, Yvonne Weber, Oron Catts and Ionat Zurr. The process of institualization of science art is realized as specialized exhibition spaces, art-research laboratories, and science-educational centres (American organization Art & Science Collaborations Inc. ASCI; The Art & Science Collaborative Research Laboratory SymbioticA (The School of Anatomy and Human Biology, University of Western Australia); Australian Network for Art & Technology ANAT; non-profit organization Art Laboratory Berlin; Science Gallery (Trinity College, Dublin, Ireland); International Net ArtScience Labs, including science-art centres The Laboratory@Harvard and Le Laboratoire; Swiss Program Artists-in-Labs, initialised by Zurich University of the Arts (ZHdK) and Institute for Cultural Studies in the Arts; The Arts & Genomics Centre TAGS; etc.). In Russian Federation there are several science-art organizations such as an experimental artscience centre Laboratoria Art&Science Space in Moscow, but in general the processes of development and institualization of science art lag behind the worldwide trend. Herewith, in the condition of the decision of the strategic goal of creation of the economy of innovations, the absence of institutes of science art is a factor, that restrains the development of science and art, as well as the social-economic development of the country. To solve this problem it is necessary to create in the Russian Federation a program of development of science art, that will expect the creation of specialized institutes including science-art centres, departments, laboratories and specialized exhibition spaces.

Текст научной работы на тему «Международный опыт институализации научного искусства»

В.Е. Гагарин, С. В. Ерохин, В. И. Штепа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНСТИТУАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена анализу процесса институализации активно развивающейся в настоящее время трансдисциплинарной области научного искусства. На обширном фактическом материале показано, что институты научного искусства позволяют обеспечить условия для плодотворного сотрудничества ученых и художников, а отсутствие их развитой системы в Российской Федерации является фактором, сдерживающим развитие не только науки и искусства, но и социально-экономического развития страны в целом.

Ключевые слова: научное искусство; био-арт; генетическое искусство.

В настоящее время процесс конвергенциии науки и искусства, предполагающий синтез дискурсивного мышления и интуитивного суждения, а также адаптацию методов естественных и точных наук для создания научно обоснованного искусства, а методов искусства -для формирования новых научных теорий, активно осуществляется в пределах области научного искусства (Science Art). При этом сама область научного искусства активно институализируется, обеспечивая условия для плодотворного сотрудничества художников и ученых, формируя ситуацию, когда научные лаборатории становятся все более доступными для художников, а художественные студии - для ученых [1], и обусловливая тот замеченный американским художником и теоретиком искусства Стивеном Уилсоном (Stephen Wilson) факт, что в настоящее время человечество переживает момент, когда очень сложно отличить научно-техническое исследование от художественного проекта [2].

По мнению Уилсона, представления о том, что искусству удалось избежать влияния научно-технического прогресса, а те художественные направления, которые обратились к науке и технике, являются побочными, не соответствуют наблюдаемым фактам. Он утверждает, что в современном мире необходимость синтеза науки и искусства становится все более очевидной, при этом такой синтез открывает принципиально новые возможности не только для искусства, но и для науки. В подтверждение этого тезиса исследователь приводит наблюдения американского историка науки и техники Стэнли Смита (Stanley Smith) о том, что в естественных науках художники часто открывают и используют «скрытые свойства материи» значительно раньше, чем их хотя бы заметят ученые [3. С. 23].

Уилсон подчеркивает, что книга Смита была написана в 1978 г., когда цифровые технологии были еще очень далеки от современного уровня развития. А, как известно, именно цифровые компьютерные технологии проявили принципиальное сходство структур творческого процесса и интеллектуальной деятельности в науке и искусстве, стали одной из основных причин «интеллектуальной революции», свершившейся на рубеже тысячелетий и открывшей простор для интуитивного синтетического суждения в науке [4. С. 262].

Активизация процесса институализации научного искусства фиксируется ростом числа специализированных организаций, фондов, исследовательских центров, лабораторий и образовательных программ, деятельность которых направлена на содействие углублению и расширению взаимоотношений между искусством и наукой.

Одним из таких институтов является американская организация «Сотрудничество искусства и науки» (Art & Science Collaborations Inc. - ASCI), основанная в 1988 г. художником Синтией Паннуччи (Cynthia Pan-nucci). Приглашая к совместной деятельности художников, которые используют в своей практике самые современные достижения науки и техники, а также ученых, теоретиков искусства и кураторов, область интересов которых расположена на границе искусства, науки и техники (Фрэнк Палая (Franc Palaia), Мерил Мислер (Meryl Meisler), Анита Тачер (Anita Thacher), Питер Терезакис (Peter Terezakis), Майкл фон Ачтрап (Michael von Uchtrup), Майкл Хейден (Michael Hayden), Клайд Линдс (Clyde Lynds), Кевин Дэниел (Kevin Daniel), Мэттью Тэнтери (Matthew Tanteri) и др.), организация оказала самое существенное влияние на активизацию художественно-научного движения не только в США, но и в мире в целом.

Члены ASCI приняли самое активное участие в таких мероприятиях, как CyberFair for Artists (1995), Bell Labs & the Origins of the Multimedia Art (1998), Collectibility of the Digital Print (1998), CyberArt'99 (1999). Организация выпускает ежемесячный распространяемый по подписке электронный бюллетень, а также поддерживает базу данных ArtSci INDEX, позволяющую художникам и ученым подобрать команду для реализации проектов научного искусства.

Еще одной непосредственно связанной с областью научного искусства организацией, созданной в США, является уже ставшая международной сеть ArtScience Labs, основанная профессором Гарвардского университета, специалистом в области биомедицинской инженерии и научным художником Дэвидом Эдвардсом (David Edwards). Реализуя принципиально новую модель, организация позволяет существенно расширить экспериментальное поле традиционных научно-исследовательских лабораторий. Потенциал, скрытый для искусства и науки в пограничной зоне научного искусства, был проанализирован Эдвардсом в книге «ArtScience: Креативность поколения Post-Google» (2008), а процесс создания и развития сети ArtScience Labs подробно описан в книге «Лаборатория: Креативность и культура» (2010). В настоящее время в работе ArtScience Labs самое активное участие принимают Кэрри Фицсиммонс (Carrie Fitzsimmons), Ксавьер Мэссон (Xavière Masson), Том Хэдфилд (Tom Hadfield), Хуго Ван Ваарен (Hugo Van Vuuren), Бет Алтрингер (Beth Altringer) и др.

Эдвардс рассматривает реализующие artscience-модель лаборатории как плавильные котлы, в пределах которых сплавляются эстетический, оперирующий логикой образов, и аналитический, оперирующий логи-

кой уравнений, процессы. Предложенная американским исследователем модель служит не только своеобразным инкубатором для развития синтетического типа мышления ученых и художников, но и пространством, обеспечивающим наиболее благоприятные условия для развития «культуры сотрудничества», на необходимость формирования которой указывал Эван Розен (Evan Rosen) [5]. При этом художественно-научные лаборатории могут стать пространством «культуры сотрудничества» не только художников и ученых, но также преподавателей и студентов.

Как подчеркивал Розен, с развитием Интернета студенты могут получать информацию online намного быстрее, чем преподаватели включают ее в свои лекции. Возникает ситуация, когда, говоря словами Эдвардса, «студенты не верят своим профессорам». Эта ситуация требует кардинальных изменений роли преподавателя в образовательном процессе, когда одними из его основных задач становятся помощь учащимся в организации процесса поиска, интерпретации, оценки и систематизации информации, а также формирование среды, в пределах которой творческий потенциал обучаемых может раскрыться в наибольшей степени. Такая творческая, открытая для сотрудничества между преподавателями и студентами среда может быть легко организована в форме художественно-научных лабораторий.

Кроме того, модель artscience-лабораторий позволяет осуществить эффективное сотрудничество науки, искусства и образования с бизнесом, предлагая культурное пространство, в пределах которого возможно довести идею до реальной коммерческой реализации. Таким образом, результаты деятельности научного искусства варьируются от научных открытий, произведений искусства и дизайна до учреждения новых коммерческих и общественных организаций.

В рамках сети ArtScience Labs были созданы инновационные центры The Laboratory@Harvard в Гарварде и Le Laboratoire в Париже как платформы для реализации «Программы перевода идеи» (The Idea Translation Program - ITP) - непрерывного процесса художественно-научных исследований, экспериментов, выставок, критики, создания прототипов и коммерческих продуктов. В программу перевода вовлечены не только ученые и художники, но и студенты университетов и высших школ, таких как Гарвардский университет (Harvard University) или Тринити колледж (Trinity College) в Дублине. В Гарварде эта программа реализована в форме годового учебного курса, финансируемого как самим университетом, так и многочисленными спонсорами, такими как Гарвардская школа инженерии и прикладных наук, Институт Виса и Гарвардская инициатива за всеобщее здоровье. В рамках ITP также реализуются образовательные инициативы, целью которых является поддержка студентов, осуществляющих исследования в междисциплинарной области научного искусства и разрабатывающих инновационные художественно-научные проекты.

В The Laboratory@Harvard и Le Laboratoire художники и дизайнеры в сотрудничестве с учеными ежегодно осуществляют несколько художественно-научных экспериментов, результаты которых демонстрируются на

выставочных площадках инновационных центров. Так, в выставочном пространстве Le Laboratoire в Париже состоялись выставки французского дизайнера Мэтью Ле-анно (Mathieu Lehanneur), японского художника Риодзи Икеды (Ryoji Ikeda), индийского художника Шилпы Гупты (Shilpa Gupta) и других исследователей, творящих на границе искусства и науки.

Леанно представил выполненный совместно с Эдвардсом проект Bel-Air, инициированный ArtScience Labs в октябре 2006 г. В рамках проекта была разработана установка для фильтрации воздуха, основным элементом которой является живое растение, обладающее высокой способностью к поглощению вредных газов. Окончательный оптимизированный вариант установки, ставшей первой инновацией Le Laboratoire, был показан в выставочном пространстве парижского центра в 2007 г.

На персональной выставке Икеды «V Ф L» (11.10.2008 г. - 12.01.2009 г.) вниманию зрителей были предложены работы, ставшие результатом художественно-эстетического осмысления понятия математической бесконечности и обсуждения этой проблемы с американским математиком Бенедиктом Гроссом (Benedict Gross). Использованное в качестве названия выставки математическое выражение V Ф L (где V -универсум фон Неймана; L - универсум конструктивных множеств Геделя) указывает на стремление художника выйти за границы конструктивных множеств, предложить зрителям погрузиться в проблемы трансцендентальной философии математики, в эстетику актуальных бесконечно больших и бесконечно малых величин и инфинитезимальных методов анализа.

Представленный на выставке «Пока я сплю» (While I Sleep, 13.02.2009 г. - 30.06.2009 г.) одноименный проект Гупты был направлен на изучение «промежутков сознания» и осмысление роли подсознания в поведении человека. Проект был выполнен в сотрудничестве с американским лингвистом Ноамом Хомским (Noam Chomsky) и американским психологом Мазарин Бана-жи (Mahzarin Banaji).

Осуществляемые в пределах сети ArtScience Labs художественно-научные исследования не заканчиваются демонстрацией на выставочных площадках инновационных центров. Проектные идеи, имеющие коммерческий или гуманитарный потенциал, получают возможность дальнейшего развития в рамках инновационной компании LaboGroup, в том числе посредством реализации с помощью технологий быстрого прототипирования (см., напр.: [6. С. 107-109]) и выставочной программы, реализующей процесс так называемой культурной инкубации. Завершающим этапом развития проектных идей является вывод на рынок коммерческих или гуманитарных продуктов.

Одними из первых коммерческих продуктов, разработанных в сети ArtScience Labs, были Andrea и Le Whif. Andrea представляет собой коммерческий вариант установки Bel-Air, предназначенный для очистки воздуха в жилых и офисных помещениях; Le Whif -серию продуктов, реализующих новый метод «питания дыханием». С помощью Le Whif потребитель получает возможность ощутить вкус не потребляя пищу, т. е. «без единой калории». В настоящее время предлагается

три продукта: Le Whif Chocolate - со вкусом шоколада, Le Whif Coffee - со вкусом кофе и Le Whif Vitamin, обеспечивающий возможность доставки витаминов «минуя желудок», что является особенно важным для такого витамина, как B12 или антиоксиданта ресверат-рола. Процесс разработки вкусовых аэрозолей в Le Laboratoire с участием в этом процессе известного французского шеф-повара Тьерри Маркса (Thierry Marx) и французского физико-химика Джерома Бибет-та (Jérome Bibette) подробно описан Эдвардсом в книге Whiff под псевдонимом Séguier.

Свое дальнейшее развитие концепция низкокалорийного «питания» получила в продукте Le Whaf, который в настоящее время представлен в виде предсе-рийных образцов. В отличие от продуктов Le Whif, заменяющих процесс потребления пищи вдыханием твердых частиц - виффингом (whiffing - от англ. whiff -затяжка), новая установка, созданная при участии дизайнера Марка Бретийо (Marc Bretillot), заменяет его вдыханием мельчайших частиц жидкости - вэффингом (whaffing). Используемый в установке принцип создания дисперсионных аэрозолей из подготовленных по особым рецептам жидких субстанций с помощью ультразвука позволяет называть «приготавливаемые» блюда «съедобным туманом».

Первым гуманитарным продуктом, созданным в ArtScience Labs, была разработанная Эдвардсом и Леан-но «Тыква» (The Pumpkin) - инновационная модульная сумка-рюкзак, позволяющая легко переносить и длительное время сохранять на солнце воду или другие напитки объемом от 2 до 12 л. По мнению разработчиков, данный продукт может быть особенно полезен в жарких засушливых районах стран третьего мира. Первые испытания «Тыквы» прошли в Африке летом 2009 г., а весной 2010 г. сумка была показана в выставочном пространстве Le Laboratoire в Париже.

Среди коммерческих и гуманитарных продуктов, проектные идеи которых были сформулированы в процессе художественно-научных исследований в сети ArtScience Labs, можно также выделить meNd, Pulmatrix, Lebone, museTrek.

Рассказывая о деятельности ArtScience Labs, мы приводили данные о том, что в Программе перевода идеи принимают участие студенты ирландского Три-нити колледжа. В этой связи нельзя не отметить, что по инициативе этого учебного заведения в Дублине в 2008 г. была открыта Научная галерея (Science Gallery), деятельность которой сфокусирована на представлении передовых рубежей и обсуждении самых актуальных проблем современной науки. В настоящее время работой галереи руководит Майкл Г ормэн (Michael Gorman), известный своими публикациями по проблемам взаимоотношений науки и искусства. В галерее прошли многочисленные выставки, демонстрирующие достижения научно-художественных исследований и отражающие основные тенденции развития научного искусства, в том числе были представлены экспозиции «Зеленые машины» (Green Mach-ines), HUMAN+ (The Future of Our Species) и «Элементы» (Elements).

На первой из указанных выставок вниманию посетителей были предложены проекты, направленные на решение различных экологических проблем. Многие из

них вполне могут рассматриваться как произведения научного искусства. Среди них уже известный нам проект Andrea Эдвардса и Леанно; «зеленая электростанция» Latro Майка Томпсона (Mike Thompson); микробы Дамиана Пэлина (Damian Palin), ваяющие мебель из минеральных материалов в рамках проекта «Радикальные средства» (A Radical Means), а также унитаз -умывальник Profile 5 со встроенной раковиной от компании Caroma, удивительным образом сочетающий в себе ресурсосберегающие технологии с эстетикой реди-мейдов Марселя Дюшана и их последующих апроприативных интерпретаций.

Выставка HUMAN+, состоявшаяся в апреле-июне 2011 г., была посвящена научно-художественному осмыслению технологий современной биологии и медицины, в том числе позволяющих осуществить «авторскую» эволюцию вида Homo Sapiens. На выставке были представлены такие работы, как «Песня машины» (Song of the Machine), созданная в исследовательском подразделении компании Superflux совместными усилиями дизайнеров Джона Ардерна (Jon Ardern) и Энаб Джейн (Anab Jain), специалистов в области биоэлектроники Патрика Дегенаара (Patrick Degenaar) и Эндерса Сэндберга (Anders Sandberg), а также футуриста и «гонзо-этнографа» Джастина Пикарда (Justin Pickard); Human Version 2.0 французского врача и художника Ива Жели (Yves Gellie), посвященная проблемам, связанным с созданием человекоподобных роботов; Aphasia Mechanica Дэнни Ворнера (Danny Warner), исследующая взаимоотношения организма и технологий на нано- и молекулярном уровнях; Центр постприродной истории (The Center for Postnatural History); Стратегии предотвращения генетического копирования (Strategies in Genetic Copy Prevention) Центра постприродной истории (The Center for Postnatural History), направленные на осмысление современных технологий управления воспроизводством живых организмов; проект «Миссия вечности, цифровые и физические останки Тимоти Лири» (Mission Eternity, Digital and Mortal Remains of Timothy Leary) от etoy.CORPORATION, исследующий эстетику пространства человеческой памяти и электронной виртуальной реальности, взаимоотношения жизни со смертью, искусством и технологиями; проекты Tardigotchi, Spore 2.0 и Improved Empathetic Device (I.E.D.) группы «Исследования рабочей атмосферы и массового производства» (Studies of Work Atmospheres and Mass Production - S.W.A.M.P.), посвященные, соответственно, анализу взаимоотношений микроорганизма со своим аватаром, устойчивости экосистемы, поставленной в зависимость от стоимости акций американской торговой сети Home Depot, и сопереживанию погибшим на войне; инсталляция «Область V5» (Area V5) Луи-Филиппа Демера (Louis-Philippe Demers), фокусирующая внимание на роли движения глаз в процессе коммуникации и формирующая пространство, в пределах которого зрители не только могут вступать в невербальный диалог с искусственными агентами, но и испытывать при этом состояние стесненности.

Выставка «Элементы: Красота химии» (Elements: The Beauty of Chemistry), занимавшая пространство Научной галереи с июля по сентябрь 2011 г., предлагала художественно-эстетическое осмысление периоди-

ческой системы Д.И. Менделеева (Дэвид Кларк (David Clarke) «Я не думаю, что вы понимаете как я воспринимаю электроплитки» (I Don’t Think You Understand the Way I Feel the Stove) и др., а также ее отдельных элементов (Sizewell Uranium Кейт Вильямс (Kate Williams), посвященная урану (U); «Рисующая пуля» (Bullet Drawing) Корнелии Паркер (Cornelia Parker), посвященная свинцу (Pb), и др.).

В Швейцарии в 2006 г. совместными усилиями Университета искусств в Цюрихе (Zürcher Hochschule der Künste - ZHdK), Института культурных исследований в искусстве (Institute for Cultural Studies in the Arts -ICS) и Федерального агентства культуры (Bundesamt für Kultur - BAK) была создана программа «Художни-ки-в-Лабораториях» (Artists-in-Labs Program), направленная на создание благоприятных условий для сотрудничества художников и ученых, развитие научного искусства. Сфокусированная на синтезе биологии, физики, инженерии и вычислительной техники с такими формами искусства, как архитектура, скульптура, видео, кино, театр и танец, программа обеспечила доступ в научно-исследовательские лаборатории многим современным художникам. В их числе Алина Мнацака-нян (Alina Mnatsakanian), Кристиан Гонзенбах (Christian Gonzen-bach), Клаудиа Толуссо (Claudia Tolusso), Оливер Волф (Oliver Wolf), Николь Оттиже (Nicole Ottiger), Пабло Вентура (Pablo Ventura), Силь-виа Хостеттлер (Sylvia Hostettler), Ивонн Вебер (Yvonne Weber). В 2009 г. в рамках программы начали осуществляться международные обмены. Первый обменный проект, сфокусировавший свое внимание на проблемах биологии и окружающей среды, был реализован в рамках программы «Швейцарско-китайские исследования» (Swiss Chinese Explorations), осуществляемой при поддержке швейцарского фонда Pro Helvetia. В нем приняли участие два швейцарских - Александр Жоли (Alexandre Joly) и Алайн Вейлат (Aline Veillat) - и два китайских художника - Энью (Aniu) и Ляо Венфенг (Liao Wenfeng). Разработанные ими проекты были представлены на выставке «Два пути» (ShanShui), прошедшей в рамках фестиваля Culturescapes на двух площадках - в Шанхае и в Берне (соответственно в сентябре и в ноябре - декабре 2010 г.).

В Германии в 2006 г. была основана некоммерческая организация Art Laboratory Berlin e.V, фокусирующая свое внимание на пограничных с визуальными формами искусства областями, такими как музыка, текст или закон. Особое внимание участники группы уделяют взаимодействию искусства и науки, т. е. той пограничной области, которая практически совпадает с областью научного искусства. Помимо выставок Берлинская лаборатория искусства проводит творческие встречи, лекции, мастер-классы. Руководство лабораторией осуществляют художник и фотограф Кристиан де Лютц (Christian de Lutz) и историк искусства и куратор Реджина Рэпп (Regine Rapp). Активное участие в работе организации принимают художник, дизайнер, культуролог и куратор Хеико Фроинд (Heiko Pfreundt), историк и теоретик искусства Кристина Корзен (Кристина Korzen).

В Австралии при поддержке Австралийского совета по искусствам (Australia Council for the Arts) была соз-

дана Австралийская сеть искусства и технологий (Australian Network for Art & Technology - ANAT). Интересы организации не ограничены научным искусством и охватывают более широкую трансдисциплинарную область, в пределах которой осуществляется тесное взаимодействие искусства, науки, бизнеса, государства и общества в целом. Задача обеспечить эффективное экстрадисциплинарное сотрудничество художников и ученых, которое может привести к формированию принципиально новой, «неожиданной» дисциплины, является для ANAT одной из ключевых.

Еще одной австралийской организаций, деятельность которой направлена на раскрытие потенциала взаимной интеграции науки и искусства, является художественно-научная исследовательская лаборатория (The Art & Science Collaborative Research Laboratory) SymbioticA. Она была создана в 2000 г. при Школе анатомии и биологии человека (The School of Anatomy and Human Biology) Университета Западной Австралии (University of Western Australia) по инициативе биолога Миранды Граундс (Miranda Grounds), специалиста в области эволюционной нейрологии Стюарта Банта (Stuart Bunt) и художника Орона Кэттса (Oron Catts), основавшего в 1996 г. вместе с Ионатом Цурром (Ionat Zurr) группу «Культура и искусство тканей» (The Tissue Culture & Art Project - TC&A). Структурное подразделение Школы специализируется на биологических направлениях научного искусства (Biological Arts).

Лаборатория является инициатором проведения выставок научного искусства (одна из выставок, «Висцеральное: Эксперимент живого искусства» (Visceral: The Living Art Experiment), состоялась в дублинской Научной галерее в январе - феврале 2011 г.), а также научно-практических конференций, лекций и семинаров, связанных с искусствоведческим и философско-эстетическим осмыслением этой активно развивающейся междисциплинарной области. Лаборатория служит базой для программ «Эстетические связи искусства и науки» (Aesthetic Crossovers of Art and Science) и «Искусство и манипулирование живым» (Art and Life Manipulation), а также платформой для двухгодичной академической программы «Магистр биологических искусств» (Master of Biological Arts). В стенах лаборатории проводятся также художественно-научные исследования в рамках подготовки докторских (PhD) диссертаций по эстетике, теории и истории научного искусства.

На исследованиях в области био- (bio-) и генетического искусства (genetic-art) также сосредоточено внимание Центра искусств и геномики (The Arts & Genomics Centre - TAGS), созданного в Лейденском университете (University of Leiden) в Нидерландах. Одними из основных стратегических задач Центра являются выявление потенциала визуальных форм искусства для выработки критической оценки и распространения результатов исследований современной геномики, привлечение внимания общества к актуальным и потенциальным проблемам, связанным с развитием генетических технологий. Центр также являлся участником программы «Новые репрезентационные пространства» (New Representational Spaces), реализованной в 20042008 гг. под руководством Роберта Цвижненберга (Robert Zwijnenberg) в сотрудничестве с Университе-

том Маастрихта (Universiteit Maastricht), Нидерландской исследовательской школой науки, технологий и современной культуры (Netherlands Graduate Research School of Science, Technology and Modern Culture -WTMC), Амстердамским университетом (Universiteit van Amsterdam) и Институтом истории и культуры Хейзинга (Huizinga Institute for History and Culture). В рамках программы был осуществлен научно-исследовательский проект «Означение и эксперимент в искусстве и геномике» (Мириам ван Риджсинген), а также подготовлены докторские диссертации на темы «Искусство взаимодействия искусства и геномики» (Дани-елл Хофманс) и «Распространение знания как функция искусства» (Дженни Булбуйе).

В России первая инициатива по созданию организации, направленной на формирование пространства, в пределах которого художники и ученые могут активно взаимодействовать, открывая для себя интересные и полезные темы в творчестве друг друга, в пределах которого художники становятся соисследователями ученых, а ученые допускают меру «творческого произвола» в сфере научных исследований, была реализована Дарьей Пархоменко в 2008 г. Базой созданного и возглавляемого Пархоменко экспериментального художественно-научного центра Laboratoria Art&Science Space стал Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л.Я. Карпова (Д. Пархоменко также является заведующей лабораторией Инновационных научно-художественных исследований НИФХИ). За время существования «Лаборатории» на ее пространстве были осуществлены многочисленные выставки научного искусства, творческие встречи, круглые столы и дискуссии, в которых приняли участие отечественные и зарубежные ученые, художники и художественные группы.

Существенный вклад в становление научного искусства в Российской Федерации вносит художник и теоретик искусства, куратор Калининградского филиала ГЦСИ Дмитрий Булатов. Он является редактором и составителем первых изданных на русском языке книг,

содержащих глубокий философский и искусствоведческий анализ проблемного поля научного искусства [7, 8], а также куратором первой в России выставки научного искусства «Наука как предчувствие» (Science as Suspense), прошедшей в марте 2009 г. в Москве в рамках организованного фондом некоммерческих программ Дмитрия Зимина «Династия» Международного научно-популярного фестиваля ScienceArtFest. Булатов также был куратором выставки «Жизнь. Версия науки», состоявшейся в марте - апреле 2011 г. в рамках Второго организованного фондом «Династия» международного фестиваля (на этой выставке Дмитрий Булатов представил свой выполненный в сотрудничестве с Алексеем Чебыкиным проект «То, что живет во мне»).

Таким образом, активно развивающаяся в настоящее время трансдисциплинарная область научного искусства, в пределах которой осуществляется конвергенция науки и искусства, являющаяся существенным фактором их модернизации, с начала 2000-х гг. практически повсеместно институализируется в форматах специализированных выставочных пространств, художественно-исследовательских лабораторий и научнообразовательных центров. Несмотря на то что в 2009 г. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев указывал на необходимость «уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве» [9], процесс развития и институализации научного искусства в нашей стране существенно отстает от общемировых тенденций. В условиях решения стратегической задачи построения инновационной экономики отсутствие институтов научного искусства является фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие России в целом. Для устранения указанных недостатков необходимо разработать программу развития в Российской Федерации научного искусства, предусматривающую создание специализированных институтов в формате научно-художественных центров, факультетов, кафедр, лабораторий и выставочных площадок.

ЛИТЕРАТУРА

1. К вопросу о генетически модифицированном живописании (Круглый стол) // Логос. 2006. № 4 (55). С. 58-79.

2. Уилсон С. Искусство и наука как культурные действия // Логос. 2006. № 4 (55). С. 112-126.

3. Smith C.S. From Art to Science: Seventy-Two Objects Illustrating the Nature of Discovery. Cambridge : MIT Press, 1980. 104 р.

4. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино : Век 2, 2004. 288 с.

5. RosenE. The Culture of Collaboration. Red Ape Publishing, 2009. 320 p.

6. Ерохин С.В. Цифровое компьютерное искусство. СПб. : Алетейя, 2011. 188 с.

7. Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград : КФ ГЦСИ, 2009. Ч. 1.

8. BIOMEDIALE. Современное общество и геномная культура / сост. и ред. Д. Булатов. Калининград : КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ»,

2004. 500 с.

9. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. URL :

http://президент.рф/transcripts/5979 (дата обращения: 01.09.2011 г.).

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 14 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.