РУКОВОДСТВО ВЫСТАВОЧНЫМИ ПРОЕКТАМИ (на примере выставок, проходящих в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней»)
Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Т. Е. Шехтер
В статье рассмотрены актуальные направления научного поиска в сфере искусствознания, проблемы социального функционирования искусства в условиях современной культурной и экономической ситуации.
The article corresponds to the current scientific trends in research work on art history and in conceptualisation of the problems of social functions of the arts in the contemporary cultural and economic situation.
Начало любого выставочного проекта связано с появлением идеи, концепции и воплощением их в жизнь. Так возникает определенный субъект выставочной деятельности, выполняющий эти функции -
куратор. Область деятельности куратора и ее границы могут быть различны; каждый случай индивидуален и требует особого рассмотрения, но все же в настоящее время можно выделить два основных вида:
1. Художественное руководство проектом; авторство создания образа выставки или фестиваля, его идеология, отбор и формирование эстетического пространства.
Как правило, такое руководство основывается на государственных (редко частных) структурах; музеи, муниципальные или другого подчинения выставочные залы, имеющие свои отделы. Роль куратора в данном случае можно сравнить с ролью художественного руководителя.
2. Руководство в качестве директора проекта, включающее в себя весь предыдущий комплекс, а также создание механизма для воплощения в жизнь того или иного проекта, управление или администрирование этой структурой.
В этом случае роль куратора становится значительно шире, если не сказать глобальнее, ее можно сравнить с ролью авто-ра-исполнителя и режиссера-постановщика одновременно. В данной ситуации очень важна личность, совмещающая творческое начало и строгий анализ, по сути, как отмечал Р. Барт, «...тип человеческого мышления и творчества, в котором... аналитиков и творцов следует объединить под общим знаком, которому можно было бы дать имя структуральный человек» . Примером такого комплексного подхода в организации различных выставочных проектов может служить многолетняя деятельность Заслуженного художника России Олега Яхни-на. Обладая неуемной энергией и творческим потенциалом, художнику недостаточно просто воплощения своих замыслов в холстах или графике. Он мыслит комплексно, стараясь довести идею до синтетического масштаба, способного отразить силу и глубину монументального замысла, показать определенный срез искусства в нашем времени.
Одним из первых проектов художника
2
была выставка «Восемь версий о России» , собравшая произведения восьми петербургских авторов, принадлежащих к разным школам и направлениям в искусстве. Каж-
дый из художников показал свою версию России. Эта выставка, скорее, акция несла общую идею, разрешенную через художественные произведения и разные индивидуальности в изобразительном искусстве.
В этом же году Яхнин начинает заниматься программой по изобразительному искусству международного фестиваля «От авангарда до наших дней» . Целью фестиваля являлась популяризация современной музыки и сочинений как широко известных, так и молодых композиторов XX в. Те же задачи ставились в области изобразительного искусства.
Уже в 1993 г. в Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка,
подтверждающая название «От авангарда „ 4 „
до наших дней» , куратором которой становится Олег Яхнин и с этого же года директором программ по изобразительному искусству всего фестиваля.
В дальнейшем выставки приобретают международный характер. Так, на фестивальной выставке в Большом зале Союза художников (1996 г.) приняли участие мастера из США, Германии, Голландии, Китая, Кореи, Москвы, Санкт-Петербурга. Яхнин постоянно работает над новыми формами экспозиции, позволяющими показать синтез и широту творческого диапазона. Имея богатый практический опыт работы по формированию выставок в залах Союза художников и Манежа, своих персональных выставок, он переносит его на фестивальные экспозиции. Выставочное пространство становится творческим экспериментом, мастер совмещает монументальную живопись с малыми формами гра-
1 5
фики , наполняет пространство цветом и графическими ритмами. Помимо эксперимента и поиска новых технологий, Олег Яхнин работает и над редкими темами фестивальных выставок, заставляющих более глубоко подойти к определенному жанру или виду искусства. С этой точки зрения интересна экспозиция, развернутая в Большом зале Союза художников, - «Последние
рисунки XX века» . Она подводит некий итог, абстрактную черту под понятием «рисунок», вкладывая в него самый широкий и разнообразный смысл. Зрителям был представлен целый ряд интереснейших направлений в рисунке петербургских художников, продолжающих традиции таких мастеров, как В. Лебедев, П. Филонов, А. Пахомов, К. Рудаков; представителей Академии художеств, Союза художников, других творческих союзов, а также художников, не входящих ни в какие союзы и объединения. Выставка затронула «пограничные» вопросы, связанные не только с рисованием и техническим арсеналом рисунка, но и заставила задуматься о его значении и роли в современном искусстве. Рисунок формирует изначальный замысел автора. С подчас примитивного наброска начинается создание сложнейшего произведения искусства. Рисунок в этом случае играет подсобную роль, подчиненную поискам творца (будь то проект гравюры или композиционный набросок для будущей картины), и остается очень сокровенным непосредственным произведением искусства. Но чаще рисунок имеет самостоятельное значение. Это может быть и маленький, тщательно проработанный лист, и рисунок большого формата, причем выполненный не обязательно на бумаге. Основой может служить и картон, и ткань, и холст, а инструментом - любой материал (уголь, соус, сангина, карандаш, пастель, тушь и пр.). Сама экспозиция представляла широкое разнообразие направлений - от классической штудии (карандаш, бумага) до всевозможных материалов языка модерна, пер-формансов, инсталляций, превращавших рисунок в объемное, экспрессивное произведение искусства, в некий «модуль» творчества нашего времени. Выставка «Последние рисунки XX века» стала для ее создателя определенным итогом в проведении тематического блока экспозиций и толкнула на поиски новых форм как в построении выставочного пространства, так и в самой
идее качества его наполнения. Объединяющее начало различных видов искусства, синтез слова и звука, звука и цвета, линии и жеста, знакомство с художниками, музыкантами, литераторами, артистами - все становится одним неделимым целым в программах изобразительного искусства Международного фестиваля «От авангарда до наших дней».
Идея синтеза, соединения различных форм подачи для достижения максимального результата зрительного воздействия актуальна и по сей день: «...средства различных искусств совершенно различны. Звук, краска, слово. В конечном внутреннем основании эти средства совершенно одинаковы: конечная цель стирает внешнее различие и открывает внутреннюю тождественность» . Необходимость создания новых систем воздействия, где «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех» , представляется культурным бесконечным процессом, при котором «синтез есть одновременно финал и процесс» . Различные виды искусств, воссоединяясь, образуют «многомерное пространство, где
10
сочетаются и спорят друг с другом» , независимо от этого являются неделимым целым эстетическим объемом, подчиняющимся общей идее. Все вышеуказанные качества воплотились в новом цикле выставок молодых художников фестиваля «От авангарда до наших дней» под общим названием «Надежда»". Уже на первой выставке из этой серии Олег Яхнин сразу определил ее образ и структуру.
Помимо синтетического начала выставка имеет и просветительское значение. Экспозиция условно делится как бы на две составляющие: показ творчества молодых художников, выступающих самостоятельно, и раздел «Мастер и Ученик», на основе которого можно проследить развитие ведущих петербургских школ. Начинающие художники Санкт-Петербурга и мастера из Академии художеств, Института декоративно-прикладного искусства, Академии
печати, Училища им. Н. Рериха, частных студий представили вместе с кругом своих учеников широкий диапазон творчества: живопись, графику, скульптуру, текстиль, книгу, фото, куклу, моды, арт-объекты, театральные постановки. Первую и последующие выставки из серии «Надежда» можно рассматривать как некое произведение, «пространственный объект», живущий по своим законам; где факт неоднородности экспонируемых произведений, их разный качественный и профессиональный уровень, а также синтетическое соединение различных видов искусства, их построение в экспозиционной среде зала работают на общий замысел куратора.
Подход в проведении такого рода мероприятий является таким же творческим актом, как написание произведения, а скорее, целого цикла работ. Первоначально где-то в глубине зреет неясный замысел, затем он приобретает определенные очертания, формируется в конкретные образы, которые творец оттачивает, отсекает лишнее, придает неповторимый и законченный вид.
Однако если со своим замыслом художник работает один на один, то в данной ситуации от куратора необходимо знание целого комплекса сложнейших механизмов: социальных, психологических, подвижного, гибкого мышления и мобильного владения ситуацией, что дано далеко не каждому: «Кураторский проект выходит за границы искусства, так как требует места, времени, средств и права на свою реализацию. Следовательно, он вторгается в общественную, экономическую и политическую реальность, превращаясь в прокуратора (дословно - управляющий хозяйством), что требует исполнения самых различных ролей:
юриста, художника, котировщика, игрока, менеджера, знатока философских стратегий и т. д.... фигура куратора становится рав-
12 V
ноправным моментом искусства» . Как было справедливо замечено выше, только глубоко творческая личность способна наиболее объективно составить полную картину происходящего в нашей действительности, где все процессы, возникающие в русском искусстве, умудряющемся существовать в различные эпохи «смутных» царств и «тоталитарных» режимов, всегда вопреки, а не благодаря, в силу «загадочности русской души», вызывали и вызывают живейший интерес, дискуссии и споры, среди которых проблемы творчества, особенно молодых художников, наиболее очевидны.
Всем, кто побывал на выставках из серии «Надежда», была предоставлена возможность увидеть целый срез искусства, оценить сложность и разнообразие творчества с образцами классической школы и неожиданными, порою откровенно вызывающими, ультрасовременными поисками начинающих художников и известных, ведущих преподавателей, мастеров Санкт-
13
Петербурга, России и других стран .
Таким образом, современные технологии выставочной деятельности являются прямой производной организационной работы куратора выставочного проекта. Одни становятся несостоятельными и отмирают, другие совершенствуются, видоизменяются, выполняют функции и требования современных условий существования, расширяя границы своей деятельности. И одним из ярких примеров творческого эксперимента лаборатории современного искусства служит ежегодная выставка молодых художников «Надежда».
ПРИМЕЧАНИЯ
'Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 254.
Выставка «Восемь версий о России» проходила во дворце Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге в 1993 г. Участники: А. Совлачков, Н. Сажин, В. Тюленев, Э. Кочергин, Л. Солодов, В. Ватенин, Б. Забирохин, О. Яхнин.
Международный фестиваль изобразительного искусства «От авангарда до наших дней» был проведен впервые в 1990 г. товариществом «^-3», состоящим из петербургских композиторов: И. Рогалева, И. Воробьева, Е. Хаздана, А. Тихомирова, Л. Резетдинова.
На экспозиции был представлен широкий диапазон работ: от М. Врубеля, И. Билибина, К. Малевича, В. Лебедева, П. Митурича, А. Родченко, П. Филонова, Т. Глебовой, В. Стерлигова до Г. Богомолова, 3. Аршакуни, А. Васильева, Ф. Волосенкова, А. Белкина, В. Вильнера, Р. Доминова, В. Духовли-нова, В. Михайлова, В. Овчинникова, О. Яхнина, Е. Фигуриной, М. Шемякина, Т. Новикова.
К примеру, на одной из фестивальных выставок в Большом зале Союза художников работа В. Бегиджанова занимала целую стену, а весь второй этаж был наполнен малыми формами печатной графики и экслибрисом.
Выставка «Последние рисунки XX века» была представлена в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» в 2000 г.
Кандинский В. О сценической композиции. Изобразительное искусство. 1919. № 1. С. 39.
8 Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911-1914. Т. 7. С. 74. -
9
Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994. С. 53.
10Барт Р. Указ. соч. С. 388.
11
Выставка молодых художников «Надежда» проходит в рамках Международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней» каждый год в начале марта в Большом зале Союза художников. Первая выставка состоялась в 2003 г., вторая - 2004 г., третья - 2005 г., четвертая - 2006 г. К открытию каждой выставки выпускается цветной каталог фестиваля, выполненный в едином стиле.
Автор фирменного стиля и дизайн-макета - Олег Яхнин.
12
Савчук В. Экспозиция куратора: Доклад, прочитанный на теоретической конференции на выставке «Петербург-98» // Каталог ежегодной выставки новых произведений петербургских художников «Петербург 99». СПб., С. 103.
В настоящей экспозиции были представлены более 200 художников Санкт-Петербурга, России, в том числе работы авторов из Мексики и Израиля.