Научная статья на тему '2004. 02. 049-051. Китай: банковские и валютные проблемы'

2004. 02. 049-051. Китай: банковские и валютные проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ КНР / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 049-051. Китай: банковские и валютные проблемы»

ЭКОНОМИКА

2004.02.049-051. КИТАЙ: БАНКОВСКИЕ И ВАЛЮТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

2004.02.049. DE ROSARIO L., Private investors penetrate market // Banker. -L.,2003. - Vol.15, N 929. - P.104-106.

2004.02.050. Banking in China: building on strength// Ibid. - P.108-109.

2004.02.051. DEAL F. Exchange rate matters // Ibid. - P.110-112.

Де Росарио Л. (Шанхай) (049) отмечает, что в банковской сфере КНР по-прежнему господствует государственный сектор. Среди крупнейших банков действует только один частный банк, созданный в 1996 г. «как эксперимент и политический символ банковских реформ» (049, с.104). К частным компаниям, лоб-бирующим банковские лицензии, правительство относится с подозрением, однако будет вынуждено учитывать проникновение частного капитала в городские коммерческие банки (КБ) (малые банки принадлежат местным властям): в последние 2 года по крайней мере полдюжины частных объединений спокойно впрыскивали капитал в КБ и участвовали в их советах директоров.

«Еще много людей сопротивляется, но центральное правительство хочет провести несколько экспериментов с частными банками», - говорит доктор Фань Гань, глава Пекинского института национальных экономических исследований. Он и другие экономисты считают, что частные банки помогут решить крупную финансовую проблему Китая -нехватку банковских кредитов мелким и средним предприятиям: хотя частный сектор дает более 60% китайского ВВП, он получает только около 340% всех банковских кредитов страны, поскольку госбанки предоставляют займы только госпредприятиям.

КБ - небольшие, гибкие и быстро растущие - образовались 10 лет назад в результате слияния почти 5 тыс. переживавших трудности небольших сельских кредитных кооперативов, в которых участвовали местные власти, госпредприятия и некоторые частные инвесторы; многие из них были выкуплены КБ.

Городские власти приветствуют вложения капитала в свои КБ, для привлечения внешних инвесторов, они часто переводят плохие долги в местные компании по управлению активами. Например, Вэньчжоу КБ скоро станет дефакто частным банком с долей частных инвесторов более 80% акций; его приватизация началась в апреле 2002 г., когда основной капитал вырос с 290 млн. юаней (35 млн. долл.) до почти 500 млн. и плохой долг в 700 млн. юаней был переведен в поддерживаемую властями

компанию по управлению активами. Предполагается, что в 2003 г. закончится размещение акций, и тогда доля властей и других государственных компаний снизится с 52 до 10% (049, с.106). В КБ Ханьчжоу капитал должен также почти удвоиться до 1 млрд. юаней, как только 1,8-миллиардный плохой долг будет переведен в компанию по управлению активами; здесь городские власти планируют в 2003 г. сократить свою долю акций с 70 до 30%, а новые частные партнеры из Пекина, Шанхая и Чжэньяна будут владеть более чем половиной акций банка. В обоих случаях планы держатся в секрете, поскольку центральное правительство еще не дало окончательных распоряжений о реструктуризации. Инвесторами обычно становятся успешные частные бизнес-группы, уже инвестировавшие в охрану и страхование. Так, группа Дэлун (провинция Синь-цзян) с активами в 1,6 млрд. юаней и ранжированная в 2002 г. журналом «Фербс» на 27-м месте, инвестировала 370 млн. юаней в четыре КБ в обмен на 9-40% доли акций в каждом из них (049, с.106).

Иностранные инвесторы также заинтересованы вкладывать капитал в КБ: Международная финансовая корпорация МБ с 1999 г. приобретала акции в трех китайских КБ, инвестировал в КБ канадский Скотэбанк и т.д. «Реструктуризация активов осуществляется повсеместно с большим энтузиазмом на местах, но реакция Народного банка Китая - равнодушная» (049, с.106). Ему еще предстоит издать правила вхождения частного капитала в банковское дело. Тем временем частные инвесторы мобилизуют поддержку ученых, специалистов, местных властей; предлагается, в частности, чтобы частный банк имел зарегистрированный капитал не менее 1 млрд. юаней, один инвестор имел не более 8% акций, была система гарантирования вкладов, чтобы не отпугивать вкладчиков и малых банков.

Деятельность Банка Китая - крупнейшего валютного банка страны - (050) очень активизировалась в конце 2002 - начале 2003 г., несмотря на спад в мировой экономике, атипичную пневмонию и войну в Ираке; его прибыль выросла за 4 месяца 2003 г. на 31% по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составила 17,2 млрд. юаней. Для Банка Китая, как и для всей китайской банковской системы, важнейшей является проблема плохих кредитов, Банку Китая удалось за 4 месяца сократить их на 1,8% и списать 12 млрд. юаней (050, с.108). В 2003 г. банк увеличил местные и валютные депозиты, последние составляют 68 млрд. долл.

В 2003 г. приоритетными клиентами Банка Китая были ключевые растущие отрасли - электроэнергетика, нефтехимия, телекоммуникации

и транспорт; банк защищал туристические и авиакомпании и другие отрасли, которые терпели убытки из-за эпидемии атипичной пневмонии; в то же время из-за нее на 57% вырос объем электронного банковского бизнеса.

В июле 2002 г. в Гонконге начало действовать отделение Банка Китая, которое стало первым китайским банком, действующим на валютной бирже за пределами континентального Китая. В первый год своей деятельности Гонконгское отделение расширило свои поступления на 141%, до 6,7 млрд. гонконгских долларов, средняя прибыль на акцию за 2002 г. выросла с 7,3 до 12%; под влиянием атипичной пневмонии деятельность отделения несколько сократилась, но в целом оно устояло: общие депозиты снизились на 0,9% (050, с.108).

«Как флагман банковских реформ в Китае, имеющий самые большие международные связи из четырех крупных китайских банков, Банк Китая осуществляет рыночные, ориентированные на клиента и прозрачные операции» (050, с.109). С 2000 г. Банк Китая создал крепкую структуру корпоративного управления для снижения степеней риска и создания условий, которые требуют иностранные клиенты и инвесторы. Его революционная система управления риском, полностью начавшая действовать в 2002 г., была первой в банковском деле континентального Китая. На ближайший год основной целью Банка Китая объявлено усиление взаимодействия между корпоративным банковским делом, банковскими инвестициями и страхованием и дальнейшее укрепление своих позиций в Гонконге и в континентальном Китае.

Дил Ф. Дж. (Шанхай) (051) подчеркивает, что аналитики и торговые партнеры Китая одинаково утверждают, что китайская валюта -юань - давно и серьезно занижена и это дает китайским экспортерам несправедливые преимущества в торговле, создает трудности для других экспортеров в регионе и ставит вопрос о дальнейшем развитии китайского рынка капитала.

Теоретически юань привязан к корзине валют, но на практике ориентирован на американский доллар, что «делает любое решение о валютном курсе функцией политических и экономических приоритетов. Дешевый юань поддерживает экспортеров против дефляции и в то же время защищает местную занятость, которая является важнейшей заботой политиков» (051, с.110). Естественное желание поддерживать низкий валютный курс уравновешивается высоким и растущим объемом валютных резервов.

Курс юаня к американскому доллару был достаточно стабильным после упразднения в январе 1994 г. китайских валютных сертификатов; теоретически они предназначались только для иностранцев, но фактически использовались местным населением в качестве теневой иностранной валюты. После их отмены валютный курс колебался в узком интервале между 8,296 и 8,277 юаня за 1 американский доллар.

Быстрый рост экспорта увеличил объем китайской торговли в 2002 г. на 30,4%. Валютные резервы в марте 2002 г. составили 316 млрд. долл. и продолжали расти. Рынок наличной валюты вырос на 20 млрд. долл. только за два последних месяца 2002 г. и еще на 30 млрд. в первом квартале 2003 г. (051, с.110). Некоторые аналитики предполагают, что рост торговли вызван скорее увеличением объемов, чем ростом цен. Китайский экономист Э. Вонг (Гонконг) утверждает, что только глубокий спад в США сократил бы прирост китайской торговли настолько, что юань бы подорожал.

В конце 1994 г. годовая инфляция в Китае превышала 25%, затем с начала 1998 г. до 1999 г. продолжалась дефляция, а с начала 2002 г. она повторилась. Но в апреле 2003 г. цены выросли на 1%; поворот к инфляции объяснялся ростом цен на жилье и продукты, но он компенсировался сохраняющейся дефляцией в ценах на одежду, предметы домашнего обихода и других непродовольственных товаров. Т.Кондон, китайский экономист (Гонконг), по этому поводу замечает, что цены на непродовольственные товары устанавливаются мировым рынком и являются субъектами китайской дефляции благодаря преимуществам в производительности труда, а также постоянному тормозящему воздействию чрезмерных мощностей китайского госсектора; снижение занятости в госсекторе - отдельный дефляционный фактор, который, по мнению Кондона, будет сохраняться. В отличие от непродовольственных товаров цены на продовольствие и жилье отражают местные денежные условия: сильный рост денежных агрегатов - 16,8% в 2002 г. и предполагаемый рост в 18% в 2003 г. держат высокий уровень покупательского спроса. Сильный рост денежных агрегатов в значительной мере объясняется ростом валютных резервов, поскольку приток иностранной валюты не стерилизуется Народным банком Китая. Инфляционное давление постоянного роста денежной массы дополняется крупными инвестициями, часть которых идет в реальный сектор, а часть становится причиной повышения факторных цен.

США не очень противятся дешевому китайскому импорту, так как он поддерживает американское потребление даже при том, что в Китай направляется крупная доля американского экспорта. Более того, американские компании инвестируют в экспорториентированное производство в Китае. Более дорогой юань был бы выгоден Таиланду. Индонезии и Филиппинам, поскольку их экспорт во многом конкурирует с китайским. Дешевый юань благоприятствует китайскому экспорту, но мешает развитию рынков капитала в стране. Открытие рынков капитала для прямых и портфельных иностранных инвестиций будет само по себе несколько давить в сторону повышения стоимости юаня.

Падение доллара по отношению к евро помогает китайскому экспортному сектору и способствует росту китайских валютных резервов. Китайские экспортеры обязаны конвертировать значительную часть своей валютной выручки в юани, поэтому национальные финансовые органы держат в своих руках основную массу валютного рынка, и от них зависит решение о конвертируемости валюты для операций с капиталом.

Новое правительство в краткосрочном плане сохранит стремление к консенсусу, политика будет по-прежнему «реагирующей и прирастающей; волнения, вызванные атипичной пневмонией, отвлекли внимание руководства, отбив аппетит к любым инициативам, которые могут раскачать экономическую лодку» (051, с.112).

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.