Научная статья на тему '2004. 02. 040. Мехельф. Рис M. экологическая охрана Северного и Балтийского морей. Mechel F. , Reese M. Meeresumweltschutz fur Nord - und Ostsee im Ueberblick // Zeitschrift fur Umweltrecht. - Baden-Baden, 2003. - №5. -S. 320-329'

2004. 02. 040. Мехельф. Рис M. экологическая охрана Северного и Балтийского морей. Mechel F. , Reese M. Meeresumweltschutz fur Nord - und Ostsee im Ueberblick // Zeitschrift fur Umweltrecht. - Baden-Baden, 2003. - №5. -S. 320-329 Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
105
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ / РЫБОЛОВСТВО -МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 02. 040. Мехельф. Рис M. экологическая охрана Северного и Балтийского морей. Mechel F. , Reese M. Meeresumweltschutz fur Nord - und Ostsee im Ueberblick // Zeitschrift fur Umweltrecht. - Baden-Baden, 2003. - №5. -S. 320-329»

Список литературы

1. Cheyne I. The definition of waste in EG law // J. of environmental law. — Oxford, 2002. -Vol. 14, N1.-P. 61-75.

2. Lee M. Waste and liability in environmental law // Ibid. - P. 75-85.

3. Ogus A., Abbot C. Sanction for pollution: Do we have the right regime? // Ibid. — Vol. 14,N3.-P. 283-301.

4. Pike J. Waste not want not: An (even) wider definition of «waste» // Ibid. -Vol. 14, N l. -P. 197-209.

5. SimilaJ. Pollution regulation and its effects on technjkjgical innovations // Ibid. —Vol. 14, N3.-P. 283-301.

2004.02.040. МЕХЕЛЬФ. РИС M. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОХРАНА СЕВЕРНОГО И БАЛТИЙСКОГО МОРЕЙ.

MECHEL F., REESE M. Meeresumweltschutz für Nord - und Ostsee im Ueberblick // Zeitschrift für Umweltrecht. — Baden-Baden, 2003. - №5. -S. 320-329.

Конференция министров стран-участниц конвенции по охране Балтийского моря и северо-восточной Атлантики, прошедшая весной 2003 г., установила, что охрана морей остается одной из основных проблем европейской экологической политики. Реферируемая статья является обзором актуальных режимов и субъектов охраны в сегодняшней экологической ситуации.

В первой части рассматривается современное состояние окружающей среды Северного и Балтийского морей. По данным природоохранных организаций и научных исследований, выделяются следующие основные причины плохого экологического состояния этих морей: а) ловля рыбы. Популяция промысловых рыб в рассматриваемом регионе меньше количества, необходимого для «биологической уверенности», это значит, что под угрозой репродукция видов; б) внесение питательных веществ. В связи с внесением в морские воды питательных веществ, в первую очередь фосфатов, происходит искусственное увеличение фитопланктона, что провоцирует нехватку кислорода, которая ведет к вымиранию животных, растений и иных организмов, обитающих на дне моря; в) загрязняющие вещества. Хотя времена сильного загрязнения морей тяжелыми металлами уже прошли, кадмий до сих пор остается одной из сложнейших экологических проблем. То же можно сказать и о загрязнении морей

143

2004.02.040

органическими веществами. Несмотря на существующий уже несколько лет полный запрет сбросов ДДТ, линдана, концентрация этих веществ в некоторых районах по сей день превышает предельно допустимые нормы. Нефть и ее компоненты, попадая в морскую воду с кораблей или установок по добыче нефти, наносят тяжелый удар по экологическому состоянию морей и прибрежных районов в целом; г) суда. Нелегальные сбросы загрязненных вод и отработанных масел с судов являются основной причиной загрязнения поверхности вод Север-ного и Балтийского морей, причиной гибели птиц. После полного запрета мытья нефтяных танкеров (1999) отмечается заметное уменьшение загрязнений. Суда также являются виновниками 45% эмиссий сероводорода в ЕС; д) строительство.

Часть вторая - «Основные субъекты и режимы охраны морской окружающей среды». Основой международно-правовой охраны морей является Соглашение ООН по морскому праву, которое устанавливает общие обязанности стран-участниц по охране морей. В соответствие с этим Соглашением государства обязаны охранять окружающую среду морей (ст. 192) и обладают суверенным правом использования морских природных ресурсов при соблюдении определенных экологических требований (ст. 193). Часть XII Соглашения закрепляет обязанности стран-участниц: не допускать загрязнения морской окружающей среды (ст. 194); всемирное и региональное сотрудничество при разработке права охраны морской среды (ст. 197—201); постоянное наблюдение и экологическая оценка морской окружающей среды (ст. 204-206).

Предписания по загрязнению морей в связи с судоходством тоже очень детализированы. Помимо обязанностей, закрепленных ст. 211 и 220 за прибрежными государствами, Соглашение обязывает корабли под флагами государств-участников выполнять требования по уменьшению загрязнений (ст. 217). Интересным с экологической точки зрения является право прибрежных государств вносить в Международную морскую организацию специальные защитные меры по предотвращению загрязнений моря судами, в том числе загрязнения так называемых «особенно чувствительных морских территорий». Среди региональных соглашений и инициатив по охране Северного и Балтийского морей авторы выделяют Соглашение ОС ПАР 1992 г. по охране морской окружающей среды и северной Атлантики, вступившее в силу 25.03.1998г. Цель этого соглашения - оградить

окружающую среду Северной Атлантики от рисков антропогенных загрязнений, исходя из принципов «предупреждение» и «причини-тель платит». Для соблюдения предписаний Соглашения создана ОСП АР-Комиссия, состоящая из правления, двух комитетов, девяти рабочих подгрупп. Однако Комиссия не располагает эффективными санкциями в случае несоблюдения участниками предписаний Соглашения. Хельсинкское соглашение стало основой взаимодействия стран Балтийского региона по охране Балтийского моря. В приложениях к Соглашению закреплены конкретные меры по снижению загрязнений. На совместной конференции министров в июне 2003 г. впервые Комиссии ОСПАР и Хельсинкского соглашения работали совместно. Международная конференция по охране Северного моря объединяет компетентных министров стран региона, но не является полномочным органом с точки зрения международного публичного права. Среди инициатив конференции выделяются: 50%-ное снижение внесений питательных и токсических веществ в период с 1985 по 1995 г.; снижение на 70% диоксидов, кадмия и свинца и пр.

Европейский союз является самым могущественным субъектом в деле охраны Северного и Балтийского морей, так как объединяет страны, в первую очередь ответственные за рыбную ловлю, выбросы загрязняющих веществ, охрану вод в регионе. Отдельные страны в своих действиях, направленных на охрану окружающей среды в Северном и Балтийском морях, руководствуются как вышеназванными предписаниями международного публичного права, так и нормативными актами ЕС.

Третья часть реферируемой статьи посвящена основным вопросам охраны морской среды. Рыбная ловля была и остается одной из основных проблем международного права, в том числе и права охраны окружающей среды. В соответствии с соглашением ООН по морскому праву для Северного и Балтийского морей действует правило, что прибрежным государствам принадлежит право пользования живыми природными ресурсами в их исключительных экономических зонах. Абзац 1 ст.61 Соглашения обязывает государства устанавливать квоты на вылов рыбы. В настоящее время в компетенции ЕС - регулирование «устойчивого пользования рыбными ресурсами» как часть концепции устойчивого развития, установление рамочных условий для рыбного хозяйства в регионах Северного и

145

2004.02.041-042

Балтийского морей, к которым относится применение экологичных технологий.

ОС ПАР-Комиссия и Комиссия ЕС поставили перед государствами-участниками цель к 2010 г. добиться полной очистки морской среды от ойтропогенных загрязнений. Для решения проблемы внесения в морскую воду питательных веществ была разработана директива ЕС по нитратам (Nitrat-Richtlinie 91/676/EWG от 12.12.91.), которая направлена на сокращение внесения в морскую воду питательных веществ из сельскохозяйственных источников. Вопрос слива сточных вод в морские воды, по мнению авторов статьи, ЕС еще предстоит решить.

Для увеличения безопасности судоходства проводятся следующие мероприятия: утверждение специальных технических требований к судостроительству, уровню образования капитанов и моряков; улучшение навигации; избежание аварий посредством улучшения межгосударственной' координации; введение санкций за нарушение правил судоходства. ЕС приняло Директиву 2000/59/EG от 27.11.2000 г., касающуюся правил сбора отходов с судов во всех портах стран-участниц.

В.Н.Гиряева

2004.02.041-042. ДИРЕКТИВА ЕС О СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ. (Сводный реферат).

2004.02.041. ХЕНДЛЕР Р. ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЯ ДИРЕКТИВЫ ЕС ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ. HENDLER R. Der Geltungsbereich der EG-Richtlinie zur strategischen Umweltpruefung // Natur und Recht. - B., 2003. - H. l. - S. 1-11.

Принятая в 2001 г. Директива ЕС по стратегической экологической оценке1 с 21 июля 2004 г. будет имплементирована в германское законодательство. Директива касается необходимости экологической оценки определенных планов и программ. Однако до сих пор нет

' Полное название: Директива 2001/42/ЕС Европейского парламента и Совета от 27 июня 2001г. о проверке экологических воздействий определенных планов и проектов (Richtlinie 2001/42/EG des Europaeischen Parlaments und des Rates vom 27. Juli 2001 ueberdie Pruefungder Umweltauswirkungen bestimmter Plaene und Programme). Далее везде в тексте реферата, как и в тексте статьи, настоящая Директива будет называться «Директива о стратегической экологической оценке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.