партии, профсоюзы, женские и молодежные организации. Наряду с общественными объединениями говорится о хозяйственных коллективах разного рода (например, кооперативы и акционерные общества), религиозных объединениях, т.е. тенденции конституционного развития свидетельствуют о возрастании их роли в обществе.
Современные конституции создаются и с учетом социального партнерства, сотрудничества во имя общей цели - экономического, социального прогресса. Такие нормы находят концентрированное выражение в положениях о сотрудничестве, в том числе работников и работодателей. Вместе с тем, у разных групп населения есть свои, групповые интересы. Конституции в связи с этим должны содержать нормы о состязательности, весьма важными являются нормы об особой защите трудящихся (как особого и основного коллектива) со стороны государства.
Что касается этнических коллективов и их отношений с государством, то в конституциях предусматривается территориальная, национально-культурная автономия, соответствующий опыт имеется в конституциях Бразилии, Колумбии, Австрии, Венгрии, Швеции, Норвегии, Финляндии. Принят закон о национально-культурной автономии в России (1996).
Большое внимание уделено в работе модели конституционного регулирования организации государства. Наиболее подробно автор анализирует особенности конституций современных федеративных государств, проблемы соотношения государственной власти федерации и ее субъектов. Отражаются изменения в федеративных отношениях в России (о федеративном вмешательстве или федеральном принуждении, о федеральном правлении, об участии субъектов в решении общефедеральных вопросов, о самостоятельности субъектов федерации в их внутренних делах и т.д.), которые произошли в последнее десятилетие в стране.
А. И. Моргунова
2004.02.008. ВОРОБЬЕВ В .П. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ. - М.: Нац. обозрение, 2002. -319с.
В работе дается комплексный анализ конституционно-правовых аспектов возникновения государства Израиль (гл. 1), правового статуса личности (гл. II), положения и функционирования его
высших органов власти, освещены особенности избирательной системы, место и роль Верховного суда в государственно-правовой системе Израиля (гл. III).
Правовая система Израиля сложилась в результате нормотвор-ческой деятельности сионистских организаций и учреждений Ишува под влиянием оттоманского права и британского мандатного законодательства. Отсутствие писаной конституции объясняется различными причинами, в том числе резко отрицательной позицией религиозных кругов.
В настоящее время конституционными основами израильского государства являются принимаемые Кнессетом основные законы.
Автор подчеркивает, что в принципе Основной закон не выше обычного закона, поскольку положения основных законов, за исключением серьезных оговорок, могут быть отвергнуты или пересмотрены простым большинством в Кнессете. Такая ситуация способствует определенной политической нестабильности и уменьшает значение этих законов.
Принято считать, что процесс создания конституционных основ государства Израиль берет свое начало с 1958 г. Именно в этот период Кнессет приступил к принятию основных законов.
Рассматривая особенности принятия основных законов, автор отмечает, что в совокупности основных законов имеются лишь несколько «жестких статей», которые требуют специального большинства для их изменения и включения поправок. Среди этих статей названы следующие:
- в Основном законе о Кнессете ст. 4, регулирующая порядоквыборов, которая может быть изменена только абсолютнымбольшинством голосов депутатов Кнессета, т.е. 61 голосом;
- в этом же законе ст. 44, которая «защищает» данный Основной закон от ордонансов о введении чрезвычайного положения встране, требует при принятии поправок квалифицированного большинства голосов депутатов Кнессета, а именно 80 голосов. В случаеизменения Кнессетом чрезвычайного положения правительствообязано приостановить, изменив или аннулировав ордонансами,любой закон на срок не более трех месяцев, в связи с чем Основнойзакон о Кнессете имеет особый статус в этом смысле;
— Основные законы о правительстве и о профессиональной свободе требуют в подобных случаях абсолютного большинства голосов депутатов израильского парламента.
Длительное время ст. 4 Основного закона о Кнессете по сути была единственной в законодательстве и служила реальной базой конституционного контроля в стране. Эта статья считается одной из ключевых для израильской политической системы, поскольку она устанавливает порядок выборов в стране - пропорциональную избирательную систему.
Действующие в настоящее время в Израиле основные законы регулируют главным образом конституционные аспекты деятельности государства: парламент, правительство, президента, армию и т.д.В 1992 г. были приняты три основных закона: о правительстве, о профессиональной свободе и о достоинстве и свободе. Это событие получило в израильской юридической литературе название «конституционная революция» и дало повод некоторым исследователям утверждать, что страна тем самым практически получила писаную конституцию.
В принятых Кнессетом двух законах о правах и свободах человека религиозные организации и партии увидели для себя опасность. Иудаизм играет в Израиле очень важную политико-правовую роль. Характерной особенностью иудаизма является то, что эта религия присуща лишь одной нации, ставящей во главу угла «не личность, а еврейский народ как общность».
Сложными остаются отношения между религией и государством. Израиль не является теократическим государством. Однако существует и другая точка зрения, согласно которой в Израиле есть «официальная религия (иудаизм)» и полуофициальная религиозная организация в лице ортодоксального раввината. Некоторые религиозные нормы, действующие в стране, противоречат принципам демократии, принятым в государствах с либерально-демократическими режимами. Общепризнанным является и то, что Израиль не Может осуществлять свободу вероисповедания во всей ее полноте, поскольку в сфере семейного права и ряде других областей действует религиозное право (Галаха).
С ситуацией, когда религиозные круги «вмешиваются» в гражданскую жизнь, не могут согласиться светские руководители страны. Бывший глава правительства Израиля Э. Барак 20 августа 2000г.
вынужден был провозгласить ' начало «антиклерикальной революции», в ходе которой предполагалось упразднить привилегии ортодоксальных иудеев и законы, ограничивающие права евреев, ликвидировать министерство по делам религии.
Главный принцип, лежащий в основе взаимоотношений между религией и государством, состоит в том, что в Израиле религия фактически не отделена от государства. Его законы используются как для придания нормативного статуса религиозным институтам, так и для соблюдения религиозных постулатов, что негативно отражается на ситуации с правами человека.
Прямое избрание премьер—министра в Израиле имеет принципиальное значение не только для развития политической и государственной систем, но по сути это нововведение означало настоящую «конфискацию» суверенитета Кнессета политическими партиями, а точнее их руководством.
Основной закон о правительстве 1992 г., вводящий прямые выборы премьер-министра, привел к значительному усилению его позиций. Премьер-министр имеет право, с согласия президента (подобной практики нет ни в одной стране), досрочно распустить Кнессет, если сочтет, что большинство депутатов, выступающих против политики правительства, делают невозможной его нормальную деятельность. И хотя данный Основной закон предусматривает определенную форму парламентского контроля за деятельностью кабинета, он же фактически ставит правительство на первое место в системе высших органов государственной власти.
Сосуществование пропорциональной системы при парламентских выборах и порядок выборов главы исполнительной власти всеобщим и прямым голосованием, хотя он и остается ответственным перед Кнессетом, представляется уникальным в мировом масштабе.
Функции президента также значительно трансформировались после введения системы прямых выборов главы правительства. Президент потерял в силу этого свои полномочия в качестве основного арбитра в политической жизни. С принятием же Основного закона о правительстве 2001 г. его роль была не только восстановлена, но и в определенной мере усилена.
В заключение автор отмечает, что в современном Израиле сложилась своеобразная ситуация в сфере правосудия, которая оказывает существенное влияние на взаимодействие основных ветвей
власти. На практике решения парламента и правительства автоматически подпадают под контроль Верховного суда, роль которого все более усиливается. Подобная тенденция, подчеркивает автор, рискует нарушить сложившееся равновесие в системе высших органов власти и управления Израиля и может привести к трансформации всей политической системы.
А. И. Моргунова
2004.02.009. ИСАЕВ М.А. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ НОРВЕГИИ. - М.: Муравей, 2001. - 213 с.
Впервые за последние полвека на русском языке вышло комплексное исследование, посвященное основам конституционного строя Норвегии. В работе большое внимание уделено истории конституционного развития Норвегии, проанализированы обстоятельства, повлиявшие на содержание действующей до сих пор Конституции 1814г., получившей название Эйдсвольской конституции. В книге указывается, что в момент создания Конституции на нее оказали значительное влияние: Конституция Франции 1791 г. (регулирование статуса королевской власти и закрепление принципа разделения властей); шведская Форма правления 1809г. (ответственность министров, контрассигнатура); Конституция Батавской (Нидерланды) Республики 1798 г. (разделение парламента на две части, не палаты); Конституция США 1787 г. (построение унии со Швецией, действовало до распада унии в 1905 г.); некоторые параграфы Норвежского Уложения 1685 г. датского короля Кристиана V (о роли и статусе церкви, положения продолжают действовать до сих пор); старонорвежское право эпохи викингов (представительная форма правления); международное право.
В связи с тем, что действующая Конституция Норвегии — старый акт, издание которого относится к другой эпохе, возникает вопрос о том, какими средствами обеспечивается ее неэффективность, ее действенность. В работе этот вопрос рассматривается в контексте теории «о первенствующем значении толкования конституции» (базирующейся на широком понятии действующего права, включающем конституционно-правовой обычай, и соответствующем толковании законодательства судами), которая позволяет, не меняя старой формы, вкладывать в нее новый смысл.