Научная статья на тему '2010. 01. 013. Хачим фалях Исмаил. Конституционное право стран ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Египет, Израиль, Иран, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Сирия). - М. : Библос консалтинг, 2009. - 248 с'

2010. 01. 013. Хачим фалях Исмаил. Конституционное право стран ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Египет, Израиль, Иран, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Сирия). - М. : Библос консалтинг, 2009. - 248 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
406
94
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Моргунова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2010. 01. 013. Хачим фалях Исмаил. Конституционное право стран ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Египет, Израиль, Иран, Кувейт, Марокко, ОАЭ, Сирия). - М. : Библос консалтинг, 2009. - 248 с»

2010.01.013. ХАЧИМ ФАЛЯХ ИСМАИЛ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И СЕВЕРНОЙ АФРИКИ (АЛЖИР, ЕГИПЕТ, ИЗРАИЛЬ, ИРАН, КУВЕЙТ, МАРОККО, ОАЭ, СИРИЯ). - М.: Библос консалтинг, 2009. - 248 с.

В книге рассматриваются специфические черты и особенности политических систем наиболее развитых государств «третьего мира». Выбор этих государств не случаен. Они представляют большой интерес именно потому, что за последние десятилетия в их государственно-политическом развитии произошли серьезные трансформации. Изучение государственно-правовых институтов этих стран дает представление о сущности процессов, происходящих в других странах Азии и Африки.

С момента обретения независимости Алжир сменил две Конституции. Первая была принята 10 сентября 1963 г. на всенародном референдуме и имела социалистическую направленность, закрепляла приверженность арабской и исламской культур. В 1976 г. также на референдуме были приняты Национальная хартия и новая Конституция. Последняя подтвердила социалистическую направленность Алжира и объявила Национальный фронт освобождения (НФО) единственной законно действующей политической партией страны. Конституция 1976 г. пересматривалась в 1986, 1989 и 1996 гг. Конституционный пересмотр 1986 г. был направлен на окончательное оформление органов государственной власти, в частности, были учреждены Законодательное собрание и институт Президента Республики, избираемого в ходе прямых всенародных выборов. Пересмотр подтвердил политическую монополию НФО, однако расширил роль частного сектора и несколько сократил социалистическую составляющую. Конституционная реформа 1989 г. окончательно ее нивелировала, а также отменила партийную монополию, позволив проводить выборы на основе многопартийности. Утвержденные на референдуме 1996 г. поправки к Конституции были направлены на построение сильной исполнительной власти во главе с президентом. Одна из главных поправок - запрет на формирование партий на языковой и религиозной основе. В настоящее время обсуждаются поправки к Конституции, позволяющие президенту переизбираться неограниченное количество раз.

В соответствии со ст. 174 и 177 Конституции инициативой по ее пересмотру обладает Президент Республики, % членов обеих палат парламента на совместном заседании. Президент выносит проект пересмотра на всенародный референдум. Отказ в одобрении народом закона о внесении изменений в Конституцию автоматически делает его недействительным, и он может быть вынесен повторно на референдум только в следующую легислатуру.

Статья 176 предусматривает упрощенный порядок внесения изменений в Конституцию при следующих условиях: когда по мнению Конституционного совета проект не затрагивает основных принципов организации алжирского общества, прав и свобод человека и гражданина, а также не влияет на баланс ветвей власти. В этом случае, а также при условии, что проект одобрен % голосов членов обеих палат парламента, Президент Республики может промульгировать закон о внесении изменений в Конституцию без вынесения его на референдум.

Конституция устанавливает жесткий список положений, которые не подлежат конституционному пересмотру: республиканская форма правления, основанный на многопартийности демократический строй, государственная религия ислам, фундаментальные права и свободы человека, территориальная целостность.

Формой правления Арабской Республики Египет по Конституции 1923 г. являлась наследственная монархия, а Конституции 1956, 1964 гг. и ныне действующая Конституция 1971 г. закрепили республиканскую форму правления. Конституции 1964 и 1971 гг. к понятию «демократическая форма правления» добавили определение «социалистическая». Арабская Республика Египет стала государством с социал-демократическим строем, опирающимся на трудящихся.

После реформы 1980 г. Конституция была дополнена главой седьмой, состоящей из двух разделов: о Совете-шуре и информационной власти. Мнение Совета-шуры распространяется на следующие случаи: 1) предложения по изменению норм Конституции;

2) проект общего плана экономического и социального развития;

3) международные договоры о мире и сотрудничестве и все договоры, связанные с изменением территории государства или затрагивающие его суверенитет; 4) законопроекты, вносимые президен-

том республики; 5) все обращения президента республики в Совет по вопросам политики государства.

Шиитское движение и религиозные деятели шли в авангарде тех, кто сформулировал общенациональные и принципиальные основы принятия Конституции Исламской Республики Иран, специфика которой состоит прежде всего в том, что она строится на основе исламских традиций. Среди конституционных принципов следует назвать: невмешательство во внутренние дела других государств, поддержку борьбы эксплуатируемых против эксплуататоров в любой точке земного шара, право на труд и обеспечение таких его условий, которые призваны положить конец эксплуатации человека человеком, свобода собраний и мирных демонстраций, свобода создания религиозных партий, политических и профессиональных организаций и союзов, не вступающих в противоречие с принципами Исламской Республики, свобода печати, свобода совести и т. д.

Особенность организации высших органов государственной власти республики заключается в том, что над тремя традиционными ветвями власти находится так называемый «высший орган» -Совет экспертов, состоящий исключительно из факихов, в компетенцию которого входит избрание из своего состава «самого умного и справедливого факиха», называющегося куратором республики. Законодательная власть в Иране представлена Консультативным советом (меджлис-шура или Совет-шура). В Конституции рассматриваются прерогативы исполнительной власти, начиная с президента, министров и заканчивая армией и войсками революционной гвардии.

В Государстве Израиль отсутствует консолидированная конституция, и все государственно-правовые и гражданские отношения регулируются основными законами. Противоречивые точки зрения по вопросу необходимости принятия Конституции Государства Израиль существуют до сих пор. Сторонники считают принятие конституции нужным ввиду следующих аргументов: 1) еврейский народ должен иметь единый документ, который определяет официальную государственную политику, так как конституции стран, откуда приехал израильский народ, не выражают его интересов; 2) для такого современного и демократического государства, как Израиль, необходима конституция, которая определила бы пра-

вовое положение личности, с одной стороны, и компетенцию государственных органов - с другой; 3) необходимо принять конституцию в соответствии с решением ООН от 29 ноября 1947 г.;

4) конституция обычно защищает меньшинство от большинства;

5) конституция ограничивает власть и защищает права и свободы граждан.

Президент Израиля не может входить в состав парламента и принадлежать к какой-либо партии. С 2000 г. переизбрание президента на новый срок не допускается. Президент избирается кнессе-том сроком на семь лет. Важнейшая роль в жизни израильского общества принадлежит правительству. Оно относится к числу парламентских правительств, по способу формирования премьер-министр является главой правительства и самой влиятельной политической фигурой Израиля.

Основной закон не содержит отдельного пункта, в котором бы перечислялись полномочия правительства. Оговорены лишь остаточные полномочия правительства: правительство уполномочено совершать от имени государства любые действия, которые не относятся к компетенции других органов.

Парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти осуществляется различными способами, но наиболее своеобразным из них является институт государственного контролера (аналогичный институту омбудсмана). Он назначается Президентом Израиля на семь лет, закон предоставляет ему широкие полномочия. Контролер полностью независим и подотчетен только парламенту. Не являясь органом власти, он располагает весомыми полномочиями в сфере аудита государственных органов и проведения расследований.

Кувейт - одно из унитарных государств Персидского залива -по форме правления является дуалистической монархией, хотя в Конституции Кувейта подчеркивается, что это государство - конституционная монархия с демократическим политическим режимом. Исполнительная власть в Кувейте представлена эмиром, обладающим весьма широкими полномочиями, и советом министров. Законодательная власть представлена однопалатным парламентом (Национальный совет Кувейта).

Марокко - унитарное государство с монархической формой правления. Хотя в Конституции Марокко закрепляется конститу-

ционная монархия, объем полномочий монарха дает основания говорить о дуалистическом характере формы правления. Монарх обладает как законодательными, так и судебными полномочиями.

Объединенные Арабские Эмираты - государство с федеративной формой государственного устройства, образованное в 1971 г. путем соглашения между семью эмиратами. Глава государства и его заместитель избираются из числа членов Верховного совета союза сроком на пять лет с правом переизбрания. Глава государства в ОАЭ обладает широчайшими полномочиями, которые он осуществляет как единолично, так и через Верховный государственный совет и Совет министров.

Конституция Сирийской Арабской Республики была принята 12 марта 1973 г. на всенародном референдуме. Она закрепила, что Сирия является социалистическим государством, а экономика государства - плановая социалистическая, которая стремится к уничтожению всех видов эксплуатации человека человеком. Законодательная власть в Сирии представлена Народным советом, члены которого избираются всеобщими прямыми выборами при тайном голосовании. Президент страны избирается сроком на семь лет и обладает весьма широкими полномочиями. Высшим исполнительным и административным органом является Совет министров.

А.И. Моргунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.