Научная статья на тему '2016. 01. 007. Сапронова М. А. Электоральный процесс после «Арабской весны» (модификация государственных институтов в арабских странах на примере Алжира, Египта, Ливии, марокко, Сирии, Туниса). - М. : институт ближнего Востока, 2015. - 196 с'

2016. 01. 007. Сапронова М. А. Электоральный процесс после «Арабской весны» (модификация государственных институтов в арабских странах на примере Алжира, Египта, Ливии, марокко, Сирии, Туниса). - М. : институт ближнего Востока, 2015. - 196 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / НОВЕЙШИЕ КОНСТИТУЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 007. Сапронова М. А. Электоральный процесс после «Арабской весны» (модификация государственных институтов в арабских странах на примере Алжира, Египта, Ливии, марокко, Сирии, Туниса). - М. : институт ближнего Востока, 2015. - 196 с»

2016.01.007. САПРОНОВА М.А. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОСЛЕ «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ» (МОДИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В АРАБСКИХ СТРАНАХ НА ПРИМЕРЕ АЛЖИРА, ЕГИПТА, ЛИВИИ, МАРОККО, СИРИИ, ТУНИСА). - М.: Институт Ближнего Востока, 2015. - 196 с.

Ключевые слова: избирательное законодательство; электоральный процесс; «арабская весна»; многопартийность; конституционные реформы; новейшие конституции; органы государства; права человека.

В монографии известного российского специалиста по конституционному праву арабских стран М.А. Сапроновой проанализированы существенные обновления конституционного права Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Сирии и Туниса, произведенные в последние годы. Работа насыщена информацией, раскрывающей политическую составляющую данного процесса, роль различных политических партий в продвижении конституционных и законодательных изменений, их позиции по ключевым вопросам реформ. Вместе с тем большое внимание уделено анализу самих новых конституций и нового законодательства о выборах. Материал в монографии изложен по странам.

Тунис. Электоральный и конституционный процесс в Тунисе явился результатом стихийных волнений в декабре 2010 г., приведших к отставке президента Туниса Бен Али и выборам в Учредительное собрание. При этом политическая панорама страны серьезно изменилась: если ранее при формально провозглашенной многопартийности власть фактически осуществляла одна партия, то в процессе подготовки к выборам количество новых партий выросло многократно: к июню 2011 г. насчитывалось уже 95 зарегистрированных партий, и еще 145 в регистрации было отказано. Все это привело к раздробленности политических сил и победе исламской партии, наложило отпечаток на дальнейший конституционный и законодательный процесс, в ходе которого происходила борьба светских и исламских кругов.

Сначала была принята краткая Временная конституция от 6 декабря 2011 г., включавшая 26 статей, посвященных в основном полномочиям важнейших государственных органов и порядку принятия постоянной конституции. Постоянная конституция готови-

лась весьма тщательно: над ее проектом с 2011 г. работало шесть комиссий, а Национальная ассамблея проводила дебаты по каждой статье проекта. В ходе подготовки постоянной конституции продолжалась борьба между представителями светских и исламских кругов, поэтому одним из наиболее дискутируемых вопросов стало предложение о включении в конституцию статьи о шариате как основе законодательства. Однако в конечном итоге возобладала точка зрения, выраженная министром юстиции: поскольку тунисское законодательство в целом не противоречит мусульманскому праву, оно не нуждается в такой конституционной норме. Другой вопрос, который вызвал острые дебаты, относился к выбору формы правления между парламентарной или президентской республикой и взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей. Поскольку для арабского мира в целом характерно предпочтение президентских форм правления, введение новых элементов парламентарной демократии сопровождалось острой дискуссией. В результате достижения консенсуса по всем этим вопросам была принята Конституция 2014 г., состоящая из 146 статей. К ее особенностям автор относит следующие. Конституция имеет преамбулу, в которой говорится, что она принята «во исполнение целей революции 17 декабря 2010 г. - 14 января 2011 г.», приведены главные принципы тунисского государства (в том числе приверженность исламу, общечеловеческим ценностям, арабо-мусульман-ской идентичности, национальному единству и ряд других). Статья 1 Конституции содержит положение о том, что «Тунис - свободное, независимое и суверенное государство, его религия - ислам, язык -арабский», а ст. 2 объявляет Тунис гражданским государством, основанным на воле народа и верховенстве права. Конституционно установлен запрет на изменение обеих статей, что указывает на их особое значение. В Конституции закреплены разнообразные права человека, большое внимание уделено гарантированию прав женщин, этому посвящено несколько статей (в том числе положения о равном представительстве в избираемых органах власти и о мерах, исключающих насилие в отношении женщин). Принципиально новым и нехарактерным для других арабских стран является включенное в Конституцию право на воду (ст. 43), его появление на конституционном уровне связано с пессимистическими прогнозами аналитиков относительно перспектив обеспечения арабских стран

пресной водой в условиях происходящих климатических изменений. Новеллой в отношении парламента является признание оппозиции неотъемлемой частью Палаты депутатов в ст. 59 Конституции Туниса, что закрепляет итог достигнутого национального консенсуса между различными политическими силами. Впервые в систему государственных органов Туниса введен Конституционный суд, его статусу посвящена целая глава. Этот орган наделен в том числе полномочием рассматривать споры между президентом и премьер-министром.

Кроме того, в данной главе монографии анализируется Избирательный закон Туниса от 1 мая 2014 г. и проведенные после его принятия выборы парламента и президента страны.

Египет. В работе проанализировано несколько последних конституционных реформ, проведенных в Египте после уличных демонстраций 2011 г. и последовавшей за ними отставки президента Х. Мубарака. Первая из них была проведена сразу вслед за этими событиями в период временного военного правления Высшего совета Вооруженных сил. Состоялся референдум по изменению Конституции, в результате которого была отменена ст. 179 (в свое время поднявшая борьбу с террористами на конституционный уровень), внесены изменения в ст. 77, сократившие срок полномочий президента с шести до четырех лет и ограничившие переизбрание одним сроком (вместо переизбрания неограниченное число раз, как это было ранее). Кроме того, были ужесточены требования к кандидатам на пост президента (исключены лица с двойным гражданством, жена президента не может быть иностранкой и др.).

В результате второй конституционной реформы была принята Конституция 2012 г., которая содержала целый ряд новелл. В частности, преамбула была объявлена неотъемлемой частью конституции. В ней говорилось о мирной революции, «начатой молодежью, защищенной Вооруженными силами и поддержанной народом, собравшимся на площади Тахрир». Об историческом прошлом, включая этап строительства социализма, не упоминалось, тем самым было подчеркнуто начало нового периода в жизни египетского общества и государства. Упоминаемые в преамбуле принципы представляли собой сочетание демократических и исламских постулатов. В ст. 4 Конституции Египта 2012 г. право толкования норм, связанных с шариатом, было признано за мечетью и старей-

шим центром исламской мысли - университетом в Каире Аль-Азхар. Значительное место отведено в Конституции вопросам экономики: экономическим принципам было посвящено 17 статей, социально-экономическим правам - 16.

Третья конституционная реформа указанного периода была осуществлена 14-15 января 2014 г. - на референдуме была принята новая Конституция. За нее проголосовало 95% избирателей при явке 55% зарегистрированных избирателей. Новая Конституция, более объемная, чем предыдущая (247 статей по сравнению с 236) была разработана Конституционной комиссией, экспертизу осуществляли представители всех слоев египетского общества. Международные наблюдатели отметили отсутствие давления на избирателей в ходе проведения референдума.

К особенностям данного акта автор относит прежде всего наличие пространной преамбулы, в которой перечислены основные исторические и идеологические вехи развития Египта с упоминанием множества исторических государственных и религиозных деятелей (включая Моисея, Деву Марию, Мухаммеда Али и многих других). В ней также дана характеристика революции 2011 г., подчеркнута роль армии и религиозных организаций в этой революции. В качестве одной из целей государства называется «построение современного демократического государства с гражданским правительством». Отражены и общемировые проблемы, в частности указаны риски, «угрожающие существованию жизни на Земле».

По форме правления Египет остается смешанной республикой, но в систему органов власти внесены новшества: упразднена вторая палата парламента (Совет шуры), президент может распустить парламент только в прямо оговоренных в Конституции случаях с последующим вынесением решения на референдум, введены новые требования к кандидатам в президенты (обязательное прохождение военной службы), спорные вопросы, связанные с шариатом, вновь переданы в ведение Верховного конституционного суда (а не университета Аль-Азхар). Установлен запрет на создание политических партий на религиозной основе, что выводит исламские партии из политического процесса (если они не сменят название, уставы и программы). По вопросам свободы совести произошел возврат к формулировкам Конституции 1971 г., иудейским и христианским общинам предоставлено решение вопросов личного ста-

туса в соответствии с их законами. Самые спорные статьи относятся, по мнению автора, к военному ведомству, которое объявляется автономным институтом. Тем самым военные получают возможность влиять на политические процессы в стране.

Ливия. В данной стране процессы конституционного реформирования находятся в начальной стадии в силу сложности перехода от предыдущего 42-летнего периода правления М. Каддафи, во время которого в Ливии была разработана и воплощена особая система управления государством, получившая название джамахирии. Автор кратко характеризует некоторые ее особенности (в виде активного приобщения населения к политическим процессам, например утверждению местных бюджетов самим населением). После свержения М. Каддафи власть перешла к Переходному национальному совету. Поскольку ни одна политическая сила не могла взять под контроль рычаги управления государством, вооруженное противостояние различных группировок продолжалось, Переходный национальный совет оказался не слишком эффективным органом. Кроме того, он в своей политике не в полной мере учитывал специфику страны, например, изначально было заявлено о создании высоко профессионального правительства, в конечном счете пришлось отказаться от принципа профессионализма в пользу представительства племен. Политические элиты страны находятся в конфронтации по ряду существенных вопросов политики, они не имеют достаточного политического опыта выработки собственных концепций развития страны и идей об использовании неджамахи-рийских политических и государственных институтов. Свидетельством этого является и Избирательный закон 2012 г., содержащий «нестандартные» требования к кандидатам, способные повлечь многолетние процессы люстрации. Закон страдает и другими недостатками, относящимися к организации избирательного процесса.

Проблемы разработки и принятия новой Конституции страны обусловлены сложностью задачи определения формы правления, политического режима, основных направлений внутренней и внешней политики, т.е. фундаментальных аспектов функционирования государства. Выработка общегосударственной политики, объединяющей ливийские племена в условиях разобщенности, пока привела к противостоянию в Национальном конгрессе сторонников исламского пути развития и секуляристов. Эти процессы со-

провождаются разочарованием в новых органах власти населения, привыкшего во времена джамахирии чувствовать себя приобщенным к политике. Автор приводит статистические данные о существенном снижении участия населения в выборах.

Сирия. Сирия является многонациональным и поликонфессиональным государством, в котором алавиты, черкесы и друзы занимают ключевые позиции и являются большинством в армии и спецслужбах. Во время правления Б. Асада были приняты меры, увеличившие представительство суннитов в правительстве, руководстве партии Арабского социалистического возрождения, организациях крупного бизнеса и местных органах власти. Некоторое время в стране удавалось выстраивать сложное равновесие, обеспечивавшее определенное сирийское единство, важную роль в этом играла армия. Когда начались протестные выступления с требованиями отставки Б. Асада, был принят ряд законов (о политических партиях, о всеобщих выборах, о СМИ, о местном самоуправлении) и отменен режим чрезвычайного положения.

26 февраля 2012 г. был проведен референдум по проекту новой, девятой по счету, Конституции страны. Проект Конституции был подготовлен комитетом из 29 членов, назначенных Б. Асадом. Основные нововведения данной Конституции состоят в следующем. В новой Конституции отсутствуют любые упоминания о баа-сизме1, а также о социализме, социалистическом государстве, социалистической плановой экономике и т.д. В Конституции провозглашается многопартийность и запрет партий и политической деятельности на религиозной и этнической основе. Изменены положения о президенте, он избирается на семь лет, но не более двух сроков подряд, минимальный возраст поднят с 34 до 40 лет, закреплено требование проживания в стране не менее 10 лет (распространенное конституционное требование в сирийских условиях отсекает оппозицию, вынужденную в свое время эмигрировать). Президент по-прежнему наделен широким кругом полномочий и не может быть привлечен к ответственности «за действия, непосред-

1 Баасизм - от арабского «Баас» - возрождение, воскрешение - политическая идеология, ставящая целью создание объединенного арабского государства под руководством партии-авангарда и революционного правительства, возрождение арабской культуры и ценностей, использующая социалистическую идеологию, трактуемую в модернизационном аспекте.

ственно вытекающие из его компетенции, за исключением случаев обвинения в государственной измене».

Новая Конституция Сирии и предложенные правительством меры по демократизации страны не удовлетворили оппозицию, в стране продолжается вооруженное противостояние.

Алжир. Протестные акции в Алжире, начавшиеся в декабре 2010 г., были вызваны в основном безработицей и другими социальными проблемами, но под влиянием событий в Тунисе и резкого подорожания продовольствия они распространились по всей стране и приобрели политический характер. Президент в ответ объявил о начале политических реформ, отменил чрезвычайное положение, восстановил свободу проведения митингов и демонстраций и предоставил свободный доступ различным политическим партиям к радио- и телеэфиру. Была также увеличена минимальная заработная плата. В результате политической элите Алжира и стране в целом удалось избежать потрясений. Правительство обнародовало дату новых парламентских выборов (10 мая 2012 г.), был принят новый детальный (238 статей) Избирательный закон 2012 г., в котором были усилены демократические начала проведения выборов и меры по обеспечению контроля за их соответствующим Закону проведением. На основе этого акта были проведены выборы депутатов в парламент и выборы президента.

Марокко. В Марокко протестные акции начались в конце февраля 2011 г. с призывов в Facebook, которые вызвали мирные демонстрации под лозунгами ограничить власть короля и решить социальные проблемы. Марокканские власти оперативно среагировали на происходящее. 3 марта король Мухаммед VI предложил создать комитет по конституционной реформе, на основе предложений которого уже 3 июля был проведен конституционный референдум. Избиратели приняли в нем активное участие (73% избирателей, в предыдущих выборах участвовало 37%), и 98% участвовавших в нем одобрило Конституцию.

Новая Конституция Марокко от 2 июля 2011 г. состоит из 180 статей (на 72 статьи больше, чем предыдущая). Полномочия короля четко разделены на «незыблемые» (не могут быть в дальнейшем изменены) и «законодательные», которыми монарх делится с законодательной и исполнительной властью. Часть этих полномочий полностью передана главе правительства (назначение и

2016.01.008-011

освобождение от должности министров, роспуск нижней палаты парламента и др.), причем премьер-министром теперь назначается лидер партии большинства в парламенте. Полномочия парламента расширены, положения о парламентском контроле усилены (так, правительство теперь подотчетно только парламенту, король не упоминается). Конституционный совет преобразован в Конституционный суд и расширены его полномочия. Созданы новые органы государства, и они получили конституционный статус: омбудсмен, Совет марокканской диаспоры за рубежом, Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. В области обеспечения прав и свобод человека впервые закреплен приоритет норм международного права над национальным законодательством. Расширено конституционное регулирование статуса политических партий, профсоюзов, организаций и групп гражданского общества, каждой категории посвящен ряд статей. Берберский язык стал официальным языком государства наряду с арабским.

В целом приведенный в монографии материал свидетельствует о том, что в арабских странах даже при сходных ситуациях конституционные инструменты и реформы использовались с разной степенью эффективности. Во многих случаях, как отмечает автор, в настоящее время оценить ее не представляется возможным, для этого требуется время.

Г.Н. Андреева

2016.01.008-011. ОТРЕЧЕНИЕ МОНАРХА В ИСПАНИИ КАК ПОВОД ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ ПАРЛАМЕНТАРНОЙ МОНАРХИИ: Дискуссия. (Сводный реферат).

Ключевые слова: конституционное право; отречение монарха; парламентарная монархия; престолонаследие; акт отречения; глава государства; испанская монархия.

2 июня 2014 г. король Испании Хуан Карлос I де Бурбон в телевизионном обращении заявил о своем намерении отречься от престола. 19 июня 2014 г. в Официальном бюллетене государства был опубликован Органический закон 3/2014 от 18 июня 2014 г., который отразил данный факт отречения. Само по себе отречение от престола (абдикация) - древняя и к настоящему времени в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.