Научная статья на тему 'Новеллы конституционного правопорядка: опыт «Цветных революций» и «Арабской весны»'

Новеллы конституционного правопорядка: опыт «Цветных революций» и «Арабской весны» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституции «цветных революций» и «арабской весны» / новеллы / The Constitution of «color» revolutions» and the «Arab spring» / Novels

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиркин Вениамин Евгеньевич

В статье обобщается конституционный опыт «цветных революций» и «арабской весны», кратко говорится о характере этих революций, их основных социальных и политических условиях, целях, требованиях народа. Путём анализа отдельных конституционных поправок и четырёх новых конституций (по времени принятия – Киргизии, Марокко, Египта, Туниса) анализируются конституционно-правовые результаты революций по трём направлениям: права человека, основы общественного и государственного строя, органы государства и местного самоуправления. Отдельно выделены новеллы конституций, которые вносят вклад в опыт конституционного развития и теорию конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVELS OF CONSTITUTIONAL LAW AND ORDER: EXPERIENCE OF «COLOR REVOLURIONS» AND «ARAB SPRING»

The article summarizes the constitutional experience of «color revolutions » and the «Arab spring», briefly described the nature of these revolutions, their basic social and political conditions, objectives, requirements of the people. By analyzing individual constitutional amendments and four new constitutions (by the time of the adoption – Kyrgyzstan, Morocco, Egypt, Tunisia) examines the constitutional and legal revolutions results in three areas: human rights, the foundations of social and state order, state bodies and local self-government. Separately allocated novels constitutions, that contribute to the experience of constitutional development and the theory of constitutional law.

Текст научной работы на тему «Новеллы конституционного правопорядка: опыт «Цветных революций» и «Арабской весны»»



1 кя»***

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

НОВЕЛЛЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОПОРЯДКА: ОПЫТ «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» И «АРАБСКОЙ ВЕСНЫ»

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2017.2.1

Чиркин Вениамин Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской Академии наук, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ, e-mail: vechirkin@yandex.ru.

Аннотация. В статье обобщается конституционный опыт «цветных револю-

ций» и «арабской весны», кратко говорится о характере этих революций, их основных социальных и политических условиях, целях, требованиях народа. Путём анализа отдельных конституционных поправок и четырёх новых конституций (по времени принятия -Киргизии, Марокко, Египта, Туниса) анализируются конституционно-правовые результаты революций по трём направлениям: права человека, основы общественного и государственного строя, органы государства и местного самоуправления. Отдельно выделены новеллы конституций, которые вносят вклад в опыт конституционного развития и теорию конституционного права.

Ключевые слова: конституции «цветных революций» и «арабской весны», новеллы.

Десятилетие (2003-2013 гг.) «цветных революций» на постсоветском

пространстве (Грузия, Киргизия, Украина1) и «арабской весны» в странах

1 На Украине мирные движения 2004-2005 гг. затем переросли в вооружённый государственный переворот.

Арабского Востока - заметное событие в политической и конституционной истории. В некоторых странах эти революции свергли прежних президентов и правительства, привели к изменению форм правления, в других - в какой-то степени повлияли на политические режимы или на социальные мероприятия монархов и президентов, в-третьих - привели к поправкам к конституциям, в четырёх странах приняты новые конституции (Киргизия в 2010 г., Марокко в 2011 г., Египет и Тунис в 2014 г.)1.

Символом «цветных революций» был определённый цветок (розы в 2003 г. в Грузии, тюльпаны в 2005 и 2010 гг. в Киргизии) или цвет (оранжевый цвет и апельсины на Украине в 2004-2005 гг.). На Арабском Востоке цветных символов не было (исключение - «жасминная революция» в 2011 г на одном из её этапов в Тунисе).

«Арабская весна» в большинстве стран началась и закончилась на деле зимой (декабрь-январь 2010-2011 гг.), в некоторых странах выступления длились один день (например, Джибути, Кувейт, Марокко), в других с перерывами она длилась годы (2011-2013 гг. в Египте). Термин «арабская весна», на наш взгляд, отражает национально-географические, климатические условия (на Юге реальная весна начинается раньше), факт пробуждения народов и начало социальных движений в некоторых странах, но и осознание этого другими странами уже весной, в связи с общей ситуацией в арабском мире. Поэтому феномен «арабской весны» надо рассматривать и оценивать в общем контексте данного обширного региона.

Начавшись в Грузии в ноябре 2003 г. (подобные или другие попытки были позже в Азербайджане, Армении, Узбекистане и др.), а в декабре 2010 г. - в Тунисе, Алжире, Йемене, выступления населения распространились на многие страны. Наиболее массовые протесты были в Йемене2, а также в Алжире, Египте3, Бахрейне, Ираке, Иордании, Омане, менее значительные протесты имели место в Кувейте, Мавритании, Саудовской Аравии, Судане, Джибути и в Западной Сахаре (самопровозглашённое государство.

На наш взгляд, этот «протестный период» завершился принятием конституций, являвшихся его результатом, в Египте 15-16 января и 26 января 2014 г. в Тунисе (другие конституции, рассматриваемые ниже, приняты раньше). Поэтому с позиций государствоведения и конституционно-правовых оценок мы говорим о десятилетии 2003-2013 гг.

1 Конституция Кыргызской Республики. Бишкек, 2010;. Constitution du Royaume du Maroc. Rabate, 2011; Constitution of the Arab Republic of Egypt 2014. Cairo, 2014; Constitution de la République Tunisienne du 27 janvier 2014. Tunis, 2014.

2 В Йемене протесты были осложнены борьбой военных за президентское кресло и социально-религиозными выступлениями хуситов (военизированная группировка шиитов-зейдитов) против господства суннитов, к которым принадлежат властвующие слои почти во всех арабских странах.

3 В Египте армия, сохранявшая до определенного времени нейтралитет, после победы правых исламистов на выборах президента (М. Мурси), вмешалась в события на стороне умеренных исламистов.

Указанный рубеж не означает, что продолжения или «нового витка» таких революций быть не может. «Революция тюльпанов» в 2005 г. в Киргизии, которая свергла президента А. Акаева, получила в 2010 г. новый импульс, что привело к бегству президента К. Бакиева и принятию новой Конституции. Поправки к Конституции Алжира, которые были обещаны в 2011 г. и приостановили развитие революции в Алжире, были приняты через пять лет, в 2016 г. Некоторым отголоском прежних событий является, видимо, более демократическая Конституция Армении 2015 г. Процесс конституционного оформления фактически прошедших изменений занимает определённое время.

Характер «цветных и весенних» революций рассматривался в статьях политологического, исторического, экономического характера. При главном общем сходстве оценок, в исследованиях специалистов есть и некоторые различия. Политологи Ш. Аджиб и Я.В. Волков считают, что «сценарии «арабской весны» напоминают сценарии «бархатных» революций в странах Восточной Европы и «цветных революций» на постсоветском пространстве». Сегодня, пишут авторы, уже не вызывает сомнения тот факт, что «арабская весна» была осуществлена в рамках концепции «управляемого хаоса» и стратегии «гибридных войн»1. Иногда даже утверждают, что «цветные революции» - это искусственно созданный «социальный вирус»2.

В событиях в арабских странах авторы цитированного текста, по-видимому, выдвигают на первый план внешний фактор. Они говорят о «технологии организации государственного переворота в условиях искусственно созданной политической нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а основной движущей силой таранного удара по власти выступает специально организованное молодёжное протестное движение»3.

Действительно, внешние силы инспирировали выступления оппозиции правящим режимам и поддерживали её (Государственный департамент США поддерживал, в том числе, финансово), объясняя это стремлением установить демократию, как США её понимают, в странах Востока. Иногда имело место и прямое вооружённое вмешательство (например, США в Ираке, потом в Ливии). Однако, как, на наш взгляд, справедливо считает С.М. Иванов4 вряд ли верны попытки представить эти события как следствие подрывной деятельности западных спецслужб, чьих-то коварных планов и очередной волны экспорта «цветных революций». Вряд ли про-тестные движения можно свести также к мерам политического шантажа.

1 Аджиб Ш., Волков Я.В. Влияние «арабской весны» на политический процесс на Ближнем Востоке // Право и современные государства. 2016. № 8. С. 71.

2 Ананченко А. Венесуэла и вирус государственного переворота: «цветные кроты» не любят солнце // Информационное агентство REX. URL: http://www.iarex.ru/articles/53531.html.

3 Там же.

4 Иванов С.М. «Арабская весна»: год спустя // Институт Ближнего Востока. URL: http://www. iimes.ru/?p=14121.

С.Л. Печуров, на наш взгляд, верно делает акцент на внутренних социально-экономических и социальных причинах «арабской весны»1, хотя он тоже поддаётся соблазну и говорит о «технологии управляемого хаоса». К названным С.Л. Печуровым причинам можно было бы добавить политические (авторитаризм) и гуманитарные. Новые конституции обычно начинаются со статей о человеческом достоинстве, а личным (и другим) правам человека в них уделено большое внимание.

Конечно, постсоветские государства и арабские страны, где произошли революции, были разными группами государств с неодинаковым менталитетом населения. Существенные внутренние различия есть иногда и между ними. Конкретные требования протестующих тоже были не всегда одинаковы. В Грузии их остриё было направлено против фальсификации выборов в парламент, распространившись на президента (его свергли мирным путём), но, в принципе, для протестующих главы государств везде олицетворяли зло. В Египте сначала (2011 г.) основной удар был направлен против президента Х. Мубарака, потом (2013 г.) - против правой группировки братьев-мусульман и их лидера - избранного президента М. Мурси, в Марокко - против широких полномочий монарха, в Киргизии против президентов-коррупционеров, сменявших друг друга, в Тунисе - против фактически пожизненного президента Бен Али (на посту 32 года). В Бахрейне, Омане, Саудовской Аравии протестующие тоже требовали ограничения полномочий монархов (республиканские лозунги, насколько известно, в этих странах не выдвигались).

Вместе с тем все рассматриваемые страны имели нечто принципиальное общее. Это были страны невысокого уровня развития (упадка в развитии), что относится и к богатым нефтедобывающим странам, государства с авторитарными, полуавторитарными и полуабсолютно-монархическими режимами. Главным общим социальным фактором было недовольство населения установленными властью порядками, которое достигло критической степени. Такое недовольство охватывало не только бедные, но и средние слои2, а нередко и отдельные «верхние» круги. В своей массе население и «в цветных революциях», и в «арабской весне» выступало за права человека, против унижения, бесперспективности, требовало социальную справедливость (в арабских странах обычно её понимали с позиций «исламской справедливости» в фудаменталистском и ином истолковании).

«Цветные и весенние революции» не изменили природу общественного и государственного строя, но там, где они имели определённый успех (например, Египет, Тунис) они изменили его некоторые элементы этого строя, в других странах частично демократизировали его. Оппозиция, кото-

1 Печуров С.Л. Арабский Восток: технология управляемого хаоса в действии. Кризис на Арабском Востоке чреват весьма серьёзными последствиями // Независимое военное обозрение. 2011. 25 марта. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2011-03-25/1_arabic.html?insidedoc.

2 См.: Печуров С.Л. Указ. соч.

рая в большинстве стран возглавляла протесты (она была не только партийной, но и стихийной, сами митинги иногда тоже возникали стихийно), не ставила задачей принципиальное изменение существующего строя, да и не имела такой целостной идеологии и программы. Оппозиция требовала ликвидации антидемократических извращений и антидемократической практики в существующем строе, часто выступала на митингах не со своими флагами, а с флагами государства, признавая и уважая существующее государство, которое было создано в результате достижения независимости, требуя возвращения к тем временам, где в новом государстве было больше равноправия.

В своей основе это были, на наш взгляд, не социальные, а политические революции, хотя с глубинным социально-экономическим основанием и определёнными элементами социального содержания. В основе требований народа было прежде всего стремление к улучшению социально-экономических условий жизни, признание и защита прав человека, но на первый план обычно выдвигались политические и гуманитарные требования ликвидация авторитаризма (его некоторых элементов в странах мусульманского фундаментализма), коррупции, непомерного обогащения властвующих, уважение человека, принятие новой конституции, поправок к действующей. Нередко протестующие полагали, что принятие поправок или новой конституции разрешит имеющиеся жизненные проблемы.

Методами осуществления требований народа были массовые (в некоторых странах совсем не массовые) площадные, уличные, мирные, в основном ненасильственные или затем частично насильственные, но не вооружённые действия (оппозиция к таким действиям не призывала), хотя с обеих сторон иногда имело место применение оружия, первой оружие начала применять власть. В Марокко, Саудовской Аравии, Джибути в 2011 г. выступления заняли один день, в Грузии в 2003 г. - два дня, в Тунисе в 2010-2011 гг. - несколько недель, но в Египте две волны революции 2011 г. и 2013 г. с относительно мирным промежутком между ними заняли два года, завершившись свержением вслед на прежним уже другого, вновь избранного президента М. Мурси, и судом над ним). На Украине «майданы» сначала были мирными, но «майдан» 2013 г., начавшись сравнительно мирно, перерос в вооружённый государственный переворот.

Во многих странах были жертвы, иногда в форме самосожжения в виде протеста против существующих порядков (в Мавритании все три жертвы были такого рода). Иногда погибало несколько человек (например, в Иордании, Мавритании, Омане), иногда - около десяти (Марокко, Саудовская Аравия), порой несколько десятков человек (Бахрейн, Ирак), в Киргизии -84, в Египте - 887 человек, в Йемене только во время начала самих кризисных выступлений - приблизительно 15001. В СМИ говорится о 170 погибших

1 Арабская весна // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81 %D0%BA%D0%B0%D1 %8F_%D0%B2%D0%B5%D1%81 %D0%BD%D0%B0.

при протестах в Андижане (Узбекистан). Были жертвы во времена позднего майдана (государственного переворота) на Украине.

Таким образом, если брать только собственно протестные акции, то число погибших во время «весны» в полутора десятках арабских стран составит ориентировочно около 3 600 человек. Если учитывать «цветные революции» и их попытки, - то общее число жертв составит более 3 800 человек. Если же считать Ливию, где после свержения М. Кадаф-фи начался хаос, унёсший десятки тысяч человек, Сирию, где «весна» 2011 г. вылилась в многолетние военные действия (идут до сих пор), Йемен, где против хуситов (военизированная группировка шиитов-зейдитов) в их протестах против господствующей суннитской верхушки (в подавляющем большинстве арабских стран правят сунниты) использовались иностранные войска (прежде всего Саудовской Аравии), счёт пойдет на сотни тысяч.

Революционные события, как всегда, нанесли большой ущерб экономике. Специалисты ООН посчитали, что «за период с 2011 г. страны на Ближнем Востоке из-за «арабской весны» потеряли 614 млрд долл.1 Видимо главным результатом революций было то, что народ показал свою силу и в какой-то мере заставил власти считаться с ним, ибо даже там, где никаких конкретных мер властями принято не было (Кувейт, Джибути и др.) политические режимы слегка изменились (правда, в Иордании поправками 2011 г. к Конституции в антидемократическую сторону, страна по существу возвращается к полуабсолютной монархии, а в Тунисе к власти всё-таки пришли исламисты, хотя и умеренные, впрочем, иного результата в арабских странах, видимо, быть не могло).

Конкретные результаты выступлений народа были неодинаковы. В Грузии, Киргизии, Тунисе, Египте протестующие свергли президентов2, правительства, обновили составы парламентов, заменили верхушку государственного аппарата3. Иногда главы государств в ответ на требования протестующих заменили правительства, но в президентских республиках этих стран, а также в полудуалистических и полуабсолютных монархиях, правительства самостоятельного значения не имели (сейчас форма правления в некоторых государствах изменилась, и роль правительства повысилась).

1 ООН подсчитала, во сколько обошлись Ближнему Востоку 5 лет «арабской весны» // Новости УНИАН. URL: http://www.unian.net/world/1618152-oon-podschitala-vo-skolko-oboshlis-blijnemu-vostoku-5-let-arabskoy-vesnyi.html.

2 В Тунисе протестующие позволили президенту Бен Али мирно покинуть страну и уехать в Саудовскую Аравию).

3 Нужно учесть личные метаморфозы руководителей. Ведь прежние президенты, приходившие к власти тоже в результате прежних переворотов или выборов задолго до «цветных и весенних революций» иногда сразу же усваивали привычки авторитаризма и коррупции (например, Бакиев в Киргизии в 2005 г.) или формально переизбираясь много раз (в Алжире - А. Бутефлика, в Египте - Х. Мубарак, в Йемене - А. Салех, в Тунисе - З. Бен Али) и тоже становились на многие годы фактически пожизненными президентами.

Во многих странах главы государств обещали принять новые конституции (за три месяца срочно выполнено в Марокко) или принять поправки к ним, чем приостановили дальнейшее развитие событий (Алжир1, Оман). Иногда были приняты некоторые социальные меры. В Саудовской Аравии король выделил 16 млрд долл. на социальные нужды, в Бахрейне было выделено по 1 000 динаров каждой семье (приблизительно 79,5 тыс. руб.). Как говорилось в четырёх странах были приняты новые конституции (в трёх государствах новой властью, в Марокко - прежней. Они отчётливо показывают устремления народа, успехи и неудачи в конституционном строительстве.

Правовые результаты «цветных революций» и «арабской весны» неодинаковы. Они изучались в юридической литературе. В 2016 г. им был посвящён специальный номер «Российского журнала правовых исследований» (2016, № 1). В нём этот феномен рассматривался с разных госу-дарствоведческих и правовых позиций2, в том числе и как результат информационных войн3. Однако конституционные последствия революций «арабской весны») в них не анализировались.

Там, где революции победили, они в той или иной мере достигли целей, поставленных оппозицией и протестующими. В преамбулах конституций проявились положения о стремлении к социальному, справедливому государству, к коллективистскому, солидарному, партиципаторному обществу4, говорится как о факте о гражданском обществе и гражданском государстве (Тунис). Во всех четырёх новых конституциях закреплён принцип социальной справедливости. Содержание некоторых этих терминов в конституциях не разъясняется, но, хотя, как говорилось, протестующие не создали и вряд ли могли создать какой-то новый общественный строй, они обозначили свои устремления и закрепили их конституционно.

Основные новеллы конституций «цветных революций» и «арабской весны» могут быть рассмотрены в трёх направлениях: с позиций совершенствования правового статуса личности; изменений элементов общественного и государственного строя; системы органов государства (особенно высших), их отношений и связанных с этим изменений формы правления.

В области прав человека добавлены существенные гарантии достоинства личности и личных прав (прежде всего уголовно-процессуальные

1 В Алжире поправки приняты в 2016 г., но президент, избранный в четвёртый раз без конкурентов, остался.

2 См.: Дмитриев А. В. Провокации и «цветные революции»; Корякин В.М. Односторонние санкции в международных отношениях как элемент технологии «цветных революций»; Лисицын-Светланов А.Г. Правовые иммунитеты от «цветных революций»; Наумов А.О. «Мягкая сила» и «цветные революции»; Романовский Г.Б. Право на восстание и «цветные революции» в современном мире; Сазонова К.Л. Проблема международно-правовой ответственности государств за организацию «цветных революций».

3 Пашенцев Д. А. «Цветные революции» как результат информационных войн: государственно-правовое измерение // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 1 (6). С. 113-117.

4 Партиципация (от лат. participatio) - участие, теперь также - причастность, соучастие.

при задержании и в суде полиции поставлена в определенные рамки), есть также впервые включённые в конституции положения о неприкосновенности человеческого тела, донорстве органов и тканей (Египет). Включены новые социально-экономические права граждан, появились социально-экономические коллективные права отдельных социальных и профессиональных групп: рабочих, учителей, молодежи и др., причём иногда государство дает гарантии и принимает на себя обязанности постепенно реализовывать их. Новыми являются нормы о правах женщин в арабских странах и намерения обеспечить им равное представительство в избираемых органах.

Правда на наш взгляд, попытка разделить права человека в Конституции Киргизии на три группы («общие права», права человека и права гражданина не очень удалась, много повторений. В Египетской конституции название главы «Государственные права и обязанности» тоже требует размышлений, ибо естественные права теперь закреплены в Конституции и тоже стали «государственными».

В сфере общественного и государственного строя названы как ориентиры принципы социальной справедливости, партиципация (в том числе участие населения в решении государственных вопросов), иногда говорится о социальной ответственности. Прозвучало современное отношение к частной собственности (обязанность выполнения некоторых общественных функций), определяется социальное положение различных групп населения в обществе.

Новым является фиксирование цифровых обязательств по некоторым социально-экономическим вопросам. В статьях 15-19 Конституции Египта указаны точные проценты государственных расходов от ВВП, которые государство обязуется выделять на здравоохранение (3%), образование (4%) науку (1%) с постепенным достижением мирового уровня1, указан процент рабочих в советах предприятий (50%), крестьян (фермеров) в советах сельскохозяйственных кооперативов - 80%). Государство обязуется защищать права рабочих (статья 12). Статья 42 устанавливает, что рабочие имеют долю в управлении проектами и доходами.

В конституциях подробно говорится о роли партий и оппозиции, их правах. Иногда оппозиция определена как необходимый элемент в обществе и в структуре парламентов. Государство обязуется способствовать деятельности оппозиции (но только парламентской).

Много норм во всех конституциях посвящены средствам массовой информации. Закреплено право доступа гражданина к государственным СМИ. Создаются специальные консультативные советы по вопросам СМИ с участием представителей различных групп общественности или государственные органы с таким участием. Общее направление в этом - расширение доступа к информации и обеспечение её свободы.

1 Например, в 2015 г. расходы на медицину составляли в России 7,1% ВВП, в Швеции - 11,9%, на образование - в Японии 3,6%, на Кубе -18,7%, на науку в Израиле - 10,0%.

Система высших органов новыми конституциями не изменена нигде (кроме ликвидации верхних палат, где они были). Основным направлением в этой сфере стало перераспределение полномочий, их подотчётности и ответственности. Усилена роль парламента и правительства (в некоторых странах - премьер-министра, ответственного перед парламентом) ослаблены позиции главы государства (опять-таки речь идёт о нормах конституций). Включены положения, что лицо на протяжении всей жизни не может избираться президентом более двух раз. По-современному формулируется принцип разделения властей: конституционный режим государства основывается на принципах разделения, равновесия и сотрудничества ветвей власти (статья 1 Конституции Марокко).

В результате таких изменений во всех странах, принявших новые конституции, сложилась несколько иная форма правления. Киргизия стала парламентарно-президентской республикой, причём после поправок 2016 г. в Конституцию 2010 г. (эти поправки продолжили путь, начатый в 2010 г.) элементы президенциализма стали невелики. Монархия Марокко превратилась в парламентарно-дуалистическую, в Египте республика стала прези-дентско-парламентарной, а в Тунисе - ближе к парламентарно-президент-ской также с незначительными элементами президенциализма (мы говорим о правовом, а не о фактическом положении). Конституция Туниса содержит также современную формулировку принципа разделения властей.

Во всех странах протестующие выражали крайне негативное отношение к органам государства (особенно к высшим) и искали способы усовершенствовать систему управления, добавить в эту систему такие органы, которые стояли бы ближе к народу и действовали бы более активно против зол общества. Это нашло свое выражение в создании во всех странах (в малой степени в Киргизии) целой системы национальных консультативных и государственных контрольных органов с участием представителей различных группировок общественности. Они характеризуются иногда как национальные органы «для поддержки демократии» (статья 132 Конституции Туниса).

Существенные изменения предусмотрены в системе местного самоуправления. Предусмотрено создание избираемых советов либо на всех уровнях административно-территориальных единиц, либо кроме высшего звена (губерний, провинций). Очень важно, что конституция гарантирует не только права муниципальным образованиям, но реальную экономическую самостоятельность и финансовую помощь со стороны государства.

Исполнительные органы местного самоуправления (мэры и др.) тоже избираются, но главами административно-территориальных единиц по-прежнему остаются чиновники общей компетенции, назначаемые президентом (в губернии, провинции), правительством или министрами (обычно министром внутренних дел).

События «цветных революций» и «арабской весны» это определённый этап в конституционном развитии. Развивающиеся страны иногда бы-

стрее усваивают новые конституционные ценности, появившиеся в опыте или открытые теорией конституционного права. Конституции «цветных революций» и «арабской весны» содержат новеллы и обогащают конституционный опыт человечества и теорию конституционного права.

25.02.2017.

Библиографический список

1. Аджиб Ш., Волков Я.В. Влияние «арабской весны» на политический процесс на Ближнем Востоке // Право и современные государства. 2016. № 8.

2. Ананченко А. Венесуэла и вирус государственного переворота: «цветные кроты» не любят солнце // Информационное агентство REX. URL: http://www.iarex.ru/articles/53531.html.

3. Арабская весна // Википедия: свободная энциклопедия. URL: https:// m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B1%D1%81%D0% BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0.

4. Иванов С.М. «Арабская весна»: год спустя // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=14121.

5. Конституция Кыргызской Республики. Бишкек, 2010.

6. ООН подсчитала, во сколько обошлись Ближнему Востоку 5 лет «арабской весны» // Новости УНИАН. URL: http://www.unian.net/world/1618152-oon-podschitala-vo-skolko-oboshlis-blijnemu-vostoku-5-let-arabskoy-vesnyi.html.

7. Пашенцев Д.А. «Цветные революции» как результат информационных войн: государственно-правовое измерение // Российский журнал правовых исследований. 2016. № 1 (6). С.113—117.

8. Печуров С.Л. Арабский Восток: технология управляемого хаоса в действии. Кризис на Арабском Востоке чреват весьма серьёзными последствиями // Независимое военное обозрение. 2011. 25 марта. URL: http:// nvo.ng.ru/wars/2011-03-25/1_arabic.html?insidedoc.

9. Constitution de la République Tunisienne du 27 janvier 2014. Tunis, 2014.

10. Constitution du Royaume du Maroc. Rabatе, 2011.

11. Constitution of the Arab Republic of Egypt 2014. Cairo, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.