Кроме того, кредитные учреждения, особенно кооперативные банки и сберегательные кассы, будут продолжать процесс слияний и сближений с целью достижения критических размеров и тем самым добиваться снижения издержек и повышения рентабельности.
В целом, структурные изменения в банковском секторе Германии должны осуществляться одновременно с изменениями в других сферах экономики, с частности, с проведением реформы рынка труда и пенсионной системы. В противном случае экономика Германии и ее банковский сектор рискуют впасть в состояние длительного спада. Однако далеко не все специалисты оценивают положение немецких банков столь пессимистически. Пытаясь снизить драматичность ситуации, Э.Мейстер (E.Meister), член исполнительного комитета «Bundesbank», заявил, что «банковская система страны в целом здорова, а нынешние трудности объясняются лишь ухудшением экономической конъюнктуры, которая сопровождалась снижением качества кредитов».
Л.А.Зубченко
2004.01.004. ДЖОСЕФ М., НИТСУРЕ Р. ВТО И БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ИНДИИ: ПУТЬ ВПЕРЕД.
JOSEPH M., NITSURE R. WTO and Indian banking sector: The road ahead // Econ. a. polit. weekly. - Bombay, 2002. - Vol.37, N 25. - P.2315-2321.
В последние годы в Индии успешно развивается сектор услуг, четвертую часть которых составляют финансовые и деловые услуги, включающие деятельность коммерческих банков, отделений Резервного банка Индии (РБИ), небанковских финансовых организаций, сберегательных банков, кооперативных кредитных обществ, страховых компаний. В 1980-1986 гг. темпы роста банковских и страховых услуг составляли 9,5%, в 1986-1991 гг. - 14, в 1991-1994 гг. - 14,3 и в 1994-2001 гг. - 9,6% (с.2316). Хотя внутри страны финансовый сектор играет существенную роль, торговля финансовыми услугами для Индии большого значения не имеет, чему препятствуют высокие операционные издержки, слабый менеджмент, давление со стороны профсоюзов. Включение банковского сектора Индии в международный режим освободит его от этих недостатков. Именно поэтому Индия с надеждой смотрит на переговоры по торговле услугами (в частности, финансовыми), которые ведутся в рамках ВТО. Хотя страна обладает высоко-профессиональными руководящими кадрами и эффективной новой технологией в банковском секторе, ее сла-
бые конкурентные позиции не позволяют ей использовать свои преимущества за рубежом.
В 1994 г. Индия утвердила этапы реализации Соглашения о торговле финансовыми услугами, в соответствии с которым иностранным банкам разрешалось присутствовать в стране только в форме своих отделений, при этом в год на открытие отделений выдавалось не более пяти лицензий. Доля иностранных банков в совокупных активах индийского банковского сектора не должна превышать 15% (с.2317). В 1995 г. торговые партнеры предъявили Индии следующие требования: упразднить исключения из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех сферах финансовых услуг; увеличить число ежегодно выдаваемых лицензий, обеспечить постоянное увеличение доли активов иностранных банков; разрешить создание филиалов и совместных банков; упразднить дискриминацию иностранных банков в форме установления для них более высоких налоговых ставок. В 1997 г. Индия пошла на следующие уступки: упразднила исключения из РНБ во всех сферах финансовых услуг; увеличила число выдаваемых в течение года лицензий до 12; уже работающим в Индии иностранным банкам было разрешено инвестировать в другие компании, предоставляющие финансовые услуги, не более 10% собственных средств или 30% капитала банка-инвестора. Вместе с тем Индия сохранила совокупную рыночную долю активов иностранных банков на уровне 15% (с.2317).
Появление в Индии иностранных банков с более совершенной системой бухгалтерского учета и стандартами предоставления информации может способствовать улучшению пруденциального надзора на местных рынках, а предложение ими более сложных продуктов предъявляет новые требования к составу и качеству сотрудников местных контролирующих органов. В то же время присутствие иностранных банков, предпочитающих выгодные сделки, может отрицательно повлиять на объем финансовых средств, поступающих в отрасли экономики, находящиеся в менее благоприятных условиях, включая фермерские хозяйства и малые предприятия и, следовательно, на конкурентные позиции местных банков, работающих с клиентами с низкой платежеспособностью.
Проникновение иностранных банков на индийский рынок несет в себе риск быстрого превращения их в доминирующую силу в местной банковской системе. Многие развивающиеся страны в целях уменьшения этого риска ограничивают долю иностранных банков в общих активах банковского сектора (в Филиппинах и Мексике эта доля равна 30%). В
Индии в 2001 г. эта доля составляла 7,9%. Авторы приводят следующие показатели деятельности банков в Индии: отношение операционной прибыли к общим активам составляло в 1996-1997 гг. 3,62% и в 20002001 гг. - 3,05, в том числе в государственном секторе соответственно 1,6 и 1,34, а у всех лицензированных банков - 1,82 и 1,52% (с.2319). У иностранных банков отношение чистой прибыли к общим активам снизилось с 1,19% в 1996-1997 гг. до 0,93% в 2000-2001 гг., тогда как у государственных банков - с 0,57 до 0,42%, а у лицензированных коммерческих банков - с 0,67 до 0,5%.
В ходе очередного раунда торговых переговоров ВТО Индия должна будет ответить на следующие вопросы: следует ли допустить в страну иностранные банки в форме филиалов; сохранить ли действующее ограничение доли иностранных банков в банковском секторе и количества ежегодно выдаваемых лицензий; следует ли снять ограничения на предоставление национального статуса иностранным фирмам; разрешить ли торговлю банковскими услугами не только иностранным банкам, присутствующим на индийском рынке. Тот факт, что в Индии допускается создание лишь отделений иностранных банков, является, по мнению авторов, пережитком прошлого, когда лицензия выдавалась на взаимной основе и считалось, что отделением легче управлять, чем филиалом, а возможности контролирующих органов в Индии были ограничены. В настоящее время регулирующие и контролирующие возможности Индии возросли и допускают деятельность иностранных банков в форме филиалов или совместных предприятий. До недавнего времени в Индии была установлена норма участия иностранных банков в частном банковском секторе не выше 20%. Затем эта норма была повышена до 40% , а в 2001 г. до 49%. Однако фактически доля участия иностранного капитала в государственном секторе была ограничена 20% (с.2319). Иностранные банки, действующие в Индии, имеют сравнительные преимущества в осуществлении таких забалансовых операций, как форвардные валютные контракты. Учитывая это обстоятельство, было бы полезно снять ограничения на деятельность иностранных банков, связанную с забалансовыми операциями, так как последние помогают развитию местных рынков дериватов. Авторы считают, что установленную долю иностранных банков в активах следует повысить с 15 до 25-33%, а разрешаемый иностранным отделениям иностранных банков объем инвестиций в финансовые компании - с 30 до 49% (с.2319).
Иностранным банкам в Индии предоставляются те же условия для деятельности, что и местным банкам: 1) единственным органом надзора и регулирования является РБИ; 2) все резервные требования, включая коэффициенты наличных резервов и ликвидности, одинаковы для местных и иностранных банков. Вместе с тем иностранные банки испытывают дискриминацию в следующих вопросах: им недоступны срочные депозиты государственных компаний, налоги на их прибыль превышают налоги на прибыль местных банков (48% против 35%) (с.2320). В бюджете 2002/2003 гг. предполагается снизить налог на прибыль иностранных банков до 40% (с.2320). В настоящее время иностранные банки должны предоставлять 32% банковских кредитов приоритетным отраслям, в том числе не менее 10% малым предприятиям и 12% предприятиям, работающим на экспорт, тогда как местные банки предоставляют приоритетным отраслям 40% чистого кредита - не менее 18% аграрному сектору и 12% предприятиям, работающим на экспорт (с.2320). В результате предоставления иностранным банкам статуса филиала они подпадут под те же кредитные требования, что и местные банки.
В заключение отмечается, что процесс глобализации торговли в рамках ВТО, в частности торговли услугами, создает для Индии новые возможности для реформирования ее финансового сектора.
Н.Н.Иванова
2004.01.005. ДАРСИ П. БЛЕСК И НИЩЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.
DARCY P. Splendeurs et ombres du marche de l'art // MOCI. - P., 2003. - N 1594. - P.59-61.
Точно определить объем мирового рынка произведений искусства невозможно, но, по оценкам органов ЕС, ежегодные сделки на этом рынке составляют не менее 8 млрд. евро. Данному рынку присущ ряд парадоксов, заключающихся в следующем:
1. На рынке объектом купли - продажи являются произведения искусства, которые не имеют объективной цены, поскольку каждое из них является уникальным, что не позволяет их сравнивать с другими объектами. Так, в 2002 г. на одном из аукционов была продана за 350 тыс. евро испанская амфора XVI века, подобной которой никогда не предлагалось для продажи.
2. Цены на рынке, которые, в конечном счете, определяет покупатель, зависят от числа претендентов на приобретение объекта. Кроме то-