Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы экономического развития Индии'

Современное состояние и перспективы экономического развития Индии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8339
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ИНДИИ / INDIA'S ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF RUSSIAN-INDIAN COOPERATION / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / РОССИЙСКО-ИНДИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Сердар Алтыевич

Рассмотрено современное состояние экономики Индии. Состояние экономики Индии, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику экономического роста в 9-10%. Внешнеторговая политика государства определяет национальные внешнеэкономические приоритеты и в качестве главной цели, предусматривает двукратное увеличение доли Индии в мировой торговле товарами с нынешних 1,8%. Особое внимание заслуживают российско-индийские экономические отношения, а также рассматривается вопрос о создании специальных экономических зон (СЭЗ), с целью развития производства и экспорта, привлечения передовых технологий и опыта, увеличения занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current status and prospects of economic development of India

This article discusses the current state of the Indian economy. Despite the impact of the global financial crisis, the economy of India is stable and has a positive trend of economic growth in the 9-10%. Foreign policy of the government determines national foreign trade priorities as a main objective provides a doubling India’s share in world merchandise trade from the current 1.8%. Special attention deserve the Russian-Indian economic relations, as well as consider the establishment of special economic zones (SEZ) to promote production and exports, attracting advanced technologies and expertise, to increase employment.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы экономического развития Индии»

- © С.А. Курбанов, 2014

УДК 330.34

C.А. Курбанов

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНДИИ

Рассмотрено современное состояние экономики Индии. Состояние экономики Индии, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику экономического роста в 9-10%. Внешнеторговая политика государства определяет национальные внешнеэкономические приоритеты и в качестве главной цели, предусматривает двукратное увеличение доли Индии в мировой торговле товарами с нынешних 1,8%. Особое внимание заслуживают российско-индийские экономические отношения, а также рассматривается вопрос о создании специальных экономических зон (СЭЗ), с целью развития производства и экспорта, привлечения передовых технологий и опыта, увеличения занятости.

Ключевые слова: экономика Индии, экономический рост, перспективы развития, российско-индийское сотрудничество, специальные экономические зоны.

Современная Индия - страна с одной из наиболее динамично развивающихся экономик в мире. Состояние экономики Индии, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику экономического роста в 9-10%. В 2010 г., по данным Центральной статистической организации Индии (ЦСО), объем ВВП в текущих ценах достиг 1313 млрд долл. США (прирост в базовых ценах 2005 г. на 7,4%).

В 2010 г. в структуре ВВП на долю сектора услуг приходилось 54,7%, промышленности - 28,2%, сельского хозяйства - 17,1%. В обзорный период сектор услуг вырос на 8,5%, промышленное производство - на 10,8%, сельское хозяйство - на 0,2%.

Воздействие мирового финансово-экономического кризиса на экономику Индии проявилось, прежде всего, в том, что:

1) резко снизились заказы на экспортные поставки;

2) существенно осложнились зарубежные коммерческие заимствования;

3) снизился приток иностранных инвестиций;

4) иностранные портфельные инвесторы начали выводить средства, размещенные в индийских корпоративных ценных бумагах;

5) кризис доверия в финансово-банковской системе привел к оттоку вкладов населения из частных банков;

6) рост процентных ставок и ужесточение условий предоставления кредитов сократили объемы потребительского кредитования и затруднили привлечение средств на реализацию новых проектов;

7) в наибольшей мере мировой кризис затронул экспортные отрасли экономики Индии (текстильная, химическая и ювелирная промышленность, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение), строительство и транспорт.

Принятые правительством Индии в 2009 г. меры по повышению ликвидности финансово-банковской системы, поддержке национальных производителей и экспортеров, стимулированию внутреннего потребления способствовали сохранению положи-

тельной динамики развития индийской экономики.

Антикризисные меры правительства Индии реализовывались в значительной мере за счет снижения ставок НДС и акцизных сборов, роста государственных заимствований. Это привело к увеличению дефицита бюджета страны. По данным Минфина Индии, в 2009 г. он вырос более чем в 2 раза до 6,2% ВВП, а в 2010 г. -до 6,8%.

Положительные тенденции развития индийской экономики во второй половине 2010 г. (рост ВВП более 7%, увеличение объема экспорта начиная с ноября 2009 г., рекордный приток прямых портфельных инвестиций в 2009 г. - 23,2 млрд долл. США), а также принятие правительством плана по снижению дефицита бюджета до 4,1% к 2012/13 фин. г. способствовали тому, что 14 марта 2010 г. агентство «Standard & Poor's» («S&P») изменило прогноз по долгосрочному и краткосрочному рейтингам Индии по обязательствам в иностранной валюте «ВВВ-» и «А-3» до «стабильного». Это дает возможность индийским компаниям осуществлять зарубежные коммерческие заимствования на более выгодных условиях.

Несмотря на благоприятные среднесрочные перспективы роста индийской экономики (рост ВВП на уровне 8-10%), аналитики «S&P» отмечают достаточно сложное финансовое положение страны. Консолидированный долг Индии составил в 2009/10 фин. г. около 80%) ВВП, а платежи по процентам - более 27% доходов правительства.

Действенными средствами снижения дефицита госбюджета правительство Индии считает проведение в 2010 г. государственных аукционов на право распределения частот под создание национальных сетей сотовой связи третьего поколения и

широкополосный беспроводной доступ (правительство рассчитывает получить 23 млрд долл. США), а также реализацию объявленной в 2009 г. программы частичной приватизации прибыльных государственных компаний (160 компаний). В 2010 г. правительству удалось получить около 6,6 млрд долл. США за счет снижения своей доли в таких госкорпорациях, как «NHPC», «Oillndia», «NTPC», «REC» и «NMDC». В 2011 г. Правительство Индии планирует получить за счет реализации указанной программы около 8,4 млрд долл. США, в частности, за счет снижения доли государства в металлургической корпорации «SAIL» с 86% до 69%.

Сигналом о начале постепенного свертывания правительством Индии антикризисных мер стало повышение в начале 2010 г., впервые после июля 2008 г., базовых учетных ставок Резервного банка Индии (РБИ):

1) 29 января 2010 г. РБИ повысил норму обязательного резервирования средств для коммерческих банков с 5 до 5,75%, тем самым понизив ликвидность финансово-банковской системы на 7,6 млрд долл. США.

2) 19 марта 2010 г. РБИ увеличил ставки прямого и обратного РЕПО на 0,25% - до 5 и 3,5%, соответственно.

Основной причиной ужесточения кредитно-денежной политики РБИ называет быстрый рост инфляции. В марте 2010 г. годовая инфляция по индексу оптовых цен в Индии возросла до максимального за последние 18 месяцев уровня - 9,9%. Рост цен на продовольственные товары в конце марта 2010 г. составил 17,7%.

В РБИ полагают, что используемые в настоящее время инструменты монетарной политики больше подходят для решения проблем кризисной ситуации в экономике, нежели для ее восстановления. На данный момент политика низких процентных ставок

препятствует снижению инфляции и повышает инфляционные ожидания.

Одновременно с постепенной отменой антикризисных мер власти Индии ужесточают регулирование национального финансового рынка. С января 2010 г. усилен контроль за притоком иностранных коммерческих кредитов. Восстановлены отмененные год назад предельные уровни процентных ставок по таким кредитам. Предполагается также вернуться к практике предварительных разрешений на большинство прямых иностранных инвестиций и ввести жесткий контроль за внутрикорпоративным движением иностранного капитала.

Политику свертывания антикризисных мер правительство Индии намерено реализовывать одновременно с оказанием адресной поддержки экспортно-ориентированным секторам индийской экономики, прежде всего, тем, которым не удалось восстановиться до докризисного уровня.

Минторгпром Индии объявил о принятии пакета мер по поддержке экспорта машинно-технической (34 товара), электронной (128), агрохимической продукции (39) и нефтепродуктов в 15 стран мира (Мексика, Алжир, Нигерия и др.), а также около 300 товаров легкой промышленности и сельского хозяйства, экспортируемых в страны Европейского Союза и США.

В 2010 г. совокупный рост шести ключевых секторов промышленности Индии (добыча угля и нефти, производство электроэнергии, нефтепродуктов, стали и цемента) составил 5,3% (в аналогичный период прошлого года - 2,9%). Добыча угля выросла на 8% до 466 млн т, производство электроэнергии - на 6,4% (701,1 млрд кВт-ч), стали - на 4,5% (51,5 млн т), цемента - на 11% (186,3 млн т), добыча сырой нефти - на 0,3% (30,7 млн т). Производство нефтепродуктов снизилось на 0,4% (до 136 млн т).

Золотовалютные резервы страны по состоянию на 26 марта 2010 г. составили 277 млрд долл. США (годовой прирост 9,8%).

В 2010 г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Индии составил 24,7 млрд долл. США (аналогичный период предыдущего года - 25,4, сокращение - на 2,8%). С 1991 г. приток ПИИ в экономику Индии составил 127 млрд долл. США.

В последние годы Индия активно инвестирует средства в экономику других стран. Общий объем прямых инвестиций индийских компаний за рубеж в 2010 г. составил 14,3 млрд долл. США (в 2009 г. - 16,4 млрд долл. США, сокращение 12,8%). Основная часть индийских капиталовложений пришлась на Сингапур - 5,2 млрд долл. США, Маврикий (1,6 млрд долл. США) и США (1,2 млрд долл. США). Инвестиции направлялись преимущественно в производство электроники, химических и фармацевтических продуктов, цемента, телекоммуникационных продуктов и программного обеспечения, добычу полезных ископаемых, цветную металлургию, электроэнергетику, нефинансовые услуги и торговлю.

По данным Совета по ценным бумагам и биржам Индии, приток портфельных иностранных инвестиций в индийские ценные бумаги в 2010 г. составил рекордные 23,2 млрд долл. США (в 2009 г. отток инвестиций -9,9 млрд долл. США).

По данным Минторгпрома Индии, товарооборот Индии с зарубежными странами в 2010 г. сократился на 6,9% по сравнению с 2009 г. и составил 455,2 млрд долл. США. Индийский экспорт снизился на 4,7% до 176,6 млрд долл. США, импорт - на 8,2% до 278,7 млрд долл. США.

Индийский экспорт товаров начал вновь расти начиная с октября 2009 г. после 11-ти месяцев падения

из-за снижения спроса в США и Евросоюзе, на долю которых приходится около 60% экспортных поставок из Индии. Однако, полностью компенсировать сокращение экспорта ряда товаров не удалось. В частности, вывоз машинно-технической продукции по итогам года уменьшился на 21%, электроники - на 13%), продукции народных промыслов - на 41%.

В 2011 г. Минторгпром Индии планирует увеличение экспорта товаров до 200 млрд долл. США, а к 2014 г. - до 500 млрд долл. США, причем доля машинно-технической продукции в нем должна составлять не менее 20%.

По данным Минторгпрома Индии, товарооборот Индии с зарубежными странами в 2010 г. сократился на 6,9% по сравнению с 2009 г. и составил 455,2 млрд долл. США. Индийский экспорт снизился на 4,7% до 176,6 млрд долл. США, импорт - на 8,2%) до 278,7 млрд долл. США. При этом в апреле-декабре 2009 г. отмечался значительный рост экспорта с территории индийских специальных экономических зон (на 127%) до 32 млрд долл. США, что составило более четверти всего экспорта страны за указанный период).

Основу индийского экспорта составляют машины, оборудование, инструменты и металлоизделия (19,5% стоимости экспорта), обработанные драгоценные камни и готовые ювелирные изделия (18%), нефтепродукты (14%), химическая и фармацевтическая продукция (5%), а также сельскохозяйственные и продовольственные товары, текстильные изделия, компьютерная техника и ПО, изделия из пластмасс, ремесленные изделия.

К основным товарным группам индийского импорта относятся сырая нефть и нефтепродукты (30% импорта), машины, электрооборудование (16%), золото (9%), удобрения (5%),

драгоценные и полудрагоценные камни (4%), а также коксующийся уголь, черные и цветные металлы, растительные масла, синтетический каучук и пр.

В число ведущих торговых партнеров Индии входят страны Европейского Союза (прежде всего Германия, Великобритания и Бельгия), Китай, ОАЭ, США, Саудовская Аравия, Иран, Сингапур и Швейцария.

Особого внимания заслуживают российско-индийские экономические отношения. Так, по данным ФТС России, в 2009 г. товарооборот России и Индии составил 7,46 млрд долл. США (рост 7,5% по сравнению с 2008 г.) в т.ч. российский экспорт 5,94 млрд долл. США (рост 13,5%) и российский импорт 1,52 млрд долл. США (сокращение 10,7%).

Так, по предварительным оценкам в 2010 г. товарооборот России и Индии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 43% (до 2042 млн долл. США), в т.ч. российский экспорт в Индию -на 46,5%. (до 1642 млн долл. США) и российский импорт из Индии - на 29% (до 400 млн долл. США).

Сохранение таких темпов роста товарооборота позволит решить задачу увеличения двустороннего товарооборота до 10 млрд долл. США в 2010 г.

В 2009 г. в структуре российского экспорта машинно-техническая продукция (коды 84-90) составляла 51% (3027,4 млн долл. США) общего объема поставок, удобрения (код 31) -13,1% (777,1 млн долл. США), черные металлы и изделия из них (коды 72-73) - 9% (530,1 млн долл. США). В совокупности на эти товарные группы приходится 73,1% российского экспорта в Индию.

В стоимостном выражении в 2009 г. наибольший прирост российского экспорта в Индию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

зафиксирован в товарных группах 87 (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного) - 218,7%) или 459,5 млн долл. США, 88 (летательные аппараты и их части) - 179,5%) или 432,3 млн долл. США, 27 (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки) - 438,6%) или 315,8 млн долл. США, а также 28 (продукты неорганической химии) - 387,3%) или 122,4 млн долл. США.

В тоже время в 2009 г. значительно сократились российские поставки в Индию в рамках товарных групп 31 (удобрения) - на 31,6% или 358,3 млн долл. США, 72 (черные металлы) -34,7% или 190,8 млн долл. США, 29 (органические химические соединения) -67,6% или 65,6 млн долл. США.

В структуре российского импорта из Индии в 2009 г. доминирующее положение занимали фармацевтическая продукция (код ТН ВЭД 30) - 30,4% общего объема поставок (464 млн долл. США), машины, оборудование, транспортные средства и инструменты (коды 84-88, 90) - 17,6%) (267,9 млн долл. США), сельскохозяйственные и продовольственные товары (коды 03, 05-09, 11-17, 19-21, 23-24) - 10,8% (164,6 млн долл. США), а также текстильные изделия (коды 52-63) -10,2% (155,5 млн долл. США). В совокупности на эти товарные группы приходится около 69,0% российского импорта из Индии.

В стоимостном выражении в 2009 г. наибольший прирост российского импорта из Индии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года зафиксирован в товарных группах 24 (табак и промышленные заменители табака) - 16,1% роста или 41,3 млн долл. США, 87 (средства наземного транспорта, кроме железнодорожного) - 75,9% роста или 18,1 млн долл. США, 85 (машины и оборудование) - 10,8% роста или 12,3 млн долл. США и 29 (орга-

нические химические соединения) -21,5%) роста или 7,7 млн долл. США.

Одновременно в 2009 г. существенно сократился российский импорт из Индии фармацевтических изделий (код 30) - 12,9% или 68,6 млн долл. США, черных металлов (код 72) - 45,0%) или 29,4 млн долл. США, энергооборудования (код 84) -на 22,9% или 26,5 млн долл. США.

Оборот внешней торговли Индии со странами СНГ (за исключением России) в 2010 г. по данным индийской таможенной статистики, сократился по сравнению с 2009 г. на 21,1% и составил 1,318 млрд долл. США. Индийский экспорт снизился на 41,4% до 0,282 млрд долл. США, индийский импорт - на 22,8% (1,035 млрд долл. США).

Внешнеторговая политика на 20092014 гг., принятая в августе 2009 г., определяет национальные внешнеэкономические приоритеты и в качестве главной цели предусматривает двукратное увеличение доли Индии в мировой торговле товарами с нынешних 1,8%.

Указанной цели предполагается достичь в результате решения следующих стратегических задач:

1. создание условий для превращения Индии в мировой производственно-коммерческий и финансовый центр;

2. технологическое и инфраструктурное совершенствование всех секторов индийской экономики за счет упрощения импорта новейших средств производства и оборудования;

3. снижение или полная отмена экспортного налогообложения;

4. освобождение экономики от чрезмерного государственного контроля, создание атмосферы доверия и открытости для ускоренного развития предпринимательства, сокращение бюрократических процедур и операционных издержек;

5. определение и стимулирование тех направлений экономической деятельности, которые создают дополнительные возможности для роста занятости, особенно в сельских районах;

6. расширение и модернизация внутренней транспортной инфраструктуры;

7. реализация государственных программ поддержки экспортеров;

8. активизация деятельности индийских посольств как ключевых проводников индийской экспортной стратегии и объединение индийских торговых подразделений за границей единой электронной системой для обмена соответствующей информацией в реальном масштабе времени.

С целью наращивания объемов экспорта, диверсификации его товарной структуры и географического направления Департамент торговли Мин-торгпрома Индии разработал и реализует ряд государственных программ поддержки индийских экспортеров.

Программа содействия штатам в развитии экспортной инфраструктуры и других видов деятельности нацелена на активное вовлечение правительств штатов в развитие экспортной инфраструктуры путем создания новых СЭЗ, технопарков, агропромышленных зон, наращивания потенциала действующих экспортно-ориентированных анклавов, расширения внешнеторговой транспортной инфраструктуры, создания контейнерных пунктов и грузовых контейнерных станций, строительства малых портов и пристаней.

Программа содействия развитию маркетинга предусматривает оказание содействия компаниям в продвижении их товаров на международные рынки, оказание поддержки Советам по содействию экспорту в деле защиты интересов индийских экспортеров в случае введения компенсационных пошлин или проведения антидемпинговых расследований в отношении индийских товаров за границей.

Программа инициативного доступа на рынок предназначена для содействия экспорту новых товаров. В ее рамках предусмотрено оказание поддержки департаментам и организациям центрального правительства и правительств штатов, советам по содействию экспорту, официальным организациям по содействию торговле, товарным советам и ассоциациям, уполномоченным торговым агентствам, промышленным группам и отдельным экспортерам в проведении маркетинговых исследований и реализации маркетинговых проектов, исследовании экспортного потенциала отдельных отраслей и штатов, возмещении расходов на регистрацию и испытания индийской фармацевтической, биотехнологической, агрохимической и инженерной продукции, производимой для экспорта за рубеж, изучении практических аспектов взаимодействия с ВТО.

Программы содействия и стимулирования экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов аквакультуры осуществляются в рамках специализированных советов по определенным видам товаров, советов по развитию инфраструктуры, контролю качества, распространению информации и т.д., а также путем подписания торговых протоколов со странами-импортерами индийской сельхозпродукции.

Важную роль в развитии индийского экспорта играет Индийская корпорация гарантирования экспортных кредитов, которая предоставляет индийским экспортерам различные виды страхового покрытия рисков от неполучения экспортной выручки в силу ряда коммерческих или политических причин, а также гарантии банкам и другим финансовым институтам, осуществляющим кредитование экспортеров на льготных условиях. На долю корпорации приходится более 90%

индийского рынка услуг страхования кредитов экспортерам.

При участии РБИ, индийских государственных банков и внешнеторговых организаций создана Рабочая группа по экспортным кредитам, задачами которой являются мониторинг существующих процедур выдачи экспортных кредитов и определение размеров ставок оплаты по ним. На основании рекомендаций группы РБИ издает соответствующие инструкции для банков.

Комитет по экономическим вопросам при правительстве Индии одобрил создание Национального счета страхования экспорта, управление которым поручено ECGC. Данный счет открыт для обеспечения страховых покрытий экспортных рисков при проведении операций в странах с высокой степенью вероятности таких рисков в рамках реализации дорогостоящих проектов и суммами покрытия рисков, превышающими возможности ECGC.

Правительство Индии осуществляет меры по совершенствованию внутренней инфраструктуры экспортных грузопотоков, компьютеризации процесса таможенной очистки, созданию специальных экспортно-ориентированных комплексов перевозки грузов железнодорожным, водным и авиатранспортом. С целью создания условий для беспрепятственного движения международных грузов учреждены два комитета -постоянный комитет по содействию морскому экспорту (SCOPE-SHIPPING) и постоянный комитет по содействию экспорту воздушным транспортом (SCOPE-AIR).

В ближайшие пять лет во всех организациях, входящих в систему регулирования и содействия внешней торговле (таможенные пункты, морские и аэропорты, банки и др.), предполагается внедрение проекта «Электронная торговля (ЭТ)/Электронный об-

мен данными (ЭОД) для электронной торговли». Его целью является компьютерное обеспечение и упрощение таможенных процедур, сокращение длительности и стоимости таможенной очистки. В последнее время все более широко применяются, например, электронные подписи на транспортных накладных и лицензиях, грузовые штрих-коды, электронная система обмена данными для экспортеров и импортеров.

Особое внимание в ходе реализации внешнеторговой политики уделяется специальным экономическим зонам (СЭЗ), создаваемым с целью развития производства и экспорта, привлечения передовых технологий и опыта, увеличения занятости. Закон о специальных экономических зонах и Правила организации СЭЗ предусматривают, в частности, следующее:

• принцип «одного окна» для организации СЭЗ, открытия в них предприятий, взаимодействия с правительственными чиновниками;

• периметр зоны должен иметь соответствующую систему контроля за перемещениями товара, отвечающую требованиям таможенного законодательства;

• не менее 25% территории зоны должно быть использовано для производственной деятельности;

• в СЭЗ должны соблюдаться местные нормативные акты в отношении производственной деятельности, охраны труда и окружающей среды;

• на территории зоны могут размещаться только предприятия, работающие по схеме СЭЗ;

• производители наделены правом самостоятельной сертификации товаров;

• в СЭЗ разрешено открытие оффшорных отделений индийских банков , для которых РБИ устанавливает льготные нормативы деятельности, что должно облегчить компа-

ниям, расположенным в СЭЗ, доступ к зарубежным финансовым ресурсам;

• компаниям, расположенным в СЭЗ разрешены срочные товарные сделки и внешние коммерческие заимствования на срок до 3 лет;

• предприятия, расположенные на территории СЭЗ, наряду с освобождением от уплаты таможенных сборов, акцизов и налога на услуги, имеют льготы по уплате налога на прибыль. Им разрешен беспошлинный и безлицензионный импорт товаров для нужд своего производства;

• в большинство видов производственной деятельности, например, в переработку пищевых продуктов, фармацевтику, производство электроники, развитие жилых зон, торговых и рекреационных центров, разрешены прямые иностранные инвестиции в автоматическом режиме;

• обязательные таможенные инспекции экспортно-импортных грузов заменены уведомительной процедурой (информирование таможенных органов об экспортных и импортных операциях);

• компаниям, расположенным в СЭЗ, разрешено хранить экспортную выручку на валютных банковских счетах;

• предприятия, расположенные в СЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории страны. Поставки товаров и услуг с внутренней таможенной территории в СЭЗ рассматриваются как экспортные и пользуются тарифными и налоговыми преференциями;

• предприятия, расположенные в СЭЗ, обязаны экспортировать 100% произведенной ими продукции. В отдельных случаях разрешена реализация ее части на внутреннем рынке, однако, только при условии оплаты всех таможенных и дополнительных пошлин без каких-либо льгот. Движение товаров из СЭЗ в порты и об-

ратно осуществляется без каких-либо ограничений.

Таким образом, современная экономика страны характеризуется достаточно стабильным финансовым положением, наличием значительных золотовалютных резервов, динамично развивающейся промышленностью, огромным потребительским рынком, наличием многомиллионной достаточно квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы.

Национальная экономика обеспечивает потребности страны по многим промышленным и сельскохозяйственным товарам и постоянно увеличивает объемы экспорта, в том числе машинно-технической продукции. Наиболее перспективными направлениями экономического развития страны остаются металлургия, производство программного обеспечения и электронных компонентов, энергетического оборудования и электротехнических товаров, автотехники и запчастей, химических и фармацевтических товаров, текстиля, готовой одежды, ювелирных изделий.

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию специальных экономических зон. До последнего времени они создавались преимущественно по инициативе государства, и их число не превышало нескольких десятков. После либерализации правил организации СЭЗ резко возрос интерес к ним со стороны частных и иностранных инвесторов. Создаются специализированные зоны и парки в таких отраслях, как информационные технологии, производство сельскохозяйственных, текстильных, химических и пищевых продуктов, автомобильных компонентов, автомобилей и тракторов, электроники.

Наличие многочисленного и быстро растущего среднего класса Индии (250-300 млн чел.) стимулирует динамичное (ежегодные темпы роста -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%) развитие сектора услуг. Наиболее быстро расширяется объем предоставляемых услуг в области розничной торговли, финансово-банковского дела и страхования, медицины и образования, строительства, разработки ПО и туризма.

Аграрный сектор Индии по-прежнему серьезно зависит от погодных условий и испытывает острый дефицит современных технологий. Дальнейшее развитие сельского хозяйства, обеспечивающего занятость большинства работоспособного населения страны, существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, нехваткой современных средств доставки, переработки и хранения готовой продукции.

На ближайшую перспективу правительство Индии объявило приоритетными следующие задачи:

• достижение устойчивого ежегодного роста экономики на уровне 10%;

• проведение радикальных реформ в сельскохозяйственном секторе;

• увеличение доли Индии в международной торговле до 5% к 2020 г;

• обеспечение притока прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 35 млрд долл. США в год.

• Среди основных факторов, оказывающих негативное воздействие на экономику, можно выделить:

• зависимость от импорта сырой нефти, ограниченность запасов коксующегося угля, низкое качество энергетического угля, хронический дефицит электроэнергии;

• вследствие значительного числа бедного населения в стране государство вынуждено расходовать большие средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий, что ложится тяжелым бременем на бюджет страны;

• «зарегулированность» и бюро-кратизированность процессов приня-

тия административных решений, широкое распространение коррупции;

• неразвитость инфраструктуры;

• многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь большинства индийцев, в т.ч. преобладание малых землевладений (менее 1 га), низкая механизация сель-хозпроизводства, нехватка хранилищ и, соответственно, значительные потери произведенной продукции, высокая стоимость транспортировки сельхозпродукции, доминирование посреднических структур, несоответствие внутренних стандартов качества и безопасности международным стандартам, зависимость от погодных условий, растущие экологические проблемы, связанные с интенсивным использованием удобрений и пестицидов;

• высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.

Согласно данным аудиторско-консалтинговой компании РпсеШа1ег-ЬоизеСоорегз, изложенным в докладе «Мир-2050», через 30 лет Индия может стать третьей экономикой мира после Китая и США (без учета Европы). По мнению экспертов, мировая экономика переживет «геополитическую революцию» - на смену традиционным экономикам «большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада) придут экономики развивающихся стран: России, Индии, Китая, Бразилии, Индонезии, Мексики и Турции (Е7). И уже в 2019 г., считают эксперты РшС, валовой внутренний продукт (ВВП) Е7 обойдет ВВП в7, а к 2030 г. превысит его на 30%.

Китай и Индия обеспечат в ближайшем будущем приток дешевого импорта в развитые страны, что поможет снизить инфляцию, процентные ставки и, возможно, инициирует потребительский бум, отмечается в докладе РшС. Промышленность раз-

витых стран мало что сможет противопоставить дешевому импорту. В то же время и рынки развивающихся стран - хорошее поле для реализации своих конкурентных преимуществ развитыми странами.

Аналитики отмечают, что к 2019 г. объем производства стран в7 и молодых экономик стран Е7 сравняется, но это равенство сохранится ненадолго, так как вторая группа будет обладать намного большим потенциалом роста. С 2020 г. страны Е7 обгонят страны в7 по совокупному ВВП.

В рамках указанного периода на страны «большой четверки» в совокупности приходится около 60% мирового ВВП (по паритету покупательской способности), но их относительные доли кардинально меняются по мере того, как Китай и Индия поднимаются на более высокий уровень за счет США и ЕС.

Предположительно, к 2020 г. китайская экономика достигнет своего пика, но затем ее развитие может сильно замедлиться из-за быстро стареющего населения (частично в результате осуществления политики «одного ребенка»). Поэтому у индийского слона есть все шансы совершить мощный рывок и оставить позади дракона.

Уже сейчас эксперты уверенно заявляют, что к 2012 г. Индия может выйти на третье место по национальному ВВП, опередив медленно развивающуюся Японию. А после 2020 г., вполне вероятно, будет развиваться намного быстрее, чем Китай. Это связано не только с тем, что население Индии существенно моложе и увеличивается быстрее, чем население Китая, но и с тем, что Индия имеет намного больший потенциал, так как начала свое развитие с более низкого уровня, чем тот, на котором сейчас находится Китай.

Если же говорить о ближайшей перспективе, то с 2011 по 2015 гг.

экономический рост в Индии может ускориться до 5,9%. Объем валового внутреннего продукта Индии увеличивался в среднем на 7,1% в течение 10 лет, вплоть до третьего квартала 2009 г., по сравнению с 9,1% роста в Китае. В планах правительства республики в два раза увеличить расходы на инфраструктурные проекты, а именно на строительство дорог, портов и электростанций. На эти цели планируется направить до $1 трлн. в течение 5 лет на период до 2017 г.

Несмотря на это, Индия обеспокоена тем, что боязнь глобальных рисков снизит поток капиталовложений в экономику страны. А Индия серьезно нуждается в иностранных инвестициях, чтобы залатать дыры в дефиците и выполнить кредитные требования. Поэтому власти страны продают мелкие пакеты акций в крупных государственных компаниях, чтобы покрыть дефицит бюджета. Такую информацию распространили ряд зарубежных информ агентств, заявив о том, что в Индии неофициально готовится новый проект с предложением разрешить прямые инвестиции иностранным лицам в индийский фондовый рынок.

Однако, по мнению аналитиков, Индия сможет полностью реализовать этот потенциал лишь в том случае, если в ближайшие двадцать лет будет претворять в жизнь политику, способствующую экономическому росту, которой она следовала последние два десятилетия. И не последняя роль здесь отводится сотрудничеству с Россией. Предпосылок этому предостаточно: объемы двусторонней торговли между нашими странами постоянно увеличиваются, индийские инвестиции тоже растут. Так, товарооборот по итогам прошлого года составил 7,5 млрд долларов. А индийские вложения в России -3,5 млрд долларов, большая часть из

которых была направлена в энергетический сектор. В то время как инвестиции России в Индии составили всего 1 млрд долларов. Обе стороны отмечают, что эти показатели гораздо ниже их возможного потенциала.

Главной причиной низкого уровня экономического сотрудничества между Индией и Россией эксперты в один голос называют неэффективные прямые («бизнес-бизнес») контакты между компаниями.

1. Мельянцев В.А. Превратности роста в экономически продвинутых и развивающихся странах // Вестник московского университета. - Сер. 13. Востоковедение. - 2009. - № 3.

2. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2006.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Economic Survey 2009-2010. Government of India. New Delhi: Press. 2010.

4. Global Economic Outlook 2010. Washington: IMF. 2010.

5. UNCTAD. World Trade and Development Report 2010. N.-Y., Geneva: U.N. Publication. 2010. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_

Курбанов Сердар Алтыевич - аспирант, e-mail: [email protected], РЭУ им. Г.В. Плеханова.

UDC 330.34

CURRENT STATUS AND PROSPECTS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF INDIA

Kurbanov S.A., Graduate Student, e-mail: [email protected], Plekhanov Russian University of Economics.

This article discusses the current state of the Indian economy. Despite the impact of the global financial crisis, the economy of India is stable and has a positive trend of economic growth in the 9-10%. Foreign policy of the government determines national foreign trade priorities as a main objective provides a doubling India's share in world merchandise trade from the current 1.8%. Special attention deserve the Russian-Indian economic relations, as well as consider the establishment of special economic zones (SEZ) to promote production and exports, attracting advanced technologies and expertise, to increase employment.

Key words: India's economy, economic growth and development prospects of Russian-Indian cooperation, special economic zones.

REFERENCES

1. Mel'yantsev V.A. Vestnik mockovskogo universiteta, Ser. 13, Vostokovedenie, 2009, no 3.

2. Khasbulatov R.I. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya (World economy and international economic relations ), Moscow, Gardariki, 2006.

3. Economic Survey 2009-2010. Government of India. New Delhi: Press. 2010.

4. Global Economic Outlook 2010. Washington: IMF. 2010.

5. UNCTAD. World Trade and Development Report 2010. N.-Y., Geneva: U.N. Publication. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.