Иностранным банкам в Индии предоставляются те же условия для деятельности, что и местным банкам: 1) единственным органом надзора и регулирования является РБИ; 2) все резервные требования, включая коэффициенты наличных резервов и ликвидности, одинаковы для местных и иностранных банков. Вместе с тем иностранные банки испытывают дискриминацию в следующих вопросах: им недоступны срочные депозиты государственных компаний, налоги на их прибыль превышают налоги на прибыль местных банков (48% против 35%) (с.2320). В бюджете 2002/2003 гг. предполагается снизить налог на прибыль иностранных банков до 40% (с.2320). В настоящее время иностранные банки должны предоставлять 32% банковских кредитов приоритетным отраслям, в том числе не менее 10% малым предприятиям и 12% предприятиям, работающим на экспорт, тогда как местные банки предоставляют приоритетным отраслям 40% чистого кредита - не менее 18% аграрному сектору и 12% предприятиям, работающим на экспорт (с.2320). В результате предоставления иностранным банкам статуса филиала они подпадут под те же кредитные требования, что и местные банки.
В заключение отмечается, что процесс глобализации торговли в рамках ВТО, в частности торговли услугами, создает для Индии новые возможности для реформирования ее финансового сектора.
Н.Н.Иванова
2004.01.005. ДАРСИ П. БЛЕСК И НИЩЕТА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.
DARCY P. Splendeurs et ombres du marche de l'art // MOCI. - P., 2003. - N 1594. - P.59-61.
Точно определить объем мирового рынка произведений искусства невозможно, но, по оценкам органов ЕС, ежегодные сделки на этом рынке составляют не менее 8 млрд. евро. Данному рынку присущ ряд парадоксов, заключающихся в следующем:
1. На рынке объектом купли - продажи являются произведения искусства, которые не имеют объективной цены, поскольку каждое из них является уникальным, что не позволяет их сравнивать с другими объектами. Так, в 2002 г. на одном из аукционов была продана за 350 тыс. евро испанская амфора XVI века, подобной которой никогда не предлагалось для продажи.
2. Цены на рынке, которые, в конечном счете, определяет покупатель, зависят от числа претендентов на приобретение объекта. Кроме то-
го, на состояние этого рынка в США, где отсутствует вековая традиция формирования семейных состояний и коллекций, большое влияние оказывает мода.
3. Иногда на рынке предлагаются весьма дорогостоящие редкие произведения, подлинность и истинную ценность которых никто не может подтвердить. Даже картина Рембрандта «Мужчина в золотой каске», которая для Берлинского музея была тем же, чем «Джоконда» для Лувра, недавно решением группы экспертов по фламандской живописи была признана «картиной второго плана». В результате покупатели предпочитают приобретать произведения известных художников, обладающие «безупречным качеством». В июле 2002 г. картина Рубенса «Избиение младенцев» была продана за рекордную цену в 45 млн. ф. ст., тогда как 37,4% всех выставленных в 2002 г. на продажу картин не нашли своего покупателя.
4. Хотя рынок произведений искусства считается мировым, фактически он сосредоточен в трех странах: США, где в 2002 г. осуществлялось 43% продаж, Великобритании - 29 и Франции - 10% продаж. На долю стран Европы приходилось 53% продаж, тогда как целые континенты (Латинская Америка, Африка и Океания) практически исключены из этого рынка. В Европе за последние 10 лет обороты рассматриваемого рынка возросли в пять раз, превысив соответствующие обороты в США.
5. В отличие от обычного экспортного рынка на рынке произведений искусства положительный баланс внешней торговли является признаком «плохого состояния» страны, которая не в состоянии удержать произведения искусства на внутреннем рынке.
Сегодня на международном рынке произведений искусства главное место занимают крупные специализированные английские фирмы, которые обладают немалыми преимуществами над компаниями других стран, в частности, над французскими. Это связано с тем, что они имеют право продавать произведения вне аукционов («по договоренности»), торговать не только движимым, но и недвижимым имуществом, обсуждать размер комиссионных, проводить рекламные акции и т.д. Конечно, даже самые крупные компании («Сотби» или «Кристи») иногда злоупотребляют подобной свободой, за что вынуждены платить многомиллионные штрафы. Французские торговцы, которые до 10 июля 2000 г. имели статус должностных лиц (оШиеге т1т$1епк), подчинялись многочисленным ограничениям. В результате реформы с 10 июля 2000 г. они получили статус коммерческих обществ, хотя некоторые ограничения на их деятельность были сохранены. Так, они по-прежнему не имеют право быть
собственниками продаваемых ими произведений искусства и осуществлять операции с недвижимостью. Кроме того, реформа позволила прийти на французский рынок крупным английским торговым фирмам. В результате объем продаж на французском рынке возрос в 2002 г. на 27 млн. евро по сравнению с 2001 г. (с.60).
Большую роль в развитии международного рынка произведений искусства играет решение проблем гармонизации налогообложения соответствующих сделок. К сожалению, подчеркивает автор, современное государство еще четко не понимает, должно ли оно поддерживать развитие этого рынка, содействуя тем самым сохранению национального культурного достояния, или облагать наиболее состоятельных налогоплательщиков дополнительными налогами. Так, действующий во Франции налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт в размере 5,5% не побуждает иностранных коллекционеров заниматься продажей во Франции. Когда английская фирма «Кристи» возила по странам Европы одну из своих коллекций (Berggrune), прежде чем продать ее в США, она должна была депонировать на таможнях в течение трех месяцев сумму, равную 5,5% от 120 млн. долл., на которые была застрахована эта коллекция. Возможная отмена НДС на продажи резидентам вне стран ЕС приведет к тому, что при равных ценах торговцы предпочтут вывозить объекты торговли за пределы ЕС, а не продавать их европейцам. Однако проблемы налоговой гармонизации в ЕС пока обсуждаются, и только будущее покажет, какой способ гармонизации будет избран.
Дискуссионным является также вопрос о том, не является ли приобретение произведений искусства одной из форм финансовых вложений или своего рода долгосрочной лотереей, в которой высокие доходы одних компенсируются потерями других. Последнее положение, отмечает автор, может быть опровергнуто следующими данными: индекс Artprice возрос со 100 в 1996 г. до 136 в настоящее время (с.61).
Л.А.Зубченко