Научная статья на тему '2003. 04. 028030. Национальная безопасность Казахстана'

2003. 04. 028030. Национальная безопасность Казахстана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЗАХСТАН / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАЗАХСТАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 04. 028030. Национальная безопасность Казахстана»

Сельское население более тревожат личные проблемы, чем общественные. На первом месте (52% опрошенных) назван низкий уровень зарплаты, пенсий, пособий; по 1/3 сельчан говорили об угрозе безработицы, плохой медицине, росте цен (027, с. 79).

По данным опроса, 41% сельского населения либо аполитичны, либо не доверяют существующим партиям, 18% поддерживают «Отан», 11 — Аграрную партию, 4% — коммунистов (027, с.80). Местные власти (акимы) имеют гораздо более высокий рейтинг: 78% жителей поддерживают акимов своих сельских округов,64 — районов и 62% — областей (там же). Наибольший авторитет у сельских акимов юга и запада страны, где казахское население питает особое уважение к власти предержащей.

С.И.Кузнецова

2003.04.028-030. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КАЗАХСТАНА.

2003.04.028. ГАББАСОВ Д. Исламский фактор и национальная безопасность Казахстана // Центр. Азия и Кавказ. — Ьи1еа, 2002. — N 5. — С. 134-140.

2003.04.029. КИКИМОВ Т. Факторы национальной безопасности Казахстана. Анализ результатов социологического опроса // Сая-сат=РоИеу. — Алматы, 2002. — N 8. — С. 79—82.

2003.04.030. НУРМАГАМБЕТОВ А. Образование как фактор обеспечения национальной безопасности Казахстана // Там же. — N 9—10. — С. 113—116.

Д.Габбасов (Агентство политических исследований, Алма-Ата, Казахстан) (028) отмечает внешние (геополитические) и внутренние признаки исламской угрозы национальной безопасности Казахстана (НБК).

Внутри страны следует различать возрождение мусульманства как религиозной традиции и использование «исламской оболочки» экстремистами, выступающими за создание исламского государства. Казахстан выделяется из общей картины исламского возрождения в Центральной Азии (ЦА) после развала СССР: во-первых, кочевая

культура казахского этноса открыта внешним влияниям, и общество оказалось наиболее русифицированным, во-вторых, здесь довольно интенсивно развиваются рыночные отношения и индивидуалистические ценности, что обусловливает низкий уровень религиозности городских казахов. Напротив, в южных сельских областях население восприимчиво к пропаганде исламского экстремизма.

«Ислам в Казахстане уже укрепился в качестве символа и атрибута казахского этноса»; в Южно-Казахстанской области 459 из 500 зарегистрированных религиозных организаций — мусульманские (028, с. 136). Ситуацию усугубляет разрушение систем социального обеспечения в ходе проведения рыночных реформ. В сельской местности, по официальным данным, в 2001 г. зарегистрировано 374 тыс. безработных (41% от общего числа в стране); 64 тыс. безработных молодых людей в возрасте 15—24 лет, причем каждый пятый не нашел работы после окончания вуза4 (028, с. 137). Безработная молодежь и женщины — благодатная среда для идей исламских экстремистов, которые активно используют недовольство социально-экономическим положением, бюрократическим засильем, коррупцией. Кроме того, «взрывоопасная ситуация — компактное проживание узбеков в приграничных областях Казахстана и казахов на соответствующей территории Узбекистана» (028, с. 138).

Внешние угрозы прежде всего связаны с исламизацией Ферганской долины, где проживают свыше 8 млн. узбеков (80% ее населения): узбекские радикал-исламисты готовы к насильственным методам борьбы с официальным Ташкентом, не решены вопросы земельно-водной политики, расширяется наркоторговля. Соседние исламские государства пытаются расширить свое влияние в ЦА. Ближайшая цель бандитских формирований — наладить контрабанду наркотиков по маршруту Афганистан-ЦА-Россия-Западная Европа, а также создать исламское государство в Ферганской долине. В ходе антитеррористической операции в Афганистане «Талибан» и другие террористические организации были рассеяны, но многие их члены «растворились» среди мирных граждан или просочились в приграничные районы Узбекистана и Таджикистана — в непосредственной близости от Казахстана.

1( Статистика: Казахстан 1991-2001. - Алматы, 2001. - Описание по реф. источнику.

В борьбе против внешних угроз НБК необходимо использовать ресурсы Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций, внутренние угрозы можно отражать только решением социально-экономических проблем общества (уменьшение бедности и безработицы, пресечение коррупции и т.п.).

Т.Кикимов (029) анализирует результаты анкетного опроса 350 алмаатинцев летом 2002 г. (43% опрошенных в возрасте 20—30 лет, 67% — с высшим образованием, 37% — служащие)2). Приоритетными сферами обеспечения НБК в анкетах названы: экономическая — 49%, политическая — 39% и социальная — 35%; далее, в отличие от предыдущих опросов, проблема развития ВПК — 28% оказалось важнее криминогенной обстановки — 22% или межэтнических отношений (16%) (029, с. 80).

Отдельно задавались вопросы о внешних и внутренних угрозах НБК. Среди внешних угроз на первое место поставлены территориальные притязания со стороны соседних государств (45%) или вмешательство иностранных государств во внутренние дела (43%), затем — распространение терроризма (33%), влияние исламского фундаментализма и экстремизма (31), а также глобальный экологический кризис (31%) (там же). Наиболее беспокоющая внутренняя угроза — рост коррупции во властных структарах (59%), обострение кризисных явлений в экономике (45%), а также ( в противоречии с выше названными ответами о приоритетных сферах) усиление межэтнической напряженности (32%) (там же).

В прогнозе участников опроса о дальнейшем развитии политических и социально-экономических процессов чаще всего предвиди-лись дальнейшее ухудшение экологической обстановки (56%), рост безработицы (51%) и преступности (49%), тогда как угроза исламского экстремизма и терроризма или усиление межэтнической напряженности казались очень вероятными меньшему числу опрошенных (соответственно (28 и 23%) (029, с. 81).

Хотя большинство ответивших на анкету принажлежат к титульному этносу, зафиксировано 24% потенциальных мигрантов — чаще всего по экономическим мотивам (58%), но указывалась и этническая дискриминация.

2) См. Национальная безопасность: итоги десятилетия. — Астана, 2001.

А.Нурмагамбетов (Казахский национальный университет имени аль-Фараби) (030) рассматривает один из аспектов НБК — образование как основную предпосылку создания научного, экономического, социокультурного и духовного потенциала страны. Экспертный опрос проводился автором в 2001—2002 гг. среди специалистов сферы высшего образования (597 представителей из 20 казахстанских вузов). Около 95% экспертов ответили, что снижение образовательного потенциала влияет на НБК (030, с. 114). Советская система образования была достаточно эффективной. Снижение ее качества 40% опрошенных связали с уходом профессорско-преподавательского состава вузов в другие сферы деятельности и утечкой мозгов за границу (там же).

Нынешнюю угрозу НБК в результате кризиса системы образования автор объясняет следующими факторами: 1) право на общедоступное и бесплатное образование, зафиксированное в Конституции, зачастую остается лишь декларацией из-за тяжелого материального положения семей; 2) доля образования в ВВП с 4,7% в 1993 г. снизилась до 3,5% в 2001 г. (030, с. 115); 3) идея массовой приватизации образования (по аналогии с промышленностью) ведет к развалу государственного образования; 4) коммерциализация образования порождает снижение требований к знаниям студентов; 5) интеллектуальный труд стал считаться непрестижным из-за низкой зарплаты, растет интеллектуальная миграция — молодые талантливые преподаватели уходят в управление, бизнес; 6) ухудшение экономической обстановки понижает качественный состав населения; 7) универсальность и широта образования утрачивается, происходит переход к идеологии жесткого прагматизма.

Учитывая огромную роль образования в обеспечении НБК, автор призывает разработать национальную доктрину образования и вести «реальную государственную образовательную политику» (030, с. 16).

С.И.Кузнецова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.