Научная статья на тему '2004. 03. 025-028. Социально-экономические проблемы и перспективы Узбекистана'

2004. 03. 025-028. Социально-экономические проблемы и перспективы Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО -УЗБЕКИСТАН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 03. 025-028. Социально-экономические проблемы и перспективы Узбекистана»

ноября 1937г., заканчиваются словами «виновным себя признал»; например, видный общественный и государственный деятель Джума-хан Кудерин, автор многих научных трудов и первых учебников «Физическая география Казахстана», «Ботаника», отказывавшийся под пытками подписать такое признание, вынужден был это сделать под угрозой ареста беременной жены с годовалым сыном на руках за обег щание не трогать семью; впрочем, подпись их не спасла, через девять дней после его расстрела жену арестовали (с. 111-112).

В Казахстане к концу 1939г. было 23 общих и 11 внутренних тюрем, тогда же началось переселение в республику национально-этнических групп из Закавказья, корейцев с Дальнего Востока, в годы Великой Отечественной войны депортировано более 1 млн. человек из Поволжья и с Северного Кавказа. Через один Карлаг прошло 2 млн. человек. После войны начались волнения в нем и в Экибасту-зе, 40 дней продолжалось Кенгирское восстание1. В последние годы существования СССР жестоко подавлялись выступления в Темиртау и Алма-Ате. Автор призывает продолжать работу по реабилитации всех жертв тоталитарного режима.

С. И. Кузнецова

2004.03.025-028. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЗБЕКИСТАНА.

2004.01.025. ЧЕПЕЛЬ С. Сценарии экономического развития Узбекистана на перспективу (условия, источники, ориентиры) // Экон. вести Узбекистана - Ozbekiston iqtisadiy axborotnomasi. -Ташкент,2003. - № 5. - С. 2-5.

2004.01.026. МАКСАКОВА Л., КАШТАНЕНКОВА И. Современнаядемографическая и миграционная ситуации в Узбекистане // Тамже. - С. 6-7.

2004.01.027. ЖАРКЫНБАЕВА Р. Рынок труда РеспубликиУзбекистан: Проблемы и перспективы // Евраз.Coo6utecTBo=Eurasian community. - Алматы, 2003. - № 2. - С. 140-152.

2004.01.028. МИРЗАЕВ О., ХАСАНОВ Н. Ислам в жизни узбекистанского общества (по результатам социологического исследования) //

«Казахстанская правда», 7 сентября 1994 г.

Ижтимоий фикр. Инсон хукуклары = Обществ. мнение. Права человека. - Ташкент, 2002. - № 4. - С. 61-65.

С.Чепель (025) (Центр эффективной экономической политики, Узбекистан - ЦЭЭП) подчеркивает необходимость выработки альтернативных сценариев экономического развития на долгосрочную перспективу с учетом роста нестабильности мировой экономики в условиях глобализации. Альтернативные сценарии особенно важны для Узбекистана с его переходной экономикой, ибо необходимо учитывать: 1 ) внешние или внутренние источники активизации экономики; 2) темпы реформ экономики и масштабы ее прямого государственного регулирования; 3) приоритетные направления структурных преобразований.

Мировой опыт показывает существование трех основных сценариев ускоренного развития посредством ( 1 ) добывающего сектора с наращиванием экспорта нефти, газа, металлов или (2) аграрного сектора, малого и среднего бизнеса (Китай сумел в короткие сроки решить свою продовольственную проблему, обеспечив прирост ВВП более 10% в год), или (3) индустриального развития на базе пяти-десяти крупных национальных промышленных фирм, получивших господдержку (новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии).

Узбекистану, выбирая один из этих трех сценариев, приходится помнить о следующих условиях и ограничениях: 1) финансовые (первый и третий сценарии очень капиталоемки, а в стране нет для этого источников ); 2) демографические (высокий темп естественного прироста населения требует значительных средств для решения социальных проблем); 3) технологические (необходима модернизация устаревших средств производства); 4) экологические (решение проблемы Аральского моря, восстановление истощенных хлопчатником почв); 5) внешнеэкономические (снижение цен на хлопок и другую сельскохозяйственную экспортную продукцию Узбекистана).

В узбекистанских условиях первый - сырьевой - сценарий может дать положительный эффект лишь на пять—семь лет его реализации, а затем объемы экспорта резко упадут из-за ограниченности земельно-водных ресурсов страны. Сценарий ускоренного развития аграрного сектора, малого и среднего бизнеса - более благоприятная долгосрочная перспектива, ибо в Узбекистане велика доля сельского населения с личными подсобными хозяйствами, не требуются иностранные инвестиции. «Наиболее перспективен сценарий индустри-

ального развития. Для Узбекистана в качестве «локомотива» экономического развития могут выступить несколько крупных машиностроительных производств (электротехнических,

приборостроительных, автомобильных) и предприятий обрабатывающей промышленности (текстильных,

микробиологических, пищевых), опирающихся на местную сырьевую базу... Реалистичность этого сценария во многом зависит от привлекательности национальной экономики для зарубежных инвесторов, обеспечения масштабного притока прямых иностранных инвестиций» (025, с. 5).

Л.Максакова и И.Каштаненкова (026) (ЦЭЭП) констатируют существенное изменение демографической ситуации в стране за последнее десятилетие. Прежде всего, происходит устойчивое снижение рождаемости: с начала 90-х годов уровень рождаемости снизился с 35-37 до 19-20 промилле, в том числе среди женщин 2024 лет рождаемость упала в 1,5 раза, 25—29 лет — в 1,6 раза; особо следует подчеркнуть изменение репродуктивного поведения сельских жителей и сближение показателей по городу и деревне благодаря тому, что в первом рождаемость уменьшилась в 1,6 раза, а в сельской местности - в 1,8 раза (026, с. 6).

Государство проводит политику «разумной рождаемости», способной обеспечить умеренное воспроизводство населения. Снижение уровня рождаемости уменьшило нынешнюю демографическую нагрузку на трудоспособное население - на 40 человек в расчете на 1 тыс. трудоспособных по сравнению с 80-ми годами и на 98 человек по сравнению с 70-ми годами; одновременно сокращается уровень смертности, в основном, за счет младенческой смертности (с 35-36 до 17-18 детей на 1 тыс. новорожденных) -самый низкий показатель в Центральной Азии, что свидетельствует об улучшении здоровья матери и ребенка (там же).

В области миграции сохранился ряд проблем, требующих государственного регулирования. Отток населения из республики, начавшийся еще четверть века назад, продолжается, хотя пик его был пройден в 1989-1990 гг., уменьшился и приток из деревни в город, что не отвечает требованиям перехода к рыночным отношениям. В современном Узбекистане преобладает временная трудовая миграция за пределы республики, причем обычно нелегальная, но она обеспечивает приток твердой валюты и способствует снятию напряженно-

сти на рынке труда. Авторы -лризыплют усилить господдержку зарубежной трудовой миграции.

Узбекистан по-прежнему обладает огромным человеческим потенциалом: на начало 2003 г 25,4 млн. человек, к 2010 г. прогнозируется (несмотря на значительное снижение темпов демографического роста с середины 90-х годов) - до 28-28,5 млн., а к 2015 г. - до 30 млн. человек (026, с. 67).

Р.Жаркынбаева (027) (университет «Сырдария», Казахстан), подчеркивая большой интерес казахстанских специалистов к проблемам развития Узбекистана, одновременно отмечает, что в казахстанской прессе последние годы они освещаются тенденциозно1, тогда как в узбекистанской печати вообще нет материалов о Казахстане.

Из-за монокультуры хлопка Узбекистан в 90-е годы продолжал отставать от многих республик бывшего СССР по производству и потреблению основных продуктов питания (мясо, молочные продукты, яйца). До сих пор сельские школьники и сотрудники госучреждений привлекаются к работе на полях сельхозартслей-ширкатов, ибо существует госзаказ на хлопок и зерно. Для обеспечения зерновой независимости, в частности от Казахстана, изменена структура посевных площадей: в 1991 г зерновые культуры занимали 26% посевов, в 2000 г. - 43% (027, с. 143) .

Рынок труда в республике характеризуется высоким уровнем обеспечения трудовыми ресурсами (в 2000г. 12,6 млн человек) и их недостаточной мобильностью; официально зарегистрированная безработица невелика, так, по данным Минмакроэкономстата, опубликованным в Докладе о человеческом развитии Узбекистана за 2000 г , она не превышала 0,5% (0,4% в городе и 0,6% в деревне), но независимые эксперты подвергают сомнению эти цифры (027, с 144147) Особенно обострилась проблема женской занятости, ибо в период реформ женщины стоят первыми в очереди на увольнение и последними в случае открытия вакансий. В органы службы занятости в

1 Глли А К К вопрос) о перспективах Аазахско-узбекских отношений // Еврязсообщество -2001 - № 2 -С 17 Описание Здесь и далее по реф источник)

Основные социально-экономические показатели Республики Узбекистан за 10 лет независимости - Ташкент, 2001

поисках работы обращались в 2000 г. 48% женщин, примерно 1/4 из них - выпускницы общеобразовательных школ (027, с. 147)'.

Наряду с безработицей, масштабы которой, по оценкам, составляли не 0,5%, а до 7%, широко распространена занятость в неформальном секторе - более 2 млн. человек (027, с. 148).

В условиях высоких темпов естественного прироста населения высвобождаются излишки рабочей силы в сельскохозяйственном производстве. Сельское население к началу 2000 г. насчитывало 15 млн. человек, а всего за 1990-2010 гг. прирост численности трудоспособных на селе может достигнуть 1,4 млн. человек, что требует создания здесь новых промышленных производств, а также других мер социальной поддержки (027, с. 149)2.

Согласно официальным прогнозам, в 2000-2005 гг. прирост населения трудоспособного возраста составит 303 тыс. человек в год (более 70% в сельской местности), избыток рабочей силы в сельском хозяйстве превысит 650 тыс. человек, а увеличение производительности труда в несельскохозяйственных отраслях материального производства высвободит еще 100 тыс. человек; чтобы всех трудоустроить, необходимо обеспечить за 2000-2005 гг. 3 млн. рабочих мест, а это в 1,5 раза больше, чем было создано за последние четыре года (27, с. 150)3. Продолжающаяся деурбанизация Узбекистана объясняется не только более высокой рождаемостью в сельских семьях, но и миграцией из города в село из-за остановки ряда промышленных предприятий, отсутствия перспектив на получение образования с последующим трудоустройством и т. п.

Автор считает необходимым усиление оттока из сельского хозяйства в промышленность, возрастание роли государства в оказании поддержки различным слоям населения для их адаптации к сложным условиям переходного периода.

14-23 августа 2002 г. проведен опрос (028) 2001 человека в Ташкенте и во всех областях Узбекистана. Основные характеристики оп-

1 Узбекистан: 10 лет по пути формирования рыночной экономики. -Ташкент,2001.-С. 271.

2 Сабирова 3. Концепция социальной защиты и занятость сельского населенияв условиях многоукладной экономики // Сельское хозяйство Узбекистана. - 2001.№ 5. - С. 47.

3 Доклад о человеческом развитии. Узбекистан 2000. - Ташкент, 2001. - С. 39.

рошенных: мужчины - 48%, женщины - 52%; возрастная группа 16-29 лет - 35%, 30-39 лет - 28, 40-49 лет - 19, 50-59 лет, 60 лет и старше - по 9%; узбеки - 80%, казахи - 3, таджики - 5, киргизы и каракалпаки - примерно по 3, славяне - 1%; горожане - 36%, сельчане - 64; семейные - 73%; начальное образование - 3%, неполное среднее - 13, полное среднее - 45, среднее специальное -22, неполное высшее — 3, высшее — 14% и шесть человек имеют ученую степень; работающие - 48%, из них служащие - 42, медработники - 6, работники сферы образования - 12, предприниматели - 12, сельхоз-работники и фермеры - 23%; неработающие - 53%, из них учащиеся - 6, безработные - 9, пенсионеры и прочие незанятые - 37% (028, с. 61-62).

Исследования 1998-2002 гг. констатируют тенденцию роста религиозного самосознания узбекистанского населения: в 1998-2000 гг. считали себя верующими около 95% опрошенных, в 2001 г. - 98, в 2002 г. - 99% (028, с. 62). Однако 86% верующих оставались скорее светскими людьми; в 2001 г. только 11% и в 2002 г. 12% ответили: «Да, я религиозный человек, веду активный религиозный образ жизни» (чаще женщины, чем мужчины); более 2/3 опрошенных в 2002 г. знали лишь отдельные требования ислама на бытовом уровне, а 14% признались, что ничего не знают (028, с. 62).

Положительно (или нормально) относились к возрождению религии в обществе в 2001 г. 46% опрошенных, в 2002 г. - 58, причем 23% даже «поддерживают и принимают активное участие в религиозно-возрожденческих процессах», тогда как немногие (около 4%), напротив, уверены, что «чрезмерное усиление религиозного фактора в общественной жизни может негативно повлиять на светские устои государства» (028, с. 63).

Мусульмане ходят в мечеть не слишком регулярно: ежедневно -лишь 6%, а более половины опрошенных вообще не бывают; 44% соблюдают пост в Рамазан, 29 — постятся неругулярно, а 27 -никогда, причем среди учащихся постятся регулярно 38, а в той или иной степени еще 28% (028, с. 63). Хадж в Мекку не совершали 4/5 опрошенных, но почти 58% посещали местные святыни (028, с. 64).

Таким образом, большинство семей в Узбекистане ведут светский образ жизни (примечательно, что приверженность к светским ценностям у сельчан несколько выше, чем у горожан). Опросы удостоверили, что: 1) абсолютное большинство продолжают относиться

положительно к исламским ритуалам и предписаниям; 2) 72% посещают могилы родственников (46% горожан, 40% - сельчан); 3) 39% полагают, что религиозное воспитание удерживает от неблаговидных поступков; 4) 48% уверены в положительном воздействии религии на воспитание детей; 78% в 2001 г. и 85% в 2002г. ответили, что в Узбекистане не ущемляются права верующих (028, с. 64-65).

Население негативно относится к любым проявлениям религиозного экстремизма и связанного с ним терроризма: 84% опрошенных заявили, что ваххабиты и хизби-тахриристы угрожают спокойствию народа и стабильности государства, чаще всего религиозный экстремизм назывался терроризмом, диверсией (48%), фундаментализмом (30), фанатизмом (22), наркотиком (21%) (028, с. 65).

В опросе 2002 г. возросло по сравнению с опросами 2001 г. число ответивших, что влияние ислама на общество в ближайшие годы усилится. Авторы призывают специалистов раскрывать гуманистические принципы ислама.

С.И.Кузнецова

2004.03.029. ФОЛКИНГЭМ Дж. БЕДНОСТЬ В ТАДЖИКИСТАНЕ. FALKINGHAM J. A profile of poverty in Tajikistan. - L.:CASE, 2000. -IV, 57, V p.

Автор (Лондонская школа экономики) напоминает, что понятие «бедность» не ново для Таджикистана. Он принадлежал к беднейшим республикам СССР, затем экономические последствия распада последнего усугубились гражданской войной 1992-1993 гг. и длительным периодом нестабильности. Подлинную картину положения населения в 1999 г. позволяет воссоздать первое общенациональное обследование уровня жизни домохозяйств в мае 1999 г. (опрошены 14 142 человека), предварительные данные которого анализирует автор.

Несмотря на многие унаследованные от Советского Союза достижения (почти поголовная грамотность, развитые системы здравоохранения и социального обеспечения), с утратой дотаций Москвы (40% ВВП в 80-е годы) уровень реального ВВП упал в республике к 1996 г. ниже 40% от показателя 1989 г., а некоторый рост к 1999 г. оставался микроскопическим; более того, он отставал от роста населения, в результате чего продолжалось снижение ВВП на душу населения (с. 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.