Научная статья на тему '2003. 03. 037. Ван чжи, шух Э. Г. Появление «Большого Китая» и его влияние на мировую торговлю. Wang Zhi, Schuh E. G. The emergence, of a greater China and its impact OH world trade// J. of comparative Economics. N. Y. , 2002. Vol. , n 3. P. 531566'

2003. 03. 037. Ван чжи, шух Э. Г. Появление «Большого Китая» и его влияние на мировую торговлю. Wang Zhi, Schuh E. G. The emergence, of a greater China and its impact OH world trade// J. of comparative Economics. N. Y. , 2002. Vol. , n 3. P. 531566 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗАКАВКАЗСКИЕ РЕСП. 03.014021 КНР / ТАЙВАНЬСКАЯ ПРОБЛЕМА / СЯНГАН ОБЪЕДИНЕНИЕ С КНР / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР / ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ РОЛЬ КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 037. Ван чжи, шух Э. Г. Появление «Большого Китая» и его влияние на мировую торговлю. Wang Zhi, Schuh E. G. The emergence, of a greater China and its impact OH world trade// J. of comparative Economics. N. Y. , 2002. Vol. , n 3. P. 531566»

2003.03.037. ВАН ЧЖИ, ШУХ Э.Г. ПОЯВЛЕНИЕ «БОЛЬШОГО КИТАЯ» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ ТОРГОВЛЮ. WANG ZHI, SCHUH E.G. The emergence, of a Greater China and its impact oh world trade// J. of comparative economics. - N.Y., 2002. - Vol., N 3. - P. 531-566.

Ван Чжи (Школа вычислительных наук Университета Джорджа Мэсона, Вашингтон, США) и Э.Г.Шух (Университет штата Миннесоты, Миннеаполис, США) рассматривают возможное влияние экономической интеграции Тайваня, Гонконга и Китая (Китайский экономический район - КЭР) на мировую торговлю. Авторы исследовали динамику производства и торговли в 16 основных экономических районах планеты по 21 сектору производства (с. 531).

Более 30 лет Япония была экономическим центром Азии. С конца 1980-х годов КЭР становится новым очагом промышленности, торговли и финансов Азии. КЭР гораздо легче перенес недавний финансовый кризис в Азии, чем соседние с ним страны, и стал одним из наиболее быстро развивающихся экономических районов мира. В 1999 г. объем его внешней торговли достиг 810 млрд. долл. (после вычета 137 млрд. долл. внутренней торговли КЭР), превысил объем торговли Японии (738 млрд. долл.) и составил более 8% объема мировой торговли (с. 532). Недавнее вступление в ВТО Китая и Тайваня создает предпосылки для дальнейшего роста значения КЭР в мировой экономике.

Косвенная торговля между Тайванем и Китаем выросла с 1 млрд. долл. в 1987 г. до более чем 31 млрд. долл. в 2000 г. Зависимость экспорта Тайваня от рынков Китая и Гонконга увеличилась с 8% в 1987 г. до 28% в 2000 г. Это обеспечило устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса Тайваня. Китай занял второе место в экспорте Тайваня (после США) и в его импорте (после Японии). Быстрый рост косвенной торговли с Китаем стимулировался увеличением прямых инвестиций Тайваня в КНР. К концу 2001 г. они достигли 27,5 млрд. долл., что составляло около 40% всех инвестиций Тайваня за рубежом. С 1993 г. Китай и Гонконг также являются крупными инвесторами в экономику друг друга, и с 1990 г. более половины промышленной продукции Гонконга проходило в Китае первоначальную обработку. КНР инвестировала свои капиталы почти во все сектора экономики Гонконга, в то время как на Гонконг и Тайвань за годы реформы (1978-1998) приходилось более 65% общей суммы их прямых инвестиций в Китае (с. 533). Инвестиции из Гонконга и Тайваня были одним из важнейших

факторов успешной экспортной политики Китая в первые годы экономической реформы. Объединение капиталов Гонконга и Тайваня, их торговых связей и ноу-хау с дешевой рабочей силой и возможностями обрабатывающей промышленности Китая создают потенциал для развития, позволяющий выйти на экономический уровень Японии в недалеком будущем.

Углубляющиеся экономические связи между этими тремя китайскими экономиками, стимулируемые рыночными силами, могут привести к формированию в этом регионе общего рынка, подобного Общему рынку в Западной Европе. К КЭР будет тяготеть группа потенциальных рынков, далеко превосходящих по своим размерам последний, и в целом этот механизм может стать главным «двигателем» мирового экономического развития в новом веке.

Появление на мировой арене КЭР в качестве мощной торговой группировки вызвало опасения как у развитых, так и у развивающихся стран. Спрос стран на инфраструктуру открывает исключительные возможности для иностранных инвесторов, но быстрый рост экспортного потенциала КЭР приводит к требованиям многих стран скорректировать эти возможности. Особую остроту приобретают следующие вопросы. Каким образом рост экспорта КЭР может отразиться на странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и на экономических отношениях между Японией и США? Не повредит ли экономике других стран включение в мировую экономику огромных по численности и сравнительно дешевых трудовых ресурсов Китая? Каково будет распределение по странам и секторам экономики плюсов и минусов от включения стран КЭР в мировую экономику?

Используя математическую модель для прогноза мирового производства и торговли, авторы условно ликвидировали все импортные ограничения, существующие между экономиками Тайваня и Гонконга; сократили размеры транспортных расходов между Тайванем и Китаем; уменьшили на 50% торговые тарифы между Китайским районом свободной торговли (Тайвань, Гонконг и Китай) и различными комбинациями крупных торговых партнеров этого района. Анализ результатов этой модели позволяет утверждать, что либерализация торговли приносит три вида выгод: 1) выгоды от более эффективного использования ресурсов, позволяющие постоянно увеличивать ВВП и социальное благосостояние; 2) выгоды от более быстрого накопления физического капитала; 3) выгоды от более быстрого увеличения общей

продуктивности факторов производства (благодаря импорту из индустриальных стран средств производства и промежуточных товаров).

Авторы рассматривают ситуацию внутри зоны свободной торговли в составе Китая, Тайваня и Гонконга, когда каждая из этих стран сохраняет свой теперешний уровень торговой защиты от других стран и регионов. После образования такой зоны косвенная торговля между Китаем и Тайванем через Гонконг может сильно сократиться; прямое сообщение через Тайваньский пролив может сократить на 60% расходы на транспортировку грузов по сравнению с перевозкой через Гонконг. Огромный выигрыш в стоимости будут давать два фактора: сама перевозка грузов через пролив и ликвидация импортных барьеров между экономиками Китая, Тайваня и Гонконга.

Китайская зона свободной торговли (КЗСТ) принесет пользу региональной экономике. Так, в каждой из трех стран этой зоны регулярно увеличивается ВВП и поднимается уровень социального благосостояния. Социальное благосостояние будет возрастать ежегодно на 15,3, 1,9 и 2,9 млрд. долл. в год соответственно в Тайване, Гонконге и Китае и ВВП - на 20 млрд. долл. в год для всех трех стран КЗСТ вместе (с. 548).

Влияние КЗСТ на экономику других стран будет далеко неодинаковым. Например, индустриальные страны выиграют от ее образования, так как их природные ресурсы и уровень технологии существенно отличаются от трех экономики КЭР. Другим очень важным фактором является влияние КЗСТ на условия мировой торговли. Интеграция экономики Китая с Тайванем и Гонконгом предоставит возможность КНР резко увеличить свое производство и экспорт изделий обрабатывающей промышленности, в особенности трудоемкой продукции и электроники, что приведет к обострению конкуренции в торговле этими продуктами на мировом рынке. Это также приведет к снижению экспортных цен в развивающихся странах и импортных цен в индустриальных странах, которые являются самым крупным рынком для таких товаров. Расширение обрабатывающей промышленности и торговли Китая, в свою очередь, вызовет увеличение спроса на продовольствие и продукцию сельского хозяйства вместе со спросом на капиталоемкие товары и продукцию, изготавливаемую при помощи высоких технологий, что вызовет повышение мировых цен на такую продукцию, составляющую основную часть экспорта индустриальных стран. Такое движение цен на мировом рынке улучшит условия

международной торговли для индустриальных стран и даст им возможность воспользоваться выгодами, появившимися в результате образования КЗСТ. Развивающиеся страны, экспортирующие сырье и сельхозпродукты, также смогут увеличить свой экспорт.

Однако страны, имеющие примерно такой же набор природных ресурсов или такую же структуру экспорта, как три страны КЭР (например, Корея, страны АСЕАН, Южной Азии и Латинской Америки), несколько потеряют частично из-за ухудшения условий их торговли и частично в результате изменения направления торговых потоков (с. 551).

Рассматривая влияние КЗСТ на торговые потоки, авторы отмечают, что экспорт и импорт Тайваня, Гонконга и Китая значительно увеличатся, но страны, находящиеся за пределами КЗСТ, сократят торговлю с ними. Торговля между этими тремя странами в рамках КЗСТ увеличится более чем на 60%. Торговые потоки через Тайваньский пролив возрастут более чем на 75%, экспорт Тайваня в Китай - на 85%, а импорт Тайваня из Китая - на 63%. Таким образом, создание КЗСТ соответствует общему требованию, чтобы рост торговли превышал изменения в направлениях торговых потоков (ИНТП). Объем новых торговых потоков в рамках КЗСТ значительно превышает по своим размерам сокращение торговли трех китайских экономик с другими странами и составляет примерно 50 млрд. долл. (с. 551).

Экспорт в Китай из большинства стран, находящихся вне КЗСТ, снизится, но в Гонконг и Тайвань увеличится. Результаты исследования показывают, что США и другие страны ОЭСР фактически увеличат свой экспорт в КЗСТ. Поэтому сокращение их экспорта в Китай в результате изменения направления торговых потоков из-за образования КЗСТ будет меньше, чем увеличение их экспорта в Гонконг и Тайвань в силу роста внутрирегиональной торговли в рамках КЗСТ. Наряду с этим все страны мира увеличат свой импорт из Китая. Однако рост импорта из КЗСТ в целом будет меньше, чем увеличение импорта из Китая, или же он станет отрицательным из-за сокращения импорта из Тайваня и Гонконга. Например, импорт США из Китая вырастет на 3,4 млрд. долл., в то время как импорт из КЗСТ в целом сократится на 1,7 млрд. долл. Помимо этого экспорт США в Китай уменьшится на 1,6 млрд. долл. Такие результаты расчетов ясно показывают, что с укреплением экономической интеграции между тремя китайскими экономиками дефицит США в торговле с Китаем будет увеличиваться, но дефицит США в торговле с КЗСТ в целом станет сокращаться. Такая корректировка в торговле является

продолжением процесса постепенного сокращения положительного сальдо торгового баланса Гонконга и Тайваня в пользу Китая, начавшегося с конца 80-х годов в результате перераспределения производственного потенциала между странами Восточной Азии.

В Китае неуклонно растет стоимость сельскохозяйственного производства, что приведет к сокращению площади обрабатываемых земель по мере индустриализации и углубления экономической интеграции с Тайванем и Гонконгом.

В большинстве стран мира реальная зарплата растет, за исключением самых бедных стран Африки. Поэтому дальнейшая экономическая интеграция в КЗСТ может отрицательно сказаться на некоторых наименее развитых странах в связи с ростом мировых цен на продовольственные товары. Разница в зарплате между квалифицированными и неквалифицированными рабочими на Тайване и в странах ОЭСР несколько увеличится, так как экспортные цены на продукцию, изготовление которой требует высокой квалификации (машины и оборудование), растут на мировом рынке.

Примерно такие же выводы были получены в результате исследований и на других моделях, выясняющих влияние на экономику зон свободной торговли. Ликвидация торговых барьеров приводит к расширению объемов торговли и увеличению экономической эффективности. Однако исследование только общих результатов не дает ясного представления, какие же факторы способствуют получению таких результатов. Поэтому авторы изучают причины увеличения (или уменьшения) торговли и ИНТП на примерах экспорта и импорта каждой из трех китайских экономик в условиях образования ими КЗСТ. Продукция, продаваемая Гонконгом и Тайванем Китаю, увеличится на 27,5 млрд. долл., или на 70%, почти целиком в обрабатывающей промышленности (10 млрд. долл. будет приходиться на трудоемкую продукцию и 15,6 млрд. долл. - на капиталоемкие изделия). Такие изменения отражают сравнительные преимущества Тайваня и Гонконга в производстве изделий легкой промышленности высшего уровня, электроники, промежуточных компонентов и различных машин. Экспорт из Китая на Тайвань и в Гонконг увеличится на 4,6 млрд. долл., или на 27%, по сравнению с 1977 г. В основном это продукция обрабатывающей промышленности (на 1,5 млрд. долл. трудоемких изделий и на 2,1 млрд. долл. - капиталоемких изделий).

Наряду с этим будет иметь место и ИНТП. Резко увеличивая импорт в рамках КЗСТ, Китай сократит импорт из других стран (главным образом продукции обрабатывающей промышленности). Авторы объясняют это тем, что Тайвань и Гонконг увеличивают свое промышленное производство и становятся серьезными конкурентами стран Запада на мировом рынке. Преференциальные тарифы, устанавливаемые в торговле с Китаем, дают возможность для выхода их продукции на мировой рынок по самым низким ценам, что укрепляет международную конкурентоспособность фирм Тайваня и Гонконга. Вследствие этого другие страны теряют свою долю рынка в Китае. Несмотря на расширение своего экспорта в Китай, Гонконг и Тайвань сокращают экспорт в другие страны, но наращивают свой импорт капиталоемкой продукции, создаваемой на базе новейших технологий, из других регионов.

Интересно отметить, что, когда Тайвань и Гонконг расширяют свой экспорт в Китай, их экспорт в другие страны сокращается. В отличие от этого, когда Китай увеличивает свой экспорт в Гонконг и Тайвань, его экспорт в другие страны довольно значительно увеличивается. У Китая не наблюдается ИНТП продукцией обрабатывающей промышленности в другие страны. Его экспорт в страны за пределами КЗСТ может увеличиться на 9,9 млрд. долл., т.е. более чем вдвое по сравнению с ростом экспорта в рамках КЗСТ. Это можно объяснить двумя причинами. 1. Расширение импорта капитало- и технологоемких товаров из Тайваня и Гонконга повышает возможности Китая экспортировать готовые изделия. Его импорт компонентов для электроники и различных машин из Тайваня и Гонконга может возрасти соответственно на 6,4, 2,6 и 5,5 млрд. долл., или на 80, 56 и 51% по сравнению с 1997 г. 2. Продукция обрабатывающей промышленности, экспортируемая из Тайваня и Гонконга в Китай, обычно содержит значительный процент полуобработанных компонентов и частей, необходимых для монтажа или дальнейшей обработки в Китае, которые после сборки в Китае реэкспортируются в индустриальные страны. В особенности это относится к трудоемкой продукции обрабатывающей промышленности. Резкое увеличение импорта такой продукции из Тайваня и Гонконга еще больше может увеличить экспорт из Китая изделий обрабатывающей промышленности (с. 554). Экспортируя больше готовых изделий на мировой рынок и импортируя промежуточные товары и компоненты из Тайваня и Гонконга, Китай

увеличивает дефицит Китая в торговле с этими экономиками. В этом и заключается микроэкономический механизма, лежащий в основе корректировки в торговле между странами Восточной Азии за последние годы. Результатом этого процесса и являются дальнейшее расширение экспорта из Гонконга и Тайваня в Китай компонентов для готовых изделий, дальнейшее расширение экспорта готовых изделий из Китая в развитые страны, расширение экспорта из Китая в развивающиеся страны несложных товаров длительного пользования, дальнейшее сокращение экспорта из Тайваня и Гонконга в индустриальные страны трудоемких готовых изделий и дальнейшее увеличение импорта Тайваня и Гонконга из индустриальных стран высокотехнологичной продукции (с. 554).

Очевидно, что КЗСТ сократит стоимость вертикальной интеграции между обрабатывающей промышленностью трех китайских экономик и увеличит эффективность использования в них факторов производства, что даст им возможность стать более сильными конкурентами на мировом рынке. Экономическая интеграция позволит этим странам эффективно использовать сильные стороны сочетания капиталов и ноу-хау Гонконга и Тайваня с огромными резервами дешевой рабочей силы и развитой обрабатывающей промышленности Китая.

Полученные авторами результаты призваны помочь формированию торговой политики США в отношении стран Восточной Азии. Дефицит торговли США с Китаем некоторое время еще может увеличиваться, так как экономическая интеграция между тремя китайскими экономиками будет продолжаться. С экономической точки зрения это неизбежно. Тайвань и Гонконг переводили свои трудоемкие производства в Китай с начала 80-х годов. Дальнейшая экономическая интеграция ускорит перераспределение различных производств между тремя китайскими экономиками. Это резко увеличит экспорт из Китая в США трудоемкой продукции и электроники, но сократит экспорт таких товаров в США из Тайваня и Гонконга. Дефицит в торговле США с КЭР может сократиться.

Какой ущерб будет нанесен США, если они сами изолируются от стран Восточной Азии и станут игнорировать появление в этом регионе КЭР? Какую роль может сыграть усиление интеграции между китайскими экономиками региона в экономических отношениях между Японией и США? Какое влияние на другие страны может оказать установление одной из крупных индустриальных держав более тесных экономических связей с КЭР? Чтобы ответить на эти вопросы, авторы

проводят серию расчетов, условно сократив на 50% уровень импортных тарифов в торговле между КЭР и его основными партнерами. Рассматривается девять различных сценариев: 1) торговля между КЭР и Японией, 2) между КЭР и США, 3) между КЭР, Японией и США, 4) между КЭР, Европейским союзом и США, 5) между КЭР, Европейским союзом и Японией, 6) между КЭР, Японией и другими экономиками Восточной Азии, 7) между КЭР, США и другими экономиками Восточной Азии, 8) между КЭР, США, Японией и другими экономиками Восточной Азии и 9) между КЭР и всеми другими регионами.

Полученные результаты дают основание предполагать, что большие выгоды (в процентах к ВВП 1997 г.) для трех экономик КЭР по сравнению с экономиками Японии, Европейского союза и США объясняются более высокой степенью их зависимости от торговли, более высокими барьерами для импорта (исключая Гонконг). Эти результаты также показывают, что тесные экономические связи с любой из индустриальных стран будут приносить выгоды всему КЭР в целом. Во всех расчетах выгоды в сфере благосостояния в КЭР значительно выше, чем в КЗСТ, и составляют от 21 до 72% в зависимости от того, какие индустриальные страны являются торговыми партерами КЭР.

Издержки, связанные с изоляцией США от Восточной Азии, будут высокими как для США, так и для трех экономик КЭР. Уменьшение импортных тарифов между КЭР и Японией или между странами в рамках КЭР, Японией и Европейским союзом приведет к потере США существенных выгод и мало что даст самому КЭР. Однако Япония и США получат значительные выгоды от снижения торговых барьеров с КЭР. Поэтому экономически объединенный КЭР представляет собой долговременный стратегический интерес для США. Одним из вариантов торговой политики США может быть заключение регионального соглашения со странами Восточной Азии, в особенности с Японией и КЭР. Такое соглашение более крепко привяжет Китай к США (в экономическом плане) через Тайвань и Гонконг, а также может помочь США убедить Японию больше открыть ее внутренний рынок.

Авторы признают недостаток своего исследования: 1. Оно делает слишком большой акцент на «зоне свободной торговли» как на средстве, стимулирующем дальнейшую экономическую интеграцию между тремя китайскими экономиками. Не принимаются во внимание другие факторы, тоже способствующие экономической интеграции - например, ликвидация или уменьшение препятствий для инвестиций, эффект

культурной близости народов трех рассматриваемых стран и плюсы крупномасштабной экономики. 2. Уровни первоначальной защиты от импорта тоже имеют очень большое значение для оценки эффективности дальнейшей корректировки импортных тарифов. Этот вопрос было трудно решить из-за отсутствия достоверных данных о тарифной защите импорта, особенно в Китае. 3. Не учитывалось влияние недавнего финансового кризиса в Азии. 4. Нет полной ясности в таких вопросах, как степень эластичности замещения продуктов из разных районов мирового рынка.

Г.М. Кожевников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.