Научная статья на тему '2003. 03. 026. Рогоффк. , рейнхартк. Прямые иностранные инвестиции в Африку: роль ценовой стабильности и валютной нестабильности. Rogoff K. , Reinhart C. FDI to Africa: the role of price stability and currency instability. Wash. : IMF, 2003. 40 p'

2003. 03. 026. Рогоффк. , рейнхартк. Прямые иностранные инвестиции в Африку: роль ценовой стабильности и валютной нестабильности. Rogoff K. , Reinhart C. FDI to Africa: the role of price stability and currency instability. Wash. : IMF, 2003. 40 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КУРС АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ИНФЛЯЦИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев C. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 026. Рогоффк. , рейнхартк. Прямые иностранные инвестиции в Африку: роль ценовой стабильности и валютной нестабильности. Rogoff K. , Reinhart C. FDI to Africa: the role of price stability and currency instability. Wash. : IMF, 2003. 40 p»

ЭКОНОМИКА

2003.03.026. РОГОФФ К., РЕЙНХАРТ К. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В АФРИКУ: РОЛЬ ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ВАЛЮТНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ.

ROGOFF K., REINHART C. FDI to Africa: the role of price stability and currency instability. - Wash.: IMF, 2003. - 40 P.

Сотрудники МВФ выясняют, почему прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в африканские страны (АфС) по-прежнему невелики. Многие исследователи полагают, что ПИИ в развивающиеся страны (РС) прямо связаны с денежной политикой в США: когда процентная ставка там снижается, у инвесторов появляется достаточно средств для вложения за рубежом. В случае с латиноамериканскими и азиатскими странами это действительно так: в периоды низкой процентной ставки в США латиноамериканские страны получали около 5 млрд. долл. в год (имеются в виду так называемые стабильные доллары по ценам 1970 г.), азиатские страны - около 4 млрд. долл. в год. В периоды высоких процентных ставок ПИИ в латиноамериканские страны составляли примерно 3,5 млрд. в год, а в азиатские — 3 млрд. Но инвестиции в АфС совершенно не зависели от денежной политики в США: в любом случае они не превышали 1 млрд. в год (c.24). Таким образом, иностранцы не хотели иметь дело с этими странами даже тогда, когда не испытывали нехватки в деньгах.

Одна из причин - политическая нестабильность в АфС. В 19602001 гг. вероятность войн в АфС была значительно выше, чем в Латинской Америке и Азии. Если рассчитывать эту вероятность как долю времени, занятого войнами, то окажется, что вероятность войн в АфС составляла 12,6%, а в латиноамериканских странах - всего 6,4%. Правда, в азиатских странах этот показатель составил 13,9%. Но если учесть не только продолжительность войн, но и количество стран, вовлеченных в них, то окажется, что 40% АфС пережили хотя бы одну войну, а 28% - две и более. Это втрое превышает латиноамериканский результат и вдвое - азиатский (в Азии воевало немного стран, но очень долго; в Латинской Америке воевало немного стран и недолго; а в Африке воевало много стран и сравнительно долго) (с.7).

АфС отличались также очень большой инфляцией. Среди них имеется пять стран, в которых среднегодовая инфляция за 1970-2001 гг.

превысила 40%: в Демократической Республике Конго цены росли в среднем на 1113% в год, в Анголе - на 345, в Уганде - на 67, в Эфиопии - на 43, в Замбии - на 41%. Для сравнения заметим, что среднегодовая инфляция в АфС в целом (без учета Демократической Республики Конго) составила за это время 12%. Во всех этих странах (кроме Замбии) наблюдалась также очень высокая вероятность войны: в Демократической Республике Конго - 30%, в Анголе - 96, в Уганде - 19, в Эфиопии - 65% (с.8). Характерно, что наибольшая инфляция наблюдалась именно в странах с наибольшей вероятностью войны: военные расходы часто финансируются за счет печатания денег, а военные действия вызывают товарный дефицит. Неудивительно, что эти страны выглядели непривлекательными для иностранного капитала

Впрочем, высокая инфляция может наблюдаться и в мирное время; кроме того, она может быть не постоянной, а эпизодической. В странах Северной Африки инфляция свыше 40% в год наблюдалась только в Алжире и только в 1994-1995 гг. (в общей сложности 13 месяцев). В странах зоны африканского франка, валюта которых была привязана к французскому франку (теперь к евро), такая инфляция наблюдалась в 1994 г. в Бенине, Камеруне, Экваториальной Гвинее, Габоне, Нигере, Сенегале и Того (везде она длилась ровно по одному году), в 1994-1995 гг. в Центрально-Африканской Республике, Чаде и Республике Конго (везде инфляция длилась по 13 месяцев). В остальных АфС эпизоды высокой инфляции наблюдались значительно чаще. В среднем в АфС, не входящим в зону африканского франка, инфляция свыше 40% наблюдалась в течение 6 лет и 7 месяцев (с.10). Это значительно больше, чем в азиатских странах, где в среднем высокая инфляция длилась 1 год и 2 месяца. Уже одно это показывает инвестиционную непривлекательность АфС. «В конце концов, отсутствие стабильности потребительских цен очень повышает риск ведения бизнеса, затрудняет внутреннюю торговлю и еще больше - внешнюю. Высокая и непредсказуемая инфляция особенно мешает планированию деловых операций и делает почти невозможным кредитование и финансовое посредничество» (с.4). Правда, в латиноамериканских странах дела с инфляцией были еще хуже, чем в АфС, - там она в среднем продолжалась за 1960-2001 гг. 9 лет и 3 месяца. И тем не менее в Латинскую Америку иностранные, прежде всего американские, инвесторы с готовностью вкладывали деньги. Это объясняется тем, что Латинская Америка имеет значительный опыт не только гиперинфляции,

но и борьбы с ней (главным образом с помощью фиксированного курса национальной валюты). И деньги в латиноамериканские страны иностранцы вкладывали тогда, когда местным властям удавалось остановить рост цен.

АфС, разумеется, также пытались бороться с инфляцией - как и латиноамериканские страны, с помощью фиксирования курса своих валют по отношению к стабильным западным валютам, например доллару. Но они отличались частыми крахами системы фиксированных валютных курсов. И это отпугивало иностранных инвесторов не меньше, чем инфляция: никому не хочется, чтобы вложенный капитал обесценился из-за внезапного понижения курса национальной валюты. Можно выделить два вида понижения стоимости национальной валюты -крах курса и просто падение валюты. Крахом назовем ежемесячное падение курса валюты на 25% и больше, а просто падением -ежемесячное обесценение валюты на 12,5%. Опыт АфС, не входящих в зону африканского франка, показывает, что в 1965-2001 гг. в среднем за каждые два года вероятность краха национальной валюты составляла 32,4% (т. е. примерно каждый третий месяц валюта падала больше, чем на 25%), а вероятность просто падения валюты составляла 48,6%. В азиатских странах вероятность краха составляла 12,4%, а вероятность падения - 23,8% (с.13). Это неудивительно: в конце концов, при низкой инфляции удерживать курс значительно легче. В латиноамериканских странах вероятность и краха, и падения национальной валюты казалась совершенно такой же, как в АфС. Но, по-видимому, для иностранных инвесторов даже ненадежный фиксированный курс латиноамериканских валют выглядел привлекательнее латиноамериканской гиперинфляции в периоды нефиксированного курса.

Инвесторов отпугивают не только рост потребительских цен и падение национальной валюты, но и отсутствие ясности на местном валютном рынке. Ясность обычно отсутствует тогда, когда в стране существует не один валютный курс, а сразу несколько. Для АфС это вполне типичная картина: в 1960-2001 гг. в 32% случаев (если брать все страны за все месяцы) в АфС имелись множественные валютные курсы. Эта множественность обычно объясняется стремлением местных властей регулировать экспортные и импортные операции (по низкому официальному курсу экспортеры сдают валюту государству, а государство затем задешево продает эту валюту официальным импортерам, ввозящим товары для госнужд). Если в стране есть

официальный курс национальной валюты и существует параллельный свободный валютный рынок, продажа иностранной валюты на этом рынке дает значительный выигрыш («премию»). В 1970-1998 гг. вероятность получения премии более 50% сверх официального курса в АфС составляла 35%, а в Латинской Америке - 23% (вероятностью считается доля месяцев, когда получалась такая премия, от всех прошедших за эти годы месяцев). Вероятность получения премии более 100% сверх официального курса в АфС составляла 25% (в Латинской Америке - вдвое меньше). Наконец, вероятность получить премию свыше 500% составляет в АфС 10%, а в Латинской Америке - только 3% (с.27). Ясно, что возможность заработать на разнице официального и рыночного курсов служит источником коррупции. Между тем иностранные инвесторы очень не любят вкладывать деньги в страны, где процветает коррупция, потому что она мешает ведению дел едва ли не больше, чем инфляция и валютная нестабильность.

«Итак, можно заключить, что АфС отличаются от других развивающихся стран прежде всего более высокой вероятностью войн. Войны, в свою очередь, приводят к высокой инфляции и попыткам властей регулировать потоки иностранной валюты с помощью системы множественных валютных курсов. Хотя высокая инфляция и опасность краха национальной валюты типичны не только для африканских, но и для латиноамериканских стран, по масштабам нарушений в нормальном функционировании финансовой системы африканские страны уникальны - это прежде всего проявляется в грандиозных размерах премии, которую можно получить на валютном рынке, продавая валюту, приобретенную по заниженному официальному курсу. Все это делает африканские страны наименее привлекательными для иностранных инвесторов. Африканским странам было бы полезно немедленно отказаться от множественности валютных курсов. Проблемы инфляции и валютной нестабильности в африканских странах решить, разумеется, трудно, но теоретически возможно. Например, Уганда страдала от всех вышеописанных болезней: войны, высокой инфляции, постоянных крахов национальной валюты, множественности обменных курсов с валютной премией на рынке, достигавшей 567% в 1988 г. Но как только война закончилась, угандийские власти сумели провести макроэкономическую стабилизацию, инфляция составляет меньше 5% в год, больше нет системы множественности курса, угандийский шиллинг

считается едва ли не самой привлекательной африканской валютой, а прямые иностранные инвестиции выросли с 0 до 4% ВВП» (с.23).

С.В.Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.