2001.01.025. ГЕЛЬБАРД Э., ЛЕЙТЕ С. ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ. GELBARD E.,LEITE S. Measuring financial development in Africa — Wash., 1999 — 28 p.
Сотрудники МВФ предлагают новые показатели развития фин. рынка (ФР) африканских стран (АфС). В колониальные времена ФР в АфС был не очень развит — банки занимались почти исключительно финансированием экспортных операций. После получения независимости АфС увлеклись гос. финансированием крупных пром. предприятий. От банков (они контролировались гос-вом) требовалось предоставлять льготные кредиты, не особенно заботясь об их погашении. Центральный банк (ЦБ) за счет эмиссии финансировал и банки, и гос. бюджеты, поддерживая искусственно низкий кредитный процент. При такой системе ФР по-прежнему оставался неразвитым. Все это кончилось инфляцией и крахом гос. предприятий, которые так и не стали прибыльными. В 80-е гг. местные правительства стали проводить рыночные реформы, либерализовать процентные ставки и приватизировать коммерч. банки. Нельзя сказать, что это привело к быстрому экономич. росту в АфС. Не исключено, что причина заключалась по-прежнему в недостаточном развитии ФР. Однако выяснилось, что экономисты (а соответственно, местные правительства, западные кредиторы, инвесторы и международные фин. организации ) даже не могут оценить, насколько ФР развит, потому что до сих пор не разработаны показатели этого развития, подходящие к условиям АфС.
До сих пор самым логичным показателем считались доля частных кредитов в общем объеме кредитования в АфС или объем частного кредитования в процентах от ВВП. Если применять эти показатели, то выясняется, как ни странно, что в 1980-1997 гг. ФР АфС становился все менее развитым. В 38 АфС в среднем в 1980 г. частные кредиты составляли 60% всех кредитов и 18% ВВП, а в 1997 г — 48% всех кредитов и 15% ВВП (с.7). Вряд ли эти выводы заслуживают доверия. В конце концов, в период реформ банки действительно были приватизированы и частные кредиты поощрялись гос-вом. Как тогда частное кредитование могло уменьшиться? Не исключено, что дело в ненадежности ведущейся в АфС статистики (особенно статистики ВВП). В любом случае такие показатели не учитывают многие важные черты нормального ФР. Напр., законодательное обеспечение прав и обязанностей кредиторов и должников (частные кредиты должны
выдаваться тем, кто их действительно собирается вернуть) или открытость местного рынка капитала для иностранных банков (предприятия должны иметь возможность получать кредиты на наилучших условиях, а местные банки должны быть конкурентоспособны).
Авторы предлагают оценивать развитие ФР с помощью сразу шести показателей: надежности и конкурентоспособности участников рынка, доступности фин. услуг, степени фин. либерализации, благоприятности законов для фин. деятельности, степени открытости для мирового ФР разнообразия методов денежной политики гос-ва. По каждому из этих показателей 38 АфС начисляли от 0 до 100 баллов (баллы начисляли эксперты, которым были разосланы соответствующие анкеты). В зависимости от показателей страны делились на четыре категории: "неразвитый финансовый рынок", "минимально развитый", "среднеразвитый", "высокоразвитый".
Результаты оказались следующими. По надежности и конкурентоспособности участников ФР в 1997 г. 31 страна может быть отнесена к категориям "среднеразвитый" и "высокоразвитый финансовый рынок". "Высокоразвитым" можно считать рынок в 9 странах ЮАР (93 балла), Ботсвана (92), Намибия (88), Мозамбик (82), Ниге-рия (82), Гана (79), Буркина-Фасо (78), Габон (77) и Маврикий (76).
Этот показатель был основан на оценке: концентрации банковского капитала; минимальных требований к обеспеченности банков собственным капиталом; доли частных банков в общем объеме займов и депозитов; разницы между процентами по депозитам и ссудам; доли безнадежных кредитов в кредитном портфеле банков. Концентрация банковского капитала была относительно невысока в 8 странах, где все банки оказались примерно одного размера (Камерун, Мадагаскар, Мали, Нигерия, Сенегал, Свазиленд и Зимбабве). В половине из 38 стран концентрацию можно оценить как очень высокую. Минимальные требования к обеспеченности собственным капиталом соответствуют зап. требованиям только в Гане, Маврикии и Замбии. В 14 странах эти требования совершенно недостаточны. Банковская система почти полностью частная в 13 странах (Бенин, Буркина-Фасо, Ботсвана, Коморские о-ва, Гвинея, Гвинея-Бисау, Малави, Маврикий, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сенегал, ЮАР). Госбанки имеют ключевую роль в 10 странах (Ангола, Острова Зеленого Мыса, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Лесото, Мали, Республика Конго, Танзания). В этих
странах доля частных банков в общем объеме кредитов и депозитов составляет менее 30%. Разница между процентами по кредитам и депозитам оставалась в большинстве АфС сравнительно высокой. Только в 5 странах (Ботсвана, Габон, Нигер, ЮАР и Того) эта разница была меньше 6%. Ни в одной стране она не была меньше 4%. В 13 странах она составляла 6-10%. Доля безнадежных кредитов в кредитном портфеле банков АфС в среднем превышала 20%. Только в 6 странах она была меньше 6% (Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Намибия, ЮАР и Того) (с.16).
По доступности фин. услуг только 14 стран могут быть отнесены к категориям "среднеразвитый" и "высокоразвитый финансовый ры-нок". Из них "высокоразвитый" ФР имеет только ЮАР (100 баллов).
Этот показатель зависел от наличия на рынке следующих услуг: выплата процентов по депозитам до востребования; выпуск гос-вом долгосрочных (более одного года) ценных бумаг; принятие банками срочных вкладов на длительное время долгосрочных кредитов; функционирование фондовой биржи, выпуск банками кредитных карточек; функционирование межбанковского рынка иностранной валюты, кредитов, депозитных сертификатов, госбумаг.
В большинстве АфС (в 24 странах) в 1997 г. банки не платили процентов по депозитам до востребования. Только в 9 странах срочные депозиты принимались более чем на 2 года. В 15 странах госбумаги выпускались более чем на 1 год. Только 10 стран имели фондовые биржи, но на них котировалось очень мало акций. Капитализация фондового рынка ЮАР как минимум в 200 раз превышала капитализацию любой другой биржи в АфС. Кредитные карты выпускали банки 15 стран. Межбанковский кредитный рынок имелся в 27 странах, межбанковский валютный рынок -- в 18 странах, а межбанковский рынок госбумаг — только в 14. 8 стран вообще не имели межбанковского рынка (с.17).
По степени либерализации ФР 4 страны могут быть отнесены к категории "неразвитый" (в данном случае полностью несвободный) ФР Эритрея (3 балла), Эфиопия (7), Ангола (23), ЦАР (23). К категории "высокоразвитый"(полностью свободный) рынок относятся ЮАР (93), Маврикий (86) и Кения (77). 25 стран имеют "среднеразвитый" (то есть в основном свободный) ФР (с.17).
Этот показатель зависел от того, регулируется ли гос-вом ставка процента, сколько лет уровень процента в стране превышает темпы
инфляции, имеется ли в стране нелегальный кредитный рынок, отменены ли льготные кредиты отдельным предприятиям и отраслям. В 8 странах (Ангола, ЦАР, Камерун, Острова Зеленого Мыса, Коморские о-ва, Эритрея, Эфиопия и Гвинея-Бисау) гос-во по-прежнему контролирует уровень процентной ставки и выдает льготные кредиты. Только в Нигерии процентная ставка ниже темпов инфляции.
По благоприятности законодательства для фин. деятельности 23 страны могут быть отнесены к категории "среднеразвитый" и "высокоразвитый финансовый рынок" (в данном случае речь идет об относительно и полностью благоприятном законодательстве). Полностью благоприятно законодательство в ЮАР (100 баллов), Намибии (100), Маврикии (100), Габоне (100), Замбии (86), Ниге-рии (86), Гане (86).
Для получения высокого показателя требовалось следующее: земля и здания находятся в частной собственности, недвижимость можно свободно передавать и использовать (напр., в качестве залога под кредиты), права собственников строго регистрируются и защищаются, для кредитора легко взыскивать долги по суду, сущест-вует закон об использовании чеков в качестве средства платежа.
В 1997 г. земля находилась в основном в госсобственности и не могла использоваться в качестве залога в 14 странах. Правда, здания находились в основном в частной собственности во всех АфС, кроме Гвинеи, Эфиопии и Свазиленда. Существовали трудности с передачей земли и недвижимости в др. руки в 18 странах. В 28 странах имелись проблемы с взысканием долгов по суду. В 11 странах отсутствовало законодательство об использовании чеков (с .18).
По фин. открытости 30 стран имели "среднеразвитый" (относительно открытый) и "высокоразвитый" (полностью открытый) ФР. Лучше всего дела в этом отношении обстояли у Кении (100 баллов), Маврикия (100), Гвинеи-Бисау (92), Уганды (92).
Признаками фин. открытости считались: доступ для нерезидентов к пользованию местными фин. услугами, разрешение резидентам свободно покупать иностранную валюту, отсутствие черного валютного рынка, доступ резидентов к фин. услугам иностранных банков, свободная конвертируемость нац. валюты по текущим операциям, единый рыночный курс нац. валюты, наличие форвардного рынка иностранной валюты, свободная выплата банковских процентов иностранцам, свободная репатриация иностранного капитала.
В 1997 г. не было свободной конвертируемости валюты по текущим операциям в 10 странах (Ангола, Демократическая Республика Конго, Острова Зеленого Мыса, Эритрея, Эфиопия, Лесото, Мозамбик, Нигерия, Сан-Томе и Принсипии, Замбия). Множественность валютных курсов была заменена единым рыночным курсом во всех странах, кроме Ботсваны, Нигерии, Сан-Томе и Принсипии и Замбии. Ограничения на выплату процентов иностранцам имелись в 18 странах. Не осталось существенных органичений на пользование местными фин. услугами для нерези-дентов в 31 стране. 28 стран разрешили своим гражданам свободно покупать иностранную валюту. Без ограничений пользовалась услугами иностранных банков 21 страна. Черный валютный рынок существовал в 13 странах. Валютные биржи, на которых заключались форвардные сделки, имелись в 23 странах (с.22).
По разнообразию методов денежной политики 10 стран могут быть отнесены к категории "высокоразвитый финансовый рынок" — ЮАР (100 баллов), Замбия (100), ЦАР (86), Камерун (86), Республика Конго (86), Габон (86), Экваториальная Гвинея (86), Свазиленд (86), Танзания (86), Зимбабве (86). "Неразвитый" рынок имели Ангола (0 баллов), Сан-Томе и Принсипии (0), Демократическая Республика Конго (14).
Методами денежной политики считались: использование учетной ставки ЦБ для регулирования денежной массы, операции ЦБ с госбумагами на открытом рынке, кредитование ЦБ коммерч. банков (если только кредиты не идут на погашение долгов клиентов), размещение правительством госбумаг на аукционах, использование резервных требований к банкам.
ЦБ пользовался учетной ставкой для регулирования денежной массы в 25 странах. ЦБ кредитовал коммерческие банки в 30 странах. ЦБ проводил операции на открытом рынке в 19 странах. Резервные требования использовались в качестве метода денежной политики в 16 странах. Правительство размещало госбумаги на аукционах в 20 странах (с.22).
Если объединить все эти шесть показателей, то окажется, что в 1997 г. число стран со "среднеразвитым" и "высокоразвитым" ФР не превышало 27. Оценивая по тому же методу состояние ФР в 1987 г., можно выяснить, что тогда таких стран было всего 2 (Маврикий и ЮАР). Число стран с "неразвитым" ФР сократилось с 8 в 1987 г. до 2 стран (Ангола и Эфиопия). Наиболее развитыми по всем показателям были ФР ЮАР, Маврикия, Ганы, Кении, Замбии и Намибии.
"Таким образом, можно заключить, что в 1987-1997 годах в африканских странах произошло заметное развитие финансовых рынков. Впрочем, в большинстве стран они по-прежнему еще не настолько развиты, чтобы обслуживать нормальный экономический рост. Так что еще рано считать финансовые реформы в Африке законченными" (с. 26).
С.В. Минаев