2003.02.044. ЛЕШИПР Э. ПЕНСИЯ - НОВАЯ СИТУАЦИЯ. LECHYPRE E. Retraite, la nouvelle donne// Expansion — P., 2002. — № 664. — P.66—70.
Страна, в которой численность нового поколения меньше численности предыдущего, по мнению французского экономиста, рискует столкнуться со значительными трудностями. По прогнозам, во Франции с 2010 г. численность лиц, достигших 20-летнего возраста, будет меньше, чем лиц старше 60 лет, контингент которых удвоится к 2050 г. Франция потеряет 20 тыс. работников в течение нескольких лет. Каждые 10 работников должны будут содержать 7 пенсионеров против 4 в настоящее время. Причем, впервые в истории Франции старение населения объясняется увеличением продолжительности жизни, а не сокращением рождаемости. Если французы не примут меры, общественное богатство, которое нужно делить, будет прирастать медленнее, чем население, а нехватка рабочей силы приведет к постепенному уменьшению экономической мощи государства.
Однако, по мнению ряда экономистов, старение населения может способствовать расцвету и появлению новой Франции, в которой отношение к работе, образованию, досугу, потреблению, семье и государству претерпит глубокие изменения. Несмотря на сокращение численности рабочей силы, благодаря росту производительности труда и увеличению средней продолжительности жизни созданное количество общественного богатства будет достаточным для содержания престарелых граждан. Сторонники такого сценария считают, что новое поколение, относящееся к третьему возрасту (60—75 лет), не имеет ничего общего с прежним поколением третьего возраста. В настоящее время 60—75 летние находятся в центре магического треугольника: у них есть время, деньги и здоровье. Они собираются одновременно увеличить свое потребление и продолжать работать. Их настоящая старость, для которой характерны одиночество, зависимость от других людей и множество других проблем, начинается только после 75 лет.
Новое поколение французов старше 60 лет демонстрирует повышенный интерес к жизни. Они составляют 60% участников туристических поездок, 25 — авиапассажиров, 70 — покупателей специальных машин для кемпинга, 80 — дорогих автомобилей и 50% — косметики. В настоящее время большинство 60-летних предпочитают
скорее расходовать свои средства, нежели копить их для передачи в наследство своим детям.
Освобождение от семейных обязанностей и выход на пенсию способствуют увеличению миграции. В соответствии с прогнозами через 10 лет 30 тыс. семей могут покинуть Парижский район и уехать на юг или запад Франции. Увеличится количество сделок с недвижимостью в провинции, а также возрастет объем ремонтных работ, который составляет половину оборота в жилищном строительстве.
«Сеньоры» — пенсионеры в возрасте 55—64 года — в настоящее время оказались в центре изменений, происходящих в мире занятости. Только два француза из трех в трудоспособном возрасте имеют работу, что недостаточно для нейтрализации последствий старения населения страны. В этой связи необходимо срочно создать условия для стимулирования трудовой занятости лиц в возрасте 55—64 года.
По мнению автора, в стране происходит своего рода «культурная революция» — пересматривается отношение к методам борьбы с безработицей, включая досрочный выход на пенсию, введение 35-часовой рабочей недели, системы непрерывной профессиональной подготовки. Политика в области занятости должна носить не лимитирующий, а стимулирующий характер. Необходимо отменить выход на пенсию в 60-летнем возрасте, так как все основные события в жизни человека теперь происходят в более позднем возрасте, чем это было ранее. Кроме того, при разработке политики занятости следует исходить не из биологического возраста людей, а из возраста образования и обучения лиц старше 50 лет, которые потенциально имеют самую высокую производительность.
Как считает автор, Франция находится в невыгодном положении, так как ее 50-летние граждане обладают квалификацией, чаще всего полученной более 30 лет назад. Однако имеются обнадеживающие тенденции. Так, перед лицом надвигающейся нехватки трудовых ресурсов предприниматели вынуждены кардинально менять свою политику в области управления кадрами, в частности, шире привлекать людей старшего возраста. В результате последние становятся все более востребованными на рынке труда. При этом предприниматели поняли, что характер труда лиц старше 50 лет должен быть адаптирован к их возможностям, иначе пожилые люди вряд ли согласятся продолжать свою профессиональную деятельность.
По мнению американского экономиста Г.Бейкера, экономика движется от «индустриального общества» с множеством профессий, требующих физической силы, к интеллектуальному обществу, основанному на использовании человеческого капитала. Когда лиц старшего возраста оставляют работать и не обязывают выходить на пенсию, тогда создаваемая ими прибавочная стоимость становится очень высокой (с.70). Когда у пожилых людей появляется возможность совмещать работу и получение пенсии, то они могут чередовать и по-разному сочетать периоды экономической активности и бездеятельности.
Изменение перспектив занятости на протяжении последней четверти ХХ в. касалось в первую очередь старшего поколения. В соответствии с новым социальным консенсусом, достигнутым между поколениями, «сеньоры» активно участвуют в воспитании и обучении своих внуков, используя весь свой жизненный опыт. Содержание «сеньоров» для более молодых поколений обходится довольно дорого, но отдача от их труда в семье оказывается достаточно большой.
С.Н.Куликова
2003.02.045. СОКРАЩЕНИЕ ДЕФИЦИТА ДОСТОЙНОГО ТРУДА: ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ.
Reducing the decent work deficit: A global challenge: Rep. оГ the Director-general / Intern. labour conf., 89th sess., 2001. — Geneva: Intern. labour office, 2001. - VI, 75 p.
Доклад генерального директора МОТ на 89-й сессии Международной конфедерации труда (МКТ) посвящен проблемам обеспечения работников достойным трудом (ДТ). Доклад состоит из трех разделов. Первый раздел содержит повестку дня МОТ по вопросам ДТ и изложение сути этой проблемы, которая впервые была поставлена на повестку дня 87-й сессии МКТ в 1999 г. На этой сессии проблема обеспечения трудящихся ДТ была названа главным, насущным вопросом нашего времени. В ходе обсуждения был достигнут консенсус между всеми тремя заинтересованными сторонами - правительствами, представителями рабочих и предпринимателей — в отношении необходимости развития трехстороннего сотрудничества и коллективных действий для осуществления институциональной реформы и модернизации МОТ, а также для облегчения диалога между другими институтами и действующими лицами в сфере занятости.