Научная статья на тему '2003. 01. 001. Гусмаор. Научное сотрудничество как инструмент европейской интеграции. Gusmao R. research networks as a means of European integration // technology in society. Pergamon, 2001 Vol. 23, № 3, P. 383393'

2003. 01. 001. Гусмаор. Научное сотрудничество как инструмент европейской интеграции. Gusmao R. research networks as a means of European integration // technology in society. Pergamon, 2001 Vol. 23, № 3, P. 383393 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИР / ИР ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЕС СТРАНЫ / НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ЕС СТРАНЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 001. Гусмаор. Научное сотрудничество как инструмент европейской интеграции. Gusmao R. research networks as a means of European integration // technology in society. Pergamon, 2001 Vol. 23, № 3, P. 383393»

НАУКА И ОБЩЕСТВО

2003.01.001. ГУСМАО Р. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ.

GUSMAO R. Research networks as a means of European integration // Technology in society. - Pergamon, 2001 - Vol. 23, № 3, - P. 383-393.

Автор - в настоящее время руководитель проекта в Исследовательском фонде штата Сан-Пауло, Бразилия, - получила степень доктора философии в Париже, где проработала ряд лет в качестве руководителя проекта в Управлении науки и техники. В реферируемой статье на основе французской статистики она оценивает вклад исследовательских программ Европейского союза в укрепление сотрудничества и кооперативных связей между научными организациями стран - членов Союза, принимающих участие в упомянутых программах.

Европейский союз (ЕС) начал активную деятельность по развитию сотрудничества стран - членов Союза в области науки и технологии в 1982 г., когда была организована первая из так называемых рамочных программ (framework programm). С тех пор Союзом было профинансировано более 17 тыс. многосторонних, т.е. с участием отдельных ученых и исследовательских организаций из нескольких стран, проектов, в ходе выполнения которых имело место 85 тыс. случаев сотрудничества (collaboration) между лабораториями входящих в Союз стран. Цифры достаточно внушительные, и в этой связи возникают два важных вопроса. В какой степени отдельные страны-союзники вовлечены в общеевропейскую систему научно-технической кооперации? Какое влияние оказывает эта кооперация на национальные исследовательские и инновационные системы стран - членов Союза?

Научные связи всегда были активной составляющей процесса европейской интеграции. Сегодня «Европейская исследовательская система» еще не представляет собой однородного географического пространства, однако она уже не ограничивается и контактами между

отдельными учеными, в нее вовлечены исследовательские группы, лаборатории и целые институты. В ходе развития интеграционных процессов в Западной Европе сложилась специфичная, соответствующая европейским условиям модель многосторонней научной и технологической кооперации. В число ее звеньев входят сегодня Европейский центр ядерных исследований (CERN), Европейское космическое агентство (ESA), Институт Макса фон Лауэ-Доля Ланжевена (ILL), Европейский синхротрон и центр радиационных исследований (ESRF), Европейская лаборатория молекулярной биологии (EMBL), Европейский научный фонд (ESF), многосторонние исследовательские целевые программы типа COST или EUREKA, а также рамочные программы Европейского союза. Все эти крупные научно-исследовательские организации, одни из которых непосредственно выполняют исследования (центры, лаборатории и т.п.), а часть -организуют и финансируют исследовательские проекты (фонд, программы), являются одной из движущих сил, создающих так называемое «Европейское научно-технологическое пространство». Формируя интернациональные исследовательские консорциумы, обмены специалистами, двухсто-роннее сотрудничество лабораторий-«побратимов», обеспечивая многим странам (особенно важно это для небольших стран) доступ к уникальным, сложным исследовательским установкам типа ускорителей элементарных частиц, они (организации) преодолевают национальные границы и принципиально меняют географию европейской науки и техники.

Сегодня в понятие «европейская научная политика» входят следующие составляющие: 1) политика, проводимая Европейским союзом; 2) международное сотрудничество, которое проводят сами крупные исследовательские организации; 3) директивные установки многонациональных целевых программ; 4) национальные научные политики стран - членов Европейского союза. Несмотря на то что перечисленные составляющие пока еще довольно слабо интегрированы в единое целое, взятые вместе, они представляют собой весьма внушительное образование. О его масштабах можно судить по следующим данным: в середине 90-х годов годовой научно-исследовательский бюджет Европейского союза составлял примерно 2,8 млрд. экю. К этому следует добавить расходы национальных бюджетов стран-членов, выделяемые на проекты, которые финанси-руются ими на паевых началах с Союзом (если контракт заключается с промышленным

партнером, Союз платит до 50% стоимости работ, если партнером является университет, то - до 100%), расходы стран - участниц целевых программ на осуществляемые ими в рамках этих программ проекты, а также расходы на содержание европейских исследовательских организаций (CERN, ESA и др.). В совокупности все эти суммы составят приблизительно 14% всех общественных затрат на науку в странах Западной Европы. Очевидно, что основная часть таких затрат осуществляется государствами, входящими в Европейский союз, в национальных рамках, самостоятельно и независимо. Однако следует отметить, что за последнее десятилетие общеевропейские стратегические решения стали оказывать на научно-техническую политику отдельных стран большое, можно сказать ключевое, влияние.

«Европейское научно-техническое пространство» - это сложный и меняющийся во времени комплекс. Изначально он соответствовал (в географическом плане) территории стран, входивших в Союз, и национальным научно-техническим политикам этих стран. Но география Европы и география Европейского союза довольно интенсивно сближаются. Союз привлекает все больше европейских стран. Сегодня те из них, которые в этот Союз еще не вошли, планируют к нему присоединиться. Страны, входившие в Европейскую свободную торговую ассоциацию, объединились с Союзом в 1993 г., когда образовалось Европейское экономическое пространство, а для стран Центральной и Восточной Европы вступление в него является одной из главных целей их внешней политики последних лет. И хотя интеграция европейских наций в единое федеративное государство представляется пока весьма отдаленной перспективой, Европа как политическое объединение активно приближается к европейским географическим границам, а научно-техническое сотрудничество на континентальном уровне в определенной степени знаменует собой этот процесс.

На формирование европейской научно-технической политики в последние годы влияют три основных фактора. Во-первых, это -ускорение европейской интеграции в соответствии с Маастрихтским соглашением. Во-вторых, - все более настоятельная необходимость приспосабливаться к условиям острой конкуренции на мировом рынке товаров, технологий и услуг. В-третьих, - новая политическая ситуация в странах Центральной и Восточной Европы. Таким образом, эта политика формируется в условиях нового институционального контекста и в новых расширенных географических пределах.

Однако «Европейская исследовательская система» в той мере, в какой ее представляет собственно Европейский союз, еще далека от совершенства. Ее можно характеризовать как «селективную», поскольку она сконцентрирована на тематике, имеющей четкую промышленную ориентацию: информационные технологии, телекоммуникации, новые материалы, транспорт, авиация и космическая техника. Такие дисциплины, как здравоохранение, экология, развитие инфраструктуры и т.п., долгие годы оставались без внимания, не говоря уже об общественных социальных и гуманитарных науках. Лишь в самые последние годы Европейская комиссия обратила на них внимание. В результате в период действия Четвертой рамочной программы в 19941998 гг. появилась социоэкономическая исследовательская подпрограмма Т8БЯ. Правда, ее целью является прежде всего оценка принимаемых в научно-технической области решений, так что входящие в нее проекты -это скорее инструменты принятия решений, предоставляющие руководству Союза объективную информацию и анализ, а не работы, исследующие социально-экономические проблемы, возникающие в процессе европейской интеграции. За годы действия Т8БЯ в ее составе было проработано около 100 проектов, в которых участвовали 554 ученых из нескольких европейских исследовательских лабораторий.

Контакты в рамках кооперативных научных проектов, организуемые Европейским союзом в ходе реализации рамочной программы, обладают рядом отличий от связей, которые спонтанно возникают между учеными разных европейских стран. Во-первых, их состав, как правило, более интернационален, в него входят представители нескольких государств. Во-вторых, в них принимают участие специалисты из разного типа организаций - из промышленных лабораторий, университетов, общественных научных центров, профессиональных организаций, а нередко даже из учреждений, не относящихся к сфере науки. Наконец, в-третьих, взаимодействие между участниками проекта заходит намного дальше обычных академических контактов, оно включает в себя обмен материалами и данными, протоколами, программным обеспечением и в ряде случаев даже прототипами. А что касается промышленных кооперативных проектов, то они предусматривают не только совместные исследования, но и конструкторские разработки, кооперацию в закупке комплектующих, в производстве и использовании совместных разработок. В результате возникают разветвленные, многообразные по составу участников, их

географическому положению, институциональной принадлежности и специализации региональные научно-технические сети. В среднем, в каждом финансируемом Союзом проекте участвуют шесть коллективов из четырех стран. За время действия Четвертой рамочной программы было осуществлено 5300 проектов с участием более 30 тыс. специалистов. Целый ряд обследований подтверждают, что многолетние программы ИР, организуемые ЕС, формируют кооперативные связи, которые часто не прекращаются по окончании проекта, а продолжаются уже без поддержки Союза. Хорошим примером является аэронавтика: семь наиболее значительных европейских исследовательских центров в этой области, принимавших участие в проектах ЕС на протяжении 90-х годов, в итоге объединились для наилучшего координирования своей деятельности.

Анализ степени участия отдельных стран в программах ЕС показывает, что львиную долю участников (до 60%) составляют представители четырех стран: Великобритании, Франции, Германии и далеко отстающей от первых трех Италии. Если сравнивать Третью (1990-1994) и Четвертую (1994-1998) рамочные программы, то доля Франции и Великобритании в последней сократилась, по-видимому, за счет участия новых членов Союза, некоторые из них весьма активны. Например, новый член Швеция уже обгоняет таких «ветеранов», как Бельгия, Дания или Греция. Лидерство Великобритании, Франции и Германии проявляется не только в том, что они участвуют в большем числе проектов, чем другие страны, но и в том, что в тех проектах, в которых они участвуют, кто-то из них обычно выполняет функции координатора. Более половины проектов, разрабатывавшихся в ходе Четвертой рамочной программы, возглавлялись коллективами из упомянутых стран. Проекты с большим числом стран-участниц чаще других возглавляют британцы. Французы играют ведущую роль в программах и проектах из области информационных технологий, телекоммуникаций и материаловедения. Германия по числу координируемых проектов во всех областях занимает третье место, особенно заметен разрыв в сельскохозяйственной области, рыболовстве, биомедицине, здравоохранении и биотехнологии, хотя по числу участников в этих проектах она может лидировать.

Институциональный состав участников проектов сильно зависит от тематики последних. Промышленные лаборатории участвуют главным образом в технических исследованиях. Например, представители

французских фирм составляют более половины всех французских участников в проектах по информационным технологиям и телекоммуникациям. В то же время коллективы, представляющие общественные исследовательские организации, составляют среди французских участников в телекоммуникационных проектах всего 13% (с.387). А в проектах, относящихся к наукам о жизни и соответствующим технологиям, доминируют представители общественного сектора науки, частный сектор там представлен очень слабо. Во всяком случае, так обстоит дело с французскими организациями.

На состав участников проекта помимо тематики влияют и иные факторы. Статистические данные позволяют четко проследить воздействие исторических, культурных и лингвистических мотивов.

Так, для Бельгии, Испании и Италии ведущим партнером является Франция, для Ирландии, Дании и Голландии - Великобритания, а для Австрии, Швеции и Финляндии - Германия. Для французских общественных (государственных в первую очередь) исследовательских лабораторий эту роль играют британские коллективы, а для частных промышленных лабораторий - немецкие. Вероятно, более полное и подробное изучение статистики позволит выявить и другие подобные закономерности и страновые особенности.

Важным моментом является также влияние общеевропейских программ на национальные. Французские материалы свидетельст-вуют, что почти в 45% проектов ЕС с участием французских организаций число последних - более единицы. Еще четче это прослеживается в проектах, где французская организация является координатором. Более 2/3 таких проектов исполняется с участием нескольких французских организаций. Если же учесть только курируемые Францией проекты в области телекоммуникаций, то более 90% из них обладают этим признаком. Примерно такие же результаты дает рассмотрение немецких материалов. «Таким образом, этот анализ свидетельствует, что партнерство в рамках европейских программ базируется на национальных научно-исследовательских сетях» (с.389). Другими словами, в европейские программы вовлекаются не только отдельные ученые или организации стран - участниц ЕС, но целые тематические «цепочки» их национальных научных потенциалов.

За 1994-1998 гг., т.е. за время действия Четвертой рамочной программы ЕС, в ней приняли участие 1200 французских организаций. Из них 165 относились к высшей школе, а 858 - к промышленным

фирмам, в том числе 668 - к малым и средним предприятиям. Две тематические программы, а именно «Информационные технологии» и «Новые материалы», привлекли примерно половину всех французских участников - 610 организаций (74 высших учебных заведения и 482 промышленные фирмы). «Эти цифры свидетельствуют, что весьма значительная часть национального научно-технического потенциала пользуется поддержкой Европейской комиссии. Следовательно, потенциал этот в тех областях, которые акцентируются программами ЕС, функционирует в основном уже как составляющая многостороннего консорциума. Если говорить только о промышленном секторе, то, по нашей оценке, в европейские программы вовлечена пятая часть французских фирм, занимающихся исследованиями и разработками. Что же касается общественного сектора, то все входящие в него исследовательские центры принимают во всех этих программах самое активное участие... Наконец, в последние годы и исследовательские коллективы учреждений высшей школы из разных регионов страны тоже проявляют в этом отношении гораздо большую активность, чем в предшествующие годы» (с.390).

Все это позволяет утверждать, что программы ЕС стали существенным элементом национальных политик входящих в Союз стран. Эти программы оказывают определенное структурирующее влияние на национальные потенциалы. Организации, участвующие в европейских программах, образуют в национальных рамках своего рода сеть или «исследовательскую систему», роль которой трудно недооценить. «Поступающие от ЕС финансовые ресурсы стимулируют возникновение на национальных уровнях истинно европейского научного сообщества, диверсифицированного и сильного... Рамочные программы Союза способствовали созданию стабильной среды, обеспечивающей сотрудничество... В результате значительное число организаций, начавших сотрудничать друг с другом в проектах ЕС, продолжают совместные работы и после завершения этих проектов» (с.351).

Кроме укрепления и развития европейской научно-технической кооперации программы ЕС играют очень важную роль в совершенствовании подготовки кадров и повышении их мобильности. Они содействуют формированию нового поколения «европейски мыслящих» ученых, роль которых в руководстве научно-технической деятельностью в масштабах Европы будет с каждым годом возрастать.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.