Научная статья на тему '98. 02. 031. Гусмао Р. Значение объединенной Европы для развития системы научных исследований и разработок Франции. Gusmao R. le poids de 1'Europe dans le systeme francais de recherche// Futuribles. P. , 1997. № 7/8. P. 41-64'

98. 02. 031. Гусмао Р. Значение объединенной Европы для развития системы научных исследований и разработок Франции. Gusmao R. le poids de 1'Europe dans le systeme francais de recherche// Futuribles. P. , 1997. № 7/8. P. 41-64 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ФРАНЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 031. Гусмао Р. Значение объединенной Европы для развития системы научных исследований и разработок Франции. Gusmao R. le poids de 1'Europe dans le systeme francais de recherche// Futuribles. P. , 1997. № 7/8. P. 41-64»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

МОСКВА 1998

98.02.031. ГУСМАО Р. ЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЕВРОПЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ФРАНЦИИ.

GUSMAO R. Le poids de l'Europe dans le systeme français de recherche// Futuribles. - P., 1997. - № 7/8. - P. 41-64.

Французский исследователь рассматривает влияние интеграции в области научных исследований и разработок (НИР) на уровне ЕС на развитие научно-технической сферы Франции. Проводится анализ статистики за 1988-1993 гг., касающейся реализации Пятой рамочной научно-технической программы ЕС, а также сотрудничества Франции с другими странами Сообщества в рамках общеевропейских научно-исследовательских проектов и программ.

В течение полувека, отмечает автор, на Европейском континенте наблюдается постоянное расширение сотрудничества между странами в научно-технической области в значительной степени благодаря интеграционным процессам в ЕС. Понятие европейской научно-технической политики включает в себя комплекс мероприятий и программ, осуществляемых крупными научно-исследовательскими центрами (Европейский центр научных исследований, Европейское космическое агентство и т.д.), а также программы многостороннего сотрудничества ЕС (Эврика и др.) и национальные научно-технические политики. Хотя все эти различные уровни научно-технической политики ЕС пока еще недостаточно интегрированы, все вместе они дают ощутимый эффект. Так, если просуммировать финансовые средства, выделяемые из бюджета ЕС в рамках так называемых "мероприятий, финансируемых на паритетных началах" (т.е. на 50% за счет бюджета ЕС), а также финансирование из национальных источников программы Эврика и, наконец, расходы на научно-исследовательские проекты ведущих европейских центров, то получится величина, эквивалентная примерно 13% всех расходов на государственные НИР в странах ЕС (с. 42).

Несмотря на то что наибольшая часть научно-технических инициатив в Европе по-прежнему генерируется и реализуется на национальном уровне, европейская стратегия превратилась в ключевой фактор, определяющий содержание национальных научно-технических политик. Научно-техническое сотрудничество в рамках

97

98.02.03

ЕС привело к необратимым изменениям в научно-технической сфере и политике отдельных стран. Анализ участия Франции в этом сотрудничестве подтверждает этот вывод.

Автор составил перечень всех случаев участия Франции в общеевропейских научно-технических проектах и программах за период действия Пятой научно-технической программы ЕС (1988-1993). Он зарегистрировал 5254 участия Франции в "мероприятиях, финансируемых на паритетных началах". Одно участие соответствует одному участнику проекта, реализуемого на базе контракта с ЕС. Свыше миллиона различных учреждений и организаций Франции стали участниками европейских проектов. Результаты исследования структуры французских участников европейских проектов показывают, что по сравнению с периодом действия Четвертой научно-технической программы ЕС (1983-1987) их численность возросла в 3 раза. Кроме того, повысилась и степень вовлеченности отдельных участников в различные европейские проекты: в среднем на одного участника приходится три проекта и пять участий. Из общего числа проектов "с французскими участиями" 44% составляют проекты, которые объединяют более одного участника от Франции, представляющего конкретное учреждение или организацию.

Среди участников европейских научно-технических проектов ядро составляют представители трех стран - Франции, Великобритании и Германии. В рассматриваемый период на эти три государства приходилось почти 14 тыс. участий в финансируемых ЕС научно-исследовательских проектах. Эта цифра соответствует 55% общего числа участий всех стран Сообщества; из нее по 19% приходится на Францию и Великобританию и 17% - на Германию (с.45). Представители Франции участвовали в 50% проектов, которые были реализованы в рассматриваемый период. При этом наиболее широко французские партнеры присутствовали в проектах, связанных с НИР в области информатики, телекоммуникаций, новых материалов, аэронавтики и т.д. Как правило — это области, в которых Франция уже накопила значительный научно-исследовательский опыт и потенциал.

Финансовые средства, выделенные из бюджета ЕС за шесть лет на проекты "с французским участием", оцениваются автором в 1219 млн. экю, или почти 8 млрд. фр. Эти средства составляли 50% всего финансирования соответствующих проектов, а в целом на

13-3963

реализацию проектов было мобилизовано вдвое больше финансовых ресурсов — примерно 16 млрд. фр., что составляет около 2,6 млрд. фр. в год. Эта цифра превосходит размеры того финансирования, которое французские власти в 90-е годы ежегодно выделяли на стимулирование научно-технического развития страны. Наиболее существенные финансовые средства поступали в рассматриваемый период во Францию по линии программы ЭСПРИТ (почти 6 млрд. фр. за шесть лет, или по 500 млн. фр. ежегодно), а также в рамках программ НИР в области телекоммуникаций, промышленных технологий и материаловедения.

Сравнение участия Франции в европейских проектах НИР с участием других стран ЕС показывает, что Великобритания и Германия имеют сопоставимые показатели получаемого ими финансирования за счет участия в этих проектах. Однако значительно более низкие цифры у таких стран, как Дания, Греция, Ирландия, Португалия, которые принимают сравнительно меньшее участие в соответствующих проектах. Германия опережает Францию по степени вовлеченности в различные проекты: представители этой страны участвуют почти в 80% европейских проектов, в том числе наиболее широко в проектах НИР в области аэронавтики, телекоммуникаций, информатики и биотехнологии.

Сопоставление структуры участников европейских проектов отдельных стран ЕС показывает, что в большинстве стран самой многочисленной является группа участников от научно-исследовательских центров и высших учебных учреждений (примерно 60% всех участников). В некоторых странах удельный вес этой группы выше среднего по ЕС уровня, в частности, в Португалии, Ирландии и Нидерландах (до 70%). Что касается другой группы участников -крупных компаний, то на них приходится в среднем по ЕС четверть участий. Франция и Германия опережают остальные страны по этому показателю, но отстают от среднего уровня по удельному весу участий мелких и средних предприятий.

Основная часть финансовых ресурсов, выделенных в рассматриваемый период из бюджета ЕС на проекты НИР, поступила в распоряжение крупных компаний-участниц проектов (35,6% в среднем по Сообществу); научно-исследовательские центры (государственные и частные) получили 22%, высшие учебные заведения - 20,4, мелкие и средние предприятия - 19,8%.

99

98.02.031

Соответствующие цифры для Франции несколько отличаются от этих средних показателей. Прежде всего значительно большую долю финансирования получили французские крупные компании - 43,4%, мелкие и средние предприятия — 20,6 и научно-исследовательские центры - 26,6%. Однако заметно меньше доля высших учебных учреждений - 6,2% (с. 50). Такая структура распределения финансирования ЕС является отражением высокой степени концентрации НИР в руках нескольких крупных научно-исследовательских центров и компаний. Так, из общего числа французских участий в европейских проектах в рассматриваемый период четверть составили участия трех национальных научно-исследовательских центров (Национальный центр научных исследований, Комиссариат по атомной энергии, Национальный институт агрономических исследований) и трех крупнейших компаний страны ("Томсон", "Алькатель" и "Бюлль").

Распределение участий между государственными и частными учреждениями и организациями более равномерно: на государственные лаборатории приходилось немного более половины всех французских участий в европейских проектах. С точки зрения тематики проектов НИР государственные организации и учреждения шире представлены в проектах, касающихся общечеловеческих проблем (фундаментальные разработки, защита окружающей среды, Энергетика и т. д.), а частные компании — в проектах, связанных с промышленными исследованиями и конкретными разработками прикладного характера.

Автор анализирует структуру французских участий в европейских проектах НИР в региональном разрезе, т. е. с точки зрения районов страны, вовлеченных в научно-техническое сотрудничество. Участники, представляющие центральный район страны — район Иль-де-Франс, доминируют, что соответствует высокой степени концентрации научно-технического потенциала в этой части территории страны. Тем не менее их удельный вес ниже, чем в период Четвертой научно-технической программы ЕС. Напротив, доля участников из других частей страны имеет тенденцию к увеличению, в частности, отмечается расширение участия в европейских проектах НИР университетских центров Гренобля, Бордо, Марселя, Нанси и др., а также компаний, расположенных в районах Рона-Альпы, Прованс-Кот д'Азюр, Лангедок-Руссилльон и

других. Частные и государственные лаборатории, участвовавшие в рассматриваемый период в европейских проектах НИР, представляли 83 департамента страны. По мнению автора, европейское сотрудничество способствует децентрализации научно-технического потенциала страны и укреплению научно-технических связей между центральными и периферийными центрами НИР. Так, в рассматриваемый период благодаря совместному участию в европейских проектах НИР более чем 7 тыс. национальных частных и государственных лабораторий, расположенных в разных районах страны, наладили сотрудничество между собой.

В заключение автор подчеркивает значение европейского научно-технического сотрудничества для Франции как инструмента мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для проведения НИР в национальных интересах, укрепления национального научно-технического и промышленного потенциала. Вместе с тем сотрудничество усиливает зависимость страны от внешнего финансирования, что может быть достаточно опасным в условиях возможного сокращения кредитов из бюджета ЕС. Кроме того, долговременные, прочные связи, установившиеся в научно-технической области между Францией и другими странами ЕС, способствовали тому, что отныне эта сфера экономики страны всецело зависит от политики, проводимой на европейском уровне.

Г.В.Семеко

98.02.032. ИННОВАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЕЙ В США И ЯПОНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. A comparison of US and Japanese technology management and innovation / LeBlanc L.J., Nash R., Gallagher D., Gonda K., Kakizaki F.// Intern. j. of technology management. - Geneva, 1997. - Vol. 13, № 5/6. - P. 601-614.

В статье американских и японских специалистов представлены результаты исследования процессов разработки и освоения новых технологий мелкими и средними предприятиями (МСП) в США и Японии. Особое внимание уделено внешним источникам технологических инноваций, стимулам и способам их получения и применения, роли органов, осуществляющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.