Научная статья на тему 'Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере'

Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1269
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНСТРУМЕНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ЕС / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРОГРАММЫ / РОССИЙСКИЕ ФОНДЫ / INNOVATIONS / INTERNATIONAL COOPERATION / TOOLS FOR RUSSIA-EU COOPERATION OF / EUROPEAN PROGRAMMES / RUSSIAN FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белова Анна Валерьевна

Рассмотрены такие основные инструменты международного сотрудничества России и Европейского союза, как программы приграничного, трансграничного и транснационального сотрудничества, которые можно использовать для совместного инновационного и научно-технического развития, софинансируемые ЕС и Россией. Представлены конкретные примеры крупномасштабных проектов по международному инновационному сотрудничеству России и стран ЕС, а также определены инструменты сотрудничества, действующие до 2013 г. Проанализированы рамочные программы, являющиеся наиболее значимым финансовым инструментом для реализации научно-технических проектов в ЕС и странах, сотрудничающих с ЕС. Освещены возможности для индивидуальных исследователей в области инноваций для карьерного роста и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Белова Анна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The instruments OF RUSSIA-EU RESEARCH and technological cooperation in the sphere of innovations

The article focuses on the basic tools of Russia-EU international cooperation, co-funded by the EU and Russia, such as cross-border, trans-border, and trans-national cooperation programmes, which can contribute to innovative, scientific and technological development. The author gives an overview of large-scale Russia-EU international cooperation projects in the field of innovations and comments on the cooperation programme running until the end of 2013. Special attention is paid to a special financial tool — the Framework Programme — one of the most important tools of financial support for joint projects in the fields of science and innovation with the EU participation. The article emphasises the opportunities for career growth and professional development for individual researchers in the field of innovation.

Текст научной работы на тему «Инструменты научно-технического сотрудничества России и Европейского союза в инновационной сфере»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Рассмотрены такие основные инструменты международного сотрудничества России и Европейского союза, как программы приграничного, трансграничного и транснационального сотрудничества, которые можно использовать для совместного инновационного и научно-технического развития, софинансируемые ЕС и Россией. Представлены конкретные примеры крупномасштабных проектов по международному инновационному сотрудничеству России и стран ЕС, а также определены инструменты сотрудничества, действующие до 2013 г. Проанализированы рамочные программы, являющиеся наиболее значимым финансовым инструментом для реализации научно-технических проектов в ЕС и странах, сотрудничающих с ЕС. Освещены возможности для индивидуальных исследователей в области инноваций для карьерного роста и повышения квалификации.

Ключевые слова: инновации, международное сотрудничество, инструменты сотрудничества России и ЕС, европейские программы, российские фонды

Научно-техническое сотрудничество России и Европейского союза — это пример достаточно успешного взаимодействия сторон. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое вступило в силу 1 декабря 1997 г., стало правовой основой отношений России и ЕС. Вначале оно было заключено на 10 лет, но с 2007 г. СПС ежегодно продлевается при условии, что какая-либо из сторон не выскажет желания прекратить его действие [1]. Данное Соглашение устанавливает и регулирует основные общие цели, организационную структуру двусторонних соглашений и предусматривает мероприятия и диалог по ряду областей сотрудничества. Это первый двусторонний

УДК 339.9:001.895(470+4)

ИНСТРУМЕНТЫ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА

РОССИИ

И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

А. В. Белова

* Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта. 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14.

Поступила в редакцию 1.10.2012 г. doi: 10.5922/2074-9848-2012-4-11 © Белова А. В., 2012

Научные сообщения

международно-правовой акт, предусматривающий сотрудничество России и ЕС в более чем 30 различных областях: промышленная кооперация, инвестиции, научные исследования и технологические разработки, сельское хозяйство, энергетика, ядерный сектор, почта и телекоммуникации, информатика, космос, охрана окружающей среды, региональное развитие и т. д.

Основой научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий», подписанное в 2000 г. и дважды возобновленное сроком на 5 лет [1].

На протяжении более чем 10 лет международное сотрудничество России и стран ЕС осуществлялось при помощи инструментов, финансирующих различные трансграничные совместные проекты в области научно-технических разработок.

В таблицах 1и 2 представлены инструменты (программы) Европейского союза, софинансирующие совместные трансграничные и приграничные проекты по разным направлениям и приоритетам [10].

Необходимо отметить, что в каждой из программ значительное внимание уделяется развитию инноваций. Так, например, Программа трансграничного сотрудничества «Регион Балтийского моря» (2007— 2013 гг.) призвана поддерживать проекты, направленные на развитие ключевых инноваций в сферах естественных и технических наук, а также «нетехнических инноваций» — бизнес-услуги, дизайн и другие ориентированные на рынок знания и услуги. Мероприятия данного приоритета направлены на развитие источников инноваций и предпринимательства; стимулирование транснациональной передачи знаний и технологий, а также подготовка социальных групп и граждан к восприятию и применению новых знаний и технологий [12]. В соответствии с этим приоритетом, особенно в области сотрудничества с Россией и Беларусью, поддерживаются проекты, нацеленные на более широкий контекст социально-экономического развития на региональном уровне [3].

Отдельно остановимся на таком инструменте поддержки международных отношений ЕС и России в области инноваций и научно-технического развития, как рамочные программы (РП). Рамочные программы Евросоюза были запущены в 1984 г. Их цель — развитие междисциплинарных исследований и поддержка научных совместных инициатив в Европе и других странах. Россия стала участником рамочных программ с 1994 г. Так, в Пятой рамочной программе были профинансированы проекты 20 исследовательских институтов и научных организаций из СНГ, включая Россию. В Шестой рамочной программе (2002—2006 гг.) российские ученые принимали участие в 310 международных консорциумах, реализующих научно-исследовательские проекты. Общий объем финансирования проектов в рамках данной программы составил 2 млрд евро, в том числе 16 млн евро — финансовый вклад России из средств федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002—2006 гг.» [1]. В рамках реализации проектов Шестой рамочной программы было установлено около 8600 связей со 130 странами мира. Седьмая рамочная программа позволила расширить существующее сотрудничество и увеличить число стран до 185 [1].

Программы трансграничного сотрудничества ЕС и России [8; 11]

Программа Приоритеты Страны-участники

Программа соседства региона Балтийского моря ИНТЕРРЕГIIIБ (2000—2006 гг.) (закрыта) Приоритет 1. Создание концепций пространственного развития и планирование мероприятий для конкретных территорий и секторов Приоритет 2. Создание территориальных структур, поддерживающих устойчивое развитие региона Балтийского моря (РБМ) Приоритет 3. Транснациональное и двустороннее сотрудничество по поддержке институционального и регионального развития в странах Балтийского региона Приоритет 4 («Север»), Приграничное сотрудничество. Приоритет Эстония — Латвия — Россия Беларусь (территория бассейна Балтийского моря), Дания, Эстония, Финляндия, Германия (территория бассейна Балтийского моря), Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия (территория бассейна Балтийского моря), Швеция

«Регион Балтийского моря» (2007—2013) (действующая) Приоритет 1. Организация условий для создания и распространения инноваций в РБМ Приоритет 2. Повышение внутренней и внешней доступности РБМ Приоритет 3. Решение экологических проблем загрязнения Балтийского моря в более широком контексте устойчивого менеджмента морских ресурсов Приоритет 4. Поддержка проектов сотрудничества столичных регионов, городов и сельских поселений, направленных на повышение их привлекательности для жителей и инвесторов Вся территория стран-членов ЕС: Дания, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Польша и Швеция, а также северные земли Германии. Дополнительная территория: Норвегия, Россия (северо-западные регионы) и Беларусь

140

Программы приграничного сотрудничества России и ЕС

Программы приграничного сотрудничества ИНТЕРРЕГIIIА /ТАСИС

Программа соседства «Литва — Польша — Калининградская область РФ» (2004—2006 гг.) (закрыта) Приоритеты Страны-участники

1. Стимулирование экономического и научно-технического сотрудничества 2. Улучшение пограничной инфраструктуры для развития приграничных территорий 3. Охрана окружающей среды, повышение энергоэффективности, продвижение и использование возобновляемых источников энергии 4. Развитие приграничного туризма и отдыха, модернизация туристической инфраструктуры, сохранение объектов культурного наследия приграничного значения 5. Поддержка инициатив местных сообществ 6. Культурная самобытность и культурное наследие региона Клайпедский, Таурагский, Алитусский и Мариям-польские уезды Литвы с входящим в них 21 муниципальным образованием. Польшу в программе представляют входящие в Поморское воеводство Слупский и Гданьский субрегионы, а также субрегион Г даньск — Г дыня — Сопот, Эльблон-ский, Олынтынский и Елкский субрегионы Вар-миньско-Мазурского воеводства и Белостокско-Сувалкский и Ломжиньский субрегионы Подляс-кого воеводства, Калининградская область РФ

«Карелия» (2000—2006 гг.) (закрыта) Приоритет 1. Коммерческая деятельность Приоритет 2. Передача опыта и региональное сотрудничество Приоритет 3. Транспорт и связь Территории регионов Кайнуу, Северная Карелия и Северная Остерботния (Финляндия), а также Республика Карелия (Россия)

«Юго-Восточная Финляндия» (2000—2006 гг.) (закрыта) Приоритет 1. Развитие транспортных связей и состояние окружающей среды Приоритет 2. Развитие коммерческой деятельности и благоприятного климата для ее роста Приоритет 3. Передача опыта и улучшение условий сотрудничества. Основная территория: Южная Карелия, Южная Саво и Кюменлааксо (Финляндия), Санкт-Петербург и Ленинградская область (Россия). Дополнительная территория: Восточная Уусимаа и Пяйят-Хяме (Финляндия); Республика Карелия (Россия)

141

«Северный Каллотт/ Коларктик» (2000—2006 гг.) (закрыта) Приоритет 1. Деловое сотрудничество Приоритет 2. Компетенция и благосостояние Приоритет 3. Инфраструктура Лапландия (Финляндия), губерния Норрботтен (Швеция); провинции Финнмарк, Тромсё и Нурдланд (Норвегия), Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ (Россия)

Программы приграничного сотрудничества на 2007—2013 гг. Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП)

Приоритеты Территория

«Литва — Польша — Россия» (2007—2013 гг.) (действующая) Приоритет 1. Содействие решению общих проблем и задач Приоритет 2. Содействие социальному, экономическому и пространственному развитию В Литовской Республике: Клайпедский, Марь-ямпольский и Таурагский уезды и в качестве примыкающих территорий — Алитусский, Каунасский, Телынайский и Шяуляйский уезды В Российской Федерации: Калининградская область В Республике Польша: субрегион Гданьск — Гдыня — Сопот, Гданьский, Эльблонгский, Олынтынский, Эльцкий и Бялостокско-Сувалк-ский субрегионы и в качестве примыкающих — Слупский, Быдгощчский, Торуньско-Влоцлав-ский, Ломжиньский, Чехановско-Плоцкий и Ост-ролецко-Седлецкий субрегионы. Эти субрегионы (]МиТ8Ш) принадлежат к пяти регионам Польши (ЫиТ8П): Поморское, Подляское, Вар-миньско-Мазурское, Куявско-Поморское и Ма-зовецкое воеводства

«Коларктик» (2007—2013 гг.) (действующая) 1. Экономическое и социальное развитие 2. Решение общих проблем 3. Сотрудничество ме5вду людьми и укрепление национального самосознания (идентичности) Лапландия (Финляндия), Норрботтен (Швеция), Финнмарк, Трумс и Нурланн (Норвегия), Мурманская, Архангельская области и Ненецкий автономный округ (Россия). Прилегающие регионы: Северная Остроботния (Финляндия), Вес-терботтен (Швеция) и Республика Карелия, Ленинградская область и Санкт-Петербург (Россия)

142

Окончание табл. 2

Программы приграничного сотрудничества на 2007—2013 гг. Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП)

«Карелия» (2007—2013 гг.) (действующая) Приоритеты Территория

Приоритет 1. Экономическое развитие Приоритет 2. Качество жизни Приоритет 3. Горизонтальный приоритет Региональные союзы: Кайну, Северная Карелия и Оулу (Финляндия), Республика Карелия (Россия). Прилегающие территории: Лапландия и Северное Саво (Финляндия), Санкт-Петербург, Ленинградская, Мурманская и Архангельская области (Россия)

«Юго-Восточная Финляндия — Россия» (2007—2013 гг.) (действующая) Приоритет 1. Экономическое развитие Приоритет 2. Совместные вызовы: проблемы приграничья и охрана окружающей среды Приоритет 3. Социальное развитие и гражданское общество Южная Карелия, Южное Саво и Кюменлааксо (Финляндия), Санкт-Петербург и Ленинградская область (Россия). Территории, которые могут участвовать в программе как смежные регионы: Уусимаа, Пяйят-Хяме, Северное Саво и Республика Карелия

«Эстония — Латвия — Россия» на 2007—2013 гг. (действующая) Приоритет 1. Социально-экономическое развитие Приоритет 2. Общие проблемы Приоритет 3. Продвижение сотрудничества между людьми Латгалия, Видземе; прилегающие территории: г. Рига и Пиерига (Латвия) Кирдэ-Ээсти, Лыуна-Ээсти, Кеск-Ээсти; прилегающая территория: Пыхья-Ээсти (Эстония) Ленинградская область, Псковская область, Санкт-Петербург (Россия)

Рамочные программы на сегодняшний день — это основной финансовый инструмент ЕС по поддержке научных разработок и исследований практически во всех областях науки. Международное научное сотрудничество осуществляется не только при помощи рамочных программ, но и благодаря множеству двусторонних договоров между Россией и странами ЕС, но, тем не менее, 7-я РП — основной и самый глобальный инструмент финансирования исследовательских проектов в Европе на 2007—2013 гг., охватывающий территорию всей Европы, а также Россию, Китай, Японию и другие страны мира.

Седьмая рамочная программа состоит из четырех подпрограмм по основным научно-исследовательским направлениям (табл. 3).

В Седьмой рамочной программе, как и других рамочных программах, Россия является «третьей страной», но при этом страной-партне-ром по международному сотрудничеству в совместных научных исследованиях со странами ЕС. По состоянию на конец 2011 г. российские организации принимают участие в 302 грантовых соглашениях 7-й РП и получают финансирование от ЕС около 59 млн евро. Необходимо отметить, что Россия занимает первое место по числу участников и объему финансирования среди «третьих стран» [9].

Одновременно с 7-й РП в России была утверждена и вступила в силу федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Росии на 2007—2012 годы», в апреле 2011 г. ее продлили до конца 2013 г. Она состоит из пяти основных направлений: живые системы, нанотехнологии и новые материалы, информационно-коммуникационные технологии, рациональное природопользование, энергоэффективность. Данная ФЦП позволяет всем заинтересованным организациям, прежде всего научным, в том числе и зарубежным, принимать участие в научных проектах и разработках, со-финансируемых из федерального бюджета РФ [1].

Новый механизм международного сотрудничества, объединивший финансовые ресурсы 7-й РП ЕС и ФЦП России, был запущен в 2007 г. Он представляет собой так называемые скоординированные конкурсы на проведение исследований в рамках совместного финансирования из фондов России и ЕС. Скоординированные конкурсы — это параллельные конкурсы на научные проекты, объявляемые совместно ЕС и Россией с общей научно-исследовательской тематикой с условием, чтобы научные коллективы с обеих сторон установили контакты друг с другом и подали отдельные, но взаимодополняющие заявки в соответствующие финансирующие органы России и ЕС. Всего с 2007 по 2011 г. было инициировано восемь скоординированных конкурсов по следующим тематикам [1]:

2007—2008 гг. — два скоординированных конкурса на проведение исследований в области энергетики, продовольствия, сельского хозяйства и биотехнологий;

2008—2009 гг. — три скоординированных конкурса на проведение исследований в области здравоохранения, нанотехнологий и новых материалов, энергии термоядерного синтеза;

2009—2010 гг. — один скоординированный конкурс на проведение исследований в области аэронавтики;

2010—2011 гг. — два скоординированных конкурса на проведение исследований в области ИКТ, нанотехнологий и новых материалов.

144

Структура седьмой рамочной программы на 2007—2013 гг. [1]

Подпрограмма Содержание подпрограммы Объем финансирования, млрд евро

«Сотрудничество» Поддержка транснациональных научных инициатив — от совместных исследовательских проектов и сетевых партнерств до координации национальных научно-исследовательских программ. Приоритетные тематические направления подпрограммы: здравоохранение, продукты питания, сельское хозяйство и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, нанонауки и нанотехнологии, материалы и новые производственные технологии, энергетика, окружающая среда, транспорт, социальные, экономические и гуманитарные науки, космос, безопасность 32,4

«Идеи» Усиление качества, динамизма и творческой составляющей науки в Европе, повышение ее привлекательности для наиболее одаренных ученых из Европы и других стран и стимулирование инвестирования в промышленные исследования 7,5

«Кадры» Содействие профессиональной карьере исследователей 4,7

«Возможности» Приумножение исследовательских и инновационных возможностей, а также обеспечение их оптимального использования. Направления подпрограммы: развитие научно-исследовательской инфраструктуры, поддержка исследовательской деятельности в интересах малых и средних предприятий, создание регионов знаний и поддержка региональных исследовательских кластеров, развитие исследовательского потенциала, науки в обществе, поддержка системного развития политики в области научных исследований, деятельность в области международного сотрудничества 4,1

«Евратом» Направлена на исследования в области энергетики, преимущественно атомной. Состоит из двух взаимосвязанных составляющих: одна предполагает осуществление мер косвенного характера, включая поддержку исследований в области ядерного синтеза, ядерного распада и радиационной защиты, а другая — реализацию инициатив прямого действия в ядерной сфере, выполняемых совместным исследовательским центром Европейской комиссии 5,25

Таким образом, организация скоординированных конкурсов — это подтверждение движения научно-технологического сотрудничества России и ЕС в сторону равного партнерства, которое основывается на взаимном распределении расходов и ответственности.

Кроме того, европейские ученые имеют возможности принимать участие в российских научно-технологических программах. Ключевые схемы доступа к российским программам, финансирующим научнотехнические проекты, следующие:

— российские федеральные целевые программы;

— двусторонние и многосторонние программы;

— новые российские инициативы.

ФЦП, как и любые другие национальные программы, ориентированы на российских заявителей, но иностранные организации также могут принимать участие в конкурсах программы. Кроме того, исследователи и исследовательские организации из ЕС могут участвовать в проектах, финансируемых ФЦП в качестве субподрядчиков российских организаций — грантополучателей. Также в рамках ряда ФЦП организа-циями-заказчиками иногда проводятся так называемые «специальные конкурсы», которые направлены на развитие международного сотрудничества в сфере науки и технологий. В этих конкурсах поощряется участие иностранных партнеров. Иногда ФЦП используют зарубежный маркетиновый опыт: приглашение иностранных экспертов для участия в процессе оценки.

Двусторонние договоры — наиболее простая форма сотрудничества России и стран ЕС, поскольку финансирование зарубежного партнера, как правило, осуществляется из бюджета соответствующей страны. Доступ к такому финансированию становится проще, а правила отчетности прозрачные.

Новыми российскими инициативами можно назвать программу «Меры по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», или так называемый проект «Сколково». Данные программы направлены на привлечение иностранных специалистов.

На основе научно-исследовательских программ и фондов РФ (федеральные целевые программы, Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд и др.) созданы механизмы, которые способствуют более активному привлечению партнеров из ЕС к деятельности фондов и реализации программ.

Помимо вышеперечисленных инструментов международного сотрудничества России и ЕС в сфере научно-технического сотрудничества и инноваций существуют и другие формы сотрудничества. Россия принимает активное участие в таких международных крупномасштабных проектах, как CERN, ITER, Международная космическая станция, GLORIAD и т. д., которые выходят за пределы рамочных программ ЕС [1].

CERN — это европейская организация по ядерным исследованиям (Европейская лаборатория физики высоких энергий), соглашение с которой Россия подписала в 1993 г. Проект строительства Большого адронного коллайдера — главное достижение лаборатории.

ф

Научные сообщения

Проект международного экспериментального термоядерного реактора — ITER является широкомасштабным научным экспериментом, задача которого заключается в демонстрации возможности использования термоядерного синтеза в качестве источника энергии. Проект был запущен в 1986 г. Установка ITER возводится в г. Кадараш, на юге Франции [1].

Кроме того, Россия вовлечена в работу над рядом европейских крупномасштабных научно-исследовательских установок (инфраструктуры). Так, например, Россия софинансирует строительство европейского рентгеновского лазера на свободных электронах (European XFEL). В июне 2011 г. в Москве был подписан меморандум о взаимопонимании между Европейским центром синхротронного излучения и национальным исследовательским центром «Курчатовский институт», который открывает для России возможности для полноправного членства в этой европейской организации [1].

Подведем итоги изложенного:

1. Сотрудничество РФ и ЕС в области инноваций осуществляется в рамках нескольких программ софинансирования.

2. Действующие программы трансграничного сотрудничества (например Программа региона Балтийского моря на 2007—2013 гг.) не могут в полной мере обеспечивать участие России в проектах, реализуемых в рамках данной программы ввиду отсутствия финансового механизма для России. Однако эти программы эффективно содействуют развитию и расширению международного сотрудничества РФ и ЕС в области научно-технического развития.

3. Несмотря на то что действие программ приграничного сотрудничества России и Евросоюза распространяется только на территорию России, входящую в регион Балтийского, Баренцева и Северного морей, тем не менее финансовые возможности реализации приграничных инновационных проектов достаточно высокие.

4. Самая эффективная программа сотрудничества РФ и ЕС в области инновационного развития — это Седьмая рамочная программа, состоящая из различных подпрограмм и приоритетов, направленных на научно-техническое развитие в разных сферах. В последние годы Седьмая рамочная программа активно сотрудничает с национальными фондами России, например с федеральными целевыми программами по развитию инноваций, что, несомненно, является плюсом в развитии сотрудничества России и Евросоюза, но также имеются и свои минусы, главный их которых — несоответствие сроков финансирования совместных объединенных проектов и как следствие — отчетности по совместным проектам.

Несмотря на то что у международного сотрудничества РФ и ЕС относительно небольшой срок, Россия занимает значительное место среди других партнеров ЕС в этой сфере. Количество совместных международных проектов в области развития науки и инноваций, выполненных и реализуемых организациями из ЕС и РФ, весьма значительное. Такому сотрудничеству способствует ряд финансовых инструментов, по-

зволяющих развивать международные исследования и разработки в области инноваций, науки и технологий. За последнее время был проделан большой путь в направлении нового, наиболее эффективного сотрудничества в научных исследованиях и инновационной деятельности между Россией и Евросоюзом, основывающийся на равном распределении ответственности путем внедрения механизмов софинансирования и совместной координации программ. Важным фактором сотрудничества РФ и ЕС является и тот факт, что все появившиеся в нашей стране точки инновационного роста, сосредоточенные в большинстве своем в национальных исследовательских университетах, федеральных университетах, национальных образовательных и исследовательских центрах, а также в инновационных предприятиях малого и среднего бизнеса, считают международное сотрудничество одним из ключевых направлений в развитии своей деятельности.

Список литературы

1. Справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества Европейского союза, стран-членов ЕС и Российской Федерации. Изд. 2-е. М., 2012.

2. Сайт программы соседства «Регион Балтийского моря» ИНТЕРРЕГ III Б. ИРЬ: http://www.bsrinterreg.net/ms/index.php?type=text&id=37&pid=61 (дата обращения: 22.09.2012).

3. Сайт программы трансграничного сотрудничества «Регион Балтийского моря». ИРЬ: http://www.eu.baltic.net (дата обращения: 21.09.2012).

4. Официальный сайт Центра по сетевому взаимодействию для устойчивого развития региона Балтийского моря. ИРЬ: http://www.dex.leontief.net/kolar.htm (дата обращения: 20.09.2012).

5. Официальный сайт программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства «Эстония — Латвия — Россия» на 2007—2013 годы. ИРЬ: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/informacija_na_ russkom/programma_ (дата обращения: 20.09.2012).

6. Официальный сайт программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства «Литва — Польша — Россия» на 2007—2013 гг. ИРЬ: www.lt-pl-ru.eu (дата обращения: 20.09.2012).

7. Официальный сайт программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства «Коларктик». ИРЬ: http://www. kolarcticenpi.info/ru (дата обращения: 20.09.2012).

8. Официальный сайт программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства «Карелия». ИРЬ: http://www. kareliaenpi.eu/ru (дата обращения: 20.09.2012).

9. Официальный сайт Седьмой рамочной программы ЕС. ИРЬ: http://cordis. europa.eu/fp7/home_en.html (дата обращения: 19.09.2012).

10.Корнеевец В. С. Международная регионализация на Балтике. СПб., 2010.

11. Баранова Ю. В. Опыт трансграничного сотрудничества Литвы и Калининградской области России как фактор развития научно-технического и инновационного потенциала приграничных территорий // Исследования Балтийского региона. Вып. 1 (7) / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2011. С. 131—142.

<#»

Научные сообщения

12. Баранова Ю. В. Предпосылки формирования трансграничного региона на территории Программы соседства «Литва — Польша — Калининградская область Российской Федерации» // Регион сотрудничества. Вып. 1 (55) : Актуальные вопросы изучения трансграничной регионализации в Балтийском регионе / под ред. Г. М. Федорова. Калининград, 2011. C. 32—46.

Об авторе

Белова Анна Валерьевна, начальник отдела планирования и организации научно-исследовательской деятельности Управления научно-исследовательских работ, Балтийский федеральный университет им. И. Канта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

THE INSTRUMENTS OF RUSSIA-EU RESEARCH AND TECHNOLOGICAL COOPERATION IN THE SPHERE OF INNOVATIONS

A. V. Belova

Immanuel Kant Baltic Federal University 14, A. Nevski St., Kaliningrad, 236041, Russia

Received on October 1, 2012

The article focuses on the basic tools of Russia-EU international cooperation, co-funded by the EU and Russia, such as cross-border, trans-border, and transnational cooperation programmes, which can contribute to innovative, scientific and technological development. The author gives an overview of large-scale Russia-EU international cooperation projects in the field of innovations and comments on the cooperation programme running until the end of 2013. Special attention is paid to a special financial tool — the Framework Programme — one of the most important tools of financial support for joint projects in the fields of science and innovation with the EU participation. The article emphasises the opportunities for career growth and professional development for individual researchers in the field of innovation.

Key words: innovations, international cooperation, tools for Russia-EU cooperation of, European programmes, Russian foundations

References

1. Spravochnik po voprosam nauchno-tehnologicheskogo sotrudnichestva Ev-ropejskogo sojuza, stran-chlenov ES i Rossijskoj Federacii [Handbook on scientific and technological cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian Federation], 2012, Moscow.

2. The Baltic Sea Region INTERREGIIIB Neighbourhood Programme 2000—2006, available at: http://www.bsrinterreg.net (accessed 22 September 2012).

3. Baltic Sea Region Programme 2007—2013, available at: http://www.eu.baltic.net (accessed 21 September 2012).

4. Developing Excellence — DEX, available at: http://www.dex.leontief.net/ kolar.htm (accessed 20 September 2012).

5. Estonia — Latvia — Russia Cross Border Cooperation Programme, available at: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/about_the_programme/objective_amp_priorities (accessed 20 September 2012)

6. Lithuania-Poland-Russia ENPI Cross-border Cooperation Programme 2007—2013, available at: www.lt-pl-ru.eu (accessed 20 September 2012)

7. Kolarctic ENPI CBC website, available at: http://www.kolarcticenpi.info/en (accessed 20 September 2012).

8. The Karelia ENPI CBC Programme, available at: http://www.kareliaenpi.eu/en (accessed 20 September 2012).

9. European Commission: CORDIS: FP7, available at: http://cordis.europa.eu/ fp7/home_en.html (accessed 19 September 2012).

10. Korneevets, V. S. 2010, Mezhdunarodnaja regionalizacija na Baltike [International regionalization in the Baltic Sea], St. Petersburg.

11. Baranova, Yu.V. 2011, Opyt transgranichnogo sotrudnichestva Litvy i Ka-liningradskoj oblasti Rossii kak faktor razvitija nauchno-tehnicheskogo i innova-cionnogo potenciala prigranichnyh territory [Experience of cross-border cooperation of Lithuania and the Kaliningrad region of Russia as a factor in the development of scientific, technological and innovation capacity of border areas], Issledovaniâ Bal-tijskogo regiona [Baltic Region Studies], no. 1(7), p. 131—142.

12. Baranova, Yu. V. 2011, Predposylki formirovanija transgranichnogo regiona na territorii Programmy sosedstva «Litva — Pol'sha — Kaliningradskaja oblast' Ros-sijskoj Federacii» [Prerequisites for the formation of cross-border region in the Neighbourhood Programme "Lithuania — Poland — Kaliningrad Region of the Russian Federation"], Region sotrudnichestva [Region of cooperation], no. 1 (55), p. 32—46.

About author

Anna V. Belova, Head of the Research Planning and Organization Unit, Research Division, Immanuel Kant Baltic Federal University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.