Научная статья на тему 'Особенности приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии'

Особенности приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
762
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ФИНЛЯНДИЯ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / КЮМЕНЛААКСО / ЮЖНАЯ КАРЕЛИЯ / CROSS-BORDER COOPERATION / EUROPEAN UNION / RUSSIAN FEDERATION / SOUTH-EAST FINLAND / ST. PETERSBURG / KYMENLAAKSO / SOUTH KARELIA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Межевич Николай Маратович, Спиридонова Вероника Владимировна

Приграничное сотрудничество Финляндии и России является одним из приоритетных направлений международных интеграционных отношений нашей страны и Европейского союза. Цель настоящей статьи изучение межрегионального взаимодействия России и Финляндии в аспекте развития проектов и программ укрепления внешних связей и приграничного сотрудничества. В соответствии с целью исследования ставится задача анализа особенностей приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии (Кюменлааксо, Южная Карелия), реализуемого в рамках проектов Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства. В статье выявлены сущность и проявления процессов приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии в рамках Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства. Сделан вывод, что программы приграничного сотрудничества оказывают положительный эффект на развитие приграничных контактов между Санкт-Петербургом и регионами Юго-Восточной Финляндии. Целесообразно продолжать диалог между Россией и Финляндией по расширению зоны их применения и качественному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Межевич Николай Маратович, Спиридонова Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of St. Petersburg and South-Eastern Finland Cross-Border Cooperation

Cross-border cooperation between Finland and Russia is one of the priorities of international integration relations between our country and the European Union. The purpose of this article the study of inter-regional cooperation between Russia and Finland in the aspect of development projects and programs to strengthen external relations and cross-border cooperation European Union. In accordance with the purpose of the study seeks to analyze the features of cross-border cooperation between St. Petersburg and regions of South-Eastern Finland (Kymenlaakso, South Karelia), implemented in the framework of the ENPI PPP projects. The article has a theoretical and practical interest for specialists studying cross-border cooperation. The essence and manifestation of the processes of cross-border cooperation between St. Petersburg and regions of South-Eastern Finland within the framework of the ENPI PPP are revealed. It was concluded that the program ENPI CBC have a positive effect on the development of cross-border contacts between St. Petersburg and the regions of South-Eastern Finland. It is advisable to continue the dialogue between Russia and Finland to expand their application and qualitative development of the zone.

Текст научной работы на тему «Особенности приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии»

2 doi 10.22394/1726-1139-2017-3-28-36 Межевич Н. М., Спиридонова В. В.

£ Особенности приграничного сотрудничества

> Санкт-Петербурга и регионов

2 Юго-Восточной Финляндии

ш

со

о Межевич Николай Маратович

< Санкт-Петербургский государственный университет Факультет международных отношений Профессор кафедры европейских исследований Доктор экономических наук, профессор v [email protected]

х

g Спиридонова Вероника Владимировна

с Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

Специалист Управления международного сотрудничества

Аспирант кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского

государственного университета

[email protected]

РЕФЕРАТ

Приграничное сотрудничество Финляндии и России является одним из приоритетных направлений международных интеграционных отношений нашей страны и Европейского союза. Цель настоящей статьи — изучение межрегионального взаимодействия России и Финляндии в аспекте развития проектов и программ укрепления внешних связей и приграничного сотрудничества. В соответствии с целью исследования ставится задача анализа особенностей приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии (Кюменлааксо, Южная Карелия), реализуемого в рамках проектов Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства. В статье выявлены сущность и проявления процессов приграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии в рамках Программы приграничного сотрудничества Европейского инструмента соседства и партнерства. Сделан вывод, что программы приграничного сотрудничества оказывают положительный эффект на развитие приграничных контактов между Санкт-Петербургом и регионами Юго-Восточной Финляндии. Целесообразно продолжать диалог между Россией и Финляндией по расширению зоны их применения и качественному развитию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

приграничное сотрудничество, Европейский союз, Российская Федерация, Юго-Восточная Финляндия, Санкт-Петербург, Кюменлааксо, Южная Карелия

Mezhevich N. M., Spiridonova V. V. Features of St. Petersburg and South-Eastern Finland Cross-Border Cooperation

Mezhevich Nikolai Maratovich

Saint-Petersburg State university (Russian Federation) Faculty of international relations Professor of the Chair of European Studies Doctor of Science (Economics), Professor [email protected]

Spiridonova Veronika Vladimirovna

Committee for External Relations of Saint-Petersburg (Russian Federation) Specialist of the international Cooperation Department Saint-Petersburg State university

Postgraduate Student of the department of European Studies, faculty of international relations [email protected]

ABSTRACT o

Cross-border cooperation between Finland and Russia is one of the priorities of international ™ integration relations between our country and the European Union. The purpose of this

article — the study of inter-regional cooperation between Russia and Finland in the aspect ^

of development projects and programs to strengthen external relations and cross-border >

cooperation European Union. In accordance with the purpose of the study seeks to analyze o

the features of cross-border cooperation between St. Petersburg and regions of South-Eastern ^

Finland (Kymenlaakso, South Karelia), implemented in the framework of the ENPI PPP projects. o The article has a theoretical and practical interest for specialists studying

cooperation. The essence and manifestation of the processes of cross-border cooperation ™

between St. Petersburg and regions of South-Eastern Finland within the framework of the q_

ENPI PPP are revealed. It was concluded that the program ENPI CBC have a positive effect x

on the development of cross-border contacts between St. Petersburg and the regions of <

South-Eastern Finland. It is advisable to continue the dialogue between Russia and Finland ^

to expand their application and qualitative development of the zone. tz

KEYWORDS o

cross-border cooperation, the European Union, Russian Federation, South-East Finland, St. c Petersburg, Kymenlaakso, South Karelia

Введение

Одним из ключевых направлений российской внешней политики являются международные интеграционные отношения между нашей страной и Европейским союзом. Особое значение во многих европейских интеграционных процессах для России имеет Финляндия [1, с. 67]. Приоритетом развития российско-финляндских отношений остаются вопросы межрегионального приграничного сотрудничества [5]. Приграничные российские регионы в силу своего геоэкономического положения выступают в качестве естественных «мостов» экономического сотрудничества соседних стран. При этом роль арены взаимодействия и кооперации России и Финляндии играют регионы Северо-Западного федерального округа и Юго-Восточной Финляндии.

С того момента, когда Балтийский регион стал неотъемлемым элементом мировой политики, активное участие в приграничном сотрудничестве принимал Санкт-Петербург [3; 4; 10, с. 66]. Основой межрегионального сотрудничества между Санкт-Петербургом и Финляндией с 2007 г. стали программы и проекты, реализуемые в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП) [6]. В настоящее время данные программы завершены. 18 декабря 2015 г. Европейской комиссией одобрена Совместная Программа Действий (СПД) «Юго-восточная Финляндия — Россия 2014-2020». В течение первого квартала 2016 г. запущен процесс назначения Совместного Мониторингового Комитета и Органа Управления новой Программы.

В настоящей статье представлены отдельные результаты исследования приграничного сотрудничества России и Финляндии, проводимого авторами в 20152016 гг. Территория исследования охватывает Санкт-Петербург и приграничные регионы Юго-Восточной Финляндии (Кюменлааксо, Южная Карелия).

Географические и социально-экономические характеристики территории

Территория русско-финского приграничного сотрудничества, рассматриваемая в настоящей статье, расположена на северо-восточной окраине территории Европейского союза и Северо-Западе России и включает в себя два региона Финляндии (Кюменлааксо, Южная Карелия) и город федерального значения Санкт-Петербург.

о Кюменлааксо и Южная Карелия являются частью Южной Финляндии (фин. ^ Е!е1аБио1тп). Санкт-Петербург входит в Северо-Западный федеральный округ ^ России. В 2013 г. площадь рассматриваемых финских территорий составляла ЕЗ примерно 3,8% площади страны, а население — 5,8% всего финского населения ^ (313 776 человек). Рассматриваемая часть территории России — это приблизительно 5,2 млн чел. (3,6% от общей численности населения страны)1. Таким о образом, территория исследования частично совпадает с территорией програм-о мы сотрудничества ЕИСП «Юго-Восточная Финляндия — Россия». < Очевидной особенностью, обусловливающей характер приграничного сотрудни-с чества Санкт-Петербурга, Кюменлааксо и Южной Карелии, является значительная х дифференциация правового статуса, экономического уровня и потенциала раз-2 вития данных регионов, различие экономических интересов по многим вопросам. н- Санкт-Петербург является урбанистическим регионом с динамическим ростом, ^ фактически объединяющим не только собственно свою территорию, но и примы-1= кающие к ней территории, организационно от нее отделенные, но управляемые в общих интересах. Характерной чертой региональной политики Санкт-Петербурга является его большая открытость во внешний мир. Именно здесь более интенсивно идут процессы социокультурного и экономического взаимодействия. С точки зрения социально-экономических и пространственных характеристик между регионами Финляндии и Санкт-Петербургом существуют различия, которые можно проследить при анализе основных социально-экономических показателей территорий (представлены в табл. 1, 2).

Таблица 1

Базовые социально-экономические характеристики территорий

Регион Население 31.12.2012, чел. Плотность населения 01.01.2013, чел./км2 Протяженность общей границы, км

Финляндия 5 426 674 18 1340

Кюменлааксо 181 421 35 18

Южная Карелия 132 355 25 120

Россия 141 914 509 9 1340

Санкт-Петербург 4 600 276 3390 0

Ленинградская обл. 1 629 595 20 135

Источник: Программа Приграничного Сотрудничества «Европейский инструмент соседства (ППС ЕИС) «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 2014-2020 Совместная программа действий Проект от 5 февраля 2015 г.

Особенности приграничного сотрудничества

Санкт-Петербург осуществляет функции, которые принято называть «столичными», имеющими как внутренний, так и международный аспекты. Прежде всего, Санкт-Петербург — это центр размещения федеральных властей и представительств всех субъектов РФ (внутренний аспект). Современная миссия Санкт-Петербурга состоит в создании ценностных ориентиров, генерации и внедрении передовых идей, развитии Санкт-Петербурга как центра мировой культуры и международного сотрудни-

1 1Программа Приграничного Сотрудничества «Европейский инструмент соседства (ППС

ЕИС) «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 2014-2020 Совместная программа действий Проект от 5 февраля 2015 г. [Электронный ресурс]. Ш_: http://economy.gov.ru (дата обращения: 15.01.2016).

чества1. Санкт-Петербург в значительной степени интегрирован в мирохозяйственные о связи. Немаловажным направлением развития Санкт-Петербурга является расшире- ^ ние международного и межрегионального экономического сотрудничества, дальней- ^ шая интеграция в мировую хозяйственную систему (международный аспект)2. Е^

В какой-то степени приграничное сотрудничество данных регионов в рамках ^ ЕИСП можно назвать «односторонним»: на российской стороне в сотрудничестве участвует город федерального значения со статусом субъекта федерации мегапо- о лис Санкт-Петербург, в то время как финская сторона в программах сотрудничества о представлена двумя небольшими регионами (с небольшими городами, как их ад- < министративными центрами). Это в определенной степени осложняет сотрудниче- ^ ство по той причине, что значительная часть потоков и процессов происходит х через участок русско-финляндской границы между двумя мегаполисами (Санкт- 2 Петербургом и Хельсинки), которые, в свою очередь, гораздо лучше связаны гло- н-бальными сетями взаимодействия. Не может не вызывать обоснованное беспокой- ^ ство небольшой бюджет ЕИСП для региональных проектов. Это непосредственно щ касается Санкт-Петербурга, где в частности только программа развития малого и среднего бизнеса на четыре года составляет более 12 млрд руб.3 Это приблизительно четвертая часть всего бюджета программы (ЕИС).

По мнению некоторых экспертов (Санкт-Петербург), программы ЕИС больше подходят для приграничного сотрудничества муниципальных образований Ленинградской области и Финляндии. Согласованные бюджеты недостаточны для города таких масштабов, как Санкт-Петербург. Таким образом, в случае Санкт-Петербурга, где сосредоточена большая часть проектов приграничного сотрудничества, существует определенное расхождение между целями программы приграничного сотрудничества и стратегическим значением Санкт-Петербурга для СЗФО и России в целом.

В настоящее время приграничное сотрудничество Санкт-Петербурга, Кюменла-аксо и Южной Карелии включает комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, осуществляемых с разной степенью интенсивности, и определяется национальной и региональной политикой. Важную роль в приграничном сотрудничестве по обе стороны границы играют местные и региональные органы власти и управления, и они, безусловно, являются главными участниками межрегионального взаимодействия [9, с. 33; 13; 14].

На финской стороне региональные советы играют важную роль в координации деятельности структур приграничного сотрудничества, осуществляемого в рамках проектов ЕИСП. В крупных муниципальных образованиях (Лаппеенранта, Коувола, Иматра, Котка, Хамина) существуют комитеты по содействию развития приграничных отношений. Несмотря на недавние экономические и финансовые трудности финские муниципалитеты, особенно крупные, имеют достаточно средств, чтобы полноценно участвовать в приграничном сотрудничестве. Муниципалитеты Кюмен-лааксо и Южной Карелии, как правило, участвуют в совместных проектах в сфере экономического развития путем совместного финансирования компаний. В задачи органов муниципального самоуправления входят поощрение и облегчение доступа к инвестициям, например, путем улучшения институциональной среды, создания бизнес-инкубаторов, обеспечивающих консультационные и информационные услуги для существующих и перспективных компаний.

1 О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года: пост. Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 г. № 355 [Электронный ресурс]. URL: http://spbstrategy2030.ru/7page_icM02 (дата обращения: 12.04.2016).

2 Официальный сайт «Санкт-Петербург 2030» [Электронный ресурс]. URL: http://www.peter-burg2030.ru/mission/ (дата обращения: 13.02.2016).

3 Программа развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://gov.spb.ru (дата обращения: 01.02.2016).

о

со —

О

сг <

>

о

о _

ш

О со О

со <

сг

<

X —

X

О

В числе таких финских компаний можно отметить Киппобыл (Кюменлааксо). В регионе Южной Карелии — Кехю (в Иматре). Кроме того, в Финляндии действуют ЭЛЮ-центры — центры экономического развития, транспорта и окружающей среды, реализующие задачи государственного управления и развития в регионах. ЭЛЮ-центры являются важными участниками и даже координаторами приграничного сотрудничества в регионе, особенно в части крупномасштабных инфраструктурных проектов. ЭЛЮ-центры Юго-Восточной Финляндии находятся в городах Коувола и Лаппеенранта.

Основным административным органом, ответственным за международное и приграничное сотрудничество Санкт-Петербурга, является Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. Функции этого комитета заключаются в реализации государственной политики и государственного управления в сфере международного и межрегионального сотрудничества и межнациональных отношений на территории Санкт-Петербурга, а также координация деятельности иных исполнительных органов государственной власти в этой сфере.

К числу субъектов приграничного сотрудничества относятся координационные центры сотрудничества в регионе, комитеты и институты сотрудничества. Активное участие в приграничном сотрудничестве сегодня принимают профильные комитеты и соответствующие государственные органы (напр., таможенная и пограничная службы). С точки зрения практического управления и развития трансграничного взаимодействия, можно отметить значительную роль Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации («Росграница»). Этот орган участвует в реализации крупномасштабных проектов в рамках ЕИСП.

Кроме правительственных органов, на уровне города и СЗФО есть консульства, торгово-промышленные палаты (в том числе русско-финская), Совместный Мониторинговый комитет ЕИСП («Юго-Восточная Финляндия — Россия») и Совет Министров Северных стран, который также является заметным участником международного и трансграничного сотрудничества.

Активными участниками приграничного сотрудничества являются университеты и политехнические институты Санкт-Петербурга. Проводимая на федеральном уровне реформа высшего образования способствует росту уровня международной ориентации российских образовательных учреждений высшего профессионального образования. В Кюменлааксо и Южной Карелии существует большое число высших учебных заведений, которые участвуют в международном сотрудничестве с Россией

Таблица 2

Структура экономики на исследуемой территории

Единица Санкт-Петербург Ленинградская область Южная Карелия Кюменлааксо

Средний ВВП на душу населения

$ 8583,57 6663,39 30 162,0 35 382,0

Среднемесячный доход на душу населения

$ 567,30 365,85 3036,00 3032,00

Уровень безработицы

% 0,7 4,3 13,9 12,8

Источник: Программа Приграничного Сотрудничества «Европейский инструмент соседства (ППС ЕИС) «Юго-Восточная Финляндия — Россия» 2014-2020 Совместная программа действий Проект от 5 февраля 2015 г.

(Технологический университет Лаппеенранта, Политехнический институт Кюменлаак- о со). В числе таких международных проектов можно отметить проект «11пЮ — финско- ^ российское сотрудничество университетов по созданию новых бизнес-знаний». Целью ^ проекта является развитие бизнес-контактов и кооперации между приграничными Е^ регионами России и Финляндии на основе сотрудничества университетов-партнеров ^ в области распространения знаний и информации о бизнес-среде функционирования компаний. Главными целевыми группами проекта являются руководители и эксперты о компаний, действующих в сфере совершенствования технологий охраны окружающей о среды и организации здравоохранения. Обе эти сферы приоритетны в планах стра- < тегического развития приграничных регионов и, особенно, в регионах Кюменлааксо ^ и Южная Карелия, а также в Санкт-Петербурге1. х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активное развитие приграничного сотрудничества рассматриваемых территорий 2 непосредственно затрагивает многие жизненно важные сферы: экономику, соци- н-альную сферу, культуру, образование, спорт, досуг [8, с. 76; 11]. Однако потенци- ^ альными драйверами трансграничной интеграции экспертами признаются торгов- щ ля и инвестиции.

Санкт-Петербург играет важную роль в развитии финской деловой активности в России. Приграничному сотрудничеству способствует значительный потенциал человеческих ресурсов на российской стороне с точки зрения высокой плотности партнеров приграничного сотрудничества в Санкт-Петербурге, а также сравнительно зажиточного населения и демографической ситуации в мегаполисе (большое количество молодежи).

Примерно две трети финских инвестиций приходится на покупку недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Наиболее значительные инвестиции в последние годы были сделаны в розничную торговлю (группа Стокманн), продукты питания (Фацер и Валио), производство шин (Нокиан Ренкаат) и стро-ителство (ЮИТ). Как правило, эти компании производят продукцию для внутреннего российского рынка. Наблюдается значительный рост числа совместных проектов российских и финских высокотехнологичных компаний и научно-исследовательских учреждений. Как пример можно привести финскую компанию Технополис, которая реализует программу создания сети технопарков в Санкт-Петербурге. Российские фирмы в Кюменлааксо и Южной Карелии в основном относятся к малому бизнесу. Это небольшие торговые и логистические компании, зачастую с одним владельцем.

В регионе Южная Карелия до 20% создаваемых предприятий имеют российских владельцев, а в Лаппеенранте только в 2011 г. было открыто более 20 российских предприятий. К числу таких предприятий можно отнести Цитомед. Примером российских инвестиций в сферу услуг можно считать спортивно-рекреационный центр Сириус в городе Пюттис (Кюменлааксо). Интересно отметить, что Юго-Восточная Финляндия стала своего рода «пригородом» Санкт-Петербурга, так как данный регион все чаще служит в качестве места для регулярных поездок горожан в выходные дни, для торгового туризма, для проведения досуга, для покупки второго дома и т. д. Кроме того, пересечение границы с Финляндией становится все более простым способом попасть на территорию ЕС [2, с. 163].

Малый бизнес Финляндии, не столь уверенный в своих силах из-за отсутствия опыта ведения дел в России, пока редкое явление на российском рынке. Еще су-

1 Отчет Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга о ходе реализации в 2015 г. соглашений Правительства Санкт-Петербурга и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга об осуществлении международного сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей [Электронный ресурс]. URL: http://www.kvs.spb.ru/userfiles/2016/ Cocument(186)111.pCf (дата обращения: 12.05.2016).

о ществует определенный «разрыв» между двумя бизнес-культурами и, в меньшей ^ степени, коммуникационные проблемы, что препятствует малым предприятиям ^ Финляндии использовать свой потенциал сотрудничества. Знание финского языка ^ зачастую становится необходимым для ведения бизнеса в Финляндии [7, с. 30; 12]. Это ставит вопрос о необходимости разработки целевых программ подготовки кадров и информационной поддержки предприятий. Некоторые, очевидно, мо-о гут быть реализованы в рамках ППС «Юго-Восточная Финляндия — Россия» на S период 2014-2020 гг.

< «Локомотивами» приграничного сотрудничества в исследуемом регионе являют-с ся организации и предприятия государственного сектора. Можно выделить четыре х основных кластера в конфигурации приграничной сети сотрудничества, условно 2 обозначаемые как 1) образование и НИОКР, 2) социальные услуги, 3) экологические н- проблемы и безопасность на море, 4) сельское хозяйство. Данные кластеры предел ставляют собой относительно однородные сферы совместной деятельности, но ° различаются с точки зрения организационно-правового механизма и территориальных границ.

Значительную коммерческую ориентацию среди них имеет кластер «образование и НИОКР». В него входят научно-исследовательские и образовательные учреждения России и Финляндии, два комитета регионального развития Кюменлааксо и Южной Карелии, несколько управленческих структур (профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга) и несколько частных предприятий. В число участников этой тематической подсети входят организации, как международного, так и национального и регионального уровней.

Выводы

Многолетнее взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, представителей частного бизнеса, общественных организаций в рамках различных программ и проектов Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии привело к значительному наращиванию потенциала приграничного сотрудничества с обеих сторон.

В целом приграничное сотрудничество Санкт-Петербурга и регионов Юго-Восточной Финляндии является примером того, что И. Сон трактует как «геоэкономическая модель трансграничной интеграции, основанная на асимметричных взаимодействиях» [15]. Этот характер взаимодействия также прослеживается и в текущих программах приграничного сотрудничества, которые уделяют большое внимание увеличению мобильности на участке русско-финляндской границы за счет роста инвестиций в пунктах пересечения границ и облегчению делового сотрудничества. Программа приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия» в значительной степени сосредоточена на конкретных сферах, таких как, например, культура и спорт, в то время как таким политически амбициозным целям, как формирование в регионе программы функциональной приграничной области, уделяется незначительное внимание.

Кризис на Украине, начавшийся в 2014 г., вновь заставил задуматься о потенциальном влиянии геополитики на приграничное сотрудничество и стратегии регионального развития России и Финляндии. Сегодня существует «растущее чувство неопределенности» относительно дальнейшего развития событий ввиду изменений геополитических и геоэкономических стратегий России. Если данная тенденция продолжится, со временем это может оказать существенное влияние на проницаемость русско-финляндской границы и степень «трансграничности» стратегий развития приграничных регионов России и Финляндии.

Литература о

1. Маркова Н. О. Перспектива интеграции России с ЕС // Вестник Ростовского государ- о ственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 32. C. 63-71. <

2. Кивинен М. Россия и Финляндия как европейские общества // Мир России: Социология, ^ этнология. 2012. Т. 21. № 2. С. 162-164. g

3. Косов Ю. В. Интеграционные процессы в современном мире и внешние связи северо-за- 1-пада России // Управленческое консультирование. 2006. № 4 (24). С. 227-228. q

4. Косов Ю. В. Трансграничное региональное сотрудничество: Северо-Запад России // Полис. m Политические исследования. 2003. № 5. С. 145-153. m

5. Косов Ю. В., Владимирова Н. В. Трансграничные региональные связи государств балтий- 5 ского моря // Управленческое консультирование. 2005. № 3 (19). С. 67-74. с=

6. Косов Ю. В., Грибанова Г. И. Стратегия ЕС для региона Балтийского моря: проблемы х и перспективы международного сотрудничества // Балтийский регион. 2016. Т. 8. № 2. ^ С. 48-66. н

7. Манукян А. Р. Мультикультурализм как форма противодействия экстремистской деятель- ^ ности // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 4 (6). С. 29-30. о

8. Микуленко Д. Г. Россия и Финляндия: прошлое, настоящее и будущее // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2013. № 1. С. 74-78.

9. Нарышкин А. А. Развитие внешнеэкономических связей между Россией и Финляндией в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 335-338.

10. Худолей К. К. Санкт-Петербург в Балтийском регионе // Балтийский регион : [сб.] / Рос. гос. ун-т им. И. Канта, С.-Петерб. гос. ун-т. 2009. № 1. С. 64-73.

11. Шхагапсоева М. Х. Средовая организация гражданско-правового воспитания // Развитие личности в образовательных системах : материалы ХХХ1 Междунар. психолого-пед. чтений. Ростов-на-Дону : Армавир, 2012. С. 332-337.

12. Kosonen R. Suomen ja Venajan taloussuhteet. The economic Relations of Finland and Russia; presentation. School of Business at Aalto University. CEMAT, 14-15. 3. 2013.

13. Laine J. New Threats, Challenges, and Finnish-Russian Cross-Border Security Cooperation: A Finnish Perspective // Eurolimes. 2015. N 20. P. 125-142.

14. Nemeth S., Fritsch M., Eskelinen H. Cross-Border Cooperation and Interaction between Southeast. Finland and its Neighboring Russian Regions of Leningrad Oblast' and St. Petersburg. Case Study Report. November 2014.

15. Sohn I. East Asia's Counterweight Strategy: Asian Financial Cooperation and Evolving International Monetary Order // UNCTAD: сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [Электронный ресурс]. URL: http://g24.org/wp-content/uploads/2014/03/Sohn-1.pdf (дата обращения: 12.08.2016).

References

1. Starkova N. O. The prospect of Russia's integration with the European Union [Perspektiva in-tegratsii Rossii s ES] // Bulletin of the Rostov State University of Economics [Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta]. 2010. N 32. P. 63-71. (rus)

2. Kivinen M. Russia and Finland as European society [Rossiya i Finlyandiya kak evropeiskie obshchestva] // World of Russia: Sociology, Ethnology [Mir Rossii: Sotsiologiya, etnologiya]. 2012. T. 21. N 2. P. 162-164. (rus)

3. Kosov J. V. Integration processes in the modern world and external relations northwest Russia [Integratsionnye protsessy v sovremennom mire i vneshnie svyazi severo-zapada Rossii] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2006. N 4 (24). P. 227-228. (rus)

4. Kosov J. V. Cross-border regional cooperation: the North-West of Russia [Transgranichnoe regional'noe sotrudnichestvo: Severo-Zapad Rossii] // Polis. Political studies [Polis. Politicheskie issledovaniya]. 2003. N 5. P. 145-153. (rus)

5. Kosov J. V., Vladimirova N. V. Cross-border regional relations of the Baltic Sea [Transgranichnye regional'nye svyazi gosudarstv baltiiskogo moray] // Management Consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2005. N 3 (19). P. 67-74. (rus)

6. Kosov J. V., Gribanova G. I. The EU Strategy for the Baltic Sea Region: challenges and prospects of international cooperation [Strategiya ES dlya regiona Baltiiskogo morya: problemy i perspe-ktivy mezhdunarodnogo sotrudnichestva] // Baltic region [Baltiiskii region]. 2016. T. 8. N 2. P. 48-66. (rus)

o 7. Manukyan A. R. Multiculturalism as a form of counteracting extremist activities [Mul'tikul'turalizm kak forma protivodeistviya ekstremistskoi deyatel'nosti] // The new word in science: prospects ^ for development [Novoe slovo v nauke: perspektivy razvitiya]. 2015. N 4 (6). P. 29-30. (rus)

^ 8. Mikulenko D. G. Russia and Finland: Past, Present and Future [Rossiya i Finlyandiya: proshloe, > nastoyashchee i budushchee] // Actual problems of modern international relations [Aktual'nye

problemy sovremennykh mezhdunarodnykh otnoshenii]. 2013. N 1. P. 74-78. (rus) ^ 9. Naryshkin A. A. The development of foreign economic relations between Finland and Russia in modern conditions [Razvitie vneshneekonomicheskikh svyazei mezhdu Rossiei i Finlyandiei o v sovremennykh usloviyakh] // Problems of modern economy [Problemy sovremennoi eko-

" nomiki]. 2012. N 1. P. 335-338. (rus)

^ 10. Khudoley K. K. St. Petersburg in the Baltic region [Sankt-Peterburg v Baltiiskom regione] // x The Baltic region: [collection] / Ros. state. Univ them. Kant, St. Petersburg State Univ. 2009.

< N 1. P. 64-73. (rus)

^ 11. Shhagapsoeva M.H. Environmental organization of civil-law education [Sredovaya organi-^ zatsiya grazhdansko-pravovogo vospitaniya] // Personality development in educational systems

^ [Razvitie lichnosti v obrazovatel'nykh sistemakh]: materials XXXI Intern. psychological and ped.

° readings. Rostov-na-Donu : Armavir, 2012. P. 332-337. (rus)

12. Kosonen R. Suomen ja Venajan taloussuhteet. The economic Relations of Finland and Russia; presentation. School of Business at Aalto University. CEMAT, 14-15. 3. 2013.

13. Laine J. New Threats, Challenges, and Finnish-Russian Cross-Border Security Cooperation: A Finnish Perspective // Eurolimes. 2015. N 20. P. 125-142.

14. Nemeth S., Fritsch M., Eskelinen H. Cross-Border Cooperation and Interaction between Southeast. Finland and its Neighboring Russian Regions of Leningrad Oblast' and St. Petersburg. Case Study Report. November 2014.

15. Sohn I. East Asia's Counterweight Strategy: Asian Financial Cooperation and Evolving International Monetary Order // UNCTAD [Electronic resource]. URL: http://g24.org/wp-content/up-loads/2014/03/Sohn-1.pdf (date of access: 12.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.